«Реферат «Духовно-нравственное воспитание в педагогике»


Реферат
на тему
« Духовно-нравственное воспитание в педагогике»
Выполнила:
Кошкина Дина Викторовна
МБОУ СОШ №2
учитель начальных классов
г. УрайОглавление.
Введение. ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические предпосылки современного духовно-нравственного воспитания. …………………………………………………………………….. 3

Глава 2. Становление и совершенствование духовно- нравственного воспитания в России в конце XX-XXI начале веков. ………………………. 7

Заключение. …………………………………………………………………. 9

Литература. ………………………………………………………………… 10
ВВЕДЕНИЕОтечественное образование в последние десятилетия занимается построением системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, укрепление нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи, формирование важнейших нравственных категорий, укорененных в отечественных традициях; приобщении учащихся к духовным истокам своей традиционной культуры. Широкому развитию духовно-нравственного воспитания в нашей стране способствует государственная образовательная политика, строящаяся на Конституции РФ (статьи 28, 48) и Законах РФ «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 24.09.1997), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», направляющая педагогическую работу на обеспечение культурной и духовной идентичности российского народа, на возрождение его духовности и нравственности. Согласно Закону РФ «Об образовании» (Федеральный Закон от 01.12. 2007 №309 – ФЗ) содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) говорится: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
В истории нашего государства, нашей культуры, духовности и образовании всегда исключительно важную роль играло православие.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на современном этапе развития общества является ключевой задачей государственной политики Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯРубеж XX-XXI вв. характеризуется как этап нового самоопределения России, в том числе и в образовании. Результатом стали не только многие изменения в его развитии, но и рождение нового вида воспитания, которое сегодня называется духовно-нравственным. Свидетельством тому является реализация целевых программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Становление и развитие духовно-нравственного воспитания объясняется как внешними причинами: распадом советской системы воспитания и необходимостью создания новой; так и внутренними – потребностью в системе воспитания, целенаправленно формирующей духовно-нравственную сферу личности.
Современное духовно-нравственное воспитание как самостоятельный вид воспитания характеризуется своими специфическими особенностями. Цель духовно-нравственного воспитания – духовно-нравственное развитие личности. Задачи направлены на формирование духовно-нравственных качеств, становление свободной личности, ее постоянный духовно-нравственный рост на основе освоения и исполнения духовно-нравственных норм (заповедей). Принципиально важная сторона традиционного духовно-нравственного воспитания – работа над недостатками, которая в православии именуется аскетикой и под которой понимается планомерное и сознательное применение целесообразных средств для развития человека в соответствии с положительными установками и преодоления недостатков для достижения духовно-нравственного совершенства. Согласно этому подходу формирование личности ученика предполагает развитие рефлексии, самосознания, способности правильно понимать и оценивать свои мысли, дела и поступки, развивать в себе положительные качества и преодолевать недостатки, отрицательные качества, уклоняться от плохого.
В настоящее время сложилось, и в тоже время идет процесс дальнейшего поиска, содержание духовно-нравственного воспитания: формирование системы духовно-нравственных и культурных ценностей. Стержнем содержания духовно-нравственного воспитания являются знания о душе, духовности, духовном мире, о нравственности, красоте, взаимоотношениях с другими людьми и природой; понятия о свободе выбора ценностных ориентиров и свободе следования им, свободе совести и необходимости постоянного самосовершенствования и саморазвития своего духовного мира. Более конкретно это содержание дано во-первых, в Священном Писании и Предании, в святоотеческом наследии; во-вторых, представлено в огромном мире православной культуры в самом широком смысле этого слова – в научной, художественной, музыкальной, изобразительной, в системе высших ценностей культуры, искусства, науки; в-третьих, сегодня сложилось и идет дальнейшее выстраивание своего рода «школьного содержания православия».
Важный компонент системы духовно-нравственного воспитания – технологии, строящиеся на концепции христианского понимания личности. В современном духовно-нравственном воспитании используются разнообразные формы: наряду с классно-урочными занятиями, активно разрабатываются внеклассные и внешкольные формы работы: посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, помощь нуждающимся людям, забота о младших и методы, как общие – формирование сознания, организации деятельности и поведения, стимулирования, так и специфические. Широко используются активные методы обучения: рисунки, пение, сочинения, помощь другим людям и др. Главный метод воспитания – собственный пример педагога. Многообразны и средства воспитания: Библия, образцы житийной литературы, церковного и светского искусства, электронные и наглядные средства.
Духовно-нравственное воспитание имеет свою организационно-управленческую структуру. С одной стороны, оно функционирует в пространстве общего управления образованием России; с другой, – создана своя особая структура. На уровне Министерства образования и науки РФ действует Координационный совет по взаимодействию МП РПЦ, аналогичные советы созданы на уровне регионов и муниципалитетов. Эффективность духовно-нравственного воспитания во многом определяется культурно-образовательной средой, духовно обновляющей и преобразующей личность. Важнейшими элементами культурно-образовательной среды являются семья, школа, церковь, кроме того, учреждения культуры, здравоохранения, правоохранительные органы, силовые структуры. В целом же духовно-нравственное воспитание формирует духовно-нравственное ядро личности, а потому благотворно влияет на духовное состояние, нравственное поведение, на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, эстетическое развитие, формирование мировоззрения, становление гражданской позиции и патриотизма, расширяет интеллектуальный потенциал, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии.
Как самостоятельный вид духовно-нравственное воспитание отличается от других видов воспитания и образования, в том числе и религиозного, своими важнейшими компонентами. Цель – духовно-нравственное развитие личности, но в отличие от религиозного образования оно исключает решение задач воцерковления личности. Содержание строится на основе не только религиозных ценностей, но и высших ценностей культуры, искусства, науки. В отличие от Закона Божия, православная культура, как важнейший и системный содержательный компонент духовно-нравственного воспитания, не предполагает религиозной практики, а это значит, что ее изучение не требует конфессиональной принадлежности ребенка, и поэтому изучать ее могут представители любых конфессий, так как для этого им не требуется отказываться от своей и принимать другую веру. Организационные отличия: духовно-нравственным воспитанием, как частью светского образования, руководят светские власти – религиозным образованием – церковные.
Проблема возрождения традиционного духовно-нравственного воспитания потребовала прежде всего воссоздания соответствующей педагогической теории. Поэтому ученые обратились к изучению и возрождению православной педагогики как фундаментальной теоретической ценности нашей страны, поскольку христианство с момента его принятия Древней Русью стало не только духовной доминантой жизни и воспитания, но и оказало определяющее влияние на способы постановки и решения социальных и педагогических проблем.
Ученые, занимающиеся изучением и осмыслением истории нашего образования, показали, что развитие образования и педагогики древней и средневековой Руси – важное педагогическое достижение России, так как уже в первые несколько десятилетий на Руси складывается «система» древнерусского образования, включающая школы, получившие название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище», и создаются настоящие шедевры педагогической мысли. Огромное значение в развитии педагогической мысли России имела эпоха русского духовного возрождения (вторая половина XIV – первая половина XV вв.), которая дала миру великих духовных делателей и деятелей культуры: существенно развила традиционное воспитание и педагогическую мысль. Значимым достижением исследователей стало изучение православной педагогики и духовно-нравственного направления в системе российского образования, представленного разными образовательными учреждениями от духовных образовательных заведений до церковно-приходской школы. Значительную роль в этом развитии в XVIII сыграли святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Платон (Левшин); в XIX в. – святитель Филарет (Дроздов), Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и др.; деятели русской светской религиозно-философской и педагогической мысли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский и др.. Показало также, что, благодаря деятельности русских мыслителей зарубежья, сохранилась и развивалась святоотеческая традиция русской православной мысли, направленная не только на развитие педагогики, но и на поиск путей духовно-нравственного воспитания человека. Вместе с тем, в трудах богословов Русской православной церкви и в годы советской власти продолжалось развитие православной педагогики. Проходило и православное воспитание: в семьях, особенно священников, в церкви. С конца 80-х годов в России вновь началось возрождение духовно-нравственного воспитания.
Вопрос создания системы духовно-нравственного воспитания решает также общественность. В ходе широких общественных дискуссий, которые, с одной стороны, шли и идут в средствах массовой информации, с другой – в общественных структурах и организациях, сама идея возрождения духовно-нравственного воспитания как воссоздания традиционной системы воспитания приобрела общероссийскую значимость.
Огромный вклад в решение задач духовно-нравственного воспитания внесли различные общественные организации. Так, Всемирный Русский Народный Собор начиная с первого съезда, состоявшегося в 1993 г., центральным вопросом своей деятельности поставил вопрос сохранения традиционного отечественного образования и возрождения духовно-нравственного воспитания, необходимости введения в школу преподавания основ православной и других традиционных религиозных культур России. Важнейший вопрос, который решала Общественная палата – обоснование идеи необходимости организации духовно-нравственного воспитания и преподавания традиционных религиозных культур в российской школе. В целом же общественным организациям России удалось провести широкий общественно-педагогический анализ сущности традиционного российского воспитания; охарактеризовать главные проблемы духовно-нравственного воспитания; определить способы оптимального выхода образовательных институтов из кризиса воспитания.
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI вв.В развитии практики духовно-нравственного воспитания на федеральном уровне можно выделить три этапа. Первый (1988–1995 гг.) – подготовительный, когда создавались политические и социально-педагогические условия возрождения духовно-нравственного воспитания. Широкое празднование тысячелетия Крещения Руси сделало возможным появление положительных знаний о религии в школе и их интеграцию в различные учебные курсы; введение отдельных элементов духовно-нравственного воспитания во внеклассную и внешкольную работу. В начале 90-х гг. поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы побудил к активизации диалога светского образования и Православной церкви. Важнейшей площадкой такого диалога стали Международные образовательные Рождественские чтения, которые со временем стали совместным форумом церковных, государственных, образовательных, научных и общественных структур. Они породили аналогичные конференции во многих регионах России и стали той общественной трибуной, где решались важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания. В то же время идеи возрождения духовно-нравственного воспитания стали озвучиваться родителями, учителями, учеными, руководителями образования. Стало расширяться число духовных учебных заведений: училищ, семинарий, академий и появились первые формы собственно религиозного образования: воскресные школы, православные гимназии, православные вузы. Благодаря СМИ начало налаживаться православное просвещение.
Второй этап (1996–2006 гг.) – характеризуется периодом, когда духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения признано важной задачей современного российского образования и складывается опыт создания духовно-нравственного воспитания. Принятие второй редакции Закона «Об образовании» 1996 г. и Закона «О свободе совести» позволило наладить совместную работу государства и Церкви в возрождении духовно-нравственного воспитания. Министерство образования РФ разрабатывает первые нормативно-педагогические документы, в том числе заключает Договор о сотрудничестве с Русской православной церковью от 2.08.1999 года. В Договоре получили отражение важнейшие положения о совместной работе в деле духовно-нравственного воспитания. В результате начинает системно разрабатываться содержание духовно-нравственного воспитания. Особенно важное значение для этого имело Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 г. «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», определяющее содержание и педагогические условия изучения православной культуры в общеобразовательной школе. Оно позволило системно, на государственном уровне вести не только преподавание ОПК, но и работу по интеграции ценностей православной культуры в существующее образовательное пространство, в систему внеклассной работы, дополнительного образования; провести ревизию школьного содержания образования с точки зрения исключения из него атеистических знаний и установок. Процессом воспитания стали руководить не только органы государственной власти и образования, но и специальные структуры. В 1999 году Министерством образования РФ принято решение о создании Координационного совета по взаимодействию с Русской православной церковью, включающего как деятелей государственной системы образования, науки, культуры, так и священнослужителей. Определенную помощь и поддержку становлению системы духовно-нравственного воспитания оказывали и другие федеральные органы, например Министерство культуры, Министерство обороны и др. В работу включилась и родительская общественность.
Третий - с 2007 г. по настоящее время. Государство берет на себя роль организатора духовно-нравственного воспитания в стране. В результате разрабатывается система нормативно-педагогических документов: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», госстандарт по духовно-нравственному воспитанию; отрабатываются содержание и технологии духовно-нравственного воспитания; продолжает работу государственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В настоящее время реализуется преподавание религиозной культуры и светской этики в общеобразовательных учреждениях. В то же время сохраняется и расширяется уже существующая практика духовно-нравственного воспитания в регионах. Благодаря этому в стране начинает создаваться целостная система духовно-нравственного воспитания.
В эти же годы уникальный опыт, нередко опережающий федеральный уровень, сложился в целом ряде регионов России. В связи с тем что новой составляющей образовательной политики в конце XX века стала регионализация, это позволило органам образования на местах строить педагогическую деятельность, учитывая собственные историко-культурные традиции и потребности, поэтому многие регионы РФ приступили к созданию своих систем духовно-нравственного воспитания.
В школах намного шире стали использовать различные формы внеклассной и внешкольной работы (экскурсии в православные храмы, сложилась традиция широкого проведения Рождественских и Пасхальных праздников и конкурсов, праздничных концертов, посвященных Дню народного единства, Дню славянской письменности и культуры и т.д.); стали осуществляться воспитательные проекты, поисковая и исследовательская деятельность обучающихся, их участие во всероссийской олимпиаде по православной культуре. Организуется летний отдых детей в детских православных лагерях, а также паломнические поездки по святым местам России и зарубежья. Активно действуют православные молодежные миссионерские центры. В школах организуют кабинеты или музеи православной культуры, создают кабинеты с соответствующей художественной и педагогической литературой, наглядными и электронными средствами. Совершенствованию мастерства педагогов способствуют успешно работающие во всех районах и городах методические объединения учителей православной культуры, их участие в различных конкурсах, помощь священников, которые также регулярно проходят педагогическую подготовку, благодаря чему они могут преподавать основы православной культуры в школах и осуществлять квалифицированную помощь учителям, участвовать в организации процесса духовно-нравственного воспитания. Опыт, накопленный учителями основ православной культуры, становится полезным и для всех других педагогов. В рамках реализации областных программ ведется большая работа с родителями: проводятся родительские собрания, круглые столы, лектории, конференции, семинары.
На основании проведенного анализа развития духовно-нравственного воспитания выявлены следующие тенденции. Утверждение православных ценностей в качестве основы современной системы духовно-нравственного воспитания является главной тенденцией развития духовно-нравственного воспитания в России. Системное включение православной культуры в общее пространство российского образования и воспитания, его содержания во все его составляющие: общеобразовательные предметы, внеклассную и внешкольную работу дает возможность построить воспитание на прочном духовно-нравственном фундаменте и придать ему высший смысл. Вторая тенденция – целостность. Сегодня духовно-нравственное воспитание складывается в такую же самостоятельную систему, как и другие виды воспитания, становясь важнейшей частью российского образования. Третья – всесторонность. Духовно-нравственное воспитание стремится объединить все стороны воспитательной деятельности, внеклассную и внешкольную работу, все административно-образовательные общественные структуры в решении задач духовно-нравственного развития личности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Духовное состояние общества – одна из актуальных проблем нашего государства. Д.С. Лихачев был убежден, что нравственность, духовный мир личности зиждутся на «памяти, культуре, почтении к национальным святыням, искусстве, доброте». Прав был Ш.А. Амоношвили, который еще в прошлом веке предупреждал: «Воспитание уже давно поглощено обучением, и, может быть, в скором времени нам придется оплакивать его как без вести пропавшего», поэтому приобщение школьника к культуре, к духовным ценностям – не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг, как перед прошлыми поколениями, так и перед будущим России. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. ЛИТЕРАТУРА1. Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. и др. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей. Общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч1/[Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. и др.]; под редакцией Люка А.Я. – М.: Просвещение, 2011. – 127с.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2
3. Пашков, С.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания российской молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви / С.В. Пашков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2007. – Т. 13. – С. 123–129. – 0,4 п.л.,
4. Пашков, С.В. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования. http://www.zachetik.ru/ref-113681-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-sisteme.html
5. Соловейчик. – М.: Издательский дом Шалвы Амоношвили, 2007.
6. Этнокультурные процессы в Сибири, роль русского этноса: история и современность: Материалы докладов и статей V межрегиональных всероссийских научно-практических Кирилло-Мефодиевских чтений 20-23 мая 2005г/ Под. ред. А.Н. Семёнова. Хнты- Мансийск. 2005.с.271

Приложенные файлы


Добавить комментарий