«Реферат «Игра и игровые технологии обучения»


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Современные технологии обучения физике. Инновации в школьном физическом образовании»
По теме:
«Игра и игровые технологии обучения.
Организационно-деятельностные и дидактические игры в обучении физике.» Исполнитель:
Усенко Елена Геннадьевна
Москва 2017 год
Содержание
Введение ………………………………………………………….…с. 3
Немного о термине «педагогическая технология»….…….…........с. 4
Игра и игровая технология.…………………………………..……..с. 7
Организационно-деятельностные игры в обучении физике.……...с. 8
Дидактические игры в обучении физике.………………..…….….. с. 10
Заключение …………………………………………………………..с. 13
Список литературы …………………………………………………..с.14
Введение.

Дать детям радость в учении –
это первая заповедь воспитания
(В.А.Сухомлинский).
В современном образовательном процессе используются различные педагогические технологии, дающие возможность повышать качество образования, эффективно использовать учебное время, повышать интерес детей к обучению.
Единого четкого определения понятия «педагогическая технология» на данный момент не существует. Можно привести некоторые современные определения термина:
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения (из Википедии).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). 
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). 
Педагогические технологии классифицируются по разным признакам. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, тенденции развития которых напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации, самореализации личности.
Одной их педагогических технологий, в огромной степени способствующей развитию детей, активизирующей деятельность обучающихся, является игровая технология.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» (А. С. Макаренко).
Целью данной работы является описать роль игры и игровой технологии в образовании, актуальность в ее использовании.
Немного о термине «педагогическая технология».
В настоящее время термин «педагогическая технология» прочно закрепился в педагогическом лексиконе. Однако в понимании и употреблении этого понятия существуют большие разночтения.
Первое упоминание о педагогической технологии относится к 20-м годам XVIII века, когда Федор Поликарпов, автор ряда учебных книг, будущий директор Монетного двора, применил понятие технологии в своей работе («Технология» ,1725 г.). В 1721 году в приложении к третьему изданию грамматики М.Смотритского, Ф. Поликарпов рассматривает концепцию грамматики как построение системы определений, орудий, принципов и др. Данная формулировка близка греческому оригиналу (слово «технология» от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение).
Но известно также, что вопросы технологии, технологические идеи обучения высказывались чуть раньше Яном Коменским. В своем знаменитом труде «Великая дидактика», вышедшем в 1632 году, он обосновывает одну из ведущих задач теории обучения: «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Иными словами, были сформулированы идеи технологии – гарантированность результата, учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки».
Элементы педагогической технологии можно найти и в работах И.Г.Песталоцци (1746–1827 г.г.), швейцарского педагога, который первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности – интеллектуальных, физических, нравственных. Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, направленное на непосредственное наблюдение и размышление ребенка под непосредственным руководством учителя. По словам русского педагога К. Д. Ушинского, «идея развивающего обучения — великое открытие Песталоцци».
В 20-е годы 20-го века термин «педагогическая технология» упоминается в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии. Позже к педагогической технологии относилось умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.
Примерно в 60-е годы начинается этап программируемого обучения, поэтому понятие «педагогическая технология» широко обсуждается в педагогической печати за рубежом, на международных конференциях. Выделяются два направления толкования этого понятия: первое – необходимо применение технических средств и средств программированного обучения; второе – повышение эффективности организации учебного процесса.
К началу 80-х гг. «педагогическая технология» приобретает понятие, как системы средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. Были обозначены две стороны этого понятия: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.
Т.А. Стефановская определяет современную педагогическую технологию как научно-педагогическое обоснование характера педагогического взаимодействия, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности учащегося, входящего в культуру.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
В настоящее время педагогические технологии классифицируются по уровню применения, по характеру содержания и структуре, по концепции усвоения, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью и т.д.
Таким образом, преподаватель, имея в запасе большое количество технологий, применяя их на практике, ориентирован на формирование положительной мотивации к образовательному процессу, на развитие личности, способной учиться и повышать свой интеллектуальный уровень и вне стен образовательного учреждения, на охрану здоровья обучающихся, на развитие их коммуникативных способностей. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хаббард).
«Дать детям радость в учении – это первая заповедь воспитания» (В.А.Сухомлинский). Одной из технологий, которая направлена на обучение без скуки, а в радости – это игра, игровая технология.
Игра и игровая технология.

Игра практически с древних времён
выступает как форма обучения.
Ян Коменский.
«Играть – это производить опыты со случаем» (Новалис).
«Игра – это дитя труда, – писал В. Вундт. – Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда…».
Игра – это тот вид детской деятельности, в которой для достижения цели ребенок, обучающийся, осваивает новые виды деятельности и способы их осуществления, что является серьезным трудом, но осуществляющемся в приятной, веселой атмосфере или форме. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые являются средствами побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Роль игровой технологии в образовательном процессе, использование элементов игры в процессе обучения в большой степени зависит от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр.
По виду деятельности игры разделяют на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру игровой методики можно указать следующие типы: дидактические, проблемные, сюжетные, имитационные, предметные, ситуационные, деловые и т.д. В зависимости от дидактических целей игры разделяют:
игры для изучения нового материала;
игры для закрепления;
игры для проверки знаний;
обобщающие игры;
игры-паузы (релаксационные).
При изучении и закреплении нового материала можно использовать такой тип игры «Кто прав?». Озвучивается вопрос, на который обучающиеся должны дать ответ, но если ответ не получен или ответов несколько, то преподаватель спрашивает: «Кто считает, что ответ, например, Саши Иванова верен?». Кто-то поднимает руку, преподаватель записывает количество голосующих и т.д. Как правило, голосующих за правильный ответ немного, некоторые поднимают руку только потому, что так ответил ученик, который имеет хорошую оценку или пользуется авторитетом. Но часто оказываются правы те, кто тихо, не высовываясь, сидит на уроке. После подобного голосования было заметно, как повышается самооценка таких детей, как увереннее и свободнее они отвечают на следующих занятиях.
Организационно-деятельностные игры на уроках физики.
Организационно-деятельностная игра (ОДИ), созданная Г.П.Щедровицким – это игровой метод активного социально-психологического обучения, в ходе которого изыскивается способ взаимодействия специалистов разного профиля для решения поставленной задачи. Целью ОДИ является решение теоретической и практической проблемы.
Организационно-деятельностные игры считаются играми на развитие, методологию мышления, выработку обобщенных приемов продуктивной умственной деятельности. ОДИ приучает к коллективной мыслительной деятельности.
В ОДИ от всех других игр отличается тем, что она проводится в течение нескольких дней, устанавливается иерархический уровень взаимодействия разных специалистов.
На уроках физики ОДИ можно проводить при изучении, например, темы «Использование явления радиоактивности человеком». Класс разбивается на группы специалистов – физиков, химиков, биологов, строителей, энергетиков и обычных жителей. В течение нескольких дней обучающиеся ищут и готовят информацию по своей тематике, выявляют все «за» и «против» использования человеком явления радиоактивности. В начале самой игры создается проблемная ситуация: около города N собираются строить атомную электростанцию. Жители этого города против данного решения властей, митингуют, пишут петиции и т.д.
Обучающиеся в ходе игры должны как специалисты доказывать свою точку зрения на эту проблему. Окончанием игры является голосование по поводу строительства АЭС возле города N.
В ходе игры возможно возникновение ситуации, когда предлагается вариант строительства, но в другом месте, или строительство АЭС другого улучшенного типа и т.д.
Подобные игры развивают способность к действиям, отстаиванию своей точки зрения, осуществляет перестройку мышления участников.
Управление организационно-деятельностной игрой требует от педагога – организатора игры большой подготовленности в данном вопросе, внимания и гибкости, творчества на всех этапах игры.
Дидактические игры в обучении физике
В целях развития познавательных интересов обучающихся и повышения эффективности обучения на уроках физики можно использовать дидактические игры.
Применение дидактических игр позволяет решать педагогические задачи: воспитание интереса к обучению, развитие логического мышления обучающихся, повышение эффективности обучения, облегчение процесса обучения, улучшение психологического климата в коллективе.
Игра обязательно должна иметь элемент соревнования между командами или отдельными участниками. Игра должна вызывать у участников положительные эмоции, даже проигравшая команда не должна испытывать негативное отношение к предмету. Ответственность за создание положительной атмосферы во время проведения игры полностью лежит на преподавателе.
Дидактические игры в зависимости от цели можно разделить на:
творческие игры (внесение элементов воображаемой ситуации, например, сказка, сочинение-фантазия);
игры-соревнования (связаны с выявлением победителя);
игры, направленные на выполнение занимательного задания (объяснение интересного опыта, составить или отгадать кроссворд, в тексте найти зашифрованные физические явления или термины, решить ребусы);
игры с раздаточным материалом.
В качестве творческой игры можно предложить написание фантазии о путешествии электрона по проводнику: как начал движение, кто находится рядом, с кем сталкивается, какие трудности испытывает и как эти трудности преодолевает.
Игра с выявлением победителя, как правило, коллективная, когда группа обучающихся делится на команды и игра проходит до выявления победителя. Такая игра может охватывать разные разделы физики, поэтому подобного рода игры целесообразно применять в качестве обобщающего занятия по то или иной теме.
Игры-соревнования можно использовать как бинарный урок, совмещающий несколько дисциплин в одной игре. Обучающиеся осознают взаимосвязь многих дисциплин на реальных примерах.
В качестве примера можно привести несколько конкурсов, которые включены в викторины.
"Кот в мешке".
Из коробки наугад выбирают карточки с вопросом:
Вопрос 1. Что мешает студенту колледжа, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
Вопрос 2. В каких учениках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
Вопрос 4. Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с ее обитателями, через минуту сказал: "Уважаемая хозяйка, у Вас на кухне кипит чайник". Как он определил это, если находился в комнате, из которой кухня не видна?
«Физика-лирика»
а) Проведите аналогию к стихотворению А.Ахматовой.
Молюсь оконному лучу – он бледен, тонок, прям.
- Какой прибор дает тонкий, прямой луч? (лазер)
б) Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно, без языка – кричит.
- О каком явлении идет речь? (эхо)
в) Ф.И. Тютчев «Успокоение»
Гроза прошла – еще крутясь, лежал
Высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженный.
- Какое явление сразило дуб? (молния)
3. «Отгадай физический ребус»
На данном этапе необходимо угадать физическое явление или термин, зашифрованный в ребусе.
«Собери электрическую цепь»
На данном этапе необходимо собрать электрическую цепь, представленную на схеме, убедиться в том, что она работает, снять показания приборов – вольтметра и амперметра.
5. «Найди пару»
Составить пары, используя образец: огонь Прометея.
Подобрать к каждому слову из столбца слева имя собственное из столбца справа, чтобы получить аналогичное выражение.
Можно провести тематический физический марафон, на котором команды, разделенные по количеству заданий, поочередно выполняют эти задания за определенное время. После каждого этапа преподаватель выставляет баллы. Побеждает та команда, которая набирает большее количество баллов.
Идей дидактических игр огромное количество. Важно эти игры, игровые технологии использовать так, чтобы они приносили результат.
Заключение.
Применение игровых технологий в обучение положительно сказывается на учебном процессе.
Большинству игр присущи черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
творческий, активный характер этой деятельности;
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т.п.;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
О роли игры в обучении говорил и Ян Коменский, живший более 300 лет назад, и многие современные ученые, педагоги, определяя игру, игровую технологию как одну их основных составляющих образовательного процесса. «Игра — высшая форма исследования» (Альберт Эйнштейн).
Список литературы
Головин В.А. Сто затей двух друзей. Приятели-изобретатели. –М.: Молодая гвардия, 1966. – 248 с.
Налегач А.Н. Дидактические игры в обучении физике // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2002. – № 3. – С. 54-58.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры // [Электронный ресурс] |
/ Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru Psihologiya_igry.pdf
http://jarki.ru/wpress/https://interactive-plus.ru/e-articles/epub-20140829/epub-20140829-3849.pdfhttp://mirznanii.com/a/178180/pedagogika-yana-amosa-komenskogo

Приложенные файлы


Добавить комментарий