Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 16


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДМИТРИЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Гражданско-патриотическое и духовно- нравственное воспитание, сохранение и популяризация отечественного исторического и культурного наследия
( из опыта работы школы)
А.Г. Кучинский
(учитель истории и обществознания)
д. Дмитриевка
2017
Нас волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у учащихся гражданских позиций.
Мы считаем, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно - воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».
Цель нашей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращается к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее время в МБОУ «Дмитриевская ООШ» складывается система краеведческой работы. В нее вошли краеведческий компонент «История деревни «и «История Сибири». Они знакомят учащихся с археологией, историей освоения края, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью района . Содержание тем позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитанию уважения к его прошлому и настоящему.
Главная задача этих тем – развитие у учащихся интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются такие формы занятий, как экскурсии по улицам села, к краеведческим объектам, на природу, уроки в школьном краеведческом музее, викторины, заочные путешествия.
История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Экономическое развитие Кузбасса», «Кузбасс в период между двумя буржуазно - демократическими революциями (1907 - 1917)», «Первая мировая война», «Кузбасс в годы гражданской войны», «Кузбасс и Великая Отечественная война» дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.
При изучении темы «Великая Отечественная война «ребята делают сообщения о мужественных солдатах – дмитриевцах, которые участвовали во многих сражениях войны. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
Так учащиеся писали о своих прадедах и дедах участниках войны.
«Я молча опускала голову и плакала от чувства благодарности и любви. Поэтому для меня этот реферат является данью памяти моему дедушке и всем, погибшим в этой страшной войне» (Никитина Л,6 класс );
«Прошло больше семидесяти лет, как закончилась война, но люди не забыли великий подвиг русского народа. Конечно, мое поколение не представляет себе всего кошмара и величия произошедших событий, но я очень чувствую боль и скорбь людей, так или иначе принимавших участие в той войне» ( Гончаров К, 9 класс);
Эпиграфом к этому можно было бы поставить слова другой ученицы, которые, по сути, отражают результат нашей деятельности: «Работая над материалом к реферату, я почерпнула для себя много нового, того, что я не знала ранее. Но самое главное, я поняла, в какой великой стране я живу!» (Дубинина С., 6 класс);
«Насколько велик подвиг моего народа, освободившего от фашизма весь мир! Я горжусь своей многострадальной, героической и удивительно прекрасной РОДИНОЙ!» (Юдина А., 9 класс)
Анализируя представленные проекты, сочинения, доклады, мы остановились на личностном аспекте, хотя и научные результаты их исследований представляют значительный интерес. В работах ярко выражены эмоционально - личностные переживания авторов, т.е. то, что для нас является важнейшим - переход научных знаний в сферу духовно - нравственного восприятия, от изучения истории Отечества до сопереживания за судьбу Отчизны и осознания себя ее частью.
Для учащихся 5 - 6 - х классов организована работа краеведческого кружка.
Основные направления его деятельности состоят в подготовке к урокам сообщений, рефератов, докладов, связанных с историей района, в сборе информации об истории деревни, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике.
Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственные изыскания (дома, улицы, люди, природа родной деревни, областные и районная газеты, краеведческая литература).
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Историческое развитие сельского поселения «Из истории деревенского рода Заруцких, Пономаревых» (проживающих в деревне Дмитриевка), «Уважение человеческого достоинства любого человека как высшая нравственная ценность моего народа», «След войны в судьбе моей семьи», «Ветераны нашего села» (о ветеранах ВОВ –наших односельчанах), «Военные моей семьи Бугаевы», «Военные моей семьи Гореловы», «Гордимся нашими земляками». Все работы были представлены в школьном музее.
Эффективной формой работы по изучению истории родного края являются открытые уроки и мероприятия. При проведении уроков были использованы местные материалы. При этом исключительно ценно привлечение музейных материалов, экспонатов и архивных документов в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне.
Кроме уроков истории и музейной деятельности следует по достоинству оценить мероприятия, на которых помимо текстов учебников и школьного материала рассматриваются дополнительные подборки, собранные школьниками из научно - методических книг, журналов, газетных статей, сообщений радио и телевидения. На таких занятиях происходит обсуждение конкретных проблем общественной жизни, культуры, науки и образования в современных условиях.
Старшеклассники, проводя большую исследовательскую работу, привлекая множество материалов, с большим интересом относятся к оформлению своих творческих проектов. Кроме того, благодаря использованию новых технологий, в том числе Интернета, семейные фотографии и документы военных лет получают вторую жизнь на электронных носителях и хранятся в семейных архивах для будущих поколений. Такие работы представляются не только на уровне школ, но и на конференциях, посвященных воспитанию и современным формам образования.
Популярность музеев в последнее время возросла необычайно. Музей – это научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры.
Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого материала, учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка, оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно - воспитательной работе.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научную ценность. Из всего этого вытекают цели и задачи школьных музеев. Они имеют сходство с государственными музеями, но и обладают своими, специфическими особенностями:
Во - первых, школьный музей имеет учебно - педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно - воспитательной работы в школе.
Во - вторых, сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся.
В - третьих, школьный музей – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории, но и место научно - педагогической обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по истории и другим предметам.
В школьном музее проводятся следующие виды учебной и внеклассной работы: экскурсия; урок - экскурсия; использование музейных экспонатов в качестве учебно - наглядных пособий на уроках; организация и проведение конференций; встречи с интересными людьми; заседания исторических клубов и кружков и т.д.
Педагогическая ценность работы в музее заключается в том, что информация в музее конкретна, эмоциональна и, кроме того, сама необычность музейной обстановки разрушает стереотип урока, дает возможность активизировать восприятие ребят.
В последние десятилетия во многих школах стали организовываться музеи – комнаты боевой славы, исторические музеи. Ярким примером такого музея является школьный краеведческий музей МБОУ «Дмитриевская ООШ».
В течение 20 лет музей создавали учителя – энтузиасты, учащиеся, их родители.
Определяясь в выборе направления работы музея, мы опирались на общественное мнение жителей деревни. Общаясь с людьми, мы поняли, что для них важны любые вопросы, связанные с родителями, с их предками. Оказывается, много накопилось в памяти и в душе людей - хочется с кем - то поделиться.
Поэтому мы стали изучать историю деревенского рода.
На уроках истории, литературы, географии стали появляться совместные исследования детей и родителей на эту тему, которые стали экспонатами школьного музея.
Праздник села летом 2014 г. был своеобразным вкладом в историю деревни. Дмитриевке 210 лет, старожилы считают больше.
От музея была сделана выставка: предметы старины и две Книги: «Книга памяти деревни Дмитриевка» и рукописная «Книга воспоминаний о погибших и пропавших без вести». Люди листали Книги, узнавали близких, родных и оставляли записи. В «Книге воспоминаний…» много волнительных строк о своих, погибших в годы Великой Отечественной войны, а главное, достоверных фактов. Например, стрелок Михаил Нестерович Сладков погиб в 1943 году в бою и был похоронен в деревне Семеновка Харьковской области на Украине. Летом 2014 года, когда украинские националисты начали войну против собственного народа, первой деревней, которую разбомбили, была Семеновка. Так, боец М.Сладков погиб дважды.
В 2013 г. исполнилось 85 лет Дмитриевской школе. Собран материал об истории школы со дня ее основания ( 1928 г) до наших дней, о первых учителях и первых выпускниках, документы из личного архива последующих поколений учителей, фотографии, альбом «Выпускники школы - защитники Отечества», который постоянно рассматривается детьми. «А вот мой папа.. После армии он работал учителем» - «А где?» - «Не знаю», На следующий день девочка пришла и сказала: «Он работал в Мариинске». Девочка могла отвлечься, заиграться, забыть спросить отца, но нет - она расспросила его и тут же сообщила в музей. Кстати, девочка из приемной семьи. От нее только и слышишь: «мама, папа, бабушка, тетя Надя, тетя Лена» В «Книге памяти» разыскивает близких по своей новой фамилии: «А вот мой дедушка!». Даже если это однофамилец, - не важно, главное, что сердце девочки принадлежит своей новой семье. Семья, дом, пес в конуре, улица, школа, деревня - это ее родное место, где она вырастет, Это ее «малая родина».В январе 2013г. в школе, деревне отметили 70 - летие Кемеровской области. Всколыхнулась история Кузбасса, нашего Чебулинского района, деревни, история нелегкого труда в колхозах, история достижений, семейного благополучия, развития культуры, патриотического подъема.
В музее появились творческие работы учащихся: сочинения, стихи, рисунки, фотографии: «Как не любить мне свой Кузбасс!».
Постепенно в деятельности музея стала выстраиваться логическая цепочка: «История деревенского рода», - «История деревни», - «История школы», - «История Кузбасса».
Спрашивая детей, в какой стране мы живем, незамедлительно получаем ответ: «В России!» - «А как называется край, в котором мы живем?» - «Кузбасс!» (не без гордости). - «А где расположен Кузбасс?» На этот вопрос не всегда отвечают сразу – «в Сибири».
Таким образом, дети подсказали недостающее звено, в логическую цепочку изучения истории родного края: «История Сибири».
И цепочка ожила, потому что мы прикоснулись к корням.
Началось изучение истории Сибири. Сформировалось направление работы школьного краеведческого музея - историческое краеведение.
Формой просветительской работы стал устный журнал «Огоньки Кузбасса».
Ежегодно проводятся торжественные линейки, посвященные истории Сибири, Кузбасса, деревни; оформляются выставки книг о Сибири, Кузбассе, районе, деревне, подготовлены мини - проекты о покорении Сибири дружиною вольных казаков во главе с атаманом Ермаком ( 26 октября и 5 декабря 1582 г) ; о присоединении Сибири к России ( конец 16 века); об освоении Сибири ( начиная с 17 века и до наших дней).
Один из выпусков устного журнала «Огоньки Кузбасса» по нашей инициативе мы провели совместно с краеведческим музеем г. Мариинска, 26 октября 2014 г в день Сибири, который впервые был проведен в Мариинске 26 октября 1881 г. День Сибири - это память о покорении Сибири Ермаком и его дружиной вольных казаков. Его называли еще Днем благодарения. Праздновали этот день в Сибири, а также в Москве, Петербурге. Но, к сожалению, эта традиция была прервана в 1919 г.
26 октября 2015 года День Сибири был проведен в краеведческом музее поселка Верх - Чебулы.
Активное участие и там и там приняли казаки из Чебулинской станицы - ансамбль «Вольница» и детский фольклорный ансамбль «Балагуры» из Дома культуры деревни Дмитриевка Чебулинского района.
Зрители с восторгом встретили «Песню о Ермаке» и этюд с саблями
(«Вольница») и песню «Казачата» ( «Балагуры»).
Проведение Дня Сибири в нашем районе станет традиционным.
Основная задача школьного краеведческого музея добиться, чтобы каждый школьник понимал, осознавал, что, открывая двери своего дома, откуда веет таким теплом, таким уютом, он открывает дверь в прошлое своей семьи, своего рода (а кто построил дом, кто прокладывал улицу перед домом, кто складывал печь, кто разрабатывал землю для огорода?).
Открывая дверь в родную школу, он открывает дверь в мир детства своего и старших братьев и сестер - выпускников школы и где поколение за поколением встречали и провожали это детство учителя, всю жизнь отдавшие школе, чей труд можно назвать подвигом и чей нравственный выбор продиктован любовью к детям.
Чтобы учить, давать знания, формировать человека, преданного своему Отечеству, надо любить свой предмет, свое дело, любить детей.
Открывая дверь в библиотеку, в Дом культуры, он открывает дверь в историю создания этих очагов просвещения и культуры в деревне, как все начиналось, кто стоял у истоков духовного и творческого обогащения, где эти люди, может быть, они еще живы и можно успеть сказать им слова благодарности за то, что сохранили эти очаги отдыха и творчества.Как только открываются двери школьного краеведческого музея, дети спешат зайти в этот маленький храм истории: здесь все интересно, здесь все дышит стариной, прошлым.
Вот предметы гончарного ремесла деревенских умельцев: кринки, кувшины, горшки; изделия из железа, чугуна: багор, утюги, грабли, серп, чугунок, лампы; плотницкие изделия: валек, рубель, скалка, маслобойка, прялка, деревянные грабли, плетеные корзины, ухват, фрагменты наличников на окна, резьбы по дереву, шайки для бани, бочонки для засолки овощей; а вот, что сделано умелыми женскими руками: платья, платки, фартуки, вышивка крестиком, мережка, полотенца, кушаки.
Названия всех предметов отражены нами в специальном словаре «Описание предметов старины» (по словарю Ожегова).
Очень притягательны стенды «Боевой славы» и «Школьные годы - чудесные» (фотографии учеников со своими учителями).
На стенде «Боевой славы» фотографии односельчан - участников войны, их боевые медали и ордена, орденские книжки, военные билеты, письма с фронта - реликвии, которые их родственники отдали в музей, зная, что они будут бережно сохранены. Перед стендом - альбомы, открытки, книги, буклеты, плакаты о войне, стихи, рисунки детей «О страшной той войне».Здесь же выставка книг о Чебулинском районе, Кузбассе, Сибири; оформлен православный уголок – деревня была глубоко верующей, наряду с православными здесь жили 15 католиков, но это не помешало создавать семьи - толерантность была необычайной. В уголке - книги, православные календари, крошечные иконки, крестики и другие реликвии. Дети рассматривают, задают вопросы: уголок живет.
В правовом уголке «Закон и подросток» каждый ученик найдет для себя нужную информацию.
Ежегодно 19 мая в школе проводится костер, посвященный Дню рождения пионерской организации, перед школьниками выступают бывшие пионеры - ветераны, вместе поют пионерские песни и, конечно же, «Взвейтесь кострами, синие ночи!». Такая же традиция существует и в День рождения комсомола: воспоминания бывших комсомольцев - ветеранов, исполнение комсомольских песен, творческие работы учащихся.
Особые отношения складываются у нашей школы, музея с казачеством
Чебулинской станицы Мариинского казачьего округа.
Атаман станицы Валерий Андронникович Осипов передал в музей документы «О стратегии развития государственной политики Российской федерации в отношении российского казачества до 2020 г.»; о Сибирском казачьем войске. В заповедях казачества школьники читают: «Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее».
В 2012 г мы организовали отряд «Дружина Ермака» из мальчиков. Был приглашен гость - потомок бывшего вольного казака из дружины Ермака. Он помнил - в детстве в доме хранилась сабелька предка - казака. Это Валерий Дмитриевич Быков, сотрудник МВД на пенсии, подполковник, бывший начальник РОВД Чебулинского района. Его задача - познакомить мальчиков с основами работы в полиции, показать специфику работы разных специалистов. Характеру и духу мальчиков это подошло.
Весь богатый музейный материал используется активно на уроках истории, литературы, географии, во внеклассной работе, классных часах.
Погружаясь в атмосферу, дышащую историей края, дети начинают размышлять, делиться впечатлениями, чувствами - уроки оживают.
Огромную роль в воспитании патриотизма, гражданственности играет индивидуальная работа с учащимися вообще и с учащимися, которые посещают музей в частности.
В индивидуальных беседах рассказываем, показываем документы,.. фотографии их родственников, даем задания, выслушиваем, иногда дети приходят расстроенными со своими проблемами. Даешь подержать в руках истлевший листок - письмо с фронта от юноши 18 лет родителям и, когда они узнают, что он погиб, - свои проблемы отступают на второй план.
Появились завсегдатаи. Саша Ковригин, ученик 6 - го класса второй год изучает «Книгу памяти», разыскивая свои родовые фамилии. Каждый раз он находит все новые и новые имена своих родственников. Каждый раз, когда он находит новое имя, испытывает огромное удовлетворение. На днях, зайдя в музей, он сказал: «Эта Книга стала моим другом». Саше предстоит исследовать достоверность информации, полученной от родителей и других родственников и написать письмо. Он сказал, что это будет письмо его потомкам.
Итак, в работе с детьми, в их патриотическом воспитании появился контекст, в котором можно и нужно рассматривать историю своего рода, историю своей деревни, села, района, историю своего края, в нашем случае – Кузбасса - это история Сибири, история покорения, присоединения, освоения Сибири нашими предками.
Название нашей повседневной работы с учащимися, родителями, с населением пришло само собой «Сибириада».
Школьный краеведческий музей, встроенный в учебно - воспитательный процесс, становится центром притяжения учащихся, развивает в них интерес к познанию всех источников краеведения.
Рассматривая, изучая экспонаты музея, они невольно обращаются к учебникам, книгам, словарям и к живым людям, учителям, родителям, старожилам.
Музей ориентирует на реальную жизнь, сближает поколения.
Локальная сельская местность является превосходным источником для изучения топонимов, антропонимов, зоонимов.
За последние 10 лет два поколения школьников Дмитриевской школы изучили эти виды ономастики нашей деревни.
Топонимы - названия географических объектов. Как правило, они связаны с конкретными людьми и их деятельностью или действиями. Например, «Марьина забока». Для жителей из соседних деревень - это название - загадка. А для жителей нашей деревни - это эпизод из жизни маленькой девочки Машеньки, из соседней деревни, которая заблудилась в рощице возле нашей деревни и ее едва нашли. Это место назвали «Марьина забока».
Антропонимы - имена людей, их фамилии. Но нас заинтересовали прозвища людей. Прозвища бытовали и бытуют во всех сельских поселениях. Дело в том, что семья с одной фамилией разветвлялась, и невозможно было в разговоре определить, о каком человеке или какой семье идет речь. Например, в деревне было много Сладковых. Одних звали Гулины, других Богомоловы и т.д.
Гулины - потому что дедушка из этой семьи Сладковых очень любил угощать деток сладостями и их звал к себе, как подзывают голубей: «гули - гули - гули - гули» .Богомоловы - эта семья была глубоко верующей и строго соблюдала церковные обряды, например, пост. Лукерья Нестеровна Сладкова до самой кончины в возрасте 92 лет ложилась спать с иконкой Ильи Пророка и нашептывала молитвы.
При сборе прозвищ мы обращаем внимание на то, чтобы прозвища с отрицательным значением не использовались в официальном тексте, например, «Горбатый» - человек очень сутулый, чтобы не обидеть его.
Зоонимы - клички животных - самое привлекательное исследование для детей начальных классов. Так, в свое время третьеклассница Маша Кочетова (теперь уже взрослая) получила задание обследовать 10 дворов и узнать клички домашних животных и почему их назвали так или иначе. Было много смешных кличек, например, баран - ОМОН, пес Борман. Коровы Марта, Майя родились в марте и в мае месяце, кошки - Мявка и Брыська.
Безусловно, разработана методика сбора информации с учетом правил поведения в общении с информантами, соблюдения осторожности при сборе кличек животных.
Что касается местного говора, то составление словаря - процесс длительный: постепенно исчезают из языка особенности произношения, например, сейчас мало кто скажет «хвартук» вместо «фартук» или «Хведя» вместо «Федя». Эта фонетическая особенность присуща финно - угорским языкам. Здесь в Сибири, коренное население селькупы( остяки) разговаривали на языке, относящемся к этой группе и русские переняли эту особенность.
Довольно часто взрослое население произносит слова с изменением грамматики и лексики. Например: «Ты на чем поедешь?» - «На коню» ;«Ну, хватя тебе плакать, успокойси»; «Совсем невры расшатались»
Появилась новая лексика - ее тут же использовали по - своему. Например:
«Ты куда пошла? « - «На фирму» ( т.е. на ферму); «Ты где был?» - «В офисе»(т.е. на конном дворе).
Естественно, мы помогаем детям различить литературную речь и местный говор. Заодно обращаем их внимание на засилье жаргонов. Телевидение пропагандирует: «Я в шоке», «классно», «клево». Мы высмеиваем это.
Особенностью местного говора является то, что он не похож на говор в соседней деревне.
Например, «Рушник» - «полотенце» от слова «рука», «ручник» («вытирать руки») в соседней деревне оно называется «отымалка» (большая семья, торопятся чтобы быстрее вытереться)
Историческое краеведение – сближает прошлое и настоящее. Изучая прошлое, мы обогащаем свой духовный мир, сравниваем нравственные ценности наших предков с нашими и осознаем, что они перекликаются особенно, когда речь идет о патриотизме.

Приложенные файлы


Добавить комментарий