Реферат Человек и природа в повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»


Человек и природа в повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
(реферат)
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…………3
Интересная жизнь Г.Н.Троепольского…………………………………………3
Самая главная книга……………………………………………………………..3
Человек и природа - единое целое…………………………….……………….5
Замечательный кинофильм……………………………………………………..6
Гармония в мире природы…………………………………….………………..7
Список литературы………………………………………………………….…………9
Приложение……………………………………………………………..……………..10
Введение
Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Человек и природа. Эти два слова воспринимаются как единое целое. Когда начинаешь вдумываться в смысл этих понятий, то приходишь к выводу: человек есть творение природы, её высшая организация. Прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет писал так в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
Интересная жизнь Г.Н.Троепольского.
Каждому воронежцу известно имя писателя Гавриила Николаевича Троепольского - создателя литературного Бима, героя прекрасной и печальной повести. Гавриил Николаевич прожил интересную жизнь. Многие годы он провёл в общении с природой. Закончив Борисоглебское сельскохозяйственное училище и получив диплом агронома, начал работать на опытном участке Махровской школы, а затем стал младшим научным сотрудником Алешковского опорного пункта. Его притягивала земля – кормилица. Молодой агроном вывел несколько сортов проса. Любовь к земле вдохновила его воспеть родную природу.
В 1953 год на страницах «Нового мира» была опубликована серия очерков Троепольского «Из записок агронома». «Записки» стали одним из первых произведений нашей литературы, в которых ставились актуальные проблемы жизни современной деревни. В 1956 году по мотивам «Записок агронома» был создан фильм «Земля и люди» (в работе над ним впервые встретились писатель Г. Троепольский, режиссер С. Ростоцкий). Тема земли и людей, которые живут на земле и ответственны за нее, стала постоянной для Троепольского.
Большую полемику вызвал в свое время его очерк «О реках, почвах и прочем» и статьи об охране природы, опубликованные в газете «Правда». Определилась главная черта авторского почерка, которую может быть, точнее всего выражает слово непримиримость. Сначала — непримиримость к консерватизму, затем — к неумелому, бездушному, неумному хозяйствованию, теперь — непримиримость к злу и жестокости. Весь мир, в котором мы живем, все, что на окружает — люди, земля, реки, леса, птицы, собаки,— все испытывает потребность в умном, добром, душевном отношении, и человек — единственный, кто может им помочь. Доброта и способность к состраданию не должны знать границ.
Самая главная книга.
 Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшей, самой главной его книгой останется, конечно, повесть о собаке, которая стала известна всему миру - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в 1971 г. Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед. Писатель тонко проник в мир собаки, сумел соотнести ее переживания с поступками, характером и настроением людей. Книга утверждает, что человек по-настоящему может быть счастливым, когда понимает, любит и бережет все живое, что его окружает. Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе. По-видимому, есть какая-то духовная потребность в жизни современного общества, которой очень точно ответила повесть «Белый Бим Черное ухо». Весело и дружно живут немолодой одинокий человек и смешной шаловливый щенок. Иван Иванович – большой души человек, любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью»,- говорят в народе».
Иван Иванович воспитывает Бима, вместе ходят по делам, на охоту, гуляют в лесу, купаются. А потом Иван Иванович тяжело заболел — со времени войны у него около сердца застрял осколок,— и его отправили в Москву, на операцию. Бим остался один в квартире. Жизнь ничейной собаки состоит из ожидания, тоски и встреч с людьми, встреч, которые причиняют то боль, то радость. Но Бим, такой ласковый, приветливый, общительный, интеллигентный пес, никак не может понять, что мир делится резко — на друзей и врагов. Он был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта — это норма, иначе быть не может. Он твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси — и тебя впустят. Он привык доверять людям. В книге много замечательных людей с душой доброй, чистой. С ними судьба сводит Бима во время скитаний. Как могла, старалась скрасить его сиротливую жизнь без хозяина добрая соседка Степановна. А вот Даша. Когда Бим стал невольной причиной ссоры на улице, она заступилась за него, накормила, приладила ему на шею табличку: «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина… Не обижайте его, люди». А вот Толик, у которого есть любящие его родители, но он одинок в семье. Где дорого стоят материальные, а не духовные ценности. А вот женщина железнодорожница, грубовая на вид, но «с тёплым голосом». Когда Бим, провожая Дашу, выбился из сил в попытке не отстать от вагона, он упал и потерял всякую надежду на доброе в жизни. А «когда собаки теряют надежду, они умирают», - читаем мы. Но, на счастье Бима, добрая женщина принесла ему воды в брезентовой рукавице. Ах, как он ей был благодарен! Вспоминаю Алёшу, проплакавшего весь вечер, когда понял, что Клим, наверное, погубил Бима. Вспоминаю и деда Михея, и Хрисана Андреевича. Конечно, все они очень разные, но роднит их доброта. Если рядом с ними человек в беде, они не останутся к нему равнодушными, не сделают ещё больней, как отвратительная Тётка или Толстый. Замечательная книга говорит о том, что без друзей не прожить. Имеешь их – будь им верен, если даже друзья – четвероногие. А потерял – будь верен их памяти. Только не одни добрые люди ходят по свету. Тётка – олицетворение зла, сплетница, кляузница, чей быт – два шифоньера, три зеркала и картина «Девушка и лебедь». Это она предала Бима, когда он был уже близко, почти рядом со своей родной дверью. Выдержал столько испытаний, преодолел множество препятствий и дошёл до своего дома! И надо же ей было здесь оказаться в ту минуту! Эта женщина с её дремучей совестью не одному Биму отравляла жизнь. Как она предала собаку, сдав в собачник, так она предаст и человека. Тётке под стать и Серый, который снял с Бима табличку, надетую Дашей ему на шею. Как же он бил несчастную собаку! Ведь и имени не дал ему автор, а эта кличка больше подходит к зверю – волку. Бим прошел через многое за свою короткую жизнь. Он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей. Не озлобился. Он верил людям и этим учил доброте. Жизнью заплатил Бим за горячую любовь хозяину. Но хозяин платит верностью своему другу. Вернувшись из больницы, Иван Иванович бросается на поиски друга. Он приходит к собаколовам. «Иван Иванович положил руку на голову верного, преданного, любящего друга… Две снежинки упали на нос Бима и не растаяли». На полянке, у любимого пенёчка, где сидели, бывало, они перед охотой, и схоронил человек своего четвероногого друга. Выстрелил из ружья 4 раза ( 4 года было Биму), снял шапку, постоял молча. Прощальный салют в честь друга.
Человек и природа - единое целое.
Природа в книге Г.Н.Троепольского живая, мыслящая. С её настроением совпадает и настроение героев. Есть целые главы, посвящённые описанию леса. В главе «Весенний лес» говорится о том, как Бим начал изучать свою собачью грамоту, охоту под руководством Ивана Ивановича. В главе «Жёлтый лес» приобщаемся к знанию о том, что пребывание в лесу лечит человека от душевных ран. «На охоте же всякая боль души становится хоть немного, но легче. Благо тому, кто родился охотником». А как великолепна эта картина: «Лес молчал. Лишь чуть – чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно – серенькие листья. А на палой жёлтой листве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Глава «Черноух в деревне» переносит нас к Биму, попавшему в новый для него мир – мир деревни: особый запах земли, духовитого сена. Глубокая мысль в последних строчках главы «Лес вздохнул». Лес пробуждался от зимнего сна. Здесь был Иван Иванович с новым Бимом, который смотрел на хозяина «наивными, ласковыми и невинными глазёнками». Человек и природа – единое целое.   Гавриил Николаевич Троепольский в своей повести не только призывает людей к защите природы, но и поднимает философские темы через мир познания собаки. Например, о деньгах и человеческой жадности: «… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!». Также людской жестокости: «Трижды выстрелил… Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добил его двумя зарядами…». Последние слова глубоко запали мне в душу… Ведь действительно в нашем современном мире огромное количество жестокости, от неё Иван Иванович ищет спасение в тихом лесу – это место, наверное, где природу ещё не испортил человек. А нам где искать спасение? Я думаю, что в самих себе, в своих сердцах. Пока мы не поймём важность и значимость природы в жизни человека, мы не сможем относиться ко всему живому также как и к себе, к родителям, к другу… относится с искренней любовью и преданностью. Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. «В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище». Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: «А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?»
Замечательный кинофильм.
Замечательный кинофильм снял режиссер С. Ростоцкий по повести Г. Н. Троепольского. На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».
Бегает по улицам небольшого областного города смешной белый сеттер, у которого «окрас не соответствует стандарту породы». Смотрит на прохожих грустными человеческими глазами. Подолгу сидит у аптеки, у здания редакции, молочного магазина, газетного киоска. Хозяин сказал «ждать». Бим ждет. И, заслышав сирену санитарной машины, молнией пронзившей воспоминание, мчится вслед, снова ждет у дверей «скорой помощи». Простые, казалось бы, кадры — а не удержать слез. Наверное, фильм так трогает нас еще и потому, что в каждом человеке живет глубоко спрятанная тоска по такой вот верности, по преданности и привязанности именно такой силы, когда ни пить, ни есть, а только любить, ждать и надеяться... 
Главную роль в фильме исполняет один из самых популярных актеров советского кино Вячеслав Тихонов. В своем герое он подчеркивает прежде всего интеллигентность и душевную тонкость. Вячеслав Тихонов работает здесь так, как может работать только очень большой мастер — сдержанно и умно, тактично и самоотверженно, и его мастерство окрашивает фильм добрым, всепонимающим и горестным светом. Картина щедро населена людьми, нарисованными словно одним росчерком пера, одним выразительным штрихом. Во встречах с Бимом человеческая суть раскрывается мгновенно. Соседка, невзлюбившая Бима, злая сплетница, отважный мальчик Толик, который мужественно и безнадежно воюет с накопительством, мещанством. Славный, неравный бой, мальчик, естественно, не отдает себе полностью в нем отчета — он просто живет так, как велит сердце. Мама Толика, со своей показной чистотой и арабским гарнитуром в передней, простодушно уверенная, что стоит усадить сына за пианино — и уже есть гарантия: он не будет «бесчувственным тунеядцем». Учительница в школе, прорабатывающая с малышами тему о любви к природе с помощью «листочков, планчиков, вопросников». Добрая душа — девушка Даша, легко и непринужденно нашедшая общий язык с Бимом. Страшная и гротескная фигура человека по прозвищу «Серый», собирателя невиданной коллекции — номерных знаков и собачьих ошейников. Очень хочется написать о всех скитаниях Бима, приключениях и неожиданных поворотах его судьбы — а их немало в этой двухсерийной ленте, о том, каким добрым и умным был Бим, как послушно выполнял поручения хозяина закрыть дверь или принести тапки, как понимал все, что ему говорили, как точно чувствовал отношение людей к себе. Но для этого надо подробно пересказать фильм, а в пересказе многое теряется. «Белый Бим» стал закономерным продолжением разговора о необходимости гармонии человека и природы.
Вот и бежит по миру Белый Бим Черное ухо - по страницам книг, по экранам и сценам разных стран, бежит навстречу людям уже несколько лет. И, смахивая с глаз слезы, мы, прикоснувшись к рассказанной Г.Н. Троепольским истории, становимся хоть немного добрее, благороднее, человечнее.
Белый Бим пришел вслед за Холстомером, Каштанкой, пуделем Артемоном. С момента появления в журнале «Наш современник» повесть Троепольского стала настоящим бестселлером и остается им по сей день. Она принесла читательское признание, многочисленные статьи, письма и отклики, звание лауреата Государственной премии. Автор был удивлен своим успехом. В одном из интервью он сказал: «У моей книги единственная цель — говорить о доброте, доверии, искренности, преданности. Я даже не предполагал, что эта небольшая повесть вызовет такой интерес и внимание...»
Гармония в мире природы.
Ничто не может заменить нам живой переменчивой природы - значит пора бережнее, заботливее, чем прежде относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица. Почему так тянет человека на природу – в лес, в поле, к реке? Потому что она обладает очистительной силой. Природа врачует душу, успокаивает. Наедине с землёй и небом он открыт добру и согласию с миром. Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. «В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище». Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый прочитавший повесть не закроет её равнодушным, заглянет в себя и спросит себя же: «А смогу ли я без боязни стать на защиту того живого, что создано матерью – природой?» Прав Г.Н.Троепольский: «Светлых дней в жизни будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, толстых, тёток – этих злых людишек. Чти природу, человек! – вот призыв книги».
Если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам. Эта мысль присутствует в повести Г.Н.Троепольского « Белый Бим Черное Ухо». Автор считает, что человек лишь тогда может называться так, когда в основе его нравственности лежат подлинно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста и скромна, неотделима от других высоких свойств человеческой души. И писатель убедительно доказал это, показывая путь Бима к хозяину.
И снова, как и в других произведениях, мерилом высоты человеческого духа становится любовь к природе. История Белого Бима написана во имя и во спасение «братьев меньших». Она также создана во спасение человеческой души, во имя человечности. Такие книги учат нас видеть и понимать природу, ценить красоту, любить. Ведь человек по-настоящему бережет и защищает только то, что любит. Работу хочу закончить словами из книги, обращёнными к нашему современнику: «Благо тому, кто сумел впитать в себя всё это в детстве и пронёс через всю жизнь, не расплёскивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души! В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворённый, ты сливаешься с природой. В эти торжественные минуты так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле».
Список литературы
1. Акаткин В. На стороне здравого смысла (Труды и дни Г. Н. Троепольского) Воронеж, 1992. - С. 206-212.2. Ласунский О. Троепольский Гавриил Николаевич / О. Ласунский // Ласунский О. Воронежские писатели. - Воронеж, 1980. - С. 73-74.3. [О Г. Н. Троепольском] // Край наш воронежский. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985. - С. 413-414...
4.«Белый Бим» на сцене, экране, в изобразительном искусстве.5. Турков А. Добрые уроки грустной повести / А. Турков // Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо/ Г. Троепольский . - М., 2000. - С. 5-8.
Приложение

Иван Иванович воспитывает Бима, вместе ходят по делам, на охоту, гуляют в лесу.

Приложенные файлы


Добавить комментарий