Голос на сайт


«Работа над голосом с глухими обучающимися на индивидуальных занятиях по РС и ФП»
Даже не обученные речи глухие дети, как правило, сами обнаруживают свой голос. Это происходит обычно в связи с различными эмоциональными переживаниями, когда дети радостно восклицают, смеются или плачут, а также в связи с их стремлением привлечь внимание окружающих.
Д. Вильсон отмечает, что у обучающегося с небольшой потерей слуха может иметь место лишь незначительное изменение тембра и резонанса; тогда как ушкольника со значительной потерей слуха могут быть нарушения тембра, силы, высоты, резонанса, монотонность интонаций, нарушения темпа и ритма речи.
Лучшее качество голоса ученика с легкой степенью тугоухости по сравнению с глухим можно объяснить следующими обстоятельствами:
во-первых, его голос развивается в естественных условиях (в речевом общении), путем подражания речи взрослых;
во-вторых, слабослышащий значительно чаще пользуется своим голосом, используя в качестве средства общения устную речь;
в-третьих, он может контролировать голос с помощью слуха.
Поэтому голос детей с хорошими остатками слуха имеет более естественную окраску, по сравнению с изначально “искусственным” голосом глухого школьника.
Слабослышащим значительно легче, чем глухим модулировать свой голос по силе, высоте, длительности, что благотворно влияет на качество речи в целом.
Однако, по моему мнению, даже голос обучающегося с легкой степенью снижения слуха может быть лишь приближен к норме; но никогда не будет восприниматься окружающими как нормальный, приятный на слух голос. И даже при отсутствии указанных выше изменений тембра, силы, высоты, резонанса голос учащихся с нарушенным слухом в той или иной степени отличается от голоса слышащих, что часто отражается на качестве устной речи.
Авторы Е. С. Алмазова, Д. Вильсон, Ф. Ф. Рау единодушны во мнении, что характерные для школьников со сниженным слухом особенности голоса определяют следующие изменения их устной речи: нарушения артикуляции звуков речи, монотонность интонаций, сложности с выделением словесного и логического ударения, нарушения темпа и ритма речи. Выраженность этих изменений у каждого конкретного ребенка зависит не только от состояния слуха ученика, но и от качества специально организованной работы над голосом и устной речью.
Для организации полноценной работы необходимо:
Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций у глухих школьников и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих. Нужно поощрять любые, приближенные и случайные вокализации учащихся.
Максимально использовать слуховые возможности ребенка. Поскольку большинство обучающихся имеют остатки слуха, важно с самого начала воспользоваться этим и дать детям возможность услышать свой голос, голос педагога и окружающих людей.
Нужно научить младших школьников различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса. Таким образом, он научится модулировать собственный голос, что поможет ему выделять словесное ударение, выражать различные интонации. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно - вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет обучающимся выработать навыки самоконтроля над голосом.
Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией. Известно, что голосовой аппарат – это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому формирование полноценного голоса невозможно без соответствующего речевого дыхания и артикуляции. Работа над голосом должна быть неотъемлемой частью работы над произношением.
Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка. Младшие школьники приходят в школу с очень различными навыками владения голосом. У глухих учащихся могут быть лишь элементарные голосовые реакции. Тогда как у обучающихся с хорошими остатками слуха может иметься тот или иной набор лепетных слов. (Особенно заметны эти различия в классах для слабослышащих, где в одной группе могут оказаться дети со II и с IV степенью т/у). Есть школьники, которых родители уже успели чему-то научить, а есть те, с которыми никто не занимался, поэтому с одним ребенком нужно проводить работу по вызыванию голоса, а с другим, уже непосредственно развивать голос или исправлять его нарушения.
Для развития голоса обучающегося с нарушенным слухом большое значение имеет комплексное воздействие: сурдопедагога, воспитателя, родителей, которые должны побуждать ребенка пользоваться своим голосом в общении с окружающими, должны помогать контролировать звучание голоса.
В соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода голосовые упражнения должны проводиться на материале слогов, слов и фраз. Весь речевой материал школьник должен уметь произносить.
Материал для работы над голосом должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным.
Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь основной цели: формирования у ребенка навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.
Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова - МУ, теленок – му (учитывается различие).
Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).
Последовательность коррекционной работы над голосом определяется оценкой тяжести того или иного нарушения. Сначала нужно исправлять наиболее грубые нарушения голоса, значительно влияющие на внятность речи. К грубым нарушениям Ф. Ф. Рау относит: фальцетный голос, а также повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках; голос низкий, беззвучный (так называемый “глухой”) с придыханием; гнусавый голос. Так же к грубым дефектам можно отнести хриплый и сдавленный голос, так как эти нарушения отрицательно влияют на состояние голосового аппарата, а иногда являются симптомами органических поражений голосового аппарата.
При коррекции всех нарушений голоса сначала необходимо помочь школьнику отдифференцировать нормальное звучание и дефектное. При этом основное внимание следует уделять возможности школьника услышать разницу звучаний; ориентироваться на слуховой контроль. В качестве вспомогательного средства используются тактильно-вибрационные ощущения. Для учащихся с небольшими остатками слуха тактильно-вибрационный контроль является основным. Получив требуемое звучание голоса, его нужно закреплять в различных слоговых упражнениях, в словах, фразах. Эту работу важно проводить систематически, на протяжении всего времени обучения ребенка, так как без тренировки навыки быстро исчезают.
Чтобы ребенок не терял интерес к занятиям, нужно их как можно больше разнообразить: постоянно сменяющейся деятельностью, красочным материалом, игровыми приемами (элементы фонетической ритмики, наглядный материал, зрительные опоры), и разнообразные игры. Все это значительно повысит эффективность занятий и благоприятно скажется на результатах работы.
Упражнения для работы над голосом:
Произнесение лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок, игрушек. Примерный материал: прр(лошадь), му (корова), ам — ам (собака), пи — пи — пи (птица), мяу (кошка), бээ (коза), у — у (поезд).
Баюканье куклы. Дети по очереди качают на руках куклу, напевая в такт движениям: а— а — а — а.
Ауканье. Разыгрывается сценка: дети собирают в лесу грибы. Кто-либо один заблудился и кричит: ау! Остальные ему отвечают тем же.
Произнесение изолированных звуков, слогов тихим и громким голосом: А___ а__; па – ПА;
Произнесение слов тихим и громким голосом: тётя – ТЁТЯ;
Произнесение звуков и слогов с постепенным увеличением силы голоса: А – А – А – А; ПА – ПА – ПА – ПА;
Произнесение изолированных звуков и слогов с постепенным усилением и ослаблением силы голоса: у – у – у – у – у; ТА – ТА – ТА – ТА – ТА;
Счет от 1 до 5 с постепенным изменением силы голоса: 1 2 3 4 5.
Произнесение звуков, слогов высоким и низким голосом:
АА; папа (низкий голосвысокий голос);
Произнесение звуков, слогов высоким, средним и низким голосом;
2345690412115мяу
мяу
мяу
00мяу
мяу
мяу
Произнесение звукоподражаний и слов высоким, средним и низким голосом:
Счет от 1 до 5; сначала ровным по высоте голосом, затем постепенно переходя от низкого к высокому и обратно:
2435860508005
4
3
2
1
005
4
3
2
1

Руки в стороны, затем – вверх. Изменение силы голоса на гласном а (о, у) – с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию: па ____А____А по ____О____О пу____у_____У Руки вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого звучания к громкому и наоборот. па__А__А__А__а по__О__О__О__о пу__У__У__У__у

Приложенные файлы


Добавить комментарий