Вокальная работа в детском хоре по методу в.емельянова


ФИО- Семенова Людмила Петровна
Место работы – ГБОУ СПО СК СКМК им.Сафонова
Должность- преподаватель хоровых дисциплин
Вокальная работа в детском ансамбле (хоре) с использованием метода В.Емельянова
План:
I.Теоретическая часть
1.Применениевокальной работы в детском ансамбле (хоре) с использованием метода В.Емельянова:
фонопедический метод; -проблема ансамбля; -артикуляционная гимнастика.
Практическая часть
1 .Практические приемы работы с хором:
фонетические упражнения (4 вида);
-голосовые сигналы доречевой коммуникации ( 8 видов);
-тренировочные программы для грудного регистра детского голоса ( 4 программы);
-тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр с использованием регистрового порога (3 программы);
-тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса.
Регистры
Заключение
Работая с детскими коллективам, я всегда сталкиваюсь с проблемой качества звука. Партии выучены, звучание чистое, но нет прозрачности и легкости, которыми должен обладать детский хор.
Побывав в 2011 году на семинаре в г.Новопавловске, я получила ответы на многие свои вопросы. В.Емельянов, проводивший семинар, рассказал о фонопедическом методе развития голоса в игровой и доступной форме, преподнес слушателям свои упражнения. Эти упражнения были показаны на разных группах учащихся ДМШ г.Новопавловска и закреплены на самих слушателях семинара. Хор мальчиков новопавловской ДМШ уже 6 лет работает по методу В.Емельянова и результаты очевидны и удивительны.
Сам термин "фонопедический" имеет целью подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, когда голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем аккустическом эффекте.
В хор сегодня приходят дети с различными певческими способностями, часто "гудошники", поэтому наша задача научить петь всех детей.
Проблема ансамбля в пении - это проблема идентичности голосообразующих движений поющих. В.Емельянов говорит, что в целях ансамбля нужно петь "одинаково с двигательной точки зрения. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретает некое общее для всех поющих тембральное качество, которое усиленное количеством поющих, даст ансамблевый суммарный тембр."
На начальном уровне обучения двигательная единообразность может достигаться только управлением артикуляционной мускулатурой, приведенной в общую для всех форму.
Уж какая простая вещь, как рот! А как трудно его открыть полностью. Объясняю детям, что рот имеет форму прямоугольника, поставленного на малую грань и при пении необходимо контролировать (особенно на начальном этапе) такое положение рта.
Голосовой аппарат - саморегулирующая система. Чем же реально можно управлять? мышцами лица, губами, мышцами век, языком, нижней челюстью. У В.Емельянова это называется артикуляционной гимнастикойС артикуляционной гимнастики начинаю занятия с детьми младшего возраста. Упражнения носят игровой характер, дети всегда заинтересованы, хорошо их усваивают. Артикуляционная гимнастика направлена на то, чтобы расслабить мышцы лица, губную комиссуру, помочь детям максимально раскрыть рот, осознать ощущение вибрации, действия мышц отдельно от восприятия звука своего голоса, так в упражнении: "пощелкивание языком" изменяя форму рта,обращая внимание на изменения щелкающего звука (более низкого или более высокого). Можно предложить пощелкать на одной высоте (унисон) или разделиться на две партии - низкие и высокие (прослушать как бы двухголосие).
Хорошо оправдывает себя упражнение с приподнятой верхней и нижней губами. Прошу детей проконтролировать в этом упражнении ощущение холода, запомнить эти ощущения для применения в пении.
Выполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.
После освоения артикуляционной гимнастики ввожу интонационно- фонетические упражнения.
I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
УПР.1. Рот имеет форму прямоугольника, поставленного на малую грань. В таком положении производится вдох ртом (в перспективе- одновременно ртом и носом). Целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук. Само упражнение состоит в сильном активном произношении согласных в следующей последовательности: «Ш,С,Ф,К,Т,П,В,Д,Г,3,Ж.»
При произношении звуков «В и Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом.
УПР.2. Для детей это упражнение называется «страшной сказкой». Рот открыт, пальцами рук нужно "проткнуть" щеки, чтобы ощутить провалы между верхними и нижними боковыми зубами. Произносим гласные: У,УО,УОА,УОАЭ,УОАЭИ:Ы,ЫЭ,ЫЭА,ЫЭАО,ЫЭАОУ.
.
УПР.З. Основным элементом упражнения является скользящее (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным "переломом" голоса, который называем "регистровым порогом".

УПР.4. Мышцы лица расслаблены, рот приоткрыт, язык плоский-лежит на нижней губе. Звук не имеет фиксированной звуковысотности, а представляет собой шумовой, шуршащий, скрипящий, рокочущий звук «штро- бас».
ххxA; ххxAO_ xxxADY, xxxAЭЫ
Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем в соединение одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, что некоторые, на первый взгляд упражнения, получаются далеко не у всех. Так, в программе иммитация звука «Р» и (губной вибрант с голосом) представляется для многих проблематичным. Для младшей группы я объясняю этот звук, как «езда на автомобиле», при этом я добиваюсь звучного, энергичного тона, ощущения вибрации в области трахеи, активной работы дыхания.
В методике В.Емельянова все объясняется на научной основе, невозможно перейти ко второму уровню не освоив первое, а весь фонопедический метод основывается на принципе лежащего во всей теории:опора на доречевой уровень голосовой активности. Термин «активность» здесь понимается в общебиологическом смысле. Между доречевым уровнем активности, безголосным напеванием и профессиональным вокалом нет преград: все делается одним и тем же органом. Чтобы при пении человек смог оптимально выразится ,ему необходимо выйти на энергетический экстреумд.е. заставить свой организм работать на пределе. Для достижения этого Емельянов вводит ГСДК (голосовые сигналы доречевой коммуникации).
2.Г0Л0С0ВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ (ГСДК)
УПР.1. Греть руки дыханием.
УПР.2. Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – «H“
УПР. 3. „Волна."
xxxAxxxAxxxA
УПР.4. «От шепота до крика»
Раз, два (шепот)
Три, четыре (тихий голос)
Пять, шесть (средний голос)
Семь, восемь (громкий голос)
Девять (очень громко)
Десять (крикнуть)



Упр. 5. «Крик-вой»
3. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГРУДНОГО РЕГИСТРА ДЕТСКОГО ГОЛОСА.

о регистрах, они точно соотносятся с ГСДК.
Штро-бас-скрип;
Грудной-рык-крик;
Фальцет-вой-визг.
Обычно детям петь грудным регистром в первой октаве, не все умеют интуитивно переходить в фальцетный регистр - таких меньшинство. В результате одни начинают кричать, приобретая узелковые ларингиты,а другие «гудеть».
Одной из задач фонопедического метода является обучение произвольному включению регистров и целесообразному их использованию.
Выбор тесситуры и тональности имеет к этой задаче прямое отношение. На начальном этапе обучения целесообразно полностью исключить из употребления тесситуру фа-си-первой октавы, и исполнять произведения небольшого диапазона (народные песни, попевки) попеременно разными регистрами.
Постепенное расширение диапазона производится в разных регистрах, закрепление навыков определенной звуковысотности, позволяет включать произведения более широкого диапазона.
В возможностях каждого ребенка развивать равноценно и грудной и фальцетный регистры, и свободно справляться как сопрановой, так и с альтовой тесситурой и диапазонами.
Работая по системе В Емельянова второй год и освоив только первую ступень,считаю,что методика это жизнеспособна.Не знаю, буду ли применять всю систему,целесообразно ли это для хора ДМШ, и не могу сказать, что В.Емельянов облегчил мне жизнь,как хормейстеру,потому что самый трудный наш ученик - это мы сами.
И пока педагог имеет искренний интерес к своему делу - развиваются ученики - развивается хор.

Приложенные файлы


Добавить комментарий