Ростовцева антонычева театрально-игровая деятельность младших школьников как средство развития творческих способностей младших школьников


Антонычева Надежда Борисовна, Ростовцева Татьяна Александровна, учителя начальных классов,
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Дети с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности в обучении. Это связано с особенностями психофизического развития. Поэтому вопрос усвоения программного материала и развития познавательных процессов учащихся актуален. Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Ещё Ушинский подчеркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Поэтому в своей работе мы широко используем различные формы и методы. Особое внимание уделяем играм. А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» На уроках мы используем все виды игр, но особое внимание отводим театральным играм, одной из разновидностей которых являются пальчиковые игры. Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем способнее ребёнок, ярче творческая стихия детского творчества» Поэтому основное внимание мы уделяем развитию мелкой моторики детей.



Сегодня мы вам расскажем, как используем на уроках пальчиковые игры и теневой театр. Выполняя простейшие пальчиковые игры, мы не только развиваем мелкую моторику, но и активизируем те отделы мозга, которые отвечают за речь. Пальчиковые игры дают положительную

динамику в развитии произвольного внимания, памяти, коммуникативных навыков и творческих способностей.
Практическая часть «Экскурсия в осенний лес»
А сейчас мы предлагаем вам отправиться в путешествие в осенний лес. (Слайд облака, солнце). Давайте спрячемся за большое дерево (Показ) и тихонько со стоны понаблюдаем за его обитателями. (Показ зайчика) Ребята, кого мы видим? Что мы знаем о зайчике? (Ответы детей, дети изображают зайчика с помощью пальцев, помогая друг другу). Зайчик насторожился. Наверное, кого-то боится. Показываем, что зайчик убегает. Появляется следующий персонаж. Ребята, вы узнали, кто это? Что мы знаем о лисе? (Ответы детей, дети изображают лису с помощью пальцев, помогая друг другу). Лиса торопится, бежит по следу зайчика. Лиса уходит. Появляется волк. Выявляем знания детей о волке, дети изображают волка.
Таким же образом можно показать и других обитателей леса, и рассказать какие изменения происходят у них осенью.
- Солнышко спряталось. Пошёл мелкий дождь. (стучим пальчиками по парте или ладошкам) Нам пора возвращаться домой.
- Мы идём по дороге домой. Ой, ребята, посмотрите кого мы видим?(Дети говорят, что птицы улетают на юг.) А какие птицы улетают на юг? (Показываем гусей, уток).
Давайте вспомним, кого мы встретили сегодня на экскурсии. И дети показывают с помощью пальчиков зайчика, лису




·





Пальчиковые игры мы используем в своём театре теней, который помогает не только в развитии мелкой моторики, коммуникативных навыков, но и развивает творческие способности учащихся. Поскольку театр, театральная деятельность, уже в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.
Мы часто забываем о старых, проверенных временем развивающих играх в угоду новейшим изобретениям в мире игрушек. Но даже самый умный робот, компьютерная приставка или интерактивный коврик не подарят нашему ребенку того главного, что может подарить теневой театр – ощущение волшебства!



Для театральных постановок мы отбираем доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет в наших пьесах 3-7 минут. В качестве текстов для пьес мы используем адаптированные нами народные сказки, сюжеты для кукольных театров.
В теневом театре мы используем не только игру пальчиков, но и плоские фигуры.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Начинали мы с чёрных плоских силуэтов, а сейчас пытаемся делать цветные изображения кукол, которые могут двигать руками и ногами. Дети принимают активное участие в работе «Творческой мастерской» по изготовлению кукол и с удовольствием участвуют в постановках. Коллективное творчество обеспечивает вовлечение всех ребят в дело.



Таким образом, мы считаем, что в процессе театрально-игровой деятельности происходит развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков и творческих способностей детей с ОВЗ. С помощью театрально-игровой деятельности мы разжигаем огонёк пытливости и любознательности, учим детей работать коллективно, помогая друг другу. Театрализовано-игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Кроме пальчиковых игр и теневого театра мы используем и другие театральные технологии. Очень часто на уроки к детям приходят сказочные персонажи: Незнайка, Буратино, Солнышко и т.д. И дети выполняют различные задания, чтобы научить своих гостей или помочь им в выполнении их заданий.
Включение приёмов театрализации в повседневную жизнь детей делает её более яркой, динамической, насыщенной, обогащает положительными эмоциями, побуждает к творчеству.

Список литературы
1. Брунов Б.П. Игра как средство коррекции практической деятельности детей с нарушением интеллекта.- Красноярск, 2003.-99с
2. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе- М.: Творческий центр, 2006.-94с
3. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-312с.
4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. – М. : Просвещение, 1982. – 191с.




















Рисунок 1Рисунок 6D:\Рабочий стол\Теневой театр\P3220182.JPGРисунок 7D:\Рабочий стол\Теневой театр\P3220184.JPGРисунок 9D:\Рабочий стол\Теневой театр\P3220188.JPGРисунок 13Root Entry

Приложенные файлы


Добавить комментарий