Выбор репертуара для детских танцевальных коллективов


«О чем танцуют наши дети».

Актуальность данной темы, я думаю, будет понятна всем руководителям детских коллективов и не только хореографических. Эта проблема на сегодняшний день нуждается в осознании и обсуждении нами, педагогами дополнительного образования.
Мой коллектив, ансамбль эстрадного танца « Магия танца» достаточно большой, разновозрастной и имеющий свои традиции, успехи и награды. Мы каждый год выезжаем на конкурсы различного уровня: от региональных до международных, поэтому разрешите поделиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Начну, пожалуй, с младшего школьного возраста. Все педагоги, участвующие в различных конкурсах, знают, что в младшей возрастной группе очень сложно подобрать конкурсный репертуар. Детского эстрадного танца в последнее время практически не осталось на сценических площадках. Здесь, выигрывают, как правило, нестандартные работы хореографов, включающие в себя множество перестроений, акробатических элементов, так называемых « фишек» с поддержками и неожиданные повороты сюжета. На последних конкурсах, обратила внимание, что сюжет педагоги закручивают совсем не детский! Да, согласна, любой творческий номер, должен нести воспитательную и эстетическую составляющую. Но в постановке номера с философским смыслом, главное, на мой взгляд, осознание режиссёрской задачи детьми данного возраста, а не только демонстрация физических возможностей детей.
Еще несколько лет назад, задача детского танца была - это наработка танцевальной лексики, правильности и культуры исполнения. Но время идет и все меняется, о темпах развития хореографии можно говорить долго. Но и прежние педагогические наработки нельзя отбрасывать, как «устаревшие». Из собственного опыта хочу сказать, при создании детских номеров важно использовать понятный детям музыкальный материал и сюжет. Не стоит отворачиваться от огромного наследия детского танца, опробованного и дающего результаты на протяжении многих поколений.
Со средним школьным возрастом все еще более не просто. Вроде и технически, и лексически наши воспитанники достаточно « подкованы», и хореографические природные данные развиваются и оттачиваются, но… Какой выбрать репертуар? Из детских сюжетов «выросли», а «про любовь», на мой взгляд, рано. Я поделюсь собственным опытом. Меня выручает народный танец. Я использую народную лексику, стилизую ее, часто прошу знакомых музыкантов, сделать современную версию народной музыки. Конечно, это сложно, но результат того стоит. Здесь, на мой взгляд, нужно очень осторожно « фильтровать» эстрадные версии «псевдонародных» песен. Ну и конечно, костюмы! Многие из моих коллег скажу: « Не до выбора! Какие есть». Не согласна! Костюм это 40% успешности номера. Посмотрите, иллюстрации к детским сказкам, особенно, советской эпохи. Ну и где там бархат, парча и блестки! Ситец цветной и «самотканая» ткань. И главное, все костюмы - разные, не могло в деревне или селе собраться на гулянье восемь-десять девчонок в одинаковых сарафанах. Даже если Вы, как и я, работаете в эстрадном жанре, народные традиции нужно обязательно учитывать! Похожие по фактуре ткани совсем не дороги и долговечны, просто нужно чуть больше времени и фантазии. И если со временем сложнее, то фантазии у Вас, дорогие коллеги, не занимать!
Мы проходим со своими детьми подростковый возраст, не потеряв интереса к занятиям и желанием «расти». А так как репертуар получается интересный, то ансамбль всегда востребован на концертных площадках города и высоко оцениваются на конкурсах различного уровня.
Все педагоги любят работать со «старшими» составами! Простор для творчества педагога, воплощение того, к чему шли столько лет! Словом, танцуй - не хочу! Самое время танцевать о любви. Но о какой? И под какой музыкальный материал? А если в коллективе одни девочки?
Для меня создание номера начинается с подбора музыки. Вроде музыки сейчас полно! Век интернета! Осторожно! Слушайте внимательно текст. В последнее время много номеров ставят « а ля» женская лирика. И вот, девочкам лет по 15-17, а они «страдают» тяжело, по- взрослому, с надрывом. Пусть Ваши воспитанницы танцуют лучше «ожидание любви», « первую любовь». Такие сюжеты «легкие» в восприятии и понятные девчонкам.
-45720117030500Еще на один вопрос я хотела бы ответить. Стоит ли приглашать другого педагога для постановки номеров? Мне кажется, что стоит. Что это дает? Во-первых, разнообразие репертуара в Вашем коллективе, во-вторых: дети учатся работать с разными педагогами, а это опыт! Предвижу вопрос - финансовый. Скажу сразу, после общения с родителями и объяснения им необходимости приглашения педагога, родители пошли нам на встречу и поддержали наше начинание. Вот уже несколько лет мы сотрудничаем с чудесным педагогом высшей квалификационной категории педагогом ТГАИКи СТ. Михайловой Татьяной Сергеевной.
Мысли для этой статьи накопились не за один день и даже не один год. Это мой педагогический опыт, опыт постановщика хореографических номеров, опыт руководителя детского хореографического коллектива, опыт члена жюри различных конкурсов.
Я желаю, Вам уважаемые коллеги вдохновения в творчестве, удачи на конкурсах и талантливых воспитанников!
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель ансамбля эстрадного танца « Магия танца», МБОУ « СОШ№12» Ольга Орлова
20.10.2014 г, Ноябрьск.
\s

Приложенные файлы


Добавить комментарий