Рабочая программа внеурочной деятельности вокальная студия «Домисолька» 1-4 классы


Отдел образования администрации Пензенского района
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Мичуринский Пензенского района
Обсуждено
на заседании МО
Протокол №1
от 28.08.2016 г. Принято:
Решением Педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____ от______ года
Директор МОБУ СОШ
п. Мичуринский
___________ А.Е. Камбулова
Рабочая программа
внеурочной деятельности
вокальная студия
«Домисолька»
1-4 классы
на 2016 – 2017 учебный год

Составитель: Камбулова Мария Алексеевна
учитель начальных классов
п. Мичуринский, 2016
I.Пояснительная записка к программе «Вокальная студия «Домисолька»
1.1. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокальная студия «Домисолька» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе следующих документов и материалов:
«Федерального государственного стандарта начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы п. Мичуринский;
Учебного плана МОБУ СОШ п. Мичуринский;
Лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «Домисолька».
1.2. Место рабочей программы и ее роль в системе обучения, развития и воспитания учащихся начальной школы и ее актуальность
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокальная студия «Домисолька» для учащихся начальных классов общеобразовательной школы, составлена на основе лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «Улыбка». Программа переработана и дополнена. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обусловлены применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
В основу программы внеурочной деятельности общекультурного направления «Вокальная студия «Домисолька» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности «Вокальная студия «Домисолька» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа «Вокальная студия «Домисолька» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Рабочая программа «Вокальная студия «Домисолька» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
Актуальность данной программы как раз связана с необходимостью организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС начального общего образования.
1.3. Цель рабочей программы «Вокальная студия «Домисолька» и ее задачи
Цель программы:
привить любовь к вокальному искусству
научить правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

1.4. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Вокальная студия «Домисолька»
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Вокальная студия «Домисолька» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи: Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
главными, из которых является сольной и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации,
движения под музыку,
элементы театрализации.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «Вокальная студия «Домисолька» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
1.5. Вариативность программы
Особенностью Программы являются ее вариативность. Учитель вправе – выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения,
сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимися для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых).
1.6. Форма внеурочной деятельности и сроки реализации программы
Программа рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта –1 час в неделю, 34 часа.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма студии. Студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Занятия проводятся в музыкальном кабинете.
1.7. Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
постановка дыхания;
работа над расширением певческого диапазона;
развитие музыкального слуха и ритма.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
1.8. Формы оценки результатов
Основным критерием определения оценки учащихся являются:
уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
степень выразительности исполнения;
проявление творческой активности;
учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
Критерием оценки нужно считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например - выступление вокального коллектива с концертами.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
2. Предполагаемые результаты реализации программы
2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи;воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально-значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
2.2. Уровни воспитательных результатов
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
3. Содержание программы внеурочной деятельности «Вокальная студия «Домисолька»
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная азбука» - 2 часа.
Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Работа над постановкой голоса» - 4 часа.
Артикуляционная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; голосовые сигналы доречевой коммуникации; фонопедические приёмы в нефальцетном режиме; фонопедические приёмы перехода из нефальцетного в фальцетный режим; фонопедические приёмы в фальцетном режиме; искусство пения – это искусство дыхания; координация между слухом и голосом.
«Исполнение с аккомпанементом» - 2 часа.
Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.
«Работа с фонограммой» - 5 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.
«Работа с микрофоном» - 4 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическая культура» - 15 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 3 часа.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Учебно-тематический план
2016 – 2017 год

№ Наименование разделов и тем Часы
теория практика
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Нотная азбука 1 1 1 1 1 1 1 1
2. Работа над постановкой голоса 2 2 2 2 2 2 2 2
3. Исполнение с аккомпанементом 1 1 1 1 1 1 1 1
4. Работа с фонограммой 2 2 1 1 3 3 4 4
5. Работа с микрофоном 1 2 1 1 2 2 2 2
6. Сценическая культура 4 3 2 2 11 12 13 13
7. Работа над репертуаром 1 1 - - 2 2 3 3
Итого 12 11 8 8 22 23 26 26
Общее количество часов 1 класс – 34 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч.

Методические рекомендации
Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их восприятия воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нужный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом. Сохранить интерес на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это сольфеджирование, пение в сопровождении фортепиано и без него, использование караоке. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается , ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты.
На индивидуальных занятиях большое внимание надо уделять правильной работе голосового аппарата соблюдению певческой установки, прямому положению корпуса. Основным способом звукообразования для детей следует считать мягкую атаку.
Работа над дикцией дает правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить активно и четко.
Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полетности, ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражнения.
Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в урок музыкальной игры и движения под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности.
Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. Система К. Орфа выстроена от простого к сложному. При практическом применении каждый преподаватель может построить занятия по своему усмотрению. Упражнения в первом комплексе расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и нормы их изложения и выполнения. Развитие певческого голосообразования при помощи первого комплекса упражнений предполагает следующие результаты: звук приобретает ярко выраженную певческую окраску, большую динамику, больший диапазон.
Большое значение имеет развитие разных сторон музыкального слуха. Выразительное исполнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение не интересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое несмыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохлопывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инструментах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
Н.Н. Рябенко « Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2006.
В.С. Кукушкин «Музыка, архитектура и изобразительное искусство»М.2005.
«Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
М.А. Давыдова «Уроки музыки» м.2008..
М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова « Методика музыкального воспитания младших школьников»М.2001.
Л.В.Школяр,М.С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева,В.В. Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
Н.В.Кеворков «Популярные песни кубанских композиторов» Кр-р.,2000
Н.Мануйлова «Музыкальный календарь» Ейск. 2005
Литература для детей
«Молодежная эстрада» журналы
«Молодежный меридиан» журналы
«Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
«100 великих композиторов» М.,1999.
А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Приложенные файлы


Добавить комментарий