Реферат «Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства»

АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»





РЕФЕРАТ

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

Тема:
«Эстетическое воспитание учащихся
средствами изобразительного искусства»

Реферат подготовил: Репешевская Ольга Викторовна

Должность: Учитель ИЗО

Место работы: МБОУ “СОШ №10” х. Игнатьевский




Республика Адыгея
Кошехабльский район
хутор Игнатьевский

Оглавление стр.
1. Введение. 3
2. Формирование эстетического воспитания в развитии учащихся. 4
2.1. Влияние природы на эстетическое воспитание учащихся. 5-6
3. Восприятие цвета учащимися. 7
4. Восприятие природы учащимися. 8
4.1. Формировании эстетического воспитания у учащихся в восприятии
произведений искусств. 9-10
5. Заключение. 11-12
6. Используемая литература. 13



















ВВЕДЕНИЕ.
В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важную роль в формировании чувств прекрасного у подрастающего поколения, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту окружающей действительности и искусства, развитии творчески активной личности отводят школе. При этом особое значение приобретает приобщение учащихся к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры, постоянное использование в системе художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений искусства. Эстетическое воспитание учащихся осуществляется на уроках изобразительного искусства. Воспитание как развитие природных и духовных сил человека является важнейшим видом социальной деятельности, проводимой в интересах личности и общества. Воспитание средствами прекрасного осуществлялось всегда. От поколения к поколению передаются человечеством завоевания эстетической культуры.
Развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается готовность к посильному проявлению себя в искусстве, стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного.




2. Формирование эстетического воспитания в развитии учащихся.
Природа - эффективное средство эстетического воспитания учащихся. Эстетическое воспитание средствами природы не ограничивается лишь формированием у школьников способности чувствовать, любить, понимать природу. Его задача гораздо шире: воспитание и формирование у детей нравственных понятий и убеждений. Природа обогащает опыт, наводит на глубокое осознание разнообразных явлений, рождает стремление обосновать свои суждения и оценки, повышает любознательность и наблюдательность, развивает умение «видеть» и «слышать» красоту, способствует углубленному познанию мира. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Школьный возраст - возраст развития научного мышления и усвоения основ научного знания. Восприятие картин у детей школьного возраста проходит ряд стадий: стадия перечисления, стадия описания, стадия интерпретации. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят: от структуры картины, от степени близости ее сюжета опыту ребенка, от формы поставленного вопроса, от общей культуры ребенка, умения наблюдать, от развития его речи. Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия картин.
Ребенок - это целый мир, творческий мир. Предоставляя ребенку возможность рисовать, взрослый открывает путь к его самовыражению. Уникальными средствами для творчества являются также занятия с глиной, бумагой для вырезания. Истоки воспитания творческой личности лежат в эмоциональном опыте раннего детства. Для ребенка красота и доброта всегда идут рядом, поэтому развитие эстетических чувств у него начинается с восприятия красоты. В процессе постепенного знакомства с материальной и духовной культурой, дети также начинают переживать эстетические эмоции при восприятии произведений искусства.
Влияние природы на эстетическое воспитание учащихся.
Общность законов природы и творчества не случайна. Она прослеживается психологами и исследователями начальных этапов культуры как характерная черта дополнительного мышления, проявляющаяся, в частности, в метаморфичности языка первобытного человека. Метафора возникла из потребности сопоставлений и сравнений, их первых попыток человека осмыслить мир, в котором он живет. Это был мир природы, и первобытный человек, пытаясь освоить непонятный, а порою враждебный мир природных явлений сопоставлял неведомое с тем, что ему было хорошо известно. Метаморфичность является одним из критериев художественной ценности произведения и в наши дни. Природа, таким образом, была и остается мощным источником художественного воображения.
Вернон Ф., обращая внимание на помехи, препятствующие формированию творческого потенциала, называет отсутствие достаточного количества чувственных впечатлений в детском возрасте. Современный ребенок не проходит естественного этапа дифференцировки ощущений. Он испытывает огромные перегрузки и находится в атмосфере постоянного «шума», который обрушивается на его зрительный и слуховой анализаторы. Это притупляет способность к различению слабых раздражителей. Как следствие этого постепенно обедняется фон представлений ребенка – источник работы воображения. Это свойство определяет способность к предвосхищению на основе воспринятых, но не осознанных впечатлений, столь важную в любом виде творчества. Важно научить ребенка всматриваться, вслушиваться в мир природы, воспитывать у него культуру ощущений еще в дошкольном возрасте, обращая его внимание на цвет неба, оттенки красок в осеннем лесу, фиксируя его на природных звуках, запахах, изменениях форм и красок. Творческое восприятие тесно связано с метаморфичностью мышления. Задача взрослых направить восприятие ребенка по пути творческого освоения мира природы. Для этого надо ставить перед ни соответствующие задачи. Во что можно превратить этот сук? Как передать в движении настроение, которое вызывает весеннее утро? А осенний мелкий дождик?
Общение с животными развивает чувства сопереживания миру живого, тем самым формируя эстетическую позицию, воспитывает культуру чувств. Природа, воздействуя на человека, организует его направленность, чувство причастности к тому окружению, в котором он существует. В этом случае формируются и его эстетические чувства, и чувство ответственности за этот мир, который вырастил и обогатил человека. Таким образом, восприятие природы способствует развитию эстетического воспитания у учащихся и является неиссякаемым источником творчества.
Нужно привлекать внимание учащихся к неповторимым картинам родных мест, научить видеть в пейзаже близкий и дальний план, замечать неприметные на первый взгляд штрихи изменения палитры в течение суток, цветовое и звуковое своеобразие времен года.
Эмоционально-эстетическое отношение к природе углубляется в процессе знакомства с искусством. Образы природы – это не простое воспроизведение натуры, а выражение мыслей и чувств художника. Пейзажная лирика, живопись, музыка в разной степени способны раскрыть душу самой природы и мир человеческих переживаний. Произведения изобразительного искусства помогают познать жизнь человека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и фантазию.





Восприятие цвета учащимися.
В произведениях искусства цветовой образ является могучим средством создания нужной эмоциональной атмосферы, выявлением мироощущения автора, его отношения к изображаемому. Цвет в произведении - это главное средство, с помощью которого художник создает художественный образ, добивается нужного впечатления. Цвет, колорит, гамма - первое, что воспринимает наш глаз в картине. Еще не зная сюжета, действия или психологического состояния персонажей картины, мы улавливаем ее эмоциональный строй, ее тональность, мажорную или минорную ноту, возникающую из определенного сочетания красок. Краска - это всего лишь сырой материал; сама по себе она ничего не изображает, тогда как цвет и колорит отражают реальный мир. С помощью красок живописец не только воссоздает реальный цвет предметов, но и добивается впечатления их плотности, весомости, материальности или, наоборот, воздушной легкости, прозрачности. Живопись способна передать тончайшие зрительные впечатления человека: серебристый блеск росы, едва уловимую игру света и тени в зеленой листве.
Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве. В исследованиях известного психолога Мухиной В.С. отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно. Земля - черная, небо - синее, солнце - желтое. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка к объекту или предмету, а служит лишь средством обозначения предмета. Выбор цвета, его колористическая ценность, интенсивность позволяет юному художнику подчеркнуть идею избранного сюжета, подчас предельно отразить свое собственно эмоциональное, психологическое отношение к изображаемому.
4. Восприятие природы учащимися.
Дети, с которыми ведут работу по развитию их видения окружающего мира, оказываются способными к элементарному, художественному и эстетически осмысленному восприятию и переживанию произведений живописи. Первостепенной школой, подготавливающей человека к восприятию искусства, является природа. Природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь Природа напоминает человеку о нем самом и в силу этого является для человека предметом эстетических переживаний.
Восприятие природы, как чувство красоты вообще, не является врожденным. Его надо развивать, и развивать с раннего возраста, так как богатейшая природа сама по себе еще не обеспечивает развитие. При условии правильного воспитания, ребенок 6-7 лет может реагировать на красивые явления в природе, выделяя как красивое не только отдельные предметы, но и явления в целом.
Большие возможности для формирования эстетического воспитания предоставляет знакомство с природой, особенно, когда это сочетается с изучением произведений искусства. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит видеть, слышать и понимать произведения искусства.









4.1. Формировании эстетического воспитания у учащихся в восприятии произведений искусств.
Учащиеся, воспринимая пейзаж, дают точное описание изображенного, передают настроение, воспринимают различие тоновых оттенков. В пейзаже есть знакомые детям предметы и явления природы, поэтому они лучше воспринимают. Пейзаж - жанр живописи, художественное произведение, в котором предметом изображения является либо естественная, либо измененная человеком природа. Пейзаж - это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Воспроизводя реально существующий пейзаж, подлинный художник, хочет он того или нет, неизбежно накладывает на него печать своего личного видения, личного взгляда и отношения. Поэтому в пейзаже всегда незримо присутствует человек, сам художник с его мировосприятием. Художественная ценность таких произведений заключается в том, что мы можем взглянуть на мир глазами живописца, увидеть его по-новому. Искусство обращается, прежде всего, к сфере наших чувств, и глубокий смысл произведения раскрывается лишь постепенно, но уже первое наше впечатление содержит частицу этого смысла.
Процесс восприятия произведений искусств - это и процесс общения с художником, с его поколением. Общение, как один из механизмов, реализующих отношения между людьми, ярко представлен в искусстве. Не случайно за процессом восприятия произведений изобразительного искусства закрепился термин «общение с искусством». Это общение обогащает современного человека, развивает его духовные потребности. Искусство во все века занимает большое место в общественной жизни. Оно вливается в нашу жизнь с первых дней рождения с песнями матери, сопровождает нас в горе и радости. Искусство отражает окружающую нас жизнь, выступает как явление духовной культуры. Искусство и эстетика взаимосвязаны, они влияют, развивают и дополняют друг на друга.
Живописные пейзажные картины учат детей видеть по-настоящему природу, понимать ее красоту. Пейзажная живопись раскрывает ребенку красоту окружающего его мира, а вместе с тем в образе природы выражает чувства и переживания людей. Пейзажная картина дает возможность выразить свое отношение к миру. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения живописцев очень близки и понятны, хотя человек в пейзажной картине нередко отсутствует.
Большие возможности для формирования эстетических чувств, эстетической культуры предоставляет знакомство с природой, особенно, когда это сочетается с изучением произведений искусства. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит видеть, слышать и понимать произведения искусства.














5. Заключение.
Представление о прекрасном выражается в основном через изображение природы. С раннего возраста необходимо воспитывать у ребенка положительное отношение к изобразительному искусству. В школьном возрасте активизируется интерес к искусству. Учащиеся очень гибки в развитии, что является наиболее продуктивным для работы.
Детское восприятие прекрасного почти не зависит от принятых условностей, моды и идеалов эпохи. Эта зависимость приходит вместе с образованием, социализацией детской жизни. Красота любого предмета, явления воспринимается ребенком непосредственно. Необходимо развивать присущее человеку с детства непосредственное восприятие красоты.
Природа - эффективное средство эстетического воспитания школьников. Эстетическое воспитание средствами природы не ограничивается лишь формированием у школьников способности чувствовать, любить, понимать природу. Природа обогащает опыт, наводит на глубокое осознание разнообразных явлений, рождает стремление обосновать свои суждения и оценки, повышает любознательность и наблюдательность. Природа развивает умение «видеть» и «слышать» красоту, способствует углубленному познанию мира.
Наиболее эффективным методом в развитии эстетического воспитания у школьников является художественная деятельность, особенно на основе взаимодействия и синтеза искусств. Взаимосвязь произведений изобразительного искусства, стихотворений, музыки на занятиях по рисованию способствуют развитию эстетического воспитания у учащихся. Важнейшими условиями развития эстетического воспитания является учет возрастной психологии, дифференцируемый психолого-педагогический подход к ним, мобилизация эмоционально-ассоциативных и апперцептивных факторов, направленная психолого-педагогическая подготовка.
Общение с природой – одно из важнейших условий гармонического развития личности и роль природы (пейзажа) в развитии эстетической культуры школьного возраста. С помощью явлений природы человек способен выразить самые сокровенные чувства. Природа – несомненный объект удивления и восхищения.























6. Литература.
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
2. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. - 32 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
4. Восприятие изобразительного искусства школьниками : Сборник научных трудов; Редкол. Юсов Б.П. М. : АПН СССР, 1988. - 130 с.
5. Горяева Н.А. В мире искусства. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
6. Киселев В.И. Как понимать картину. Пермь: Кн. изд., 1961. -38 с.
7. Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину. Л., ЛГ ПИМП РСФСР, 1960. - 96 с.
8. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. М.: ИП РАН, 1999. – 240 с.
9. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. – 325 с.
10. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979. – 183 с.
11. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. М.: Мысль, 1985. –208 с.
12. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Ярославль: ЯГУ,1981.-65 с.
13. Учимся видеть прекрасное. / Составитель Белкина Э.Б. Киев: РМК, 1991. – 48 с.
14. Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. Казань: Издательство Казанского Университета, 1972. - 72 с.
15. Эстетика и пути творчества./ Под ред. Ванслова В.В. М.: Изобразительное искусство, 1977. – 28 с.
















15

Приложенные файлы


Добавить комментарий