Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Из опыта работы:
«Музыкально - ритмическая деятельность младших школьников на уроках музыки».
Подготовила
учитель музыки
Лазарева Надежда Анатольевна
Советский 2015
«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма.
Как важно смолоду позаботиться о его развитии»
К.С. Станиславский.
Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально- ритмической деятельности.
Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу. Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Несмотря на то, в подготовительных группах детских садов детей готовят к этому переходу, все же, войдя в школу, они переживают крутой перелом в своей жизни.
Предмет “Музыка” в ряду школьных предметов занимает особое место: урок музыки может сохранить большее сходство с прошлыми занятиями в детском саду, чем любой другой урок. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. Именно поэтому с первых уроков музыки ритмическому воспитанию следует уделять особое внимание.
Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных детям разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой — естественной биологической потребности детей в движении. К такому роду занятиям удается привлекать с первого же урока всех без исключения детей. Коллективные занятия по ритмике повышают дисциплину, помогают сплачивать класс воедино. Вместе с тем в ритмических упражнениях, аккомпанементах, импровизациях удобнее всего поручать то одному, то другому ученику “сольную” роль, что вызывает общий интерес. Именно ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре. Если же дети, выполняя ритмические движения, привыкают внимательно слушать музыку, это оказывает косвенно благотворное влияние также на развитие их мелодического слуха и ладового чувства.
Музыкально-ритмическая деятельность имеет три направления.
Первое – развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.
Второе – развитие правильных двигательных навыков.
Третье – формирование умения управлять движениями тела.
При подготовке к уроку, музыкальный материал стараюсь подобрать так, чтобы по тематике и по двигательным навыкам он отвечал теме урока, углублял и закреплял конкретные музыкально-слуховые представления, знания.
Выбираю музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.
Задача состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Зачем это нужно? Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не, только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.
Для развития музыкальных способностей даю ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкальное движение. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.
В 1 и 2 классах желателен показ движений самим педагогом. В процессе разучивания движений использую образное слово, пояснение, стихотворный текст. Яркое сравнение при объяснении движений помогает учащимся правильно и выразительно его исполнить. Очень важно в музыкально-ритмической деятельности заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса. Больше уделять внимания выразительности исполнения движений. В дальнейшем дети будут комбинировать усвоенные движения в новых сочетаниях, создавая свои импровизации.
Ритмические импровизации должны быть не формальными, а связанными с музыкальными образами. Например: «Музыкальные разговоры», «Эхо в лесу»… Во всех случаях ритмическая основа «разговора» должна соответствовать задуманному характеру.
Ритмическая импровизация может проходить с помощью ударных музыкальных инструментов, которые подходят для сопровождения той или иной песни или пьесы. Лучше если рассмотреть несколько вариантов ритмического сопровождения, чтобы в последующем выбрать наиболее подходящий.
В 3 и 4 классах у учащихся уже имеется опыт реагировать сменой движения на изменение частей, музыкальных фраз в произведениях. Умение выделить характерную ритмическую интонацию танца, песни, марша помогает усвоению понятия о музыкальной интонации. Ребята с удовольствием используют ритмические движения при импровизации и драматизации песенного материала. Важно поддерживать инициативу, творческий поиск учащихся.
Большое значение на уроке имеет ритмическая игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это важнейший путь включение детей в учебную деятельность Тематика и содержание игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы.
Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало.
Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей.
«Музыкальная змейка»
Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.
Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. ( Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Аккомпаниатор проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок хорошо знающий танцевальный шаг.
Правила игры: 1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию. 2. По сигналу змейки все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в произвольном порядке. Описание игры: Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее. По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается выигравшей.
«Дудочка».
Дидактическая задача: развивать внимание, память, фантазию, воображение, координацию.
Игровые действия: Звучит музыка, все играющие двигаются по кругу, на специальное вступление все делают 2 хлопка в ладоши, 2 притопа (повторить 2раза), после этого звучит дудочка, под этот звук нужно придумать какое - любое движение и выдержать его до звучания дудочки. Еще раз повторяется мелодия, все двигаются по кругу, а на звуки дудочки повторяют, то движение, которое уже исполняли, Следующий участник, стоящий по кругу придумывает новое движение и так же выдерживает его на звучание дудочки. Правила игры: 1. Пока звучит дудочка, держать исполнение движения Правильно исполнить и повторить движение. Движения не должны повторяться несколько раз и должны быть оригинальные и интересные.
«Сделай так»
Цель игры: Мимикой, жестами, пластикой и звуком изобразить то, что написано на карточке. Игра развивает воображение, творчество, и владение выразительными средствами – мимикой, пластикой и жестами.
Правила игры: Дети встают в круг, учитель раздает им карточки, где написано то, что ученик должен изобразить без подготовки. Все остальные должны отгадать, что показал ученик, если угадали, то показывающий верно справился с заданием. Задания должны подбираться по возрасту детей и соответствовать общей теме урока.
Задания:
встревоженный кот;
грустный пингвин;
восторженный кролик;
хмурый орел;
человек, который хорошо пообедал;
будильник; и другие варианты, в зависимости от возраста детей.
«Автомобили»
Цель:Закрепление исполнения движений и соединение его с темпом музыки.
Правила игры: дети стоят в шахматном порядке или в шеренгу. По команде «сели в машину» дети выполняют команду – изображая руками, что держатся за руль. По команде «завели моторы» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «поехали» дети свободно передвигаются по залу, не сбивая друг друга под темп музыки. Учитель поднимает карточки светофора, где написано задание исполнения движений:
красный – галоп;
желтый – подскок;
зеленый – бег с поджатыми ногами.
По команде «машины в гараж» дети должны на 3 счета встать на свои первоначальные места, и кто не успеет поставить машину, тот выбывает из игры. Кто во время игры сталкивается и попадает в «аварию», тот тоже выбывает из игры.
Включая в урок музыки музыкально ритмическую деятельность, мы не только приобщаем ребенка к миру музыки и танца, но и воспитываем любовь и интерес к русскому фольклору, формируем пластику, культуру
движений, их выразительность, артистизм.
При организации движений под музыку необходимо широко использую технические средства обучения. Это позволяет познакомить учащихся с новым звучанием уже известного произведения, Дает возможность следить за качеством исполнения движений и при необходимости корректировать их.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:
Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин Е. В. Николаева – М.: Академия, 2004. – 260 с.
Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с.
Казакова С. Творческие задания на уроках музыки / С. Казакова // Искусство в школе. – 2006. - № 2. – С.12-18.
Сысун О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству О. И. Сысун // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.12-15.
Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дисс. ...канд. педагог. наук / Г. В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 48 с.
Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Просвещение, 2011. – 260 с.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13613&lib_no=13660&tmpl=lib – сеть творческих учителей.
http://www.uchportal.ru – Учительский портал
http://www.ucheba.com/met_rus/k_iskusstvo/noty.htm -образовательный портал.

Приложенные файлы


Добавить комментарий