«Реферат » Дидактические игры на уроках ОПК»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Луганской народной республики
Отдел методики
преподавания
учебных дисциплин
Дидактические игры на уроках
« Основы православной культуры»
Реферат
Голомедовой Наталии Павловны
Слушателя курсов повышения квалификации
Педагогов, преподающих курс
« Основы православной культуры»
ГБОУ КОШ№3 ЛНР
Луганск
2017
Содержание
Введение …………………………………………………………………... 3
Глава 1. Использование дидактической игры в учебно – воспитательном процессе……………………………………………………………………. 6
1.1. Роль дидактической игры в развитии младшего школьника……. 6
1.2. Виды дидактических игр…………………………………………... 7
Глава 2. Воспитательный и обучающий потенциал игры на уроках «Основы православной культуры» ……………………………………. 10
2.1.Классификация дидактических игр на уроках ОПК………………. 10
2.2. Реализация дидактических материалов на уроках ОПК…………. 14
2.3. Примеры дидактических игр на уроках ОПК……………………...15
Заключение ……………………………………………………………….. 18
Список использованных источников…………………………………..20
Введение
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А.СухомлинскийВоспитательное значение игры, ее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и взрослыми. В играх преподаватель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игры сближают взрослого с детьми, помогает установить с ними более тесный контакт.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской
психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”,- писала Н.К. Крупская [6, стр.203—204.].
Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения, практическое исследование, направленное на выявление эффективности применения данных методов и анализа проведенного исследования.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования – возможности использования дидактической игры на этапе повторения знаний.
Исходя из вышесказанного, целью исследования мы поставили изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Изучить и подобрать соответствующие игровые методики по предмету ОПК.
3. Апробировать возможности использования дидактической игры на этапе повторения знаний
4. Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе.
Глава 1. Использование дидактической игры в учебно – воспитательном процессе
Роль дидактической игры в развитии младшего школьника
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.
Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский [4,стр.41] на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.
Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.
Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно,
вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые посвоему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
П.Я.Гальперин [18,стр.61] выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий:
• этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях- заместителях;
• этап формирования того же действия в плане громкой речи;
• этап формирования собственно умственного действия.
Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий. Дж.Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.
Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
1.2. Виды дидактических игр
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил . Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
1.Игры-путешествия.
2.Игры-поручения.
3.Игры-предположения.
4.Игры-загадки.
5.Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Глава 2. Воспитательный и обучающий потенциал игры на уроках ОПК
2.1. Классификация дидактических игр на уроках ОПК
- словесные
Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром православной культуры.
Перечислим названия некоторых словесных игр: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Словарик», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Назови современника», «Город слов», «Да-нетка», «Найди соответствия»). Речевые («Назови синонимы, антонимы к словам», «Подбери определение к слову»).
- настольно-печатные игры
Настольные игры – добрые старые кубики, мозаика, строительный конструктор. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим десятков поколений детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. Преимущество настольных игр перед многими другими в том, что они предусматривают совместную деятельность нескольких участников, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками. Последнее время все чаще можно встретить настольно печатные игры, выпускаемые издательствами Русской Православной Церкви. К таким можно отнести – «Спешите делать добро», «Познай Православные иконы Пресвятой Богородицы» из цикла Семейная Православная школа «Отче наш», «Мы строим храм» и т.п.
- сюжетно-ролевые игры
Это игры, в которых действия согласно ее правилам выполняются соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет. Например, «В кельи у старца», ученики могут разыграть диалог нравственного содержания, а в игре «Паломники» поделится личным паломническим опытом.
- игры – путешествия
В этих играх преподаватель может использовать так называемые путешествия по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам. Например, игра-путешествие в страну «Добротолюбие», игра-путешествие во времена Святого князя Владимира.
- интеллектуальные игры
Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Умение сравнивать, классифицировать, обобщать, проявляется в логической четкости, доказательности речи. Например, в игре «Найди свое место» учащиеся должны доказать правильность нахождения пары картинок, используя метод обобщения. В игре «Угадай по описанию» дети вооружаются способностью распознающего наблюдения, а в игре «Подари мне иконку» дети упражняются в нахождении предмета по описанию путем исключения ряда признаков («Подари мне иконку не сюжетную и не с одним ликом»).
- компьютерные игры
В последнее время православными специалистами в области компьютеризации совместно с педагогами стали разрабатываться компьютерные программы по изучению предмета «Основы Православной культуры». В непринужденной игровой обстановке учащиеся знакомятся с шедеврами Православной культуры – храмами, монастырями, иконами, Священным Писанием и святоотеческими текстами. Эти пособия могут быть использованы как в классно-урочной системе обучения, так и в индивидуальном самостоятельном изучении курса Основы православной культуры.
- игры-мастерские
Мастерская есть самообучение во взаимодействии и общении не только с учащимися, но и с учителем, коллективная работа в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры. Предполагает партнерские отношения с педагогом. Проблемные ситуации, создаваемые учителем, стимулируют учащихся к постановке как можно большего числа вопросов, а затем осуществляется индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы в исследованиях (исторических, литературных) при создании произведений прикладного искусства и т.п. Большое место занимают практические действия учеников. Важна индивидуальная работа над заданием: тестом, звуками, моделями, красками, свое видение проблемы, создание гипотезы, решения, стиха, теста, проекта, рисунка – самоконструкция. Свобода в выборе пути поиска решений. Учитель наравне с детьми решает задачу.
- игры-сказки, драматизации
Цель данных уроков – прививать учащимся любовь к вдумчивому чтению, вызывать радость от общения с книгой, воспитание внимательности, ответственности у учащихся. К творческим играм можно отнести игры-сказки как по известным уже литературным произведениям, так и по выдуманным сказкам самими детьми. «Ты начни, а я продолжу», «Сказка о добродетелях» и т.д.
- игры-викторины
Эти игры могут подражать известные телевизионные игры или иметь иную форму проведения, но смысл заключен в следующем. Нужно найти один правильный ответ на поставленный вопрос.
Например, «Кто мог жить в монастыре?
а) схимник; б) чернец; в) Мцыри; г) все названные».
«Остров Валаам находится в:
а) Белом море; б) Ладожском озере; в) Охотском море; г) Онежском озере»,
«Учение о ценностях называется:
а) манелогия; б) аксиология; в) ксенология; г) валеология»
« Вид церковной литературы, жизнеописание святых
а) канонография; б) библиография; в) агиография; г) клерография»,
«Слово «Библия» в переводе с греческого языка означает:
а) правда; б) слово; в) книги; г) отчет».
- деловые игры
Участники деловой игры выполняют разные функциональные роли. Возможно групповое исполнение (группа учащихся, учитель, экспертная группа, например).
Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение людей, их действия. Участники игры, выполняющие разные роли, активно взаимодействуют между собой. Процесс решения учебной задачи осуществляется на основе непосредственного обмена мнениями, догадками, оценками. Возникает дискуссия, так как даже при наличии одинаковых условий и одинаковой информации разные личности неоднозначно интерпретируют их смысл. Например, к деловой игре можно отнести такие игры как «Пресс-конференция», «Круглый стол» и т.п.
К игровым приемам можно отнести:
- игры-загадки
- кроссворды
- чайнворды
- ребусы
- шарады
Эти приемы, как и многие другие, требуют хорошей и длительной подготовки учителя к уроку. На помощь ему могут прийти сами дети, разрабатывая так называемые творческие задания дома. Успех игры зависит не только от умелого выбора ее, но и от того, как она проводится. Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Предлагая новую игру, надо кратко, не вдаваясь с излишние подробности, объяснить ее, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать.
Реализация дидактических материалов на уроках « Основы православной культуры»
Реализация дидактических материалов предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу курса, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. И новый курс «Основы православной культуры » призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Примеры дидактических игр на уроках «Основы православной культуры»
Приведу примеры некоторых дидактических игр, применяемых на уроках православной культуры.
Игра «Кто этот человек?»
В эту игру можно играть классом или группой детей. Игра на кругозор, эрудицию и логику мышления.
Один из играющих загадывает какого-либо святого, известного всем, Например, святителя Луку. Остальные участники игры задают вопросы ведущему, на которые могут быть только два ответа: «да» или «нет».
Задача – как можно быстрее (до 10 вопросов) отгадать задуманного человека.
Примерные вопросы:
-Мужчина или женщина?
- Живет сейчас или нет?
- Где жил? В России??
- В какое время? Советское?
В эту игру можно играть в любое время, в любом месте, с любыми детьми.
Игра «Интеллектуальный марафон»
Эта игра проводится в виде вопросов и ответов, составленных по изученным темам. Причем, некоторые вопросы имеют разное количество баллов, т.е. рассчитаны на разный уровень учащихся.
Игра «Что это значит»
Эта игра позволяет улучшить знание Библии, а также развивает воображение участвующих. Для этого необходимо подобрать крылатое выражение из Священного Писания и предложить детям объяснить, что бы это значило. Например, «Вы – соль земли» Мф. 5:13. или «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше…» Мф. 6:21.
Игра «Числовая викторина»
Как известно, особых усилий требует запоминание цифр. Просто заучивать – не всегда есть желание, поэтому, чтобы вызвать интерес у играющих, можно устроить соревнование в виде числовой викторины.
Примерные вопросы:
Сколько детей было у Иосифа? (Быт. 46:27).
Сколько было мудрых дев? (Мф. 25:2)
Сколько неблагодарных прокаженных очистились? (Лк. 17.17)
Сколько было апостолов? (Лк. 6:13).
Игра «Ассоциации»
Ведущий заранее подбирает слова или имена соответствующие пройденным темам курса. К этим словам необходимо подобрать пять или более ассоциаций.
Например:
Святой князь Владимир – красное солнышко, ослепление, Херсонес, крещение, Киев.
Библия – откровение, слова Бога, два завета, много книг, святая книга.
Ведущий произносит слово, затем ассоциации другого слова, потом опять слово и т.д. Игра должна проводится в быстром темпе.
Игра «Расскажи по картинке»
Пособия: 2 набора по библейским темам из 6 картинок. Например, для одной команды картинки по теме «Жизнь Иакова», а для другой — «Жизнь Иосифа».
Картинки находятся в перепутанном состоянии, задача команд — собрать их в правильной последовательности, составить рассказ по ним. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и грамотнее составит рассказ.

Игра «Мозаика»
На листе картона написать библейский стих, затем разрезать на кусочки. Получится мозаика. Задание: составить мозаику и объяснить, кто это сказал? Варианты:
1)  «Отец мой! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец дляжертвоприношения?»
2) «Где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Егона востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2).
Игра «Поле чудес»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-5 классов. Варианты игры могут быть самые разные. Как в телевизионной игре, игроки угадывают буквы в слове.
Игра «Найди ошибку»
Игра на обобщение и закрепление изученного материала. Игра предназначена для обучающихся 2-5 классов. Необходимо заранее составить предложения соответствующей тематики, в которых сознательно допускается ошибка в смысле или в слове.
Участники делятся на несколько команд, каждой из которых поочередно ведущий зачитывает по одному предложению с заданием найти ошибку. Если команда дает неправильный ответ или затрудняется ответить, то другие команды, могут получить балл за правильный ответ.
 
Основываясь на результатах проведения работы по использованию
дидактической игры на этапе повторения и усвоения знаний можно суверенностью утверждать, что применение указанных методик в процессе
обучения, и в частности – на этапе повторения знаний, не только обосновано,
но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний
учащимися, повышения количества и качества подготовленности младших
школьников, актуализации интереса к дидактическому процессу. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.
Заключение
В данной работе рассмотрена проблема эффективности применения дидактических игр на уроках «Основы православной культуры», на этапе усвоения, повторения знаний. Теория и практика использования дидактической игры в учебно-познавательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики начального обучения. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка.
Проведенный в работе анализ методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых методик на этапе повторения знаний, собрав воедино опыт знаменитых педагогов.
Данные методики хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении (порядка 2-х недель). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании на этапе повторения знаний, и в учебно-воспитательном процессе вообще, эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.
Реализация дидактических материалов предполагает создание социально
открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители
разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей,
положенных в основу курса « Основы православной культуры», стремясь к
их реализации в практической жизнедеятельности: (в содержании и построении уроков; в способах организации совместной деятельности
взрослых и детей в учебной и внеурочной деятельности; в характере
общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации
индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; вспециальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам).
Роль дидактической игры заключается в том, что она благотворно влияет на усвоение знаний и умений, повышает интерес к учению, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, развивает память и сообразительность. Дидактическая игра снимает утомляемость, поддерживает внимание. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра увлекает, заставляет задуматься и проявить инициативу. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.
Игра является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Она положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков.
Список используемой литературы
1.Адамова А. Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
2.Библия в рассказах для детей: Издательство московской Патриархии русской православной церкви.-М., 2011.-5с.
3. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Автореф. д. пед. наук. -М., 1998.-48с.
4. Васильев В.В., Анохина Г.М. Современные педагогические технологии. – Воронеж: ВОИПКРО, 2003.-25с.
5. Жуховицкий Л.А. « Счастливыми не рождаются».- М.,1983.-24с.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение,2010.-48с.
7. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 -5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.-96с.
8.Учебник « Основы мировых религиозных культур», 4-5кл./ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева.-М., 2012.-80с.
9.Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.-384с.
10.Максимова С.А., Султанова А.В. Сборник методических разработок уроков «Основы религиозных культур и светской этики» - Нижний Новгород, 2013.-136с.
11.Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.-930с.
12.Игра – дело серьезное, сборник материалов в помощь педагогам-организаторам «Артека» .-Крым «Артек» ,1994.-39с.
13.Шмакова С.А. Игры учащихся – феномен культуры.-М., 1994.-240с.
14 .Эльконин Д.Б. Психология игры . – М., 1999.-360с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий