Выявление и развитие одаренных детей на уроках


Выявление и развитие одаренных детей на уроках
музыки и во внеурочное время.
Фатхуллина Лиза Рамусовна,
учитель музыки в начальных классах
МБОУСОШ №1 с. Верхние Татышлы
Татышлинского района РБ.
Мы живем в пору больших перемен в образовании, в пору обновления нашей страны. Конечно, быстрым этот процесс быть не может. И мы, учителя, готовы отдать всего себя ради светлого будущего. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Долгое время одаренность рассматривали,  как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара.  Ребенок рождается на свет с определенными способностями, задача родителей вовремя  их заметить и  направить его интеллектуальное развитие в нужном направлении. Получив от родителей «еще незаполненный сосуд», нашей задачей становится развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
     Развитие одаренной личности ребенка стало одной из главных задач  в системе моей педагогической деятельности. Изменение традиционных методов преподавания требует от нас поиска наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.
      Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива обучающихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей в моей практике является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на моих занятиях вокального объединения «Колокольчики» (Я много лет являюсь и педагогом дополнительного образования ЦДТ при нашей школе) организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.
     На что же я обращаю внимание при работе с музыкально-одаренными детьми? Прежде всего, стараюсь создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, постоянно стимулирую ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевки или физкультминуток я предлагаю  любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, я поддерживаю и развиваю способности у детей.     Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. А солистов, победителей и призеров районного, зонального, республиканского уровня у нас очень много. В каждом учебном году солисты и вокальный ансамбль «Колокольчики» (50 детей 2-4 классов, 24 обучающихся 1-х классов - отдельная группа, 7 обучающихся - солистов 5-8 классов - тоже самостоятельная группа) занимают по 10 – 15 призовых мест на разных вокальных конкурсах и олимпиадах по музыке. Например, в предыдущем учебном году Хайдаршина Гузалия и Садретдинова Амина (4 «В» класс) стали призерами Акмуллинской олимпиады по музыке, где защитили свои проектные работы по заданной тематике и прошли через 2 онлайн – тура заданий, а Гайниятова Вероника (9 «А» класс) стала призером Межрегиональной олимпиады по музыке «В мире красок и мелодий» (Уфа, 2016, март).      У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности и добиваться больших успехов в этом направлении – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду, самопознанию.
        В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие  музыкально -  одарённых детей  стало  в полной мере реализовываться в условиях  ФГОС во внеурочной деятельности.  Мои воспитанники принимают  участие во многих вокальных конкурсах, конкурсах проектно – исследовательских работ по темам из области искусства и краеведения, во внеклассных мероприятиях, в торжественных районных праздниках, создают мультимедийные презентации. Детям интересны занятия по электронным онлайн – играм по музыке. Например, «Ноты в скрипичном ключе», «Абсолютный слух» и другие. Они любят работать над коллективными проектами. Например, работа по теме «Деревня народных музыкальных инструментов» так заинтересовала детей, что они захотели организовать ансамбль детей, играющих деревянными ложками, которых в нашем уголке очень много Готовим проекты – сочиняем стихи и музыку – получаются песни.  Мы начали не так давно заниматься такими проектами и материал нарабатываем. Личные тетради учеников стали кладовыми таланта и доброты детских сердец. Мы с учениками восхищаемся образами музыкального произведения, которых нарисовали их одноклассники по прослушанной музыке. Главное, дети заинтересованы, проявляют себя творчески и самореализовываются, не останавливаясь на достигнутом, ставят всё новые и новые цели. И я в этом вижу роль педагога, идущего показывая дорогу, освещая и зажигая новые звёзды.
  В работе с одаренными детьми опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
•принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора обучающимися помощи, наставничества. Все эти перечисленные принципы в полной мере находят отражение в идеях новых федеральных стандартов.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения обучающего, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
     Творчески подходя к развитию способностей у детей, каждый учитель сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. Я это могу доказать своей педагогической деятельностью, потому что родители приводят детей на мое вокальное объединение «Колокольчики», а я не могу отказать и сразу начинаю работать по развитию любого ребенка, потому что изначально задача моей профессии - развивать каждого ребенка. И в следующем году этого ребенка не узнать. Конечно, это результат кропотливого труда учителя и самого воспитанника, целого хора.
    Основы нашей деятельности в работе с одаренными детьми.
   Развитие одаренности школьников проходит более успешно, если наша работа основана на создание благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, внимания к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям каждого обучающегося, подготовки обучающихся к концертной деятельности; организации самостоятельной творческой работы обучающихся, проведения разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них представления о способностях своего ребенка.    В своей работе с каждым учеником приходится  оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности, его отношения к музыке, его исполнительские качества.   Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный». В своей практике я часто сталкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они « намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь мне организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно), такие дети раскрывают все свои таланты. Итак, педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка.
   Большое значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.
   Я не только учу петь, но и помогаю формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость в сочетании с мастерством, сопровождают личность на протяжении всей его жизни.  Чистая душа рождает чистый голос. Эту мысль внушаю обучающимся на протяжении всех лет обучения. Необходимо, чтобы дети проявляли самостоятельность, творческую активность, желание оценить творческие находки друг друга.
  Комплекс качеств педагога, необходимых в работе с одаренными детьми.
Преподавателю для работы с музыкально одаренными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств: личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность,общительность,тактичность);профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных учебных программ, оценка результатов обучения, консультативное обучение детей и родителей; поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).
      Для того  чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку, включающую в себя:
- представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально - одаренный ребенок;
- в чем особенность развития одаренных детей;
-разработка и апробирование приемов педагогической поддержки - путь решения проблем музыкально одаренных детей разного характера. Особенности младшего школьника содержат огромный потенциал для развития музыкальной одаренности. Это эмоциональность и высокая восприимчивость; преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирования абстрактного; активность ребенка; становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности; стремление к самореализации; выделение собственного «Я».
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью». К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…
   Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Он должен быть интересен, ярок и соответствовать возрасту  и вокальным данным ребенка, а так же отвечать высоким нравственным идеалам. Готовясь на конкурсы, мы прежде всего думаем над качественным исполнением, а чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности. Необходимо хвалить детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия,  принимаю всерьез. Похвала – залог успеха.
Творческие соревнования мотивируют детей. Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда легко убедить. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании.
Да, творческие конкурсы, неустанная работа учителя повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь. Я, например, горжусь своей выпускницей, яркой звездочкой Нафисой Назаровой, которая в свое время успешно выступала и в студии «Тамыр» башкирского телевидения. Ее имя включено в «Энциклопедию достижений обучающихся российских школ». Она потом с отличием окончила музыкальное ВУЗ и сегодня является солистом известного фольклорного ансамбля Татарстана, победителем и призером многих престижных вокальных конкурсов.
                 Роль родителей в развитии одаренных детей.
  Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители. Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:
1. Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.
2. Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.
3. Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.
4. И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки  и потому для меня взаимодействие с такими родителями — наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка - эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших общих детей. Их достижения и есть мое педагогическое счастье.
Многолетний опыт работы с детьми (вокальному ансамблю «Колокольчики» 15 лет, а стаж – 34 года) привёл  меня к важному выводу, который много лет назад сделал великий немецкий поэт Гете: «Человек, обладающий врожденным талантом,   испытывает великое счастье тогда,  когда использует этот талант». Очень важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, учителей начальных классов, многое зависит -  разовьётся это явление природы или угаснет? Поэтому в своей работе я взяла за основу именно эту тему –  «Развитие детской одарённости  на уроках музыки и внеурочной деятельности».
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Современный учитель – универсал. Сегодня ценится не только профессионализм педагога, а его стремление постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, поэтому участвую во Всероссийских научно – практических конференциях, Интернет - педсоветах. Я твердо убеждена, что все начинается с учителя: и школа, и уроки, и обучающиеся, и общество. Мы, педагоги, должны доказывать, что профессиональный рост – формула успеха.
Итак, главная технология успеха – это сам педагог, соответствующий новым стандартам, творчески работающий учитель. Моя цель: развитие культурной и языковой личности, поэтому я стараюсь активно вести работу с одаренными детьми и по направлению ведения башкирского языка в родной школе.

Приложенные файлы


Добавить комментарий