Рабочая программа внеурочной деятельности вокальная студия «Улыбка» 5 — 6 класс


Отдел образования администрации Пензенского района
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Мичуринский Пензенского района
Обсуждено
на заседании МО
Протокол №1
от 28.08.2016 г. Принято:
Решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____ от______ года
Директор МОБУ СОШ
п. Мичуринский
___________ А.Е. Камбулова
Рабочая программа
внеурочной деятельности
вокальная студия
«Улыбка»
5-6 классы
на 2016 – 2017 учебный год

Составитель: Камбулова Мария Алексеевна
учитель начальных классов
п. Мичуринский, 2016
I.Пояснительная записка к программе «Вокальная студия «Улыбка»»
1.1. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокальная студия «Улыбка»» для учащихся 5-6 классов, составлена на основе следующих документов и материалов:
«Федерального государственного стандарта основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы п. Мичуринский;
Учебного плана МОБУ СОШ п. Мичуринский;
Лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «Домисолька».
1.2. Место рабочей программы и ее роль в системе обучения, развития и воспитания учащихся школы и ее актуальность
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокальная студия «Улыбка»» для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы, составлена на основе лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «Домисолька». Программа переработана и дополнена. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обусловлены применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
В основу программы внеурочной деятельности общекультурного направления «Вокальная студия «Улыбка»» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности «Вокальная студия «Улыбка»» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа «Вокальная студия «Улыбка»» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Рабочая программа «Вокальная студия «Улыбка»» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
Актуальность данной программы как раз связана с необходимостью организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС основного общего образования.
1.3. Цель рабочей программы «Вокальная студия «Улыбка»» и ее задачи
Цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.
Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
образовательные
развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками;
развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования;
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;
овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном.
развивающие
развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
развитие исполнительской сценической выдержки;
развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;
духовно- нравственное развитие.
воспитательные
воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время;
воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

1.4. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Вокальная студия «Улыбка»»
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Вокальная студия «Улыбка»» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи: Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
главными, из которых является сольной и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации,
движения под музыку,
элементы театрализации.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «Вокальная студия «Улыбка»» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
1.5. Вариативность программы
Особенностью Программы являются ее вариативность. Учитель вправе – выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения,
сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимися для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых).
1.6. Форма внеурочной деятельности и сроки реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится из расчёта –1 час в неделю, 34 часа.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма студии. Студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Занятия проводятся в музыкальном кабинете.
1.7. Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
постановка дыхания;
работа над расширением певческого диапазона;
развитие музыкального слуха и ритма.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
1.8. Формы оценки результатов
Основным критерием определения оценки учащихся являются:
уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
степень выразительности исполнения;
проявление творческой активности;
учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
Критерием оценки нужно считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например - выступление вокального коллектива с концертами.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
2. Предполагаемые результаты реализации программы
2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи;воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально-значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
2.2. Уровни воспитательных результатов
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
3. Содержание программы внеурочной деятельности «Вокальная студия «Улыбка»»
1. Пение как вид музыкальной деятельности (5 часов). Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
2. Формирование детского голоса (5 часов). Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука
3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (8 часов). Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности.
4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (7 часов). Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
3.1. Тематический план.
№ Наименование (разделов, модулей) темы Всего часов Количество часов
Аудиторных Неаудиторных
5 класс 6 класс 5 класс 6 класс
1 «Пение как вид музыкальной деятельности» 10 2 2 8 8
2 «Формирование детского голоса» 10 3 3 7 7
3 «Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» 8 2 2 6 6
4 «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры» 6 2 2 4 4
Итого 34 10 10 10 10
3.2. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
№ Дата
проведения Тема урока Кол-во часов Элементы содержания Характеристика
деятельности
учащихся
«Пение как вид музыкальной деятельности» (10 часов)
1 Понятие о сольном и ансамблевом пении. 1 Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении Ученик научится
Понимать: правила пения.
Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку.
Владеть первоначальными певческими навыками,
Ученик получит возможность научиться
Участвовать в коллективном пении.
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
2 Понятие о сольном и ансамблевом пении. 1 3 Диагностика. Прослушивание детских голосов. 1 Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. 4 Диагностика. Прослушивание детских голосов. 1 5 Строение голосового аппарата. 1 Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. 6 Строение голосового аппарата. 1 7 Правила охраны детского голоса. 1 Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. 8 Правила охраны детского голоса. 1 9 Вокально-певческая установка. 1 Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. 10 Вокально-певческая установка. 1 Формирование детского голоса (10 часов).
11 Звукообразование. 1 Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания
Ученик получит возможность научиться
Раскрыть творческое воображение фантазии,
Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе
12 Звукообразование. 1 13 Певческое дыхание. 1 Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. 14 Певческое дыхание. 1 15 Дикция и артикуляция. 1 Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии 16 Дикция и артикуляция. 1 17 Речевые игры и упражнения. 1 (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия 18 Речевые игры и упражнения. 1 19 Вокальные упражнения. 1 Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука 20 Вокальные упражнения. 1 Слушание музыкальных произведений,
разучивание и исполнение песен (8 часов).
21 Народная песня. 1 Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Ученик научится
Освоение жанра народной песни, её особенностей
Ученик получит возможность научиться
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем
Освоение классического вокального репертуара.
Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе
22 Народная песня. 1 23 Произведениями русских композиторов- классиков. 1 Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д 24 Произведениями русских композиторов- классиков. 1 25 Произведения современных отечественных композиторов. 1 Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 26 Произведения современных отечественных композиторов. 1 27 Сольное пение. 1 Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности 28 Сольное пение. 1 Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (6 часов).
29 Путь к успеху 1 Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей Ученик научится
Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса
Ученик получит возможность научиться
Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение).
Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей
Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу.
Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
30 Путь к успеху 1 31 Путь к успеху 1 32 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 1 Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
33 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 1 34 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 1 Итого 34 часа.
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
4.1. Технические средства обучения.
Музыкальный центр
Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)
Ноутбук
Экран
Мультимедиа проектор
Синтезатор
4.2. Учебно - методическое обеспечение программы
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.

Приложенные файлы


Добавить комментарий