Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста


Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки
у детей старшего дошкольного возраста
«Музыка подобна дождю, капля за каплей
просачивается в сердце и оживляет его»
Ж.ЖозефМузыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, восхищение, удивление, праздничную приподнятость или печаль.
Музыка – это искусство, в котором отражается вся жизнь, она расширяет кругозор и обогащает духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, она доставляет эстетическое наслаждение.
По всем возрастным особенностям является общим одно требование – воспитание интереса и любви к музыке, эмоциональной отзывчивости и развитие музыкальных и творческих способностей.
Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого развития дошкольников.
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребёнке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.
Накопление музыкальных впечатлений – важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. Постепенно с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребёнок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями. У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки.
Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е. творчески-проектировочную среду. Для того чтобы у ребёнка дошкольного возраста шло полноценное развитие его творческих способностей, эмоционально-положительное отношение к красивому, возбудить интерес к окружающему миру, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам.
Развитие творческого потенциала у ребёнка – это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие. Мышление, воображение, память.
Для активизации музыкально-творческих проявлений используются творческие задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности при помощи установки: сочини, придумай, найди, измени; задания, вызывающие целенаправленные действия, поиски решений. Ребёнок в процессе выполнения заданий попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым; задания, предполагающие самостоятельные действия детей: обдумывание замысла, выявление художественных средств.
Развитие творческих способностей проходит определённые этапы:
Накопление музыкальных впечатлений.
Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании.
Создание собственных музыкально-хореографических композиций (импровизаций), являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления.
Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Мною используются разные виды импровизаций, осуществляемых в процессе слушания музыки: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.
К речевым импровизациям относятся:
- поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п.;
- подбор рифм к словам и стихотворным строчкам, их пропевание;
- определение того или иного персонажа литературного произведения, соответствующего характеру музыкального произведения, создание его словесного портрета;
- сочинение маленьких историй (сказок) с последующим разыгрыванием в виде вокальной и пластической импровизации.
Пластическая импровизация может быть представлена в двух видах:
- пластические этюды-сюжеты, которые рождаются из программы музыкального произведения или сочиняются детьми совместно с педагогом, исходя из образного содержания конкретной музыки (Например, тема дождя и тема птиц. Дети разделяются по группам и исполняют пластическую импровизацию, каждая группа на свою музыку);
- пластические этюды-настроения – двигательное уподобление эмоционально-образному настрою музыкального произведения.
Движение выражает потребности ребёнка, способствует их наилучшему удовлетворению, что в свою очередь, обеспечивает возникновение у детей интереса к познанию и проникновению в мир музыки. Импровизационное песенное и хореографическое творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребёнка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями. В творческих импровизациях развивается воображение ребёнка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.
В практике работы по развитию музыкальной деятельности мною используются следующие виды вокальной импровизации:
- пропевание имён,
- музыкальные диалоги (по типу вопрос-ответ),
- импровизирование мелодий без текста в заданном характере.
Музыкальные впечатления детей активно подкрепляются изобразительным творчеством. Старшим дошкольникам можно предложить различные изобразительные импровизации:
- рисование на сюжеты программных музыкальных произведений;
- изо-этюды, направленные на передачу эмоционального содержания музыки через характер линий и соответствующую цветовую гамму (тёплые и холодные тона, яркие, светлые и тёмные).
Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает.
Рекомендуемые задания и упражнения:
ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход игры. Детям раздают карточки. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. В процессе игры развивается умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров.
ЧЬЯ ОЧЕРЕДЬ
Ход игры. Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвёртые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется «своя» музыка, с которой дети предварительно познакомились. Взрослый произвольно меняет музыкальное сопровождение. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою «очередь» для начала движения. Как только меняется сопровождение, меняется группа. Предыдущая возвращается на своё место. Если взрослый не владеет инструментом, можно использовать грамзапись или в качестве сопровождения взять ударные инструменты (маракасы, бубны, треугольник, барабан и т.д.)
УЧЕНЫЙ КУЗНЕЧИК
Игровой материал: картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры. Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.
А теперь до пятого цветка –
и опять вниз: скок-скок-скок-скок-скок,
скок-скок-скок-скок-скок.
А теперь на второй цветок – и вниз: скок-скок,
скок-скок.
Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка,
а оттуда вниз: скок-скок-скок,
скок-скок-скок.
Примечание: пение слов «Скок-скок» сопровождается движением руки. Звуки движутся поступенно. Движение кузнечика по цветкам изображается звуками на металлофоне или другом мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую к той музыке, которую сыграл взрослый. Чтобы сделать игровое задание более интересным, кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику тоненькой указки (карандаша). Во время пения ребёнок сможет «управлять» кузнечиком. Если он при этом сам будет пропевать слова «скок, скок», то жест и наглядность помогут развитию звуковысотного слуха.
СКАЗОЧНОЕ ЗАКЛИНАНИЕ
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, замри!
Ход игры. Пусть ребёнок представит, что эти слова – сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады, то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как козлёночек в сказке «Сестрица Алёнушка», то пропищать тоненько, как мышонок. То есть использовать разные интонации. Произнести можно завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, сказать в нос. Очень интересное сочетание даёт чередование говорения и пропевания. Определите, от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее.
НАШИ ПОМОЩНИКИ
Игровой материал: игрушки разного содержания в «чудесном мешочке», картинки со знакомым детям содержанием.
Ход игры. По предложению воспитателя дети по очереди достают игрушку из «чудесного мешочка». Посмотрев на неё, ребёнок должен сказать, какая она, какого цвета. Затем попытаться достать игрушку с закрытыми глазами и сказать, какого она цвета. Далее воспитатель показывает картинку и просит сказать, что или кто на ней нарисован. Конечно, с закрытыми глазами дети не могут ответить на этот вопрос. По предложению воспитателя кто-либо из детей имитирует плавание, полёт самолёта, танец. Те же движения, но в другом порядке дети должны узнать без помощи зрения. Все эти действия помогают детям установить, что одни из них легко узнаются, если дети их видят, и не могут быть узнаны, если глаза закрыты.
ПОЗОВЕМ СКАЗКУ
Игровой материал: иллюстрации к знакомым детям сказкам и к новым.
Ход игры. Воспитатель показывает одну за другой иллюстрации к сказкам. Дети угадывают их. После узнавания сказки по картинкам педагог ведёт детей к узнаванию сказки по коротким её частям – отрывкам.
Например, «Выбежала Маша в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом…» Из какой сказки эти слова?

Приложенные файлы


Добавить комментарий