Волшебство народных промыслов


Подготовила:

педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 2113 г. Москвы Фененко Ольга Анатольевна.
Тема: Волшебство народных промыслов.
Цели и задачи:
Познакомить с географией народных художественных
промыслов; учить учащихся различать особенности,
характерные для каждого вида промысла.
Развивать эстетический вкус, творческие способности
учащихся.
Воспитывать у учащихся гордость за развитие народных художественных промыслов в России, за творческие работы мастеров, чьи шедевры стали частью мировой культуры, прививать любовь к народным художественным промыслам.
Ход занятия.
Слайд 1.Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России (народный промысел – изготовление фольклорных художественных изделий). Посмотрите на нашу выставку. Кто может сказать, изделия каких народных промыслов здесь представлены? (Ответы учащихся)
Слайд 2.Наша страна издревле славится своими мастерами. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.
В России много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые в своей красоте! Обратите внимание на карту России. На ней обозначены лишь некоторые места изготовления изделий народного творчества. Богородская резьба, вербилковский фарфор, великоустюжское чернение по серебру, вологодское кружево, гжельская керамика, городецкая роспись, дымковская игрушка, елецкое кружево, жостовская роспись, павловопосадский платок, палехская миниатюра, скопинская керамика, тобольская резная кость, торжокское золотое шитьё, федоскинская миниатюра, хотьковская резная кость, хохломская роспись – это далеко не полный перечень народных промыслов России.Давайте совершим путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.
Слайд 3.Первая остановка нашего путешествия – ГОРОДЕЦ.
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец, который с давних пор славится резьбой по дереву. Создаётся эта резьба топором и долотом.


Слайд 4.Умелые городецкие плотники, мастерство которых удивляло самого Петра Великого, украшали своей резьбой борта судов, которые во множестве строились на Волге. С кораблей резьба перешла на дома. Затейными резными узорами покрывались пилястры, наличники, навесы, ворота. И поныне Городец радует красотой рельефной резьбы на домах.
Слайд 5.В старинном Городце наряду с резьбой возникла самобытная роспись, которой поначалу украшались прялки. Деревенские живописцы украшали их весёлыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. Сегодня городецкий промысел восстановлен. В Городце работает фабрика «Городецкая роспись», на которой производят нарядные декоративные панно, мебель, игрушки.
Итак, какие элементы применяются в этой росписи?
Слайд 6.Продолжим путешествие. Следующая остановка – город Вятка. В старину на месте одного из районов города Вятки находилась слобода Дымково. Там и зародился на основе местных гончарных традиций русский художественный промысел – ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. Игрушки лепили женщины и девочки, приурочивая их изготовление к весенней ярмарке и весеннему празднику, который носил название «свистопляска» и был посвящён солнцу. К празднику изготавливались глиняные свистульки в форме различных животных и птиц. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.

Слайд 7.Со временем к свистулькам добавилось изготовление фарфоровых статуэток барышень в платьях с кринолинами, дам в пелеринах с зонтиками, кавалеров и солдат. Фигурки белили мелом, разведённом на молоке, расписывали красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка покрывалась взбитым яйцом, что придавало ей блеск и яркость.
Слайд 8.Есть свои секреты и у современных дымковских мастеров. Для производства игрушек используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. После полной просушки и обжига игрушки покрывают белилами, а затем художники, используя десять цветов красок, придают дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент состоит из клеток, полосок, кругов, точек. Завершают украшение игрушки ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.
Слайд 9.Дымковская игрушка – неотъемлемая участница всех выставок и фестивалей народного искусства. Ассортимент игрушек этого народного промысла постоянно обогащается. Сегодня можно увидеть не только фигурки животных, птиц, людей, но и жанровые композиции на темы городской жизни: гулянья, катания на лодках, карусели, ярмарки.
Вот в каком удивительном месте мы побывали!
Кто запомнил, какие узоры изображают на дымковских игрушках?

Слайд 10.Не только предметы и игрушки делают мастера на Руси, но ещё и женские платки и шали. Отправляемся в ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД.
Особое место в русском декоративно-прикладном искусстве занимают шали. Первыми мастерами, работавшими по украшению тканей на Руси, были иконописцы, так как они хорошо знали краски и приёмы работы с ними. Узор наносили на холст резными деревянными досками. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании рисунка по форме били тяжёлым молотком. В качестве образцов для набивки узоров служили деревянная и каменная резьба, шитьё и привозимые на Русь восточные ткани, иноземные узоры которых переосмысливались мастерами и становились самобытными, поражали разнообразием и богатством фантазий.
Слайд 11. Через много веков сохранили мастера орнаменты далёкого прошлого. Сегодня павловопосадские платки и шали славятся во всём мире. На них можно увидеть самые разнообразные рисунки и орнаменты.
Слайд 12.Наше путешествие продолжается. Следующая остановка – город Семёнов. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства.

Слайд 13.Этот художественный промысел возник в 17 веке в Нижегородской губернии и получил своё название от села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Изначально хохломская посуда изготовлялась при монастырях и предназначалась для царского двора.
Слайд 14.В начале прошлого века в городе Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева, из которой потом выросло большое предприятие «Хохломская роспись», которое и по сей день сохраняет и преумножает традиции древних мастеров. А город Семёнов по праву считается столицей «золотой» Хохломы.
Слайд 15.Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде, чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное». Сначала из высушенной липовой древесины вытаивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают варёным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цех росписи.

Слайд 16.Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. После того, как мастера расписали изделия, их два – три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая плёнка придаёт серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом, дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке посуда практична и безопасна в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причём она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также солёных и кислых продуктов.
Слайд 17.Город Семёнов также является центром изготовления и росписи СЕМЁНОВСКОЙ МАТРЁШКИ. Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки: основной композицией в росписи считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАТРЁШКИ».
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки. (Хлопки перед собой)
На ногах сапожки,
Топают матрёшки. (Поочерёдно топаем ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево - вправо)
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки. (Хлопки перед собой)
Н ногах сапожки,
Топают матрёшки. (Поочерёдно топаем ногами)
Слайд 18.Не только деревянной посудой славится Россия. Есть у нас города, где изготовляют славящуюся на весь мир фарфоровую посуду. Один из крупнейших фарфоровых центров русской культуры – Вербилки. Здесь сохранён рецепт уникального тонкостенного фарфора. Посуда из такого фарфора отличается особой белизной и лёгкостью. Стенки её настолько тонкие, что пропускают солнечный свет, придавая посуде неповторимую красоту.

Слайд 19.Посмотрите на эти иллюстрации. Как красив ВЕРБИЛКОВСКИЙ ФАРФОР!
Слайд 20.Нам пора ехать дальше. Следующая остановка – подмосковное село ФЕДОСКИНО.
Федоскинская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Излюбленные мотивы росписи федоскинских мастеров – «тройка», «чаепитие», сцены из русской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными композициями – копиями картин русских и европейских художников.
Слайд 21.Виртуозное владение техникой письма прозрачными красками яркость которых усиливается мерцающим чёрным лаковым фоном, сделали произведения федоскинских мастеров популярными не только в России, но и в мире. В Федоскино изготавливают ларцы, различные шкатулки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и другое.

Слайд 22. А теперь мы держим путь в деревню ЖОСТОВО Московской области. Жостово славится своей росписью. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В нём чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фон (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
Слайд 23. Каждый поднос красивый, своеобразный, уникальный. Нет ни одного похожего подноса.
Слайд 24.БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА – русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиево-Посадский район Московской области). Одной из отличительных черт промысла является изготовление движущихся игрушек.

Слайд 25.Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Возраст этой игрушки превышает 300 лет. «Кузнецы» стали символом Богородского промысла. Игрушка «Курочки» тоже является долгожителем – ею играли дети ещё во времена Пушкина и Лермонтова. Механизмы этих игрушек просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
Слайд 26.КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА – русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Издавна в деревнях сложился гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до самой весны занимались изготовлением глиняной посуды. Из остатков глины мастера лепили игрушки.
Полкан бабушки – образ защитника Земли Русской. Он наделён несокрушимой народной силой. Полкан – сказочный образ. Жил такой в старину. Хлеб помогал растить, землю от врагов оберегать. Руки сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня быстрые. А на них золотые копытца.Символична каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно – красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.
Слайд 27.Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, чёрная, да редкие мазки других цветов. Роспись проста, даже примитивна. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода – умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей.

Слайд 28.Продолжается наше знакомство с народными промыслами в подмосковном местечке ГЖЕЛЬ. Это крупнейший гончарный промысел, где изготовляют посуду и различные фигурки. Гжель – это название посёлка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района московской губернии, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые местечко Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели, как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.
Слайд 29.Гжель известна массовым производством в течение всего XIX века фарфорово – фаянсовой посуды, игрушек и декоративных статуэток.
Гжель – родина русской керамики. Гжельскую посуду отличает единство вещи и декора. Все виды росписи – цветы, птицы, люди, животные – прочно связаны с формой, объёмом и конструкцией вида.
Слайд 30.Гжель – символ русского народного промысла, мастерства. На белоснежных фарфоровых блюдах мы видим диковинных птиц цвета яркого неба, животных, множество прекрасных растительных орнаментов, а также главный излюбленный узор – гжельскую розу.
Слайд 31.Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом Гжель была разноцветной. Сегодня же в росписи Гжели используются два основных цвета – белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но, думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для простого люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту.

Слайд 32.Но в начале XX века разноцветные старинные растительные орнаменты и букетики сменила гжельская роза цвета неба и васильков.

Слайд 33.Заканчивается наше путешествие в городе ТУЛА. Кто знает, чем славится этот город? (Ответы учащихся)
Тула является настоящей самоварной столицей.
Слайд 34. Также это место издревле славится своими мастерами – прянишниками. Таких вкусных и красивых пряников не пекут больше ни в одном городе! Чего здесь только нет! Пряничные доски, пряник - папошник, древнейшие лепные пряники – подарочные, юбилейные, новогодние, пасхальные. Можно только удивляться красоте и оригинальности этих выпечных изделий. Сегодня после окончания занятия мы попробуем тульские пряники и сами убедимся, что они очень вкусные и красивые!

А сейчас я предлагаю вспомнить, с какими народными промыслами мы сегодня познакомились и попробуем на практике изобразить некоторые узоры художественных народных промыслов, расписать игрушки, нарисовать гжельскую розу.







Приложенные файлы


Добавить комментарий