Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Азановский детский сад «Колосок»
Пение - как средство развития
музыкальных способностей
детей дошкольного возраста
( из опыта кружковой работы)

Подготовила:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Богданова Е.А.

с. Азаново

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном и познавательном развитии.
Вопрос о развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста волновал меня давно, однако в сегодняшней практике музыкального воспитания мало внимания уделяется постановке детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Музыкальная деятельность с детьми по пению в большинстве случаев сводится к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Сложность ситуации заключается не только в том, что методика постановки певческого голоса — самая тонкая и сложная, но и в том, что ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям.
Не достаточно программ по обучению и развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. Мало методической литературы по данной теме. В методических пособиях по обучению дошкольников пению содержатся рекомендации по развитию звуковысотного слуха, а вопросу дыхания не уделяется должного внимания. Я считаю, что это неверно, так как без правильной организации дыхания процесс обучения значительно тормозится. Поэтому в своей практике уделяю особое внимание этому процессу.
Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов (по Б.Теплову). На какой стадии своего развития ни был бы ребенок, он эмоционально откликается на выразительные интонации, музыку, содержащую в себе выражение чувств. Одним из важных условий работы с малышами для меня является создание творческой, радостной атмосферы. Работая с эмоциональным подъемом, включая детей в игровые сюжетные занятия, я всегда получаю живой отклик и раскрепощенное эмоциональное пение. Невозможно исполнять песню и не сопровождать ее движением, мимикой, пластикой. Поэтому у меня сложилась система, где на сенсорной основе, на базе единства эмоционального и слухового компонентов, развиваются музыкальные способности: способность переживания, различения, сопоставления и воспроизведения ладо - высотных соотношений и музыкального ритма. В процессе этой деятельности создаются маленькие шоу - номера, яркие, непосредственные по исполнению. Ребенок приобретает музыкальный, сценический опыт, который с радостью представляет для зрителей на концертах. Опыт убеждает меня в том, что к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно найти соответствующий подход, нисколько не отрывая его от естественной для его возраста «игровой фазы». Я подбираю репертуар для каждого ребенка индивидуально, учитывая тот или иной тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, физическое устройство певческого аппарата и многое другое, что способствует формированию голоса. Стараюсь, чтобы получилось осмысленное, осознанное самовыражение, где есть и манера, и характер, и чувства ребенка в раскрытии образа. Многие дети не обладали яркими музыкальными способностями, добились эмоциональной свободы только в кружке « Домисолька», а на сцене, раскрыли актерские способности.
На протяжении многих лет они занимают призовые места на конкурсах, и стали победителями в районных конкурсах « Пеледыш тукым». Дети участвуют в Региональных конкурсах - фестивалях, Республиканских фестивалях, участвуют в интернет – фестивале «Апельсиновое лето». Опытом своей работы делюсь на методических заседаниях, провожу мастер-классы для педагогов ДОУ, в мае 2012 года провела фестиваль художественного творчества для музыкальных руководителей района и жителей села « Зажги свою звезду». Маленькие артисты награждены дипломами и грамотами, показали свое мастерство по певческому вокалу.
Г.Г.Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно создавать среду для их проявления и роста. Этими словами я руководствуюсь в своей педагогической деятельности на протяжении многих лет. Педагог, ведущий занятия с маленькими детьми, должен создавать на занятиях непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое состоянии, пробуждать их воображение. Занятия с такими маленькими детьми требуют знания физиологии этого возраста и выработки игровых приемов обучения. Для меня одна из важнейших задач – зажечь в ребенке интерес к пению и вместе с этим привить любовь к работе. Я убедилась, что дети иногда гораздо успешнее двигаются вперед на более трудном для них материале, если он их эмоционально затронул, чем на легком и доступном им, но не увлекшим их, не заинтересовавшим. «Вхождение» в музыкальное творчество и выражение в ней себя для маленьких детей всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей, ребенок включается как бы в игру, естественнее взаимодействует с ними, воспринимает музыку гораздо внимательнее и полнее, чем наедине со взрослым. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, все впитывает как губка. Поэтому для меня важно ответственно и серьезно относиться к маленькой личности, начинающей обучение. Разработанная мною программа по дополнительному образованию «Домисолька» особое внимание уделяет тому, чтобы песня постепенно проникла в жизнь ребенка, будила мысль и воображение. Успешная реализация программы по дополнительному образованию дает шанс всем детям проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помогает сформировать положительную самооценку, способствует социализации и адаптации в современном обществе, позволяет создавать яркие номера, музыкальные мини-спектакли. Индивидуально для каждого ребенка подбираю репертуар, потому что становление творческой личности ребенка нельзя представить вне его развития и не учитывать его индивидуальных особенностей. Для каждого ребенка мне приходится подбирать индивидуально упражнения, учитывая его собственный тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, физическое устройство певческого аппарата и многое другое, что способствует формированию голоса. Это означает, что единой методики для всех детей не существует. И, конечно, справедливо утверждение знаменитого итальянского педагога Генриха Панофки, что « нужно было бы написать столько методик, сколько учеников».
Для раскрытия способностей ребенка создаются ситуации, в которых эти способности проявляются и используются в творческом становлении личности. Развивающая методика предусматривает индивидуальный подход. Любой успех ребенка в освоении программы рассматривается как победа. Именно благодаря такому подходу, развивающая методика не ставит конкретных сроков достижения результатов. Ребенок дошкольного возраста испытывает потребность в игре, именно в ней формируются его эстетические потребности. Она знакома ему и близка, в ней он чувствует себя спокойно и комфортно. Игра необходима ему для выхода избыточной энергии, для реализации инстинкта подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьезных делах.
Обучение пению проводится по плану на основе общепедагогических принципов, то есть, основных положений дидактики.
Песенный репертуар дается детям понятным для них языком. Предпочтение отдаются музыкальным произведениям, которые имеют свою драматургию, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми, ясными средствами. В создании того или иного образа участвуют интонация, мимика, пластика. Для этого используются различные виды кукольного театра, музыкальные игры. Дошкольникам свойственно обостренное чувство выразительности интонации, тембровой окраски звучания, тактильная чувствительность, подвижность мимики, непосредственная выразительность движений. Эти качества открывают широкие возможности для дальнейшего пробуждения у детей сенсорных способностей через освоение особенностей природных и художественных явлений – звука, формы, движения, возможностей слова и речи. Детям нравятся такие упражнения, когда они действуют от имени персонажа. Различные творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, помогают детям «войти» в воображаемую ситуацию, вызвать соответствующие чувства. Знакомство с каждым жестом или танцевальным движением начинается с сообщения его значения. Интонированное произнесение слова или фразы, соответствующих этому значению, сопровождаются эмоционально-выразительным исполнением движения
Работа с дошкольниками строится на строгом соблюдении правил работы с детским голосом:
Начинаем петь с трех-пяти звуков в примарной зоне звучания голосового аппарата. Диапазон голоса вверх и вниз расширяю постепенно без торопливости. Внимательно слушаю, как звучит голос ребенка, нет ли напряжения при повторении и утомления голосового аппарата (это звуки ми 1- ля 1).
Диапазон в этой возрастной категории – ре 1 – до 2.
При пении используется мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука).
Особое внимание уделяю выравниванию гласных, их округленного звучания. Звук должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения и форсирования. В ансамбле добиваюсь выработке чистого унисона.
Вся вокальная работа ведется в негромкой динамике.
Перед началом работы точно формулирую задачу.
Работу над песенкой начинаю с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.
Для развития силы голоса применяю упражнения на контрастах: спеть тихо и громко, грустно – весело, мрачно – ласково, спокойно – сердито и т.д.
Большое внимание уделяю работе над дыханием. Использую игровые приемы на выработку экономного, ровного выдоха. Правильная певческая установка готовит детей к серьезной, активной работе. Такая установка обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
Заключается в том, что в начале года детям даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходя от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получают систематических знаний и навыков по пению.
Для детей дошкольного возраста к первой степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан простыми мелодиями, без частых изменений в направлении мелодического движения, без скачков на большие интервалы на неустойчивых звуках, без пунктирного ритма.
Ко второй степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом. Однако такие песни доступны и полезны для музыкального, вокального и общего развития детей.
По мере развития детского голоса даю песни в более высоких тональностях и обращаю внимание на выразительное их исполнение.
Принцип наглядности
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие.
Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения я показываю высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких.
Если ребенок передвигает по ступенькам небольшой лесенки фигурку какого-нибудь животного и одновременно поет соответствующее звукоподражание («га», «мяу», «кря» и т. п.) или если он поднимает свою руку вверх при пении высокого звука, то у него кроме органов слуха и зрения участвует еще мышечное чувство.
Осваивая артикуляцию гласных, использую показ руками каждой гласной, пропевая их с артикуляторными жестами.
Долго и протяжно петь один звук маленьким детям очень сложно. Поэтому при освоении кантилены я рассказываю детям о том, что звуки бывают длинные и короткие. Поэтому, используя прием зрительного контроля, предлагаю детям «рисовать» звук. А карандаш будет двигаться по бумаге столько, сколько будет звучать нота.
Объясняя детям, что легато – это такое пение, когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой, предлагаю ласково «погладить» руками и спеть всю цепочку звуков на одном движении руки.
Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.
Я стараюсь различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистрами, метроритмом, ладом), для того чтобы дети пели осознанно, не механически. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, поэтому стараюсь, чтобы мое исполнение и рассказ, объяснения, показ были эмоционально выразительны, вызывали у детей эмоциональный отклик, желание повторить, спеть, исполнять выразительно голосом, мимикой и движениями.
Прежде чем начинать занятие, я провожу разминку, чтобы снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность.
Разминка
- для смачивания и размягчения голосовых связок:
- «шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
- пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);
- «бежит лошадка» - поцокивание язычком;
- вытянув губы - «сосем соску»;
- упражнение «дразнящаяся обезьянка» (широко открытый рот, язык максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).
Прочистка носоглоточной системы:- «Нюхаем цветок» вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах!
Для подготовки дыхательной системы:
- «надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;
Для разработки корня языка:
- кашляем как старички - Кха - кха - кха;
Для ощущения интонации:
-«крик ослика «- Й - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху вниз);
- «крик в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх);
- «крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх)
Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:
-«скулит щенок» - и - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;
- «пищит больной котенок» - жалобно «мяу» - «мяу» - «мяу».
Скороговорки:
- четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат;
- проговорить скороговорки с разной интонацией.
Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой помогает укрепить здоровье и развить вокальные данные ребенка. Можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Занятия упражнениями поднимают настроение и внутренне организуют ребенка на положительное отношение к своему телу. Учат прислушиваться к самому себе, своему собственному телу.
 В качестве специальной технологии обучения детей пению нами используется «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова - известного учителя-исследователя, имеющего многолетнюю практику врача-фониатра. Применение  фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнеий  комплекса упражнений, адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на общих закономерностях голосообразования.
Много внимания уделяю развитию музыкального слуха. В отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух – качество индивидуальное. Музыкальный слух можно и нужно развивать.
Лучше слышать – значит лучше понимать и исполнять музыку.
Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются.
Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы.
Для развития чистоты интонации прежде всего выбираю песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса ребенка. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Систематически повторяю с детьми выученные песни без сопровождения (а капелла).
В заключении скажу, что навыки формирующиеся во время распевок впоследствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки вокальных навыков. В работе над упражнениями следую идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятии, иначе подобное действо будет обречено на провал, поскольку перед детьми будут ставиться непосильные задачи.
Результативность работы
Многие дети, придя в кружок « Домисолька», не обладая яркими музыкальными способностями, добились эмоциональной свободы на сцене, раскрыли способности в пении и стали победителями в конкурсах.
Мои воспитанники, которые уже стали взрослыми, стали ведущими концертных программ, праздников в своих школах, лидерами в школьных самоуправлениях. Успешно обучаются в музыкальном училище им. И.С. Палантая. Диана З. стала эстрадной певицей нашего города. Учатся в высших музыкальных учебных заведениях г. Казани (Надя Орехова и Аня Орехова), опытом своей работы делюсь на районных методических заседаниях,
Дети постоянно участвуют в различных мероприятиях города и района.
Солисты и ансамбли неоднократно становились победителями фестивалей-конкурсов:
- Сидоркина Марина 2 место в районном конкурсе « Пеледыш тукым»;
-Кожевников Дима - 1 место в районном конкурсе « Пеледыш тукым;
- Фестиваль самодеятельного народного художественного творчества, посвященного 65–летию образования Медведевского района (2008 г.);
- танцевальный фестиваль «Волшебный мир танца»(2009 г.);
- конкурс «Пеледыш тукым» в номинации песня ,- 2009г. (1место, грамота);
- конкурс«Пеледыш тукым танец - 1место, (2009г., грамота);
- Фестиваль детского художественного творчества « Зажги свою звезду»: Маркова Саша, Кузнецова Маша, Заболотских Диана, Козин Павел, Тойкичева Полина (грамоты 2012 г.);
На уровне республики:
- IV Региональный фестиваль - конкурс духовной православной песни
« Благой ковчег» - Козин Павел (похвальный лист, 2011 г.);
- II Республиканский фестиваль народного костюма для дошкольников
« Сошьем мы к пасхе красный сарафан» в номинации «Сестрица Аленушка и братец Иванушка - Козин Павел и Тойкичева Полина (2012 г., дипломы);
- Республиканский хореографический конкурс для дошкольников « Вместе весело шагать» - Павел Козин, Тойкичева Полина (2012 г., свидетельство);
- II-международный интернет - фестиваль детского творчества «Апельсиновое лето» (2009г., сертификат);
- Открытый городской фестиваль г.Йошкар –Олы в рамках V международного интернет - фестиваля детского творчества « Апельсиновое лето» - Саша Маркова, Козин Павел, Тойкичева Полина (дипломы, 2012г.).
Заключение
Наблюдая за результатами своей работы, анализируя их, я пришла к выводу, что не зря выбрала эту тему. Дети стали лучше петь, они с большим удовольствием и желанием занимаются, им очень нравится выступать на всех праздниках. Дети стали больше петь и в самостоятельной деятельности, им это очень нравится , а наиболее понравившуюся песню просят повторить несколько раз. Приходя в садик, они с удовольствием рассказывают, как пели дома, для своих близких и для гостей.
Библиографический список.
1. Е.Алмазов «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей», Москва. «Просвещение», 1973.
2. О. Апраксина «Методика музыкального воспитания». М.,1984.
3.Г.Анисимова «100музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002.
4.М.Бахуташвили «Сборник упражнений и вокализов для постановки певческого голоса». "Музыка", Ленинградское отделение, 1978.
5. В. Багадуров «Вокальное воспитание детей», М., 1980.
6.Л. Дмитриев «Основа вокальной методики», М. ,2000.
7. В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», С-Петербург, 1997.
8. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей», М. 1947.
9. Н. Шацкая «Детский голос». М., "Педагогика", 1970.

Приложенные файлы


Добавить комментарий