Горина. Программа ансамбль синтезаторов

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №1»


ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1»
Протокол № ___ от _________2011 г.


УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ДОД
«Детская школа искусств №1»
____________М.Ю. Середенко
Приказ № ____ от __________2011 г.



Ансамбль клавишных синтезаторов
Рабочая учебная программа для детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа рассчитана на 5-летний срок обучения
для детей в возрасте от 9 лет



составитель:
Горина И. А.,
преподаватель МБОУ ДОД
«Детская школа искусств №1»













г. Сургут
2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». Игра в ансамбле клавишных синтезаторов – увлекательная форма музицирования. Усилиями всего лишь нескольких учащихся, исполняющих несложные партии, можно достичь яркого, многокрасочного звучания, близкого звучанию целого оркестра. При этом каждый из участников такого ансамбля может выступить не только в роли исполнителя, но и творца – соавтора аранжировки исполняемой музыки. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.
Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений. Пьесы для ансамблевого исполнения представляют собой насыщенную подголосками структуру. Неслучайно поэтому данная форма музицирования получает все более широкое распространение в системе дополнительного музыкального образования – активно развивая музыкальные способности учащихся, она позволяет очень выигрышно представить детское творчество на концертной сцене.
В классе ансамбля творчество учащихся связано, в первую очередь, с исполнительством – это выбор верного темпа, ритмическая гибкость, и, вместе с тем, синхронность исполнения, построение динамического баланса, выразительная артикуляция музыкального текста.
Также к творческим проблемам добавляются проблемы аранжировки музыкального произведения: подбор голосов и, если нужно – аккомпанирующих паттернов, а иногда также – гармонизация, построение фактуры и композиционной формы; проблемы звукорежиссуры: достижение динамического и тонального баланса электронного звучания, его обработка с помощью различных эффектов, гармоничное расположение голосов по панораме. Данные параметры звучания регулируются на каждом из инструментов и микшерном пульте, что также должно входить в сферу творчества учащихся, занимающихся по классу ансамбля синтезаторов. Соответственно, расширяется и необходимая для данной формы творчества база знаний, куда помимо элементов теории композиции, необходимых для создания электронных аранжировок музыкальных произведений, входят представления об основных операциях звукорежиссерской обработки и балансировки звучания.
В процессе работы в ансамбле возникают оригинальные версии электронной инструментовки произведений в силу особенностей инструментов различных фирм - производителей и конкретных условий исполнения музыки (акустика класса, концертного зала, открытой концертной площадки и т.д.)
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
Цель обучения ансамблевому музицированию:
- приобщение учащихся к музицированию на основе цифрового инструментария, в разнообразных формах данной творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции).
Основные задачи:
Образовательные:
-изучение художественных возможностей цифрового инструментария: ознакомление с его звуковым материалом, освоение приемов управления фактурой музыкального звучания.
- ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза;
-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
Развивающие:
-гармоничное развитие композиторских, исполнительских и звукорежиссерских способностей, связанных с электронным музыкальным творчеством, развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса;
-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля; -развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

Воспитательные:
-духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
- воспитание эстетически развитой личности;
- формирование музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры;
-воспитание чувства ответственности за себя и за коллектив;
-воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся путем проведения культурно-образовательных акций и проектов.

Рекомендуемый объем часов: 1 академический час в неделю для ансамбля учащихся с первого по пятый классы. Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его эстрадную и джазовую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Виды внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания; подготовка к концертным выступлениям; посещение концертов, спектаклей; участие учеников в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательной организации. Время на самостоятельную работу учащихся в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания. Программа предусматривает регулярность и систематичность самостоятельных занятий.

Контроль и учет успеваемости
Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, зачетах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д.
Учащиеся всех классов в середине и в конце года сдают зачет с оценкой, которые оцениваются по пятибалльной системе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценки по четвертям;
оценка за зачет;
другие выступления в течение года.
Проверка исполнительских навыков ансамблевой игры осуществляется на контрольных уроках и зачетах на протяжении всего периода обучения.

Методы и приемы обучения
-Комплексный метод, объединяющий творческую практику и изучение музыкальной теории;
-методы и приемы, направленные на осознанное восприятие музыкально- теоретических понятий, необходимых для осуществления творческой деятельности на основе цифрового инструментария: применение правил взаимодействия музыкально-выразительных средств в творческой практике;
- сочетание объяснительно-иллюстративных и проблемных методов обучения;
- метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
-применение образных моделей музыкально-теоретических понятий;
-опора на систему усложняющихся творческих заданий;
-метод разъяснения последовательности действий и операций музыкальной аранжировки;
- метод авторской интроспекции (выполнение учителем в присутствии учеников творческой работы с комментариями собственных действий); подбор увлекательных и посильных творческих заданий;
-применение эвристических приемов;
-создание доброжелательного психологического климата;
-бережное отношение к творчеству ученика;
-индивидуальный подход;
- введение музыкально-игровых ситуаций.

Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета
Класс для занятий по клавишному синтезатору должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим нормам: естественная вентиляция, хорошее освещение и температурный режим. Класс должен быть оснащен необходимым оборудованием: синтезатор в комплекте с адаптером, пультом, подставкой, для ансамбля клавишных синтезаторов количество инструментов увеличивается. Для организации концертных выступлений учащихся необходимо иметь усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания к этому может быть добавлен микшерный пульт. Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности. Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся желательно также иметь аудиоаппаратуру (аналоговую, цифровую, пишущий CD-Rom и т.п.).


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Первый класс
Основные выразительные возможности клавишных синтезаторов (многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending. Обозначение высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация. Обозначение пауз. Аппликатура. Организация целесообразных исполнительских движений (постановка рук).
Начинают занятия с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели.
Отработка синхронности. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей, что является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Освоение простейших приемов ансамблевой игры: гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов, подбор паттерна, исполнение простейших партий в ансамбле с педагогом и в режиме «-1».
В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить 2-3 произведения народной, классической и современной музыки.
В первом полугодии учащиеся исполняют на академическом зачете 1 произведение, во 2 полугодии 1 произведение.

Второй класс
Вокальная и инструментальная импровизация одно-двухтактовых фраз в процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос – ответ, утверждение – возражение, подтверждение и т.п.). Импровизация в ансамбле с учителем на основе шумовых эффектов синтезатора. Исполнение в ансамбле простейших партий, в том числе – включающих автоаккомпанемент в режиме упрощенного взятия аккордов (casio chord, single finger и т.п.);
Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, ритмический контроль.
В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить 2-3 произведения народной, классической и современной музыки.
В первом полугодии учащиеся исполняют на академическом зачете 1 произведение, во 2 полугодии 1 - 2 произведения.

Третий класс
Объединение родственных голосов, звуковых эффектов и паттернов в банки с целью облегчения ориентировки в звуковых данных синтезатора. Мажорные и минорные трезвучия; их буквенно-цифровое обозначение. Обозначение артикуляции. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения (D.c., D.c. al fine, D.c. al *-*). Импровизация музыкальных фраз и предложений в «диалоге» с учителем. Ансамблевая импровизация осмысленных звуковых картинок на основе шумовых эффектов. Исполнение несложных ансамблевых пьес на нескольких синтезаторах, в четыре руки, в режиме «-1», с использованием режимов обычной (normal) и разделенной (split) клавиатуры, динамической клавиатуры (touch response), а также – с применением автосопровождения в режимах упрощенного (casio chord, single finger и т.п.) и обычного (fingered) взятия аккордов, ритмических заполнений (fill in) и автоматических ударных без автоаккомпанемента (drum machine).

Четвертый класс
Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Обозначение темпа в общепринятых (итальянских) терминах и с помощью метронома. Фермата. Обращение трезвучий. Малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Понятие о мелодии, гармонии, фактуре и тембре. Различение электронных тембров по светлой и темной окраске, а также кривой громкости (амплитудной огибающей).
В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить 2-3 произведения народной, классической и современной музыки.
В первом полугодии учащиеся исполняют на академическом зачете 1 произведение, во 2 полугодии 1 - 2 произведения.

Пятый класс
Ансамблевая импровизация музыкальных построений (до периода включительно) по предложенному образцу. Исполнение в ансамбле электронных и механических инструментов несложных пьес с применением освоенных ранее приемов игры, а также – различных ритмических и мелодических заполнений – «мультипадов» (при наличии соответствующих возможностей на имеющихся инструментах). Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом, причем с варьируемыми ритмами. Редактирование тембра с помощью задержки и реверберации. Работа над камерным ансамблем синтезатора с другими инструментами (акустическими, духовыми, струнными). Освоение логичной агогики («дышащая» пьеса как ощущение целого), не разрушающая внутренне единого темпа. Темп, метр и агогика должны быть подчинены друг другу.
В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить 2-3 произведения народной, классической и современной музыки.
В первом полугодии учащиеся исполняют на академическом зачете 1 произведение, во 2 полугодии 1 - 2 произведения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончании обучения ученик должен знать:
- основные выразительные возможности электронного цифрового инструментария;
- базовые компоненты нотной грамоты;
- элементарные музыкальные построения;
- простые (первичные) музыкальные жанры.

Ученик должен уметь:
-выстраивать целесообразные игровые движения;
- применять в своей творческой практике простейшие приемы аранжировки музыки для электронного цифрового инструментария;
- опираться в электронном музицировании на элементарные навыки чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху и импровизации.
У ученика должны быть воспитаны следующие качества:
- интерес к музицированию;
- способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности:
- способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация
Целью аттестации является оценка качества освоения учащимся учебного предмета «Ансамбль клавишных синтезаторов». Контроль и учет успеваемости учащихся, занимающихся по данной программе, осуществляется в следующих формах: зачет (итоговая аттестация), контрольный урок (промежуточная аттестация). Текущий контроль осуществляется на занятиях преподавателем. На контрольных уроках, проводимых один раз в полгода, осуществляется проверка музыкально-теоретических знаний учащихся и их знаний о художественных возможностях электронно-цифрового инструментария (в виде собеседования), а также – развития игровых навыков (в виде прослушивания представляющей определенные технические сложности пьесы или этюда). Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оцениваются оценкой по пятибалльной системе и словесной характеристикой. Переводная оценка выставляется с учетом оценки за выступления учащегося на концертах, результатов контрольных уроков и оценок текущей аттестации. В содержание итоговой оценки входит: оценка выступления ученика на зачете, результаты текущей и промежуточной аттестации в течение последнего года обучения.
Критерии оценок
Оценке подлежит каждое публичное выступление учащихся (в т.ч. на отчетном концерте, конкурсе, фестивале и т.п.). Предметом оценки являются музыкальные произведения, представленные в виде исполнения. Оценка 5 («отлично») ставится за яркое, образное музыкальное звучание, отвечающее содержанию и форме оригинала и отражающее отношение учеников к представленным произведениям. Оценка 4 («хорошо») ставится за достаточное осмысленное музыкальное звучание, отражающее понимание особенностей содержания и формы представленных произведений. Допустимы небольшие погрешности в их аранжировке и исполнении, не разрушающие целостности музыкального образа. Оценка 3 («удовлетворительно») ставится за недостаточно яркое музыкальное звучание, свидетельствующее об определенных изъянах в теоретических знаниях и исполнительских навыках ученика. Исполнение сопровождается неточностями и ошибками. Погрешности в аранжировке могут быть связаны с разрывом логических связей между элементами формообразования. Слабо проявляется индивидуальное отношение к представленным произведениям. Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится за отсутствие музыкальной образности в озвучиваемых произведениях, грубые ошибки в аранжировке и плохое знание электронного цифрового инструментария. «Зачет» (без оценки) ставится за продемонстрированный учащимся уровень подготовки, соответствующий программным требованиям, что проявляется в достаточном художественном уровне электронного воплощения музыки на данном этапе обучения.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям
В основе формирования способности к электронному музицированию как творческой способности лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г.Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится единственно возможным методом преподавания. И учитель по классу электронных музыкальных инструментов еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры, «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...». Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, то есть целостным всесторонним охватом системы выразительных средств музыки, раскрытием многообразных взаимосвязей, возникающих у каждого из этих средств с другими, а также – их содержательных возможностей в музыкальном целом. В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом музыки гомофонно-гармонического склада, ее «монадой», порождающей все другие элементы музыкального целого, является мелодия. Все другие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмо-гармонический каркас послужит ее «фундаментом», а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования составят красочно-орнаментальный слой музыкального изложения. Данная схема, охватывающая все элементы выразительности музыки гомофонно-гармонического склада, позволяет каждый из них рассматривать через призму многосторонних функциональных связей. Закономерности использования выразительных средств, отражающие функциональное взаимодействие этих средств между собой и с музыкальным целым, могут быть представлены в виде свода правил. Так, в работе над гармонизацией, входящей в процесс электронного музицирования, учащиеся всегда должны добиваться согласного сочетания мелодии и гармонии, стремиться к плавному голосоведению в сопровождении; в работе над фактурой – «освежать» фактуру сопровождающих голосов на границах развертывания музыкальной мысли, выделять различные пласты фактуры, звучащие одновременно, с помощью контрастных тембров и регистров и, наоборот, единые пласты объединять одним тембром, следить за соответствием фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям, драматургии, выразительности); в работе над инструментовкой – при смене музыкальной мысли обновлять тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами, для выделения мелодии применять октавные или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки и т.д. Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания ученика для данной практики становятся лишь в случае их воздействия на нее, и они никак не могут подменить собой воображения учащегося. Эффективным для музыкального развития учащихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано насущными требованиями творческой практики. Столкнувшись с той или иной трудностью, ученик должен сам сформулировать проблему, и новые горизонты теории открываются ему в процессе решения этой проблемы. Данный метод позволяет на уроке сохранить высокий творческий тонус при обращении в сферу теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера является такая направленность в подборе музыкального материала, когда каждый последующий пример включает в себя какие-то новые сложности, требующие своего осмысления. В учебно-творческой практике вполне допустимы случаи, когда ученик берется за музыкальное произведение, аранжировка которого ставит перед ним отдельные заведомо непреодолимые на данный момент трудности. В этом случае в целях поддержания творческого интереса ученика педагог, выполняя эти трудные операции, может в своих объяснениях затронуть теоретический материал из последующих разделов программы, тем самым подготавливая почву для их целостного изучения в будущем. С другой стороны, прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных, обращение к которым диктует творческая практика учащихся. Такие методы «забегания вперед» и «возвращения к пройденному», определяя собой многократное обращение учащихся к важным для творческой практики теоретическим проблемам, придают объемность их «линейному», последовательному и систематическому изложению в данных программах и способствуют их лучшему усвоению. Чтобы подвести младших школьников к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на основе электронного цифрового инструментария, следует прибегать к образным сравнениям. Например, необходимое для формирования творческих действий ученика представление об иерархии музыкально-выразительных средств можно уподобить «кошкиному дому», где мелодией станет кошка, а сопровождением, как «средой обитания» мелодии, – дом, в котором эта кошка живет. При этом ритмо-гармонический комплекс найдет свою аналогию в форме этого дома, бас – в его фундаменте, в котором главенствуют три краеугольных камня – тоника, доминанта и субдоминанта, фактура отразится в отделке, а тембр – в раскраске дома. Ту же трехслойную структуру средств музыкальной выразительности можно уподобить корням, стволу, ветвям и листьям дерева. Еще пример: «бас-кенгуру» любит «прыгать» по квартам, а если «шагом» пройти расстояние, которое наш «кенгуру» преодолевает в два прыжка (I-IV, V-I), то мы получим два тетрахорда, из которых состоит лад (I-II-III-IV, V-VI-VII-I) и т.д. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются пусть необходимыми, но все же средствами для достижения главной цели обучения – приобщения к практике электронного музицирования. Главным методом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является аранжировка и исполнение различных музыкальных произведений. Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырех основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Каждое из этих действий опирается на ряд операций, поэтому приобщение учащихся к искусству аранжировки возможно лишь в опоре на метод расчленения сложной задачи на простые составляющие. Аранжировщик должен не только грамотно и художественно убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их чередования. Поэтому важным методом обучения аранжировке является разъяснение ученику последовательности действий, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами от самых общих параметров будущей аранжировки ко все более частным. Например, при составлении проекта аранжировки ученик должен последовательно определить ее жанрово-стилистическую направленность и линию драматургического развития, выстроить форму, произвести гармонизацию, наметить общие очертания фактуры. При отборе звуковых средств он также последовательно должен выбрать подходящий режим игры на синтезаторе или музыкальный редактор компьютера, затем, если выбран интерактивный режим музицирования или программы автоаранжировщик, МИДИ-секвенсер и аудиоредактор, – приступить к поиску нужного паттерна, тембрового решения и шумовых эффектов, режима исполнительской артикуляции, оптимального варианта корректировки звучания по звукорежиссерским параметрам. Совершенствованию работы ученика над аранжировкой на всех ее этапах – от анализа текста оригинала до внесения корректив в готовый продукт будет способствовать метод авторской интроспекции. Суть его сводится к вовлечению учеников в творчество путем показа им определенных сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это должно привлечь внимание детей к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных действий по созданию аранжировки для цифровых инструментов. Методы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом или другими учащимися (при мелкогрупповой форме занятий) помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления учащихся. Методы критики и самокритики призваны культивировать у ученика чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между воображаемым, идеальным образом данной аранжировки и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому произведению с целью его усовершенствования, и тем самым это чувство становится психологической основой для развития художественного мастерства. Среди методов, направленных на стимулирование музыкально- творческой деятельности ученика, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее «извне», путем создания на музыкальных занятиях условий для творческой деятельности. Ко вторым относятся: разнообразие форм урочной деятельности, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход. И наконец, необходимо всячески поощрять концертные выступления учеников, их участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицирование для себя и в кругу семьи. Каждый из этих видов самостоятельной творческой практики связывает обучение на электронных инструментах с жизнью, и, постепенно превращаясь во внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Успешность выполнения программы определяется регулярностью и систематичностью домашних занятий учащегося. Работа строится с учетом рекомендаций преподавателя – устных или, в случае необходимости, зафиксированных в дневнике ученика.

СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогика музыкального творчества
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.-Л., 1965
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., Советский композитор,1974
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М., Кифара, 2011
Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. – 3- е изд., испр. и доп. – М.: Экон-Информ, 2011
Красильников И.М. Студия компьютерной музыки: методика обучения. – М.: Экон-информ, 2011
Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. – М.: Экон-Информ, 2010
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., Музыка, 1988
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., Просвещение, 1984
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. – СПб: Композитор, 1997
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959
Электронный музыкальный инструментарий
Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: справочник – СПб: Изд-во «Питер», 2000
Дубровский Д. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов. Практическое пособ. – М.: изд-во Триумф, 1999
Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: БХВ-Санкт- Петербург, 1999
Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. – М.: ООО МЦ «Искусство и образование», 2007
Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. – М.: «Русь», «Маг», 1991
Петелин Р., Петелин Ю. Звуковая студия в PC. – СПб: BHV-Санкт- Петербург, 1998
Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр... в персональном компьютере. – СПб: Полигон, 1997
Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в PC. – СПб: BHV-Санкт- Петербург, 1998 Рабин Д. Музыка и компьютер: настольная студия/Пер. с англ. – Мн.: «Поппури», 1998
Теория музыки. Дополнительная литература для преподавателей
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Изд. 2-е. – Л., Музыка, 1971
Берлиоз Г. Большой трактат: о современной инструментовке и оркестровке с дополнениями Рихарда Штрауса. Т. 1, 2. – М., Музыка, 1972
Глинка М. Заметки об инструментовке//ПСС Литературные произведения и переписка. Т. 1-й. – М., Музыка, 1973
Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М.: Музыка, 1969
Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Уч. пособ. - 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Музыка, 1979
Музыкальная акустика. Учебник (общ. ред. Н.А.Гарбузова). – М.: Музгиз, 1954
Способин И. Элементарная теория музыки. – М.: «Кифара», 1996
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений. Т. 1-й, 2-й. - М.: Музгиз, 1946
Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. – М.: Музыка, 1976
Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова//В. Цуккерман музыкально-теоретические очерки и этюды. – М.: Советский композитор, 1975
Чугунов Ю. Гармония в джазе. – М.: Современная музыка, 2003
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. – М.: Музыка, 1983
Учебные пособия и репертуарные сборники
Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере / Пер. с англ. – М.: изд-во ЭКОМ, 1998
Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально- инструментальных ансамблей. – М., 1983
Клип И., Михуткина Н. Нотная папка для синтезатора №2. Для средних классов музыкальной школы. В 4-х тетрадях. – М.: ДЕКА-ВС, 2008
Красильников И. Хорошо синтезированный клавир: Альбом произведений для клавишного синтезатора. – М.: Экон-информ, 2013
Красильников И., Алемская А., Клип И. Школа игры на синтезаторе: учеб. пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – М.: Владос, 2010
И.М. Красильников, И.Л. Клип /Авт. методики/; И.Л. Клип /Сост. и ред./ Нотная папка для синтезатора №1. Начальный период обучения. В 5-ти тетрадях. – М.: ДЕКА-ВС, 2007
Красильников И., Клип И. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Младшие классы. – М.: Классика-XXI, 2006
Красильников И., Кузьмичева Т. Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. – М., 2004
Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для ансамбля синтезаторов. Уч.-мет. пособ. для учащихся мл. и ср. классов ДМШ и ДШИ.– 2005
Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши: учеб. пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – М.: Владос, 2008
Красильников, И., Лискина Е. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Средние классы. – 2-е изд. – М.: Классика-XXI, 2008
Красильников И., Чудина В. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Старшие классы. – М.: Классика-XXI, 2008
Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на PC. – СПб: БХВ-Санкт- Петербург, 1999
Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Композитор, 2000

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий