Воспитание интереса и любви к книге


План.
I.Вводная часть.
1.Роль книги в развитии детских игр и в нравственном воспитании будущих дошкольников.
2. Влияние художественной литература на формирование личности ребенка.
3. Использование книги в целях всестороннего развития личности дошкольника.
II.Основная часть.
Влияние книги на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей.
Эстетическое воспитание средствами художественной литературы.
Художественная литература как средство воспитания симпатии к сверстникам разных национальностей.
Роль книги в воспитании у детей устойчивого интереса к занятиям по развитию речи.
Использование книги в свободное от занятий время.
III. Практическая часть.
Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы.
Влияние книги на трудовое воспитание детей.
Литература как средство патриотического воспитания.
Использование детской литературы в воспитании интернациональных чувств у детей.
Приобщение родителей к воспитанию детей средствами художественной литературы.
Вывод.
Список использованной литературы.
«Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из чудес, сотворенное человеком» - писал А.М.Горький. Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает на них огромное влияние. Художественная литература для детей содействует осуществлению широких воспитательных задач и всестороннему развитию личности ребенка.
Книга расширяет знания о людях, о жизни, обогащает эмоциональный опыт ребенка. Возникающие у детей в процессе слушания произведений чувства, настроения, переживания представляют собой основу воспитательного воздействия художественных образов литературы. Очень важно то, чтобы ребенок испытывал радость, удовольствие, слушал стихотворения, рассказы, сказки. Способность эмоционально откликаться свидетельствует о зарождающейся способности к эстетическому восприятию литературного произведения. Наряду с чувствами у ребенка развивается мыслительная деятельность . возникают вопросы: отчего, почему, зачем. Чтобы ребенок интересовался не только фактами, событиями, о которых он слушает, а стремился глубже вникнуть в содержание того, что ему читают или рассказывают. При условии глубокого и полного восприятия литературного произведения возрастает сила его воспитательного воздействия. Воспитатели развивают у детей способность вслушиваться, вникать в литературное произведение осознано. Осуществляются эти задачи в порядке постепенного усложнения - от привития элементарного навыка совместного слушания, в младшем дошкольном возрасте, до развития способности правильно оценивать поступки героев произведения. Воспитание детей средствами художественной литературы включает две задачи: научить детей слушать литературные произведения и воспроизводить их, то есть читать наизусть стихотворения, пересказывать рассказы и сказки. Пересказы, чтение наизусть требуют овладения некоторыми навыками и умениями выразительно передавать содержание. Воспитание детей средствами художественной литературы неразрывно связано с изобразительным искусством, так как детская книга сочетает в себе художественное слово и рисунок. Запоминать содержание книги, глубже запоминать текст, помогает иллюстрация. Очень часто иллюстрации дополняют текст, помогают представить то, о чем, может быть, намеком сказал писатель.
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять доброту, участие, различать несправедливость. Книга обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Образцы эти различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает детей к сочинительству.
Подражая литературным образам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых. Необходимо помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного наносит часто непоправимый вред. «Разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение, сразу же после чтения, утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает.
Перед воспитателем стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить детей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам. Для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать его стороны содержания и художественной формы. Воспитатель должен владеть техникой чтения и рассказывания, четкой дикцией, средствами интонационной выразительности. О правильном его восприятии можно говорить только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра. Само собой к ребенку не приходит умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Это сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. Очень важно соблюдать чувство меры при анализе текста, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения. На занятиях воспитатель учит детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запомнить ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи. Воспитатель детям раннего и младшего дошкольного возраста в основном читает наизусть; детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести. Занятия по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по-разному. С детьми раннего возраста нужно работать индивидуально. Дети младшего дошкольного возраста для слушания чтения им рассказа разделяются на две подгруппы.
Перед занятием воспитатель подготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: муляжи, игрушки, портрет, картинки, набор книжек с иллюстрациями для раздачи детям…
Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Читая по книге, необходимо научиться смотреть не только в текст, но и время от времени на лица детей, встречаться сними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать знакомые и полюбившиеся рассказы, сказки стихи. Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего и слушающих. Настроение создает воспитатель: он подчеркнуто бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами побуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка может оказаться причиной повышенного внимания детей. Пред чтением в средней и старшей группах можно обратиться к опыту детей.
Младших дошкольников приучают слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, воспитывают умение воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью 3-4 вопросов воспитателя, выразительно читать по объему стихотворения. Использование различных средств наглядности помогает сконцентрировать внимание детей. На занятиях в младшей группе лучше начинать с демонстрации игрушек, люстраций или. Когда показ не целесообразен, детям сообщают, что познакомят с новой интересной книжкой. Называть жанр книги обязательно. Не всегда ребенок может дать точный ответ в беседе на вопрос: «Как называется произведение?» Воспитатель неоднократно возвращается к произведению, зачитывает отрывки, наиболее ценные в информативном и языковом отношениях. Занятия по чтению и рассказыванию могут заканчиваться по-разному: прослушиванием концовки сказки в записи; инсценированием наиболее интересного в языковом отношении отрывка; рассматриванием иллюстраций к произведению. После слушания сказок «Волки и козлята», «Кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога, воспитатель вызывает одного ребенка. Народные сказки дают образцы ритмической речи. Малыши легко и быстро запоминают такие образцы, как петушок- золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т.д. заучивание стихотворения сопровождается демонстрацией игрушек, предметов, картинок, а так же наглядность используется для инсценирования стихотворения. В других случаях наглядность побуждает детей к высказываниям, которые воспитатель обобщает, читая строчки стихотворения, и малыш, повторив их, без труда запоминает. Целесообразно предусмотреть какие-то игровые действия, тогда они охотнее откликаются на предложение прочесть стихотворение. Прочитав стихи о лошадке, малыш может покататься на ней; после чтения стихотворения «Флажок» походить по комнате с флажком под аккомпанемент бубна. Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятиях, входили в их активный словарь. Новые слова нужно повторять и закреплять, т.к. дети будут лучше усваивать лексику и строй родного языка. Ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи ребенка.
В средней группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к книге. Их учат отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества; выразительно читать потешки и небольшие авторские стихотворения. Значительно больше времени занимает беседа по содержанию прочитанного. Она помогает ребенку понять содержание произведения, разобраться в поступках героев, заметить разнообразие языка.
Для этого возраста свойственна потребность дать оценку сказке (рассказу). Чрезвычайно благоприятен для развития у детей языкового чутья пятый год жизни. Во время чтения произведения воспитателю следует выделять наиболее яркие слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием детской речи, необходимо предоставить ребенку возможность многократно повторить их. С начала учебного года необходимо привлекать детей к выбору отрывков из произведений. Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для ребенка деятельность. Заявки помогают проанализировать как воспринята и осмыслена книга, а самим детям - разобраться с новым для них произведением. Занятия по заучиванию стихотворений имеют много общего со структурой занятий по пересказу: чтение с установкой на запоминание, беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные его части; чтение воспитателя после беседы; чтение стихотворения детьми. Беседа помогает ребенку осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, почувствовать красоту и образность поэтического языка. Анализ стихотворения позволяет повысить умственную и речевую активность детей. Читая стихотворение самостоятельно ребенок нуждается в помощи воспитателя. Подсказывать нужно тихо, чтобы было слышно только рассказчику. Приучать детей декламировать не напрягая голоса с естественными интонациями. Чтобы детям не наскучило слушать стихотворение в исполнении сверстников, необходимо использовать различные игровые приемы – предложить ребенку заменить имя, которое стоит в тексте, именем своего товарища. Эффективен прием эстафетного чтения. В некоторых случаях целесообразны диалогизации. Занятия по заучиванию стихотворения следует заканчивать чтением воспитателя. Полезно разрешать детям читать вместе с педагогом. Такое чтение учит ребенка четко произносить слова, совершенствует дикцию, активизирует работу артикуляционного аппарата. Пройденный материал необходимо регулярно повторять. С этой целью необходимо использовать: литературные викторины, выставки прочитанных книг, задания, побуждающие детей припоминать художественное произведение определенного жанра.
Какие же задачи должны решаться на занятиях, чтобы развивать у старших дошкольников интерес к произведениям художественной литературы? Показать отличительные особенности сказки и стихотворения, юмористического и героического повествования. Научить слушать и слышать воспитателя и высказывание воспитателя и высказывания товарищей по поводу прочитанного. При пересказе литературного произведения связывать воедино все события сюжета логично излагать их. Определить эмоциональное состояние персонажей и мотивировать свое отношение к ним. Замечать выразительность художественной речи. Делиться впечатлениями о прочитанном. Для расширения знаний воспитатель использует разнообразные средства: наблюдение, рассматривание картин, чтение дополнительной литературы, опирается и на опыт детей. Восприятие художественного произведения – процесс глубоко индивидуальный. У каждого ребенка свой темп усвоения знаний – одних надо побуждать к ответу, других сдерживать. Успех занятия во многом зависит от четкой структуры. Каждая часть выполняет определенную функцию в решении поставленных задач. Цель вводной беседы помогает сосредоточить внимание детей, вызвать интерес к содержанию художественного произведения, определенные ассоциации с аналогичными событиями , в которых ребенок принимал участие и сам. После чтения не следует сразу переходить к работе с текстом. Первые детские эмоциональные высказывания очень важны для дальнейшей работы над текстом.
Работа над текстом - длительная часть занятия. Беседу по прочитанному следует вести с использованием разнообразных приемов. При подведении итогов педагог еще раз обращает внимание детей на название произведения, его жанровые особенности, отмечает, что понравилось детям, какие эпизоды можно включить в игру, что отразить в рисунке. Воспитатель отмечает активность детей, их внимание, проявление доброжелательного отношения к высказываниям товарищей. Все стихи воспитатель должен читать наизусть. Не надо давать сразу установку на запоминание - пусть дети почувствуют сначала красоту и напевность стихотворения, глубже осознают его содержание. После чтения провести беседу, затем прочитать еще раз и дать установку на запоминание. Занятие по заучиванию стихотворения ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать, правильно ставить вопросы, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом. В занятия необходимо включать повторение заученных стихотворений.
В подготовительной к школе группе воспитание у детей любви к книге должно быть близко к завершению. Но для достижения этой цели необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы. При первом чтении произведения основная задача воспитателя – двести до детей художественное произведение в целостности, как произведений искусства. При вторичном, анализ можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Отвечая на вопросы, ребенок ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывания сравнений, эпитетов, синонимов…
На занятиях по разучиванию стихотворений ставятся задачи: научить детей видеть единство содержания стихотворения и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать музыкальность, ритм и рифму стихотворной речи. При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить , что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные. После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали, почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем воспитатель задает вопросы и выясняет понимание детьми основного смысла рассказа.
Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Книга активно воздействует на разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
К искусственному ограничению его возможностей приводит недостаточное развитие этих качеств психики ребенка. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него отклика на различные события жизни, перестраивает субъективный мир. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое слово - содержание. Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности . Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становятся как бы их «участниками» . художественная литература используется как средство развития гуманных качеств личности, человечности. Для этого необходимо обращать особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по книге с целью формирования у детей гуманных чувств и эстетических представлений, на перенос этих представлений в жизнь, и деятельность детей. Нравственное воздействие книги на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-х годах предъявлял два основных требования к детской литературе В.Г. Белинский: эстетическое и этическое. Он резко выступал против назойливого морализирования. Книга должна затрагивать душу ребенка.
Воспитатель подбирает книги в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. Для воспитания в старшем возрасте гуманных чувств используются сказки «»Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Серебряное копытце» П, Бажова. Чтение вне занятий особенно полезны, так как посвящены одной теме – труду людей: «Человек заболел» И.Туричина, «Обвал» Б.Житкова… В этих рассказах человек - труженик предан своему делу, обладает чувством долга, силой воли, самоотверженностью, заботится об окружающих людях. Благодаря этому у детей есть возможность получить первые представления о характере труда людей, об их честном отношении к порученному делу. В этических беседах важно обратить внимание детей не только на главного героя рассказа, но и на других действующих лиц. Нравственное развитие детей при помощи книги осуществляется успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Беседуя с детьми, важно, чтобы дети старшей группы как можно полнее рассказали о главном герое. Некоторые рассказы и сказки большие по объему, поэтому очень важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредотачивающими внимание детей на главном. Воспитывая у детей любовь к животным, воспитатель читает рассказ А.Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, нужно задать вопросы: «Какой был Желтухин?», «Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Тематическое распределение произведения для чтения детям на занятиях и вне занятий позволяет педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли. Помимо задач воспитания чувств и формирования этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развития речи, художественного вкуса. Поэтического слуха, интереса к литературе вообще. Когда речь идет о развитии нравственного развития детей, воспитания гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему. Они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способности детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Чувства ребенка необходимо укреплять и развивать. Воспитатель для этого подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятиях целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а так же поступки сверстников. Далее воспитатель должен выяснить умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого – это не справедливо и нечестно. Беседы воспитатель должен строить таким образом, чтобы эстетическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Интенсивно тогда развиваются и чувства ребенка. Поэтому необходимы разговоры с детьми о переживаниях героев, о состояниях, о совести, о характере их поступков, о сложности различных ситуаций. Беседы о сказках «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена, «Фея» Ш.Перро помогают формированию у детей чувства справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен, доброжелательности. Перед обобщающей беседой по этим произведениям воспитатель делает такое вступление: «Вспомните, дети, в сказке «Фея» рассказывается о том, что мать любила старшую дочь за то, что она была такая же некрасивая, как и она сама, а младшую не любила за ее красоту. В рассказе Б.Заходера «Серая Звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу и кричит, что она страшная, уродливая, а цветы любят ее, потому что она помогает им жить, радоваться, расцветать, спасая от вредных насекомых. В сказке Андерсена бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат?» Но воспитатель должен помнить, что прямое сопоставление изображаемых в художественном произведении событий, характеров, персонажей с реальными событиями или детьми недопустимо, если они оцениваются отрицательно. Художественное слово вызывает у детей активное отношение к событию, и ребенок, на которого все дети укажут как на плохого, может не только обидеться, но и заплакать. У него появляется агрессивность, озлобленность, негативное отношение к товарищам. Такое прямое соотнесение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребенком. Необходимо так же, чтобы оценка поступков детей, особенно отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения, пренебрежения, лучше всего в форме шутки. Полученные детьми представления из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Рассмотрим коротко вопрос о воспитании у ребенка чувства прекрасного, что является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство – поэзия, музыка, живопись – способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма. В душе ребенка, умеющего радоваться, не остается места обидам, злобе, зависти. Взрослые же не всегда знают, как побудить в ребенке чувство прекрасного. Общение детей с природой во время прогулок в парк, лес, на реку, в поле – одно из средств, вызывающих радость, развивающих восприимчивость к прекрасному. Поэтому, педагог должен заранее подготовиться к этим прогулкам, создать атмосферу радостного ожидания, таинственности, заинтересованности. Понятие красоты для ребенка должно стать конкретным, образным. Задача взрослых – одушевить для ребенка окружающий его мир. Остановившись зимой у березы, воспитатель может сказать просто, что береза красивая, но может и прочитать стихи Есенина С.А., стихотворение Е.Серовой «Одуванчик» прочитать перед лужайкой цветущих одуванчиков. Стихи развивают воображение ребенка, побуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе. Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается равнодушным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его обратное восприятие. В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов, сказок. Желание детей высказаться – естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее. Отсутствие такой реакции должно настораживать взрослых. Но бывает и так, что первые попытки ребенка что-то сочинить встречаются смехом, иронией взрослых, и у малыша пропадает желание придумывать стихи. Не нужно смеяться над ребенком. Полезнее попытаться пробудить у него интерес к образному языку, к хорошим стихам. Можно обратить его внимание на то, как прекрасно передан образ моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Воспитатель задает вопрос: «Ты обратил внимание на то, как А.С.Пушкин описал море? Расскажи об этом». Ответ ребенка: «Сначала море было спокойное, потом, когда первый раз старик пошел к морю, оно слегка разыгралось, второй раз пошел старик к морю – помутилось синее море, в третий раз пошел старик к морю – почернело синее море. В последний раз, когда старуха захотела стать царицей морскою, - на море поднялась черная буря, страшные волны как будто завыли». В данном случае ребенок почувствовал красоту поэтического языка при описании природы и соединил образ моря с образом и поведением старухи. Начав понимать красоту образного языка, становятся чуткими к художественному слову, дети постепенно становятся внимательными и к окружающей их действительности. Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре дошкольники смотрят фильмы, спектакли по мотивам художественных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры, принимают участие в концертах. Воспитание гуманных чувств при помощи художественной литературы, необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именного эмоционального отношения к событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Детство есть и будет порой сказок. Мы знаем, что мышление ребенка реалистично, а иногда и строго конкретно, он поправляет взрослых, если они в своих высказываниях не достаточно точны.
Специалисты утверждают, что сказки испокон веков необходимы детям как игра. Они нисколько не мешают познанию окружающего мира, с которым ребенок знакомится посредством своих чувств. Достаточно знать , что есть сказки – мифы; есть сказки, рожденные жаждой правды и справедливости, протестом против феодального произвола; сказки, направленные против власти сверхъестественных сил и рока; сказки, где царят чудовища, жестокость, страх; сказки шуточные, насыщенные народным юмором и остроумием. В современной сказке предпочтение отдается природному уму и смекалке героев перед чарами и мастерством. Сказки развивают чувства и отношения. Сказки формируют у детей и положительные и отрицательные эмоции. Они воспитывают стремление к правде и справедливости, ненависть к угнетателям, любовь к людям, животным, растениям, неприязнь к чванству, надменности, злобе. Они рождают любовь и сочувствие к малым, старым, слабым.
На основе этих, возникающих у ребенка чувств, складывается и укрепляется его положительное отношение к людям, животным, растениям. Сказки формируют также и положительные черты характера, например, настойчивость, - герой неутомимо преодолевает одно препятствие за другим, не падая духом даже в самых трудных обстоятельствах. Сказки учат самостоятельности, смелости, бесстрашию. Каждый воспитатель знает, как необходим ребенку живой образ героя, который был бы ему близок и понятен без голой, сухой морализации. Сказки ненавязчиво учат смелости, находчивости, умению побеждать зло, юмору. Чувство юмора – великий дар, народные сказки помогают развивать его. Сказки полны поэзии и красоты. Ребенок открывает свое сердце сказкам, живет ими, ими очарован. Он воспринимает их красоту и в нем самом рождается эстетическое чувство. В сказках добро и зло резко разграничены. Люди в них так же либо добрые, либо злые. Это, бесспорно, примитивный подход, но в нашем случае он соответствует еще не зрелому мышлению ребенка. Ребенку со слабой нервной системой не стоит рассказывать страшные сказки. Он потом видит кошмарные сны, пугается тех людей, которые напоминают ему злых колдунов…
Сказки следует выбирать осмотрительно. Но нельзя быть и слишком педантичным. Небольшая доза страшного издавна забавляла детей. Но взрослый не всегда может предугадать, пойдет ли развитие фантазии ребенка в желательном направлении. Следует быть осторожным. Обычно для смягчения реакции рассказчику достаточно улыбки ил слов: «Все это только сказки, на самом деле это так не бывает». Есть сказки, где побеждают насилие и коварство. Воспитателю пришлось бы затратить немало усилий, чтобы сгладить впечатление, оставленное у ребенка такой сказкой. Сказку следует выбирать в зависимости от индивидуальности ребенка. Тот, кто в детстве не читал сказок, в зрелые годы не будет способен к творчеству.
Готовясь к занятию, которое будет проходить в форме беседы о художественном произведении, воспитатель тщательно продумывает, какие вопросы он задает ребятам и с какой целью, о чем будет говорить сам. Морализирование во время беседы не допустимо. Вопросы к детям по поводу прочитанного зависят от воспитательных задач, поставленных педагогом, и от содержания самого произведения.
Если ставятся задачи - формировать у детей представления о добре, учить правильно различать и оценивать поступки героев, понимать их мотивы, целесообразны вопросы: «Кто вам понравился в этой сказке? Почему?» «Кто из героев самый добрый? Почему?» Этические представления, полученные детьми во время занятий, педагог связывает с повседневной жизнью группы, помогает ребятам использовать их в общении, в игровой деятельности. С этой целью можно завершить беседу вопросом, на кого из ребят похож тот или иной герой или персонаж сказки? Однако сравнивать поведение художественных произведений с поведением детей можно лишь в том случае, если их поступки положительны. Прямое сопоставление отрицательных персонажей с детьми недопустимо. В конце беседы важно подчеркнуть, что сегодня ребята слушали рассказ о дружбе и что будет хорошо, если они сами научатся так же дружно играть. Наряду с чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, беседами необходимо вовлечь детей в практическую деятельность. Вместе с ребятами педагог устраивает выставки рисунков, работ по лепке, аппликации по мотивам художественных произведений.
Этические беседы на занятиях проводятся 1-2 раза в месяц. Примерный план использования художественных произведений на занятиях в средней группе с целью воспитания у детей начал гуманных чувств и формирования этических представлений.
Литература Задачи воспитания
I квартал:
Ш. Перро «Красная шапочка» Формировать представления о доброте и зле. Воспитывать сочувствие. Учить видеть и определять мотивы поступков персонажей сказки.
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать представление о хороших и плохих поступках. Воспитывать эмоциональное отношение к плохому и хорошему.
Л.Толстой «Котенок» Формировать представление о доброте и зле. Учить положительно относиться к добру и отрицательно к злу.
II квартал:
«Два жадных медвежонка»
К.Д.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
В.Осеева «До первого дождя» Формировать представления о щедрости и жадности. Формировать представления о бружбе. Воспитывать чувство доброты, сочувствие. Учить детей определять мотивы поведения героев рассказа.
А. Мишина «Шар в окошке» Воспитывать чуткость, заботу о сверстнике.
III квартал:
Е.Благина «Посидим в тишине»
В.Осеева «Просто старушка» Воспитывать чуткое, заботливое отношение к матери. Учить детей соотносить события литературного произведения с повседневной жизнью. Воспитывать чуткое, заботливое отношение к старшим.
К.Чуковский «Федорино горе» Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающим предметам.
К.Чуковский «Айболит» Формировать представление о добре и зле.
IVквартал:
С.Маршак «Пожар»
«Гуси-лебеди»
К.Чуковский «Тараканище» Формировать представление о смелости. Учить путем сравнения оценивать поведение персонажей сказки.

Знания и умения, которыми овладевают дети в процессе изучения художественной литературы, закрепляются в других, не специальных занятиях. Вне занятия хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки. Иное произведение, прочитанное не на занятии, а в определенной ситуации, окажет более сильное воздействие на ум и чувства детей. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений. Воспитателю необходимо также использовать пословицы, поговорки, загадки. Пословицы - краткое народное изречение с назидательным смыслом; поговорка - образное выражение, не состоящее, в отличии от пословицы, из цельного законченного предложения. Прежде всего нужно умело отображать пословицы и поговорки, доступные детям по содержанию и языку. Пословицу не надо заучивать с детьми, нужно неоднократно употребить ее к месту. Не стоит объяснять и ее переносный смысл. Иногда следует отметить, как хорошо метко сказано. Методика работы с загадками иная. Загадка - выражение, требующее разгадки, краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде, поэтому используют ее в основном в старшем дошкольном возрасте. Известно, что дети не сразу понимают метафоричность выражения, они улавливают порой лишь прямой смысл некоторых слов и на этом строят свою наивную отгадку. Цель воспитателя не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок, или научить быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая

Приложенные файлы


Добавить комментарий