«Реферат «Фольклор как средство духовного воспитания младших школьников»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области
«Тюменский педагогический колледж»
Реферат
по профессиональному модулю ПМ. 04
Методическое обеспечение образовательного процесса

Фольклор как средство духовного воспитания младших школьников
Выполнил:
студент 2 курса 15-09 группы
специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Елисеева Дарья Константиновна
Руководитель:
Шипунова Ольга Валентиновна
Тюмень, 2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………....... 3
Понятие и функции фольклора как средства духовного воспитания младших школьников…………..………………………………………….. 5
2. Особенности изучения фольклора в начальной школе………………….. 6
3. Приемы работы над произведениями устного народного творчества
в начальной школе……………………………………………………………. 9
Заключение……………………………………………………………………. 13
Список использованной литературы……………………………………….... 15
Введение
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников. Согласно данным документам, под духовно-нравственным развитием личности понимается «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов» [4].
Важно заметить, что духовно-нравственное воспитание на начальной ступени образования реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества [5].
В настоящее время можно наблюдать оторванность детей от подлинной национальной культуры, от общественно-исторического опыта ушедших поколений и это одна из самых болезненных проблем современности. Происходит потеря духовно-нравственных ориентиров, навязывание массовой культуры, активное внедрение чуждых русским людям образа мышления, жизни и поведения. Поэтому сегодня возникает необходимость в поиске новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения, которое не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная национальная культура. Чем раньше начать приобщать детей к ней, тем больше вероятность воспитать духовно богатую личность. В младшем школьном возрасте дети активно накапливают нравственный опыт, а обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Одним из средств этого процесса является фольклор [6].
Традиционный фольклор – хранитель исторического духовного наследия народа. Передаваясь из поколения в поколение, произведения устно-поэтического творчества аккумулируют духовный опыт различных исторических эпох и отражают общие свойства мифопоэтической модели мира и локальные региональные традиции. В силу архаичности фольклора его роль в духовно-нравственном становлении личности современного младшего школьника нуждается в более подробном рассмотрении.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и соответствующие ему примерные программы предусматривают ознакомление младшего школьника со сказочными и малыми фольклорными жанрами, былинами, легендами и колыбельными песнями, с «традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами»; формирование готовности учащихся осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику фольклорных произведений, отличать фольклор от литературы [5]. Цель исследования: изучение фольклора как средства духовного воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие и функции фольклора как средства духовного воспитания младших школьников.
Выявить особенности изучения фольклора в начальной школе.
Рассмотреть приемы работы над произведениями устного народного творчества в начальной школе.
Методы исследования: изучение, анализ, синтез и сравнение педагогической и методической литературы.
Понятие и функции фольклора как средства духовного воспитания младших школьников
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У. Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала XX в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.
Фольклор (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах произведения (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [3]. Фольклор как средство духовного воспитания младших школьников осуществляет ряд функций. Во-первых, он способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями разных народов.
Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.
В-третьих, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
Таким образом, можно сказать, что фольклор – это устное народное творчество, которое развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор несет воспитательную и развивающую функции, следовательно, может использоваться в учебно-воспитательном процессе младших школьников.
Особенности изучения фольклора в начальной школе
Начальные классы являются самым ответственным звеном в системе обучении и воспитания, так как в начальной школе закладывается база литературного и духовного развития школьников.
Изучение фольклора в начальной школе ведется с того самого периода, когда началась активная работа по собиранию произведений устного народного творчества, когда зарождалась фольклористика как наука. Именно XIX в. характеризуется особым интересом к народу и его творчеству. В этот период произведения устного народного творчества активно собираются, записываются, изучаются, используются в обучении родному языку.
Одним из первых методистов, включившим фольклор в учебный процесс, был Ф.И. Буслаев. В своем труде «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) изучение пословиц он выделил в качестве самостоятельного вопроса (раздел 10. Предложение, пословица, период, речь) и отобрал многочисленные примеры пословиц из древнерусской литературы. Для этих целей им же была составлена «Русская хрестоматия», куда вошли, кроме памятников древней русской литературы, произведения народной словесности с историческими, литературными и грамматическими объяснениями и словарем. В данном учебном пособии были представлены былины, песни колыбельные, детские и хороводные. В формировании духовно-нравственного мировоззрения детей особое значение Ф.И. Буслаев придавал чтению произведений устного народного творчества.
Не менее интересен опыт Л.Н. Толстого, который при составлении учебных книг создавал тексты для чтения младших школьников «по мотивам» произведений устного народного творчества. В процессе преподавания в яснополянской школе Л.Н. Толстой пришел к мысли: «...единственные же книги, понятные для народа и по его вкусу, есть книги, писанные не для народа, а из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок. Дети имеют более охоты, чем взрослые, к чтению такого рода книг, они перечитывают их по несколько раз, заучивают наизусть, с наслаждением уносят на дом и в играх и разговорах дают друг другу прозвища из древних былин и песен».
Высоко оценивая роль произведений устного народного творчества в первоначальном обучении родному языку, Л.Н. Толстой был близок к К.Д. Ушинскому, который писал: «Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем».
Ценность фольклора заключается и в том, что с его помощью педагог может установить эмоциональный контакт с учениками. Еще В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности и яркой индивидуальности. Именно попевки, приговорки, колыбельные — это первые художественные произведения, которые слышит ребенок, и знакомство с ними обогащает его духовный и образный мир, формирует отношение к окружающей среде.
Произведения устного народного творчества дают возможность и на уроках (в основном на литературном чтении), и во внеурочной деятельности наблюдать единство формы и содержания художественного произведения, так как именно они являются древним источником художественных средств изображения и выражения; в них закреплены совершенные способы и приемы образного видения мира, опыт народа в области художественного воздействия на личность.В начальной школе в качестве учебного материала традиционно, еще со времен К. Д. Ушинского, особое место занимают пословицы, и это неслучайно. Первое, что привлекает внимание в пословицах, — их интернациональность. На данную особенность обратил внимание еще Ф.И. Буслаев, который установил, что у разных народов можно найти немало сходных по смыслу пословиц. Например: «Кто станет под доброе дерево, найдет хорошую тень» (испанская пословица) и «Выбери хорошее дерево, будешь под тенью сидеть» (русская пословица). Пословицы отличаются также широтой, которая охватывает самые разнообразные стороны действительности.
Казалось бы, и загадки касаются тех же тем, близких к быту и народной морали, что и пословицы. Однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть и их существенные различия. Особенно заметно это становится при сопоставлении тематических отделов в сборниках пословиц и загадок. Например, В.И. Даль в своем сборнике «Пословицы русского народа» расположил весь материал по следующим тематическим разделам: судьба — терпение, надежды; богатство — убожество; ум — глупость и т.д. В сборниках загадок выделены совсем иные категории: жилище, одежда, домашние животные. Как мы видим, и пословицы, и загадки связаны с жизнью, бытом человека. Но если тематика пословиц относится к морали, характеру человека, то тематика загадок — это вещи, природа, животные, окружающие человека в быту.
В загадке чаще всего кроется метафора: «Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)». При помощи метафоры в данной загадке выражается и мысль, и эмоциональное отношение к изображаемому. В пословице «Нет дыму без огня» метафора имеет переносное значение, что, в свою очередь, создает возможность многообразия ее применения в реальной жизни.
В процессе разгадывания загадок у младших школьников развивается логическое мышление, воображение, наблюдательность, внимание к слову. Пословицы же помогают постичь историю своего народа: формируют нравственные качества подрастающего поколения; развивают творческие способности учеников.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский включил также народные сказки в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка [1].
Из вышесказанного следует, что изучение фольклора направлено на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Все жанры устного народного творчества являются средствами народной педагогики. Многие методисты, писатели и ученые уже в XIX в. активно использовали фольклорные произведения в воспитании детей.
Приемы работы над произведениями устного народного творчества в начальной школе
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Младшие школьники живо вовлекаются в любую деятельность, могут самостоятельно организовать групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками. Для того, чтобы дети активно изучали устное народное творчество на уроках и во внеурочное время, можно использовать игры, так как большинство фольклорных текстов построено на игре.
В течение дня можно создать такие условия для младшего школьника, в которых ему будет интересно, комфортно, радостно, для этого необходимо все режимные действия, от простого утреннего умывания до ночного сна, сопровождать традиционными фольклорными (детскими) и классическими текстами детской литературы.
Например, если ребенок проснулся утром не в духе и не хочет идти в школу, то потешка поможет поднять ему настроение: «Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась, раз — росой она умылась, два — изящно покружилась, три — нагнулась и присела, на четыре — улетела». Во время умывания приговаривают: «Водичка-водичка, умой Настино личико, Настя кушала кашку, испачкала мордашку. Чтобы девочка была самой чистенькой всегда, помоги, водичка, умыть Настино личико».
Встреча в школе с учителем может сопровождаться таким текстом: «Смотрит солнышко в окно, в классной комнате светло. Будем весело учиться, нам не привыкать трудиться», - что смотивирует детей на ближайшую деятельность.
На занятиях следует вспоминать пословицы, настраивая детей на работу: «Терпение и труд все перетрут», «Учение — свет, а неучение — тьма», «Один в поле не воин». Для разминки перед уроками чтения использовать чистоговорки и скороговорки: «У Глаши во рту нет каши», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Для физкультурной разминки — речевку: «Спал цветок и вдруг проснулся! Потянулся, улыбнулся, взвился вверх и улетел! Вот и я на место сел». На переменах между уроками играть в «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Города».
Так можно сопровождать любой этап дня для забавы или поднятия настроения, для обучения или воспитания духовно-нравственных чувств [2].
Наиболее эффективные методы работы над произведениями устного народного творчества:
1. Словесные методы:
- чтение учениками «про себя», вслух с четким ритмом;
- конкурс чтецов;
- выразительное чтение, чтение по ролям;
- обобщение учителя;
- чтение с разной интонацией;
- чтение учителем;
- краткая вступительная беседа;
- аудирование (слушание);
- разучивание песни по фразам;
- беседа о жанре, о его особенностях;
- анализ произведения.
2. Наглядные и практические методы:
- демонстрационные карточки, предметные карточки, ребусы, кроссворды;
- карточки с рисунками, просмотр репродукций, работа по картине в учебнике;
- составление характеристики героя;
- деление теста на части и составление плана;
- пересказы (выборочный, подробный, краткий, творческий);
- творческие работы (пантомима, постановка живых картин, инсценирование, составление фильма).
- словесное рисование;
- завершение предложений так, чтобы получилась небылица;
- самостоятельное составление небылицы, загадки и т.д.;
- проведение викторин;
- составление пословицы из набора слов объяснение ее смысла и темы;
- из данных пословиц выбор той, которая относится к теме урока;
- вставка пропущенного слова;
- розыгрыш мини-сценки.
3. Имитативные методы:
- пересказ с творческими изменениями и дополнениями;
- подражательное рассказывание;
- составление рассказа по картине с использованием пословиц.
Таким образом, при работе над произведениями устного народного творчества широко используются все методы обучения и приемы анализа литературного произведения. Особое значение придается творческим заданиям, требующим определения своего отношения к прочитанному. Кроме того, важно использовать задания синтетического характера, привлекающие произведения других видов искусства (живописи, музыки), так как это усиливает эмоциональное воздействие на детей и способствует духовному развитию обучающихся и лучшему усвоению нравственных уроков произведений устного народного творчества.
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент образования [7].
Сущность формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника - это педагогически организационный процесс, целенаправленный на принятие духовно-нравственных ценностей, формирование духовных потребностей, нравственных мотивов поведения, развитие общественно значимых чувств, способности к самосовершенствованию.
Произведения фольклора – устного народного творчества, - могут быть широко задействованы в системе духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Фольклор может способствовать формированию у обучающихся любви и уважительного отношения к своему народу, родному краю, к семье, человеку, его материальной и духовной культуре, к труду, творчеству, искусству и другим базовым духовно-нравственным ценностям. Фольклор несет воспитательную и развивающую функции, поэтому может активно использоваться в учебно-воспитательном процессе младших школьников [6].
Все жанры устного народного творчества являются средствами народной педагогики, которая ставит задачу воспитать гуманного, высоконравственного и духовно развитого гражданина. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств — тема, которую изучают ученые уже несколько сотен лет.
При работе над произведениями устного народного творчества широко используются все методы и приемы обучения. Особое значение придается творческим заданиям, при выполнении которых, ребенок должен высказать свое отношения к прочитанному. Учитель должен использовать задания синтетического характера, так как это усиливает эмоциональное воздействие на детей и способствует лучшему усвоению нравственных уроков произведений фольклора. Также любой этап дня можно сопровождать потешками, песнями, пословицами и поговорками для поднятия настроения, для обучения или воспитания духовно-нравственных чувств.
Фольклор является средством духовного воспитания личности и должен изучаться в начальной школе.
Поставленные цели исследования достигнуты, задачи исследования решены.
Список используемых источников
Ахтырская, Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе [Текст] / Е. Н. Ахтырская // Начальная школа.- 2014.- №11.- С. 47-50.
Божок, А.Л. Использование социокультурных технологий для приобщения школьников к фольклорным традициям [Текст] / А. Л. Божок // Начальная школа.- 2013.- №11.- С. 85-89.
Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков // М.: Академия, 1999.– С. 168.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [Текст] / М.: Просвещение, 2009.
Никитченков, А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника [Текст] / А. Ю. Никитченков // Плюс до и после. Начальная школа.- 2012.- № 05.- С.1-5.
Трегубова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 27-29.
Шварова, Е.Л. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках литературного чтения [Текст] / Е. Л. Шварова, О. А. Смирнова // Начальная школа.- 2013.- №11.- С. 43-47.

Приложенные файлы


Добавить комментарий