Возрождение и сохранение народных традиций -как важный фактор национального самомознания


«Возрождение и сохранение народных традиций – как важный фактор национального самосознания»
Полуянова Инга Станиславовна, методист, педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования детей», г.АбаканКлючевые слова: традиционная культура, народное творчество, национальное самосознание, традиции.
Когда-то академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». Россия является примером диалога культурной цивилизации народов разных этнических и языковых групп, который сформировал общероссийскую культурную общность как синтез разных культур. Именно общероссийская культурная общность является одним из факторов, который связывает разные народы в единый государственный организм, способствующий сохранению целостности Российской Федерации.
Российский народ имеет свою традиционную культуру, которая представляет собой огромный мир духовного опыта, который является важнейшей составляющей культурного пространства, основой формирования национального самосознания. Народное творчество представляет собой неотъемлемую часть культуры. Это широкое понятие включает в себя многообразие духовного уклада, обрядов, народных традиций, национальных особенностей, ритуалов, праздников, костюмов, ремесел. Народ веками стремился выразить своё отношение к жизни в любой художественной форме, через декоративно-прикладное искусство, фольклор, танец и т.д. Он проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу идентично. Реальность они старались окрасить фантазией, которая порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, композиции хороводов напоминающие причудливые узоры русских кружев и т.д.
В фундаменте общероссийского культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому сохранение и дальнейшее развитие народных традиций в условиях усилившихся процессов глобализации (свободный доступ к любой информации, дешевизна предметов быта, фабричной одежды и обуви практически уничтожили традиционные ремесла) является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности.
Остались в России народные мастера, которые работают и поныне, выполняя (исполняя) произведения и передавая накопленный опыт подрастающему поколению, их произведения в современном мире больше не выполняют исконных бытовых функций, а трансформированы в «сувенирную продукцию» или современные музыкальные стили с использованием элементов народного пения, что дает новую жизнь данным произведениям. Народное искусство не ушло из нашей жизни и не уйдет, так как оно нашло свою нишу в педагогике. Все чаще встречаются родители, которые отдают своих детей в фольклорные и хореографические студии, где ребята с огромным удовольствием изучают традиции и быт своего народа по средствам художественного творчества. Педагоги же, в свою очередь, не зацикливаются только на традиционно-исконных символах мотивах и формах, а стараются преобразовать свои знания в соответствии с требованиями времени (используют современные материалы, находят новые формы звучания своим произведениям). В республике Хакасия педагоги дополнительного образования с обучающимися активно работают над проектами, которые помогают изучить и адаптировать знания в области народных традиций практически на занятиях художественной направленности. В республике возрождаются традиции войлоковаляния, создаются музыкально-фольклорные студии игры на русских и хакасских народных инструментах, исследуются обряды русских и хакасских народных праздников, возрождаются традиции изготовления традиционных аксессуаров и костюмов народов, проживающих на территории республики (русских, хакасских, белорусских, украинских, молдаванских и т.д.). Хорошо исследована и очень любима народная кукла и традиция вышивания рушников. Огромной популярностью пользуются различные фестивали и конкурсы: «Тун Пайрам», «Чыл Пазы», «Мир Сибири» и т.д.
Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования и культуры. Главной причиной роста преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является духовно-нравственная деградация общества и обесценивание таких важнейших качеств как милосердие и сострадание. Преодоление, таким образом, разрыва посредством приобщения юных поколений к культурно-историческому наследию – это, важнейшая политическая задача, ее решение призвано отвлечь Россию от бездны бездуховности и бескультурья нынешних и будущих поколений россиян. Именно поэтому в последние годы, включая республику Хакасия, постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью молодое поколение может получить важнейшую информацию о том, как наши предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле, что так необходимо современному человеку в условиях сложившейся политической и культурной ситуации.Российская Федерация в наши дни сохраняет вековой статус многонационального государства. Ее многочисленные регионы имеют свои культурные корни, свое прошлое и настоящее, особые и свойственные только им пути национального и культурного развития. Культурное воспитание независимо от национальности и вероисповедания человека не оставляет места для национальной и религиозной розни, ростков экстремизма и терроризма. И именно традиционная культура во всем ее многообразии играет ключевую объединяющую роль. Практически каждый регион России отличается своими культурными традициями и наша Хакасия не исключение. Ей характерен особый неповторимый колорит. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом. Немалую роль в формировании самобытной культуры сыграла благодатная природа Хакасии. Она также разнообразна и многолика, как окружающий ее ландшафт. К настоящему времени многие стороны традиционной культуры Хакасии хорошо изучены. Но на территории республики проживает около 100 национальностей: русские (79,5 %), хакасы (11,1 %), украинцы (2,3 %), немцы (2,0 %), татары (0,8 %), белорусы (0,7 %), чуваши (0,6 %) и другие. И все эти национальности чтут свои традиции и уважают традиции народов проживающих рядом. Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел – не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество.
Список использованной литературы:
Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / авт.-сост.: - СПб., 2012. - 336 с.
Васильев Ю.А. Рассказы о русских народных инструментах / Ю.А.Васильев, А.С. Широков. - М.: Советский композитор, 1986. – 87 с.
Волков Г.Н. Народная педагогика. Программа спецкурса и методические рекомендации. - М., 1999. - 137 с.
Головко А.К. Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене музыкального образования / А.К.Головко. – М.: МГУКИ, 2002. – 183 с.
Ушаков А.В. сайт // Электронный толковый словарь
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //http://www.firo.ru/? page_id=11003 // сайт

Приложенные файлы


Добавить комментарий