Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 5















Рабочая программа

«Подвижные игры»

1-2 классы
по ФГОС




автор: Михайлова Ирина Александровна













Пояснительная записка.

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что воспитывать ребёнка следует буквально с первых дней его жизни. В зависимости от того, как это осуществлялось, дети успевают приобрести к своему поступлению в школу целый ряд различных привычек и навыков. Какие из них утвердятся, сформируются во взгляды, стойкие черты характера, во многом зависит от влияния педагогов и воспитателей. Не случайно в основных направлениях реформы общеобразовательной и средней школы придётся такое большое значение работе групп продлённого дня, которые позволяют правильно организовать свободное время младших школьников, сделать их досуг содержательным. Ведь в этом возрасте они восприимчивы ко всему, что узнают и видят. Именно тогда и закладываются уже достаточно прочные основы отношения к себе и окружающему миру. Педагогу необходимо стремиться привить каждому ребёнку любовь к познанию, умение самостоятельно мыслить, преодолевать трудности. Именно воспитательная работа, а не репетиторство, является главной в группе продленного дня.
Группы продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Число школ с продленным днем растет в городе и на селе.
Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.
Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра – постоянная и неизменная спутница детства. Воспитатель должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбадривать их в соответствии с возрастом играющих для достижения определенных педагогических целей. Реализовывать программу «Подвижные игры» может также учитель физкультуры или педагог дополнительного образования. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они очень нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место занимают подвижные игры.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.
Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.
У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия, расписанием предусматриваются специальное время. Не следует, однако, занятия играми ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Дети – самые лучшие распространители и пропагандисты игр.
На спортивном часе воспитатели проводят заранее составленные программы игр, исходя их погодных условий, физической подготовленности, возраста. Если в группе продленного дня дети разного возраста, то надо выбирать игры так, чтобы всем было интересно.
Предлагаемая программа подскажет воспитателям групп продленного дня, какие игры и в какой последовательности могут быть включены в «час игры» в зависимости от того, где они проводятся: во дворе, на площадке, в спортивном зале, в коридоре, в небольшой, но свободной от мебели комнаты или классе. Следует также иметь в виду, что любые комнатные игры (и в особенности подвижные) при благоприятных погодных условиях можно проводить на воздухе, что всегда предпочтительнее, полезнее для здоровья детей. И, наоборот, многие из игр, которые рекомендуется проводить во дворе, на площадке, могут быть в непогоду перенесены в помещение, если есть просторный зал.
Не следует на каждом занятии давать детям только новые игры. Три новые игры, и то только если они достаточно просты и доступны, - максимум того, что можно предложить детям на одном занятии.
В этой программе игры повторяются. Когда дети усвоят несколько новых игр, надо их повторять, чередуя с другими, неизвестными ранее, а не переходить сразу к новым играм. Полюбившиеся игры можно и нужно повторять многократно.
На занятии необходимо предлагать первой сравнительно простую игру, которая поможет сразу вовлечь детей в активную деятельность, создать веселое, бодрое настроение. За ней следуют игры с более сложными правилами. Между подвижными играми с большой нагрузкой можно вводить какую-нибудь малоподвижную шуточную игру, игру на внимание или комическое соревнование, в котором занято небольшое количество играющих, остальные в это время – зрители, «болельщики».
Спортивный час должен проводиться систематически, и к нему надо готовиться. Но было бы неправильно считать, что этим можно ограничиться, что потребность детей в играх этим «часом» будет исчерпана. Игры могут проводиться и в другое время, сочетаться с другими видами деятельности.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что система физического воспитания в школе требует увеличения двигательной активности учащихся за счет введения дополнительных занятий. Подвижные игры являются прекрасным средством физического развития школьников. Они не требуют специальной подготовки детей, доступны всем ученикам и знакомы по урокам физической культуры. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, многогранно упражняются и развиваются важные качества и способности, накапливается ценный опыт использования своих возможностей, и формируются общественно значимые черты поведения. Подвижных игры воспитывают такое ценное качество, как стремление к взаимопомощи, приучают к разумному риску, преодолению эгоистических наклонностей, согласованию своих действий с действиями других.

Цель программы: укрепление здоровья воспитанников через повышение двигательной активности воспитанников средствами подвижных игр.

Задачи обучения
Обучающие:
- ознакомить воспитанников с различными видами подвижных игр.
Развивающие:
- развивать у воспитанников фантазии и творческого мышления, развивать ловкость, быстроту, реакцию, бег.
Воспитательные:
- формировать потребности играть в паре, группе;
- научить правильно общаться со сверстниками;
- укрепить здоровье
.

Программа «Подвижные игры» предусматривает одно занятие в неделю. Методика проведения, подбор и чередование игр направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.
Возрастной диапазон детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7-9 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты.

При организации занятий, важная роль принадлежит вопросам, связанным с соблюдением техники безопасности.

Режим занятий:
- группа 2 года обучения:
периодичность занятий: 1час в неделю продолжительностью 45 минут
общее количество часов: 67 часа

Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения: консультация, беседа, объяснение, демонстрация приемов, практическая работа и т.д.
В процессе реализации программы широко используются такие формы контроля знаний, умений и навыков как смотр – итоговый, текущий. Цель которого: определение фактического состояния образовательного уровня детей. Строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм. Данная форма способствует формированию положительного психологического климата в коллективе.

Этапы реализации программы:
1 этап – начальный, включающий определение знаний, умений, которые дети получают от педагога в готовом виде.
2 этап – учебно-развивающий, дающий возможность под руководством педагога применить полученные знания и умения в игре.
3 этап – совершенствования ЗУН. На этом этапе создают авторские работы, самостоятельно организуют игры. Педагог выступает в роли консультанта.

Программа построена на принципах:
- доступности:
при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по – разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному;
- воспитывающего обучения:
в ходе учебного процесса педагог должен давать воспитаннику не только знания, но и формировать его личность;
- сознательности и активности:
результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т. е. понимают цели и задачи, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути решения.







Ожидаемые результаты:

Должны знать
Должны уметь

Первый год обучения

- правила техники безопасности;
-правила подвижных игр
- играть по правилам в игры под руководством педагога


Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд.
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Построение высказываний в соответствии с условиями коммуации.
Регулятивные ууд
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Контроль в форме сличения с эталоном.
Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания,
Поиск и выделение необходимой информации
Классификация объектов.














1 год обучения
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов




теоретические
практические

1
Введение образовательную программу
1


Игры с закрытыми глазами (3ч)

2
Друг для друга потруднее

1

3
Игра – прятки «Золото хороню»


1

4
Жмурки со жгутом

1

Игры для развития ловкости, быстроты, реакции, бега ( 18ч)

5
Ловкие ребята

1

6
Заяц без логова

1

7
Пустое место

1

8
Быстро по местам

1

9
Охотники

1

10
Быстро по местам

1

11-12
Быстро шагай

2

13-14
Не давай мяч водящему

2

15
Бой петухов

1

16
Мяч среднему

1

17
Пустое место

1

18
Зайцы в огороде

1

19-20
Гонка мячей по кругу

2

21-22
Бой с мячом

2

23
Карлики-великаны

1

24-25
Пол, нос, потолок


2

26
Летит, летит по небу шар


1

27-28
Колпак мой треугольный


2

29
У оленя дом большой


1

30
Дождик


1

31
Ёжики


1

32
Мяч по кругу


1

33
Кто подходил?


1


Итого
33ч



Тематическое планирование

Краткое содержание программы


Содержание курса
Игры  с  элементами  строя  и  общеразвивающих  упражнений:
 Основы игровой деятельности направлены на совершенствование, прежде всего на формирование:
естественных движений.
элементарных игровых умений  (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником).
В программный материал входят:
Простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании,  в равновесии.
Подвижные игры на материале легкой атлетики.
Бег, прыжки, метание.
Подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол)                                                       
Подвижные игры для формирования правильной осанки.        
Подвижные игры на свежем воздухе.
Подвижные  игры  народов. 































2 год обучения.

Ожидаемые результаты:

Должны знать
Должны уметь

Второй год обучения

- правила техники безопасности;
-значение подвижных игр для здоровья;
- хорошо знать правила игр
- играть по правилам в игры под руководством педагога


Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд.
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Построение высказываний в соответствии с условиями коммуации.
Регулятивные ууд
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Контроль в форме сличения с эталоном.
Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Поиск и выделение необходимой информации
Классификация объектов.












2 год обучения

№ п/п


Название темы
Количество часов






теоретические
практические

1


Введение в образовательную программу
1


Игры с закрытыми глазами (1ч)

2



Комический бокс

1

Игры для развития ловкости, быстроты, реакции, бега (14ч)

3




Перейди болото

1

4




Мотальщицы

1

5




Медведь и колода

1

6-7




Перегонки и взапуски

2

8




Тяни-толкай

1

9-10




Репка

2

11-12




От носа к носу

2

13-14




Наседка и коршун

2

15-16




Круговые салки

2

Игры на развитие внимания (12ч)

17-18




Запрещённое движение

2

19-20




К своим флажкам

2

21-22




Волк во рву

2

23-24




Птицы и клетка

2

25




Игра в садовника

1

26




Тарелка кружится

1

27




Кругом коленки

1

28




Узнай свой цвет

1

Подготовка к Празднику игр (6ч.)

29-30


Повторение игр из раздела «Игры с закрытыми глазами»

2

31-32


Повторение игр из раздела «Игры для развития ловкости, быстроты, реакции, бега»

2

33


Повторение игр из раздела «Игры на развитие внимания»

1

34


Праздник игр

1

ИТОГО
34 часа




Содержание курса
Игры  с  элементами  строя  и  общеразвивающих  упражнений:
 Основы игровой деятельности направлены на совершенствование, прежде всего на формирование:
естественных движений.
элементарных игровых умений  (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником).
В программный материал входят:
Простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании,  в равновесии.
Подвижные игры на материале легкой атлетики.
Бег, прыжки, метание.
Подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол)                                                       
Подвижные игры для формирования правильной осанки.        
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Методическое обеспечение»

1 год обучения
Тема 1 Введение в образовательную программу
Теория Краткое содержание программы «Подвижные игры». Инструктаж по т/б. Правила поведения и требования к учащимся.

Раздел «Игры с закрытыми глазами» (3ч)
Тема 2 «Друг для друга потруднее»
Теория знакомство с правилами игры
Друг для друга – потруднее
Ведущий проводит по земле прямую линию. По обе стороны от этой прямой двое играющих раскладывают друг для друга одинаковое количество предметов или комочков бумаги (размером со спичечную коробку) и становятся на участок, приготовленный им «противником».
Играющие завязывают глаза, и каждый должен как можно скорее собрать все предметы по одну сторону от линии. Того, кто коснется рукой проведенной на земле линии, ведущий оставляет на 10 секунд неподвижным.
Практика: игра по правилам

Тема «Игра – прятки «Золото хороню»
Теория знакомство с правилами игры
Игра-прятки «Золото хороню»
Играющие встают в круг. В середине – водящий с завязанными платком глазами. Он должен найти спрятанную вещь, которую кладут в пределах образованного круга.
Участники поют при этом какой-либо припев: тихо, если водящий удаляется от спрятанной вещи; громко, если он приближается к ней. Когда вещь найдена – пение прекращается. Игра продолжается с новым водящим.
В старину в этой игре использовался такой припев:
Уж я золото хороню,
Чисто серебро хороню
В высоком терему.
Гадай, гадай, девица,
Гадай, гадай, красная,
Через поле идучи,
Русу косу плетучи,
Шелком первиваючи,
Златом приплетаючи.
У к а з а н и я к проведению: особый интерес игра вызывает у младших школьников. Прятать лучше любую крупную игрушку. Игровым припевом может служить хорошо знакомая участникам игры песня. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученной игры.


Тема «Жмурки со жгутом»
Теория знакомство с правилами игры
Жмурки со жгутом
Для игры понадобится несколько чистых повязок на глаза (или бумажных колпаков, надевающихся на голову и закрывающих лицо). Нужно подготовить также два жгута, то есть два небольших полотенца, сложенных вдвое. Удар таким жгутом не причинит боли.
Руководитель строит ребят в большой круг и выбирает двух водящих из числа наиболее живых и ловких ребят, которые входят внутрь круга. Одному из них он завязывает глаза и дает в руки жгут. Другой также с завязанными глазами, но в руках у него колокольчик (или свисток).
Игра проводится так: игрок с колокольчиком или свистком через каждые 10–15 секунд дает сигнал, а сам перебегает на новое место. Другой игрок со жгутом старается точнее определить, откуда раздался свисток, приблизиться к этому месту и запятнать жгутом своего партнера. Но, как правило, он машет жгутом по пустому месту, что вызывает у зрителей веселое оживление.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Раздел: «Игры для развития ловкости,
быстроты, реакции, бега»
Тема «Ловкие ребята»
Теория знакомство с правилами игры
Ловкие ребята
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор.
Подготовка.
На противоположных сторонах площадки или зала отмечают линиями два «дома». Расстояние межу ними 15–20 шагов. Между домами находится водящий (посредине площадки). Все остальные игроки находятся на 1-й стороне площадки, за линией дома.
Описание игры.
Водящий, находясь посредине, громко говорит: «Раз, два, три». Все играющие говорят хором:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть,
Ну, попробуй нас догнать!
После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию дома. Водящий ловит перебегающих. Пойманные отходят в сторону. Затем, когда все дети перебежали, водящий опять говорит: «Раз, два, три», – и все, сказав речитатив, бегут в свой 1-й дом.
После этого подсчитывают пойманных, выбирают нового водящего из непойманных, а пойманные становятся ко всем играющим. Игра продолжается 3–4 раза, после чего отмечают лучших ребят и лучших водящих.
Правила.
1. Перебегать на другую сторону можно только после слов «нас догнать».
2. Нельзя, выбежав из-за линии, бежать назад. Игрок, допустивший это, считается пойманным.
3. Поймать – дотронуться рукой до играющего.
Педагогическое значение игры.
В игре дети приучаются организованно действовать в коллективе: организованно бегать, действовать по сигналу, одновременно и быстро включаться в игру. Игра способствует воспитанию у детей решительности, ловкости, сообразительности.
Методические указания.
Необходимо следить за тем, чтобы дети выполняли правила и не выбегали до тех пор, пока не произнесут последнего слова. Выполнение этого правила содействует воспитанию у детей выдержанности в действиях. Чтобы дети не были в бездействии, можно пойманных только подсчитать и опять вводить в игру. Если пойманные выходят из игры, надо отвести им место для ожидания.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Заяц без логова»
Теория знакомство с правилами игры
Заяц без логова
Место и инвентарь.
Зал, площадка или коридор.
Подготовка.
Играющие, кроме двух водящих, делятся на группы по 3–5 человек. Каждая группа образует кружок. Кружки размещаются в разных местах, на расстоянии 3–9 шагов друг от друга. Каждый кружок – «логово». В каждом логове 1-й номер встает в середине его и изображает собой «зайца». Один из водящих становится «охотником», другой – «зайцем» без логова. Водящие располагаются в стороне от кружков.
Описание игры.
Руководитель дает команду для начала игры: «Раз, два, три». На «раз» водящий заяц убегает, а на «три» – охотник начинает его ловить. Заяц, спасаясь от охотника, может вбежать в любое логово. Тогда заяц, находившийся там, должен выбежать, а охотник начинает преследовать его. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями.
Правила.
1. Охотник может ловить зайца только тогда, когда он находится вне логова.
2. Пробегать зайцам через логово нельзя.
3. Как только заяц вбежал в логово, бывший там заяц должен немедленно выбежать.
Педагогическое значение игры.
Игра способствует воспитанию внимания, решительности и сообразительности. В игре развивается ловкость и быстрота в действиях. Основным движением в игре является бег с увертыванием.
Методические указания.
Чтобы все побывали в роли зайца, надо, после того как 1-е номера зайцев побегали, остановить игру и предложить стать зайцами 2-м номерам. Руководителю необходимо следить за тем, чтобы играющие чаще сменялись.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Пустое место»
Теория знакомство с правилами игры
Пустое место
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор, комната.
Подготовка.
Все играющие, кроме водящего, становятся в круг на расстоянии не более полшага одни от другого. Водящий становится за кругом. Все играющие складывают руки за спиной.
Описание игры.
Ведущий бежит вокруг круга, дотрагивается до какого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в любую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит вокруг круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, они здороваются: пожимают друг другу руки или приседают друг перед другом.
Кто из них раньше займет «пустое» место, то там и становится, а оставшийся водит. Играют 3–5 минут.
Правила.
1. Водящий должен коснуться рук играющего, когда вызывает его на соревнование в беге.
2. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать.
3. При встрече оба должны выполнить условленное задание. В противном случае тот, кто не выполнит, становится водящим.
Педагогическое значение игры.
Игра содействует воспитанию внимания, быстроты двигательной реакции, дисциплинирует.
Методические указания.
На пути бегущих можно поставить препятствия. Для избежания столкновения надо установить, чтобы при встрече каждый из бегущих держался правой стороны. Игру лучше использовать для организации коллектива.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Быстро по местам»
Теория знакомство с правилами игры
Быстро по местам
Место и инвентарь.
Площадка, зал, коридор, комната.
Подготовка.
Все играющие строятся в одну или две колонны по одному и вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих.
Описание игры.
По сигналу руководителя: «На прогулку» – все дети разбегаются в разные стороны. По второму сигналу: «Быстро по местам» – все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Кто быстрее становится на свое место, тот – победитель.
Педагогическое значение игры.
Игра способствует развитию быстроты бега, сообразительности и наблюдательности. Приучает детей к быстрой реакции на сигнал, быстрой ориентировке.
Методические указания.
Можно построить детей в две шеренги и предложить скрестить руки с соседями; можно построить в два круга, руки положить на плечи соседей.
В игре надо отметить в первую очередь тех детей, которые быстрее других займут исходное положение, а затем уже отмечать группу, построившуюся первой.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Охотники»
Теория знакомство с правилами игры
Охотники
Место и инвентарь.
Спортивная площадка длиной 10 м, шириной 5 м.
Описание игры.
Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» – все играющие останавливаются, и охотники с места целятся в кого-либо из них мячом. «Убитые» заменяют охотника.
Правило.
Играющие имеют право уклоняться от мяча, но не могут сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает выносливость, меткость, сообразительность, быстроту реакции.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Перейди болото»
Теория знакомство с правилами игры
Перейди болото
Все участники делятся на две команды. У первых игроков обеих команд листок бумаги, второй такой лист лежит перед ними на полу. По команде ведущего они наступают на этот лист, а впереди себя кладут лист, который держат в руках. Затем каждый игрок поднимает листок сзади и кладет его впереди себя, опять наступает на него обеими ногами и так далее
Таким образом игроки передвигаются до финиша и обратно к своей команде.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.
Тема 23-25 «Быстро шагай»
Теория знакомство с правилами игры
Быстро шагай
Место и инвентарь.
Спортивная площадка длиной 10–12 м.
Описание игры.
На одном конце площадки в шеренгу выстраиваются играющие. На другой, спиной к ним, становится водящий. Он закрывает лица руками и говорит: «Быстро шагай! Смотри не зевай! Стой!» Пока водящий произносит слова, все играющие стараются быстро приблизиться к нему, а водящий быстро оглядывается назад.
Правила.
1. После команды «Стой!» сделавших хоть одно движение водящий посылает за исходную черту.
2. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не «запятнает» водящего.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает смекалку, зоркость.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Не давай мяч водящему»
Теория знакомство с правилами игры
Не давай мяч водящему
Место и инвентарь.
Спортивная площадка, на которой чертят круг диаметром 5–6 м.
Описание игры.
Играющие перебрасывают руками друг другу мяч в любом направлении, не давая его водящему, который стоит в круге. Если водящий поймал мяч или задел его рукой, то игра начинается снова, а водящим становится тот, кто неточно передал мяч.
Правила.
1. Мяч можно передавать в любом направлении.
2. Водящий может бегать за мячом.
3. Водящий может подпрыгивать за мячом.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает смекалку, выносливость, зоркость, быстроту реакции.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Бой петухов»
Теория знакомство с правилами игры
Бой петухов
Место и инвентарь.
Спортивная площадка, на которой чертят круг диаметром 2 м.
Описание игры.
В круг встают 2 игрока, каждый из них сгибает одну ногу в колене и поддерживает рукой, другую руку держит за спиной. По сигналу ведущего игроки плечом стараются вытолкнуть друг друга из круга. Победил тот, кто остался в круге.
Правила.
1. Нельзя опускать вторую ногу.
2. Нельзя толкать рукой.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает выносливость, закаляет физически.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Мяч среднему»
Теория знакомство с правилами игры
Мяч среднему
Место и инвентарь.
Спортивная площадка, на которой чертят 3–4 круга (по числу команд), размер круга зависит от числа участников (они становятся на расстоянии вытянутых рук).
Описание игры.
В середину каждого круга встает водящий с мячом. По сигналу руководителя водящие бросают мяч одному из игроков, тот, поймав, бросает мяч водящему. Так водящий бросает мяч подряд всем игрокам команды. Получив мяч от последнего, водящий поднимает мяч вверх. Выигрывает тот круг, игроки которого закончили перебрасывание мяча раньше.
Правило.
Нельзя пропускать кого-либо из участников команды.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает зоркость, быстроту реакции.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Пустое место»
Теория знакомство с правилами игры
Пустое место
Место и инвентарь.
Площадка с нарисованным на ней кругом диаметром 4–5 м.
Описание игры.
Водящий идет за кругом и останавливается позади одного из игроков, касается рукой его плеча. Затем оба бегут вдоль круга с наружной стороны в разные стороны. Кто прибегает раньше, занимает пустое место. Оставшийся без места водит.
Правила.
1. Нельзя во время бега трогать руками стоящих игроков.
2. Нельзя бегать через круг.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает смекалку, быстроту реакции, выносливость.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Зайцы в огороде»
Теория знакомство с правилами игры
Зайцы в огороде
Место и инвентарь.
Спортивная площадка, на которой чертят 2 круга, один в другом (диаметрами 1–2 и 3–4 м).
Описание игры.
Сторож стоит во внутреннем кругу «огорода». «Зайцы» находятся в большом кругу и прыгают то в «огород», то обратно. По сигналу сторож ловит «зайцев», находящихся в огороде. «Осаленные зайцы» отходят в сторону. Когда «осалено» 3–5 «зайцев», выбирают нового сторожа и игра продолжается.
Правила.
1. «Зайцы» должны прыгать на двух ногах, ноги вместе.
2. Сторож может догонять «зайцев» лишь до пределов внешнего круга.
3. «Осаленные зайцы» участия в игре не принимают.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает быстроту реакции, смекалку, сообразительность.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Гонка мячей по кругу»
Теория знакомство с правилами игры
Гонка мячей по кругу
Место и инвентарь.
Спортивная площадка с нарисованным на ней кругом (диаметр его зависит от числа участников).
Описание игры.
Участники рассчитываются на 1–2-й. Двум игрокам, стоящим рядом, дается по мячу. По сигналу каждый бросает свой мяч в противоположную сторону ближайшему игроку с тем же номером. Команда, мяч которой вернулся раньше, получает 1 очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила.
1. Нельзя пропускать кого-либо из участников команды.
2. Нельзя мешать игрокам другой команды.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает быстроту реакции, зоркость, память.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Бой с мячом»
Теория знакомство с правилами игры
Бой с мячом
Все участники делятся на две равные группы и встают шеренгами – одна группа против другой.
Крайний игрок одной из команд берет мяч и бросает его игроку напротив.
Этот игрок ловит мяч и кидает его следующему игроку напротив и так далее.
Если кто-то не поймает мяч, он переходит в плен, на противоположную сторону.
Когда мяч дойдет до конца шеренги, его бросают в обратную сторону в таком же порядке.
Побеждает команда, которая возьмет в плен больше игроков.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Раздел: «Игры на развитие внимания»
Тема «Карлики-великаны»
Теория знакомство с правилами игры
Карлики-великаны
П р а в и л а и г р ы: выбирается ведущий (это не обязательно должен быть взрослый). Ведущий говорит слова «карлики» или «великаны». Когда он произносит слово «великаны», то поднимается на носочки и поднимает руки вверх, при слове «карлики» он приседает на корточки. Дети повторяют движения только в том случае, если ведущий, назвав слово, показывает верные движения.
Если же при слове «великаны» ведущий присаживается на корточки, а не встает на носочки, дети не должны повторять движение, и наоборот, ведущий может «ошибиться» и в словах, например, вместо «карлики» сказать «лилипуты», вместо «великаны» – «гиганты», а движения показать верные. В этом случае дети также не должны повторять движений вслед за ведущим. Тот, кто ошибся и был невнимателен, выбывает из игры.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Пол, нос, потолок»
Теория знакомство с правилами игры
Пол, нос, потолок
Данная игра проводится аналогично игре «Карлики – великаны», меняются только движения. При слове «пол» дети топают ногами, при слове «нос» дотрагиваются пальцем до носа, при слове «потолок» поднимают руки вверх и хлопают в ладоши. (Движения могут быть и иными, дети могут сами предложить, какие действия они бы хотели выполнять.)
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Летит, летит по небу шар»
Теория знакомство с правилами игры
Летит, летит по небу шар
Дети вслед за ведущим повторяют слова:
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаю я, до неба шар
Никак не долетит.
Каждое слово сопровождается определенным движением, соответствующим сказанному. Затем из фразы убирается последнее слово, которое изображается только движением. При следующем повторе фразы убираются два последних слова, и дети лишь показывают данные слова. Игра продолжается до тех пор, пока все слова не будут заменены на движения, при этом с каждым разом увеличивается скорость проговаривания фразы и быстрота выполнения движений.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Колпак мой треугольный»
Теория знакомство с правилами игры
Колпак мой треугольный
Данная игра проводится аналогично предыдущей: из сказанной фразы
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак –
надо убрать постепенно по одному слову, начиная с последнего, и заменить соответствующими движениями.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «У оленя дом большой»
Теория знакомство с правилами игры
У оленя дом большой
Играющие становятся в круг и повторяют за ведущим следующие слова:
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко,
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
– Стук-стук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
– Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай.
Каждое слово сопровождается определенным движением.
Во второй раз участники игры проговаривают слова и выполняют движения чуть быстрее, в третий раз еще быстрее и т. д.
(Можно данную игру проводить так же, как игры «Летит, летит по небу шар», «Колпак мой треугольный».)
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.


Тема «Дождик»
Теория знакомство с правилами игры
Дождик
Дети становятся полукругом, держат перед собой ладошку левой руки, все движения выполняются пальцами правой руки.
Осень. Пошел мелкий дождь (дети потихоньку постукивают указательным пальцем правой руки по ладони левой).
Дождь усиливается (стучат двумя пальчиками).
Еще усиливается (стучат тремя пальчиками с большей скоростью).
Вот уже и ливень (стучат всеми пальчиками правой руки по ладони левой, скорость движений увеличивается).
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Ёжики»
Теория знакомство с правилами игры
Ёжики
Дети повторяют за ведущим слова и выполняют соответствующие движения:
Два притопа. (Топают ногами.)
Два прихлопа. (Хлопают в ладоши.)
Ежики, ежики. (Руками изображают шар, но руки не смыкают.)
Наковальня, наковальня. (Стучат кулаком одной руки по кулаку другой руки.)
Ножницы, ножницы. (Средним и указательным пальцами правой руки изображают ножницы.)
Бег на месте, бег на месте. (Имитируют бег на месте.)
Зайчики, зайчики. (На голову ставят ладони рук, изображая заячьи уши.)
Ну-ка вместе,
Ну-ка дружно,
Девочки. (Кричат только девочки.)
Мальчики. (Кричат только мальчики.)
Кто громче – девочки или мальчики?
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Мяч по кругу»
Теория знакомство с правилами игры
Мяч по кругу
Дети становятся в круг. В руках у ведущего мяч. Начинает играть музыка, играющие передают мяч по кругу друг другу. Как только музыка замолкает, мяч передавать нельзя. Тот играющий, у кого остался мяч после остановки музыки, выходит из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель. (Во время игры нельзя кидать мяч, подбрасывать вверх, перекидывать через игрока.)
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.



Тема «Кто подходил?»
Теория знакомство с правилами игры
Кто подходил?
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор, комната.
Подготовка.
Играющие становятся в круг. Водящий становится в круг и закрывает глаза.
Описание игры.
По указанию руководителя один из стоящих по кругу подходит к водящему, дотрагивается до его плеча рукой и называет его по имени, изменив свой голос. Затем игрок возвращается на свое место, после этого руководитель предлагает водящему открыть глаза и сказать, кто к нему подходил. Если водящий отгадал, его место занимает игрок, который к нему подходил, если нет, то он опять водит. Если водящий не отгадал три раза, то выбирают нового водящего.
Правила.
1. Водящему нельзя открывать глаза до тех пор, пока руководитель не скажет «можно». Если он откроет глаза раньше, то продолжает водить.
2. Возвращаться надо на свое место, но не обязательно прямым путем.
Педагогическое значение игры.
Игра содействует воспитанию у детей дисциплины, развивает слух, внимание, волю, наблюдательность.
Методические указания.
Необходимо следить за тем, чтобы дети стояли бесшумно. Можно использовать повязку для глаз водящему.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр на Празднике игр.
Форма подведения итогов: Праздник игр

Для реализации программы необходимо:
Материально – техническое обеспечение
Методическое обеспечение

- школьный стадион
- спортивный зал 30(14
- баскетбольные мячи
-набивные мячи
- скакалки
- разноцветные фишки
- гимнастические маты
- шведская стенка
- гимнастические скамейки
- методическая литература по подготовке к проведению подвижных игр.







Содержание программы
2 год обучения
Тема 1 Введение в образовательную программу
Теория Краткое содержание программы «Подвижные игры». Инструктаж по т/б. Правила поведения и требования к учащимся.

Раздел «Игры с закрытыми глазами»
Тема «Комический бокс»
Теория знакомство с правилами игры
Комический бокс
Для проведения этого шуточного поединка необходимо заранее подготовить две пары боксерских печаток и две веревки, длиной 5 м каждая. Нужно также приготовить две повязки, которыми участникам состязания завязывают глаза. К месту состязания приносят два стула или табуретки.
Руководитель выстраивает зрителей большим квадратом, они как бы образуют ринг. Затем вызывает двух ребят постарше, желающих боксировать, и двух других игроков, которые будут в предстоящем поединке секундантами. Каждому боксеру надевают на правую руку перчатку, а к левой ноге привязывают один конец веревки. Другой конец веревки держит секундант. Боксерам, стоящим в середине круга на расстоянии вытянутой руки, завязывают глаза. Затем им предлагают отойти назад, усаживают на стулья, после чего секунданты делают боксерам легкий массаж и дают последние наставления. Одновременно веревки, к которым привязаны боксеры, секунданты незаметно укорачивают на 1 м. Затем судья-руководитель предлагает боксерам сойтись и поздороваться. Так как расстояние между боксерами увеличилось (веревки стали короче), то судья, надев себе на обе руки перчатки, подает одну руку одному боксеру, а другую – другому. После этого начинается бокс.
Ничего не подозревая, боксеры делают удары по воздуху, а руководитель изредка подставляет свои перчатки то одному из них, то другому, а иной раз и наносит им легкие удары по корпусу, после чего боксеры машут руками еще энергичнее. Таким образом проходят два раунда, между которыми боксерам дают короткий отдых, сажая на стулья, снимая с глаз повязку и обмахивая платками. Во время перерывов между раундами руководитель тоже снимает и прячет перчатки, а при возобновлении поединка снова их надевает.
По окончании матча участники соревнования пожимают друг другу руки, их разводят в разные углы и снимают повязки. После этого руководитель выводит их на середину ринга, поднимает руку одного и другого боксеров вверх и объявляет матч ничейным.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Раздел: «Игры для развития ловкости,
быстроты, реакции, бега»
Тема «Перейди болото»
Теория знакомство с правилами игры
Перейди болото
Все участники делятся на две команды. У первых игроков обеих команд листок бумаги, второй такой лист лежит перед ними на полу. По команде ведущего они наступают на этот лист, а впереди себя кладут лист, который держат в руках. Затем каждый игрок поднимает листок сзади и кладет его впереди себя, опять наступает на него обеими ногами и так далее
Таким образом игроки передвигаются до финиша и обратно к своей команде.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Мотальщицы»
Теория знакомство с правилами игры
Мотальщики
Для игры нужны две разноцветные ленты длиной 5–7 метров. Их связывают, а свободные концы закрепляют на катушках или палках. Катушки дают двум играющим. Они натягивают ленту и затем стараются как можно быстрее намотать на катушку свою половину.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.


Тема «Медведь и колода»
Теория знакомство с правилами игры
Медведь и колода
Между двумя деревьями укрепите перекладину и привяжите к ней на веревке мешок с песком и соломой. Поставьте пять чурок. Играющий – «медведь». Он отталкивает от себя колоду, и пока она не вернется обратно, он должен успеть схватить чурку. Кто захватит самую дальнюю чурку, получает пять очков, кто замешкается и успеет схватить только первую чурку – получит одно очко. Лучше постараться схватить не одну, а сразу несколько чурок. А тот, кого стукнет мешок, проиграет все очки, и игру ему придется начинать сначала.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Перегонки и взапуски»
Теория знакомство с правилами игры
Перегонки и взапуски
Играющие становятся в ряд и бегут до заданного места. Задача каждого – отличиться перед другими. Дистанция определяется в зависимости от физических возможностей игроков. Удовольствие доставляет не только победа, но и участие в совместном забеге.
У к а з а н и я к проведению: в эту игру лучше играть вдвоем. Ее можно предложить ребенку в различных ситуациях, например, когда идете в столовую, на прогулку или возвращаетесь в корпус (лагерь): «Кто быстрее до той березы?» Играющие бегут до установленного места.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Тяни-толкай»
Теория знакомство с правилами игры
Тяни-толкай
Соревнуются пары в беге на 20–30 метров. Игроки бегут, взявшись за руки и прижавшись спиной друг к другу. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит лицом, а в другую пятится спиной.
У к а з а н и я к проведению: в эту игру можно играть вчетвером. Рекомендуем такое сочетание пар: взрослый и ребенок (мама с сыном, папа с дочкой) или взрослые (одна пара) и дети (другая пара). Игра проводится на просторной площадке.
П р а в и л а: нельзя поднимать и нести партнера на себе; упавшие или запутавшиеся выбывают из игры.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Репка»
Теория знакомство с правилами игры
Репка
Изображающий репку (его выбирают с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть» репку, т. е. оттащить от дерева игрока, изображающего репку. Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».
У к а з а н и я к проведению: минимальное количество участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких неудачных попыток «вытянуть» репку выбирается новая репка. Все играющие должны побывать в этой роли.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «От носа к носу»
Теория знакомство с правилами игры
От носа к носу
Игра наверняка вызовет смех и развлечет даже самых серьезных. Кроме того, она развивает чувство равновесия. Игра займет совсем мало времени – около двух минут. Количество игроков может быть от восьми и более, а возраст – начиная с шести лет.
Для игры понадобятся две коробки из-под спичек.
Участники образуют две команды, которые встают в два ряда лицом друг к другу. При этом руки нужно обязательно всем держать за спиной. По сигналу первый в каждом ряду помещает коробку из-под спичек себе на нос. После чего он должен передать эту коробку следующему без помощи рук. Если коробка падает на землю, тот, с чьего носа она свалилась, возвращает ее на прежнее место и возобновляет попытку. Выигрывает команда, первой передавшая коробку последнему в ряду.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Наседка и коршун»
Теория знакомство с правилами игры
Наседка и коршун
Играющие (12–16 человек) встают друг за другом плотной колонной. Каждый стоящий сзади обхватывает за пояс стоящего впереди. Во главе колонны находится наседка, а замыкает колонну цыпленок.
Выбирают водящего – коршуна. Он встает перед колонной в 3–4 шагах.
После сигнала коршун старается схватить цыпленка. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка поворачивается и старается все время быть к коршуну лицом. Остальные игроки, образующие колонну, зорко следят за коршуном и вслед за наседкой быстро перемещаются на площадке так, чтобы хвост колонны находился от коршуна как можно дальше.
Такое состязание вызывает веселое оживление среди игроков и зрителей. Игра заканчивается, когда коршун сумеет схватить цыпленка. Если сделать это в течение 3–4 минут коршуну не удалось, выбирают нового коршуна и новую наседку.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.
Тема «Круговые салки»
Теория знакомство с правилами игры
Круговые салки
Играющие строятся в два круга: один – наружный, а другой – внутренний. Под музыку все игроки продвигаются танцевальным шагом по кругу: один круг – влево, другой – вправо. При этом играющие внутреннего круга держатся за руки.
По сигналу руководителя музыка прекращается, и оба круга останавливаются. Игроки наружного круга должны при этом быстро присесть, а стоящие во внутреннем круге – быстро обернуться (расцепив руки) и постараться осалить играющих, не успевших присесть.
Тот, кого осалили, становится в цепь внутреннего круга. Игра продолжается, причем круги движутся под музыку в обратные стороны. В ходе игры количество игроков во внутреннем круге все увеличивается, зато сокращается количество участников во внешнем круге.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет осалено большинство игроков внешнего круга. После этого участники игры меняются ролями.
Руководитель должен следить, чтобы игроки наружного круга не отходили от внутреннего круга более чем на один шаг, иначе салить очень трудно. Умышленно нарушающих это правило нужно считать осаленными и ставить во внутренний круг.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.
Раздел: «Игры на развитие внимания»
Тема «Запрещённое движение»
Теория знакомство с правилами игры
Запрещенное движение
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор, комната. Желательно музыкальное сопровождение.
Подготовка.
Все играющие становятся в круг.
Описание игры.
Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме «запрещенного», заранее им установленного. Руководитель под музыку начинает делать разные движения, все играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет «запрещенное» движение. Кто из участников игры ошибется и выполнит движение, тот делает шаг вперед или «штрафуется». Затем он продолжает играть.
Игра проводится 4–6 минут.
Правила.
1. Играющие обязаны повторять все, кроме «запрещенного» движения. Кто не повторит, считается проигравшим.
2. Проигравшие продолжают играть и за каждую новую ошибку делают шаг вперед или выполняют штрафное задание.
Педагогическое значение игры.
Игра способствует воспитанию внимания, наблюдательности, развивает координацию движений, выдержку.
Методические указания.
Можно играющих поставить вместо круга в одну шеренгу, а водящему встать перед ними на некотором расстоянии. В заключение легко установить самых невнимательных, они будут ближе других к водящему.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «К своим флажкам»
Теория знакомство с правилами игры
К своим флажкам
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор, разноцветные флажки (5–7 шт.).
Подготовка.
Играющие делятся на группы по 5–6 человек, встают в кружки, располагаясь по всей площадке. В центре каждого кружка становится один играющий с флажком.
Описание игры.
Играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки, стоящие с флажками, тихо и быстро меняют свои места по указанию руководителя. Преподаватель дает сигнал: «Все к своим флажкам». Играющие открывают глаза и ищут свой флажок.
Победителями считаются те, кто раньше прибежал к своим флажкам и построился в кружок.
Правила.
1. Играющим нельзя открывать глаза до сигнала. Если игрок открыл глаза раньше, то группа, в которой он находился, считается проигравшей.
2. Игроки с флажками должны обязательно переменить свои места.
Педагогическое значение игры.
Приучает детей быстро реагировать на сигнал, включаться в действие. Способствует воспитанию у детей творческой активности, приучает ориентироваться в пространстве.
Методические указания.
Хорошо игру проводить под музыку или пение. Играющие под музыку движутся за преподавателем, повторяя за ним движения. По сигналу все занимают места у своих флажков. Руководителю нужно следить за тем, чтобы дети не сговаривались и не подглядывали во время, когда игроки меняются местами.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Волк во рву»
Теория знакомство с правилами игры
Волк во рву
Место и инвентарь.
Площадка, зал, коридор.
Подготовка.
Посредине площадки или зала проводятся две параллельные линии шириной в 1,5–2 шага. Этот коридор изображает «ров». Выбирают одного или двух «волков». «Волки» становятся во рву. Все остальные играющие – «козы», размещаются на одной стороне площадки за линией «дома». На противоположной стороне площадки чертят линию «пастбища».
Описание игры.
По сигналу руководителя (раз, два, три) «козы» бегут из дома на противоположную сторону площадки – на пастбище – и по дороге перешагивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются «осалить» возможно большее количество «коз». «Осаленные» отходят в сторону, подсчитываются и опять входят в игру. Затем по сигналу «козы» перебегают на другую сторону в дом, а «волки» их ловят во рву.
После 2–4 перебежек выбирают новых «волков». Проигравшие – те «козы», которые были пойманы 2–3 раза.
Правила.
1. «Волки» могут «осаливать» «коз», только находясь во рву.
2. «Коза», пробежавшая ров, а не перепрыгнувшая его, считается пойманной.
3. Начинать перебежку только по сигналу руководителя.
4. Если «коза» задержалась у рва, боясь «волков», руководитель считает до трех, после чего «коза» обязана перепрыгнуть через ров или она считается «осаленной».
Педагогическое значение игры.
Дети приучаются действовать по сигналу, подчиняться авторитету водящего. Игра способствует воспитанию у детей внимания, решительности.
Методические указания.
Линии рва можно начертить не параллельными, а расходящимися в одну сторону, чтобы получился коридор с одной стороны у
·же, а с другой – шире. Играющие могут прыгать в том месте рва, где им по силам.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Птицы и клетка»
Теория знакомство с правилами игры
Птицы и клетка
Место и инвентарь.
Площадка, зал.
Подготовка.
Для игры нужно подобрать две музыкальные мелодии: галоп или марш (для прыжков) и польку (для подскоков-перебежек). Половина играющих, взявшись за руки, образует круг («клетку»). Другая половина играющих – «птицы» – располагается свободно по внешнему кругу.
Описание игры.
Под музыку внутренний круг («клетка») двигается шагом или припрыгивая вправо, а игроки внешнего круга – влево.
По сигналу «клетка» останавливается, а играющие соединенные руки поднимают вверх. Музыкальное сопровождение меняется, исполняется вторая мелодия. «Птицы» начинают пробегать под руки внутрь «клетки» и выбегать из нее. Руководитель неожиданно дает 2-й сигнал – музыка прекращается, и «клетка» «закрывается». Игроки внутреннего круга приседают и опускают руки вниз. «Птицы», оказавшиеся внутри «клетки», считаются пойманными. Они встают, держась за руки с игроками внутреннего круга. Таким образом «клетка» расширяется. Игра возобновляется и продолжается, пока не переловят всех «птиц», а затем играющие меняются ролями.
Правила.
1. «Клетка» может захлопываться только по сигналу руководителя. Если играющие опустят руки раньше сигнала, то «птицы» не считаются пойманными.
2. Если в момент сигнала «птица» окажется под руками играющих или если голова ее будет внутри «клетки», «птица» считается пойманной, свободной, – если голова «птицы» будет снаружи.
3. Все «птицы» во время 2-й музыкальной мелодии должны пробегать через «клетку». «Птицы», уклоняющиеся от пробежек, считаются пойманными.
Педагогическое значение игры.
В игре у детей развивается музыкальный слух и ритмичность в движениях. Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, решительности. Дети приучаются действовать по сигналу, уметь одновременно и быстро включаться в игру. Игра способствует воспитанию творческой активности у детей.
Методические указания.
Игра дает возможность руководителю использовать танцевальные элементы, ознакомить детей с понятием «музыкальный размер». Во избежание столкновений при большом количестве детей рекомендуется делать паузы для «птиц»: когда «клетка» открывается, музыка несколько замолкает, а затем начинается мелодия для движения «птиц».
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Игра в садовника»
Теория знакомство с правилами игры
Игра в садовника
Играющие (желательно более 4 человек) выбирают себе названия цветов, не произнося их. Один игрок – ведущий – выполняет роль садовника.
С а д о в н и к.
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме розы – раз, два, три!
После этих слов роза должна быстро вступить в диалог с садовником:
– Я.
– В чем дело?
– Влюблена.
– В кого?
– В тюльпана – раз, два, три!
Игра продолжается.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Тарелка кружится»
Теория знакомство с правилами игры
Тарелка кружится
Играющие выбирают себе названия цветов. Кто-нибудь из них начинает игру – раскручивает тарелку на ребре. Водящий вызывает любой цветок, тот должен быстро отозваться, пока тарелка не упала, и «подкрутить» ее. Он становится водящим, игра продолжается.
У к а з а н и я к проведению: варианты «В садовника», «Тарелка кружится» требуют большой сосредоточенности внимания. Проходят интереснее, если в них участвуют более 4 человек.
Следует соблюдать п р а в и л о: вступать в диалог сразу после слов «раз, два, три» («В садовника»). Кто зазевался, платит фант. Взрослые должны показать детям, как в диалоге можно менять темп речи, отвлекая этим играющих и провоцируя их на ошибки. В игре с тарелкой фант платит тот, кто не успел ее раскрутить (тарелка упала).
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Кругом коленки»
Теория знакомство с правилами игры
Кругом коленки
Игра поможет вам проверить и развить свое внимание, слаженность движений, чувство ритма, а также умение взаимодействовать с другими участниками игры.
Игроки усаживаются в круг. Каждый участник кладет левую руку на правое колено соседа слева, а правую руку – на левое колено соседа справа. Ведущий задает хлопками определенный ритм (предположим, такой: «та – та – та-та-та»). По сигналу ведущего ладони участников будут отбивать этот ритм, хлопая по коленкам соседей. Тот, кто ошибается, ладони убирает. Ритм задается снова. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся два-три победителя.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Тема «Узнай свой цвет»
Теория знакомство с правилами игры
Узнай свой цвет
Для игры заранее вырезают из толстой бумаги листки размером 5 
· 10 см. Количество листков равно количеству участников игры. Половину листков красят в черный или синий цвет, другая половина листков остается белой.
Все играющие образуют круг, становясь лицом к его центру. Руководитель обходит круг сзади и прикрепляет к спине каждого игрока по листку. Тот, к кому прикреплен белый листок, относится к одной команде. Игрок, на спине которого черный листок, – к другой.
По сигналу руководителя все игроки разбегаются по площадке, а затем каждая команда должна выстроиться в одну шеренгу в заранее условленном месте. Но сделать это нелегко, потому что ни один из участников игры не знает, к какой команде он принадлежит. Ему не известен цвет листка, прикрепленного к спине. Он может узнать это, подсчитав, сколько игроков на площадке с белыми, а сколько с черными метками. Если, например, с черными больше – значит, у него белая метка, и наоборот.
Сделать такой подсчет нелегко, так как игроки не стоят на месте, а передвигаются по площадке, стараясь обежать друг друга сзади, чтобы узнать цвет прикрепленной к спине метки. Вся эта процедура вызывает много смеха и веселья.
Игра заканчивается, когда игрокам одной из команд удастся собраться вместе и построиться в шеренгу. Эта команда выигрывает.
Практика: игра по правилам, повторение ранее выученных игр.

Раздел: «Подготовка к празднику игр» (18ч)
Тема «Повторение игр из раздела «Игры с закрытыми глазами»»
Практика: повторение ранее выученных игр.

Тема «Повторение игр из раздела «Игры для развития ловкости, быстроты, реакции, бега»»
Практика: повторение ранее выученных игр.

Тема «Повторение игр из раздела «Игры на развитие внимания»»
Практика: повторение ранее выученных игр.

Тема «Праздник игр»
Практика: повторение ранее выученных игр.


Для реализации программы необходимо:
Материально – техническое обеспечение
Методическое обеспечение

- школьный стадион
- спортивный зал 30(14
- баскетбольные мячи
-набивные мячи
- скакалки
- разноцветные фишки
- гимнастические маты
- шведская стенка
- гимнастические скамейки
- методическая литература по подготовке к проведению подвижных игр.



Список используемой литературы

Литература для учителя

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983
Надеждина Вера 500 игр и заданий для чудо-воспитания. - Минск, 2007
Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.,1986.

Использование литературы для детей не предусмотрено.


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий