Легенды и сказания тамбовского края


филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Стрелецкая СОШ» в селе Беломестная Криуша
«Легенды и сказания Тамбовского края»
Номинация: методические разработки
Лысикова Юлия Сергеевна
Учитель истории и обществознания
2015
Содержание
TOC \o "1-1" \h \z \u Аннотация PAGEREF _Toc444187849 \h 3Пояснительная записка. PAGEREF _Toc444187850 \h 4Конспект занятия «Легенды и сказания Тамбовского края» PAGEREF _Toc444187851 \h 5Заключение PAGEREF _Toc444187852 \h 16Список рекомендуемой литературы PAGEREF _Toc444187853 \h 17Приложение PAGEREF _Toc444187854 \h 18
АннотацияДанная методическая разработка представляет собой конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки», Мордовина О. М.. Актуальность данной разработки заключается в том, что учащиеся изучают историю родного края через знакомство с памятниками устного народного творчества.
Во время занятия учащиеся знакомятся с памятниками устного народного творчества – легендами и сказаниями о Тамбовском крае, в результате чего узнают об истории основания, строительства и заселения своего края. Знакомство с каждой легендой сопровождается просмотром презентации, а также беседой по ее содержанию. Учащиеся выделяют знакомые названия и места, услышанные в легенде, а затем соотносят полученные сведения с уже имеющимися сведениями об истории своего края, тем самым дополняя и расширяя свои знания по данной теме.
Данная разработка предназначена для детей среднего школьного возраста, учащихся 5-6 классов, 11-12 лет. Материал может быть использован на классных часах и внеклассных мероприятиях. В результате, учащиеся, начиная изучать историческое краеведение, уже имеют начальный багаж знаний по истории своего родного края.
Автором данной методической разработки является учитель истории и обществознания Лысикова Юлия Сергеевна. Она работает в системе дополнительного образования полтора года.
Пояснительная записка.Данная методическая разработка представляет собой конспект внеклассного мероприятия, состоит из нескольких сообщений учащихся, в которых представлены легенды и сказания о Тамбовском крае. Каждая из легенд сопровождается показом слайдов презентации и вопросами, направленными на обобщение и систематизацию полученных знаний.
Целью данной работы является формирование представлений об истории основания, строительства и заселения Тамбовского края через изучения легенд и сказаний о Тамбовском крае.
В ходе работы реализуются следующие задачи:
учащиеся получают начальный багаж знаний по историческому краеведению; у учащихся формируется представление о месте Тамбовского края в истории отечества, а также представления об устном народном творчестве и литературе как об одном из важнейших компонентов культуры региона; учащиеся осознают себя частью жизни родного края; учащиеся развивают навыки исследовательской работы и работы с литературно-краеведческим материалом; у учащихся воспитывается любовь к родному краю и пробуждается интерес к изучению его истории.
Конспект занятия «Легенды и сказания Тамбовского края»Возраст учащихся: 11-12 лет
Тип занятия: внеклассное мероприятие
Цель: формирование представлений об истории основания, строительства и заселения Тамбовского края через изучения легенд и сказаний о Тамбовском крае.
Задачи:
дать учащимся начальный багаж знаний по историческому краеведению;
сформировать представление о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и истории, о литературе и УНТ края как об одном из важнейших компонентов культуры региона;
помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;
развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.
воспитать любовь к родному краю, пробудить интерес к родной культуре.
Оборудование: толковые словари, презентация «Легенды и сказания Тамбовского края»
Методы и приемы: сообщения учащихся, работа с толковым словарем, беседа.
План проведения занятия.
1. А. В. Сохранский и его легенды.
2.Легенды о «Ясперсе и Змее», «о Цне», «Сказ о гербе Тамбовском»
1. А. В. Сохранский и его легенды.
А. В. Сохранский (1883 - 1962) – личность среди тамбовских краеведов малоизвестная. В начале XX века он преподавал русскую словесность в Тамбовской гимназии, а затем в течение нескольких лет преподавал русский язык и литературу в школе № 21. Ученики Александра Васильевича вспоминали о нем как о талантливом педагоге. Этот талант заключался в том, что он умел привить своим ученикам вкус к настоящей литературе. Среди его учеников был знаменитый писатель, наш земляк, Николай Вирта.
Почти 100 лет назад А. В. Сохранский стал записывать легенды и сказания о Тамбовском крае, которые он слышал от охотников, купцов и простых горожан. Эти легенды и сказания сочетают в себе быль и народную фантазию. Достоверное и чудесное здесь тесно переплетаются, как в сказках, но в отличие от сказок, описываемые события происходят в определенном времени и месте, и в них встречаются реальные исторические личности. В этих легендах есть ценные сведения о названиях многих сел, рек и озер Тамбовского края, объясняющих смысл местных географических понятий. Эта своеобразная кладезь народной мудрости, где в качестве сказителей выступают простые тамбовские жители: рыбаки и охотники, ремесленники и торговцы, а порой и простые жители наших сел и деревень, которые живут в тесном союзе с окружающей природой.
Легенды Александра Васильевича Сохранского являются авторскими литературными произведениями, созданными, на основе устных народных преданий.
Вопросы:
1)Ребята, скажите можно ли считать А. В. Сохранского собирателем устного народного творчества или фольклора?
(Да, можно, так как он собирал предания, легенды о родном крае у местных жителей)
2)Почему мы в полной мере не можем назвать произведения Александра Васильевича произведениями устного народного творчества?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что обозначают понятия легенды, сказания, устное народное творчество вообще. В этом нам помогут разобраться словари.
(учащиеся делятся на три группы, каждая получает по одному понятию, читает сведения об этом понятии. А потом вместе с педагогом группы делают вывод о том почему произведения Сохранского являются авторскими.)
Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Сказание - рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. Сказания о киевских богатырях.
Устное народное творчество или фольклор – это искусство устного слова, создаваемая народом и бытующее в широких массах.
(Потому, что собирая легенды и сказания, он привносил в них что-то свое, авторское, благодаря чему его произведения являются авторскими, но созданными на базе произведений устного народного творчества)
П. Предлагаю, вам познакомится с некоторыми легендами и сказания о Тамбовском крае. Сейчас вашему вниманию будет представлена легенда о Цне.
2. Легенды о «Ясперсе и Змее», «о Цне», «Cказ о гербе Тамбовском»
Легенда о Цне.
Давным-давно, ещё до татар, это было: в тех местах, где теперь Тамбов раскинулся, лес был. От века не рубленый, он кишел зверьём и птицею, а людей мало было в нём. Лишь кое-где на холмах мордва жила, только не большими деревнями, а малыми одинокими хуторами.
И на том месте, где Тамбов был построен, мордвин жил, по имени Урлап. Поэтому и место это получило потом название Урлапова городища. По обычаю того времени, эта усадьба была огорожена земляным валом и тыном, чтобы звери не могли проникать туда и таскать скотину и птицу. У мордвина того были жена и дочь. Как звали жену, я забыла, а дочь звали Цна.
Мордвин Урлап был охотник, пчеловод; скотину в лесу на полянах пас, а жена его, помимо хозяйства, ведовством занималась, то есть, проще сказать, колдуньей была. Но своим колдовством она людям зла не делала, а, наоборот, от разных болезней лечила, от смерти и увечья спасала, пчёл и скотину от мора заговаривала, заблудившихся в лесу на дорогу выводила. А дочь росла, красавицей девушкой становилась, а ведовства материнского не знала: мать до поры до времени не открывала ей своих тайн. Так проходили годы. Умер старый Урлап и по мордовскому обычаю был похоронен там, где жил, - в своей усадьбе. Остались мать и дочь вдвоём.
Пришло время умирать и матери, но смерть, как в народе говорят, не может взять ведьму, пока она не передаст своих тайн кому-нибудь другому: мучается ведьма в предсмертных муках, душит её рука смерти, а умереть она не может, если не нашла человека, кому можно было бы передать все свои тайные знания.
Призвала умирающая ведьма дочь свою Цну и передала ей всё, что знала, научила ведовству, а потом сказала:
-Спасибо тебе, дочка, что пожалела ты мать: взяла на себя то, что давило мне душу и мешало отойти на вечный покой: телом в землю, а духом - к своим предкам. Ты много теперь знаешь и много можешь, но смотри: только для добра употребляй то, что ты узнала от меня, никому не причиняй зла и страданий этими тайными знаниями, а если для зла людям захочешь применить их, то от них и сама погибнешь, да и меня там, за гробом, мучиться заставишь, хоть я и буду тенью.
Дочь поклялась исполнить волю матери, тогда поцеловала она дочь, вздохнула последним вздохом и умерла.
Похоронила Цна тело матери там же, где лежал её отец, и стала жить одна. Хорошая слава о ней пошла среди лесных жителей: и людей лечила от разных болезней и ран, градовые тучи отводила от убогих посевов мордвы, пчёл охраняла заговором от мора, рыбу и дичь приваживала рыболовам и охотникам. Люди охотно шли со своими нуждами к красавице Цне, знали, что не откажет она им в помощи и от беды убережёт.
Хорошо жилось девушке, только порой скучно и одиноко было: не было возле неё близкого человека, с которым она могла бы разделить свои мысли и чувства, свои печали и радости; тосковала девушка по любви и ласке.
И судьба словно услышала её печаль и послала то, о чём грустило её сердце. В некотором расстоянии от Урлапова городища жил молодой охотник Сампор. Красивый собой, отважный, сильный, он славился во всей округе как победитель многих медведей.
Медвежьими шкурами были устланы лавки в его жилище и стены, медвежьими черепами, по мордовскому обычаю, были увешаны колья плетня вокруг усадьбы.
Но однажды, отбившись от товарищей, таких же отважных и смелых охотников, как и он, зашёл он в такую глубину леса, куда никто из мордвы не заходил: это была в полном смысле лесная глухомань. Изрезанное глубокими оврагами, по дну которых гремели ручьи, а крутые склоны заросли густым осинником и кустами, окружённое вековыми соснами и дубами, меж которых лежали сломленные бурями столетние лесные великаны, место это у окрестной мордвы считалось страшным и гибельным для человека. Там было жилище царя зверей — огромного медведя страшной силы. С ним-то и встретился Сампор в этой лесной чащобе и вступил в бой. Но не смог одолеть лесного царя: выбил медведь из его рук оружие — рогатину и большой нож, опрокинул самого охотника, подмял под себя и изломал своему врагу кости, расцарапал страшными когтями тело. Но грызть и рвать не стал, оставил его, когда убедился, что охотник лежит без движения и признаков жизни.
Однако жизнь ещё оставалась в израненном теле молодого охотника: спустя некоторое время он пришёл в сознание и, кое-как передвигаясь ползком, выбрался из владений страшного зверя, а там и товарищи нашли его и привезли лечить к молодой волшебнице Цне.
Долго продолжалось леченье страшных ран, нанесённых Сампору медведем. И вот в сердцах Цны и Сампора загорелась любовь: молодая волшебница и отважный охотник полюбили друг друга. А когда Сампор поправился, когда благодаря заботам и леченью Цны снова вернулись к нему силы, молодые люди решили быть мужем и женой и навсегда соединить свои жизни вместе.
Сделавшись женой Сампора, Цна переселилась в его жилище, а родная усадьба её, покинутая и пустынная, разрушалась: гнили и падали стены, проваливалась крыша, двор зарастал бурьяном; волки устроили себе логовище там, где некогда жили люди. Лишь могилы, в которых лежали Урлап, его жена и предки, говорили о том, что ещё недавно здесь было человеческое, а не волчье гнездо.
Шли годы мерными, медленными шагами, но быстро, как волны в реке под напором ветра, мелькали дни. Тихо и спокойно проходила жизнь в мордовских лесах: охотники и звероловы, пчеловоды и рыбаки делали своё обычное дело, не ожидая никакой беды для себя. Но беда шла. Однажды Сампор вернулся с охоты в дальних лесах, где он пропадал несколько дней, и рассказал жене, что далеко на востоке, где кончается лес и начинается степь, стоит огромное конное войско, со своим царём во главе. Воины все отлично вооружены и сидят на крепких и сильных лошадях. За войском едут в больших телегах, на которых поставлены войлочные шатры, жёны и дети воинов, гонят большие стада разного скота. Говорят те люди на неведомом языке, но мордовским охотникам стало ясно, когда они вышли к этим неизвестным воинам, что они страшно боятся идти через лес, боятся лесной тьмы, болот, даже лесных звуков, особенно ночных, которые они считают за голоса лесных духов. Эти воины, очевидно, родились и выросли на просторах степей и никогда не знали леса, поэтому всё в нём им кажется таинственным и страшным.
Кто они, эти вооружённые степняки, и куда и зачем идут - никто из мордвы не знает, но ясно одно, что они хотят найти человека из местных, кто знает дороги через лес и проведёт их в равнины, в степи, где кончаются мордовские городища и начинаются селения русских земледельцев.
Услышав от мужа рассказ о вооружённом неведомом народе, который стремится перейти лес и выйти на русские степные просторы, Цна вспомнила, как её мать незадолго до смерти говорила ей о том, что далеко, на востоке, идёт война: там злой и жестокий народ, который называется татарами, громит, жжёт и разрушает города и селения, грабит и убивает тысячи людей, опустошает целые царства, превращает в пустыни цветущие, заселённые земли, и никто и ничто не может противиться им, остановить их кровавый путь. «И вот они здесь, - думала Цна, - у черты их мордовского леса, готовые начать свои убийства и грабежи мирных мордовского и русского народов. Их ведёт кровожадный и безжалостный царь. Неисчислимы его богатства, как неисчислимы и злодеяния, и нет жалости к людям ни у него, ни у его воинов».
Через несколько дней Сампор с другими охотниками опять ушёл на охоту, пробыл в лесах довольно долго, а когда вернулся, то рассказал жене, что он был опять у татар, видел самого их предводителя и царя. Хотя ни он, ни другие мордовские охотники не знали татарского языка, но поняли, что татары сулят огромное богатство тем, кто проведёт их через этот лес. Они дадут много дорогих тканей и одежд, оружия, золота и скота тому, кто укажет им дорогу через лесные дебри и выведет в степь. А мордву они обещают не обижать: не грабить и не убивать. И он хочет указать им дорогу, провести через лесные дебри, чтобы получить обещанное богатство.
- Если ты проведёшь этих неведомых, лютых на кровь людей через лес, то они сделаются хозяевами земли нашей, и никто не сможет удержать их, если они захотят убивать людей мордовской страны и грабить русские селения. Людей, которые привыкли жить грабежом и убийством, не удержит никакое слово, никакое обещание, потому что у них нет совести. Лес — наша единственная защита от них, и ты хочешь лишить нас этой защиты из-за богатства, которое нам совсем и не нужно: лес и земля дают нам всё необходимое для жизни.
Долго уговаривала Цна мужа не проводить татар через болота и леса родного края, не льститься на богатства, которые сулит татарский царь, не губить своих русских братьев. Долго спорили Цна и Сампор, но в конце концов, в первый раз с того времени, как они полюбили друг друга, Сампор не послушался жены и пошёл к татарам, чтобы провести их через лес в русские степи.
Долго раздумывала Цна, что делать. Можно было силой волшебных чар погубить в лесу мужа, не дать ему возможности выполнить намерение, но Цна слишком горячо любила его. И она решила обратиться за советом и помощью к матери. Пошла она на её могилу, на старое своё городище, и глухою ночью силой чар вызвала тень матери.
-Зачем ты, дочка, потревожила мой покой? Я научила тебя волшебству, - заговорил призрак матери, — разве оно бессильно, что ты вызываешь меня?
Цна рассказала призраку о беде, которая грозит мордовскому народу и русским, если Сампор проведёт татар через лес.
- Скажи, мать, что я должна сделать, чтобы отвести беду от родины?
- Наведи слепоту на Сампора и его друзей, и они погибнут в зёвах лесных болот, не найдут дорог. Ты знаешь, как это сделать, - ослепить изменников, чтобы они не дошли до вражьего стана. Сделай это скорее.
- Нет, мать! Я не хочу губить Сампора: он любит меня, и, кроме любви и ласки, я от него ничего не видела. Он в первый раз не согласился со мной, но любовь его ко мне жива, лишь жажда богатства затуманила её. И у меня рука не поднимется, чтобы погубить его. Надо остановить или погубить не его, а татар.
- Но я не знаю таких чар, которые могли бы действовать на целый народ. Да и там, в татарском стане, найдутся волшебники, которые сокрушат наши чары. Остаётся одно: погубить Сампора и его товарищей в лесной чащобе и не допустить их провести татар через лес.
- Нет, я не могу этого сделать! Но я не хочу видеть и того, что произойдёт потом, когда потечёт кровь по родной земле и огонь уничтожит наши жилища и селения русских, благодаря безрассудному желанию Сампора и его товарищей. Я не знаю, что мне для этого нужно делать, научи меня! И из глаз Цны закапали слёзы.
-Так плачь и дальше, дочь моя, истеки потоком слёз и превратись в реку: вечно живая, ты потечёшь среди тех мест, где ты жила, и будешь поить землю и людей нашей родины, но не будешь причастна к тому злу, которое Сампор принесёт своей изменой.
-Я так и сделаю, мать! Спасибо тебе за добрый совет!
Возвратись домой, к жилищу Сампора, Цна заплакала зачарованными слезами. И силой волшебства женщина Цна растаяла в слезах и превратилась в светлый источник, из которого побежал тихий ручеёк, ручеёк превратился в реку, которая побежала могучим потоком среди лесов и степей. Но веяло печалью и тоской от той светлой реки, и невесел был шум её волн: рождённая слезами, она несла в своих водах неутешное горе женщины, страдавшей и за себя, и за родную землю. Светлым, грустным потоком протекла она и у того места, где стоял дом Сампора, где жила она счастливой женой, разлилась ручьями на несколько рукавов, широко охватив водами своими лесные низины и луга там, где проходили тайные лесные дороги, по которым Сампор мог провести врагов; с грустным лепетом, словно жалуясь, прошла она мимо того холма, где стоял некогда дом отца и матери, где в земле лежали их кости, и потекла, заструилась дальше и дальше. Красотой и грустью дышала и доныне дышит грудь реки на всём пути её течения.
Так зачалась наша река: женщина Цна превратилась в реку Цну.
Беседа по вопросам:
1)Какие знакомые названия вы услышали в этой Легенде?
(Цна – это река, которая протекает в Тамбовской области. На ее берегах располагаются города как Тамбов, Моршанск и Котовск.)2)Что напоминает вам имя мужа Цны Сампор?
(имя Сампор созвучно с названием населенного пункта в нашей области)
3)Какое историческое событие отраженно в легенде о Цне?
(татарско-монгольское нашествие на Русь)
П.Молодцы ребята, а теперь мы с вами прослушаем Легенду о Яспере и Змее.
Легенда о Яспере и Змее.
«Лет триста с лишним тому назад на этих холмах, где теперь раскинулся наш город, стоял глухой дремучий лес. Тысячи лет шумел он здесь, никем никогда не рубленный, давал приют зверям да птицам. И жил здесь всего-навсего один человек. Это был древний-древний старик-мордвин по имени Яспер. Был он великий колдун и знал много волшебных и страшных тайн. И вместе с ним жила большая старая змея – тоже тысячелетняя волшебница.
Жили они на холме над Цной, где среди тысячелетних дубов и вязов вырыта была глубокая пещера. А рядом, на соседнем холме, где теперь стоит Казанский монастырь, было мордовское святилище – Пичава. Тут стоял древний идол, а жрецом при этом мордовском боге был Яспер. Когда он приходил на моленье, змея висела у него на шее. Людям казалось, что змея знает и видит все: их мысли и дела. Приходили к старому жрецу люди по разным нуждам: кто лечиться, кто в беде искал помощи и совета – и все от него уходили утешенными и умиротворѐнными. Так проходили годы.
Но вот наступил день, когда на соседнем холме, носившем название Урлапова (теперь место это занято постройками электростанции, Кафедральным собором, частично городским садом), раздались громкие голоса и зазвучала чужая речь, послышались глухие удары топора и стоны падавших срубленных деревьев. В страхе бежали оттуда звери, улетали птицы. Пошел Яспер вместе со змеей посмотреть, что там происходит. Вышел он из-за кустов и направился к чужеземцам, чтобы узнать, что это за люди и зачем они так безжалостно убивают зверей и птиц там, где хотят жить сами. Эти люди рассказали старику, что они слуги великого московского царя, который сидит в каменном городе Москве, он-то и послал их сюда строить город. Понял Яспер, что приходит конец его власти, что отныне хозяином этих мест и живущих здесь людей будет тот могучий московский царь.
Удрученный тяжелыми мыслями и предчувствием бед и горя для родного народа, ушел Яспер к себе. Наступила полночь. Вдруг открылась дверь пещеры и яркий свет блеснул оттуда. И свершилось чудо: старик превратился в молодого, красивого, стройного воина, а змея – в красавицу-девушку в белой длинной одежде. Юноша и девушка взялись за руки, и вышли из пещеры. Медленно ступая, поднялись они туда, где между деревьями стоял деревянный идол. Подойдя к идолу, они стали делать вокруг него руками какие-то знаки, что-то говорить и петь. И вдруг деревянный идол ожил и превратился в молодого красавца-бога. В руках у него – большой, красивый цветок. Яспер и его подруга опустились на колени и стали о чем-то ему рассказывать. Когда они закончили, молодой бог махнул своим цветком, и все они скрылись в густом облаке, и оно двинулось через лес, за реку, на восток. Ушло и скрылось облако. А когда занялась заря, то на холме не было идола, не было и пещеры. А когда была построена на том Ясперовом холме сторожевая башня Тамбовской крепости, то часовые, стоявшие на башне, не раз видели по ночам, как к холму подходил то старик в длинной белой одежде со змеѐй на шее, то молодой воин с мечом и копьѐм и с ним девушка с золотым обручем на голове; доходили до определѐнного места и пропадали, словно проваливались сквозь землю».
Беседа по вопросам.
Предположите, о каком месте города Тамбова идет речь в этой легенде?
(скорее всего, Набережная города Тамбова, в районе горсада и кафедрального собора.)
С какого места, согласно легенде началось строительство города?
(Согласно легенде можно сказать, что основание города началось со современной улицы Советской. Ведь, Яспер услышал стук топоров со стороны нынешнего Кафедрального собора.)Ребята, попробуйте предположить как осуществлялась застройка нашего города, если она началась в нынешнем центре города?
(судя по тому, что застройка началась с центра, можно предположить, что застраивался город в направлении от центра к окраинам)
П. Молодцы, ребята. А теперь мы познакомимся с еще одним интересным сказом о том, почему на гербе нашего края изображены улей и пчелы.
«Сказ о гербе Тамбовском»
«В старину большинство поселений нашего края имели смешанный мордово-русский состав. Два народа-брата рука об руку вели совместное хозяйство, плечо в плечо отбивались от врагов своих степняков-кочевников.
Вместе пахали землю, охотились, ловили рыбу. Занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Занятие это было прибыльным и необходимым, потому что платили оброк в те времена князьям и в царскую казну не только рублем, но и пушниной, воском, медом. Бортные места назывались Ухожья и разбросаны они были по всему краю, иногда за сотню километров от жилья. Сельчане с риском для жизни выезжали в эти места, да не по одному, а группами. Брали с собой оружие, останавливались в укрепленных станах. Но не всегда спасали эти станы от набегов степняков, которые рыскали по нашему краю, как хищные волки: нападали внезапно, старались живыми взять в плен, чтобы продать в рабство на заморских рынках за золото и серебро.
Собрались однажды мужики из поселения «Тонбов» навестить Ухожье в устье рек Цны и Студенца. Славились эти места разнотравьем, поэтому мед здесь был терпким, ароматным.
Взяли они с собой мальчонку-сироту по имени Ванятка, чтобы отвлекся он от горя своего. Убили в неравном бою отца его ногайцы, а мать и сестру увели в неволю. Остался он один-одинешенек.
Приехали бортники на становище, и пошли борти проверять. Отстал от взрослых Ванятка... Идет по лесу и любуется на деревья, цветы и травы. Вышел он на холмистый берег реки Цны. Плавно несет река свои воды, и отражаются в них облака белые.
Вдруг они грозно потемнели, раскатисто прогремел гром. Началась гроза, и молния ударила в дерево, стоящее на краю леса. С треском рухнуло и загорелось оно. Заметались над ним дикие пчелы: жужжат жалобно, как бы просят Ванятку спасти их матку, оставшуюся в дупле. Скинул он кафтан свой и стал сбивать огонь, а тут и дождь проливной помог ему затушить пожар и спасти пчелиное семейство.
Думалось Ванятке, как похожи пчелы на людей: трудятся с утра до вечера, строят соты, наполняют их медом, следят за порядком и чистотой в дупле, почитают свою матку, как царицу, помогают друг другу в беде.
Размышления его прервал нежданно-негаданно появившийся старец. Положил он руки на голову Ванятке и почувствовал тот такое доверие, любовь и теплоту, какое шло только от отца и матери. Заплакал Ванятка, вспомнив о них. Успокоил его старец и сказал: «На том месте, где находимся, поставлена будет крепость, которая оборонит, защитит землю нашу. Перестанут злые враги свои набеги совершать, уводить в плен людей, разорять землю, сеять смерть и горе. Назовут крепость ту Тамбовом. Превратится крепость та вскоре в город многоликий».
Увидел Ванятка эти лики на небе лазоревом, грозою омытом - расчищенном.
Первый лик - Воин-Богатырь.
Второй лик его - Монах-Старец-Мудрец.
Третий лик его - Пахарь-Труженик.
Четвертый - Купец богатый.
А пятый лик его - женский лик - красоты неописуемой.
И сказал старец: «Покажу тебе, Ванятка, где хранится Тайна Земли нашей». Явился вдруг золотой улей, и вылетели из улья три пчелы серебряные. Одна села на ладонь правой руки, другая - на ладонь левой руки, а третья - на лоб чудесного старца. «Когда соединятся прошлое, настоящее и будущее в едином круге - преобразится земля Тамбовская».
Вылетели из улья еще три пчелы золотые и таким же образом расселись. «Та, что на правой руке, - указал старец, - будет собирать знания, добытые в опыте и трудах праведных. Та, что на левой руке, будет собирать и сохранять красоту неописуемую, а та, что на лбу - будет поддерживать и укреплять веру глубокую. И когда соединятся они в круге вечности, засияет Земля Тамбовская и откроется тайна тайн, сокрытая до времени».
Так же внезапно, как появился, исчез старец с ульем и пчелами, только чудесным образом наполнились коробы Ванятки медовыми сотами. А тут и односельчане подошли, подивились рассказу его. Но поверили только тогда, когда пришлось столкнуться с крымцами. И не сдобровать бы им, если бы не налетели неожиданно пчелы дикие, да как стали они жужжать, да кусать их. Пока те отбивались и приговаривали: «Ох, и злые пчелы!».
Ванятка с односельчанами далеко уже были. После того случая люди примечать стали, что открылся у Ванятки дар необыкновенный - лики писать на досках.
Поговаривали, что сам воевода - Роман Федорович Боборыкин пригласил его украсить иконами Преображенскую церковь. С нее начиналось строительство крепости по царскому указу в 1636 году 17 апреля, в день святого Зосимы Пчельника, когда люди добрые ульи расставляют, а завершилось 27-28 сентября - когда их убирают. Совпали ли сроки строительства крепости с «рабочим» летным сезоном пчел или нет, был ли встреченный Ваняткой старец самим Зосимой Пчельником, никто не знает и тайна эта сокрыта до времени.
Только вот крепость действительно превратилась в город и на гербе его изображены улей и пчелы. Беседа по вопросам.
Ребята, что же олицетворяют собой три пчелы, изображенные на гербе нашей области?
(пчелы, согласно легенде, олицетворяют собою знания, красоту и веру)
Ребята, пчелы живут в одном улье, целым семейством. Они вместе работают, вместе строят свой дом, вместе отбиваются от неприятеля. Как вы считаете, обладают ли всеми этими качествами жители нашего края?
(да, обладают. Если, например, на нашу землю нападет неприятель, то все жители бок о бок будут защищаться. Ярким примером этой сплоченности служит Великая Отечественная война.)П. Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с легендами и сказаниями о Тамбовском крае, из которых узнали об истории основании и заселении нашего края. Предлагаю вам немножко размяться при помощи составления синквейна.
Пример синквейна.
1.Тамбов
2. Сильный, сплоченный
3. развивается, строится, процветает
4.Тамбов – красивый город, который продолжает развиваться.
5.Родина
П. Молодцы ребята, спасибо за работу. Дома предлагаю углубить свои о Тамбовском крае, подготовьте сообщения о разных районов нашей области, как шло их строительство и заселения.
До свидания.
ЗаключениеВнеклассное мероприятие прошло успешно. Учащимся было интересно узнавать об истории своего края через знакомство с легендами и сказаниями о Тамбовском крае. Поставленные перед педагогом цели и задачи были выполнены.
Учащиеся с удовольствием работали, искали ответы на поставленные вопросы. Детям было проще воспринимать информацию через легенды и сказания, поскольку в своем возрасте они привыкли читать сказки и воспринимать информацию именно в такой форме. Этим объясняется и повышенный интерес, который не спадал на протяжении всего мероприятия.
Список рекомендуемой литературыАртемов И. С. Край родной. Воронеж,1978. 8-9 с.
Дубасов, И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов: ЮЛИС, 2006. 786 с.
Молчанова, Г. Старый Тамбов от А до Я (История дореволюционного Тамбова в коротких рассказах). Тамбов, 2004.128-138 с.
Попова, Т. Сказы о Земле Тамбовской. Тамбов, 2010. 32 с.
Сохранский, А. В. Легенды и предания тамбовского края .Тамбов, 2004.108 с.
ПриложениеФотоматериалы с нашего внеклассного мероприятия
«Легенды и сказания Тамбовского края»



Приложенные файлы


Добавить комментарий