Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 1

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4»
Кулундинского района Алтайского края

Учитель изобразительного искусства
Кудинкина Валентина Владимировна

ФРАКТАЛЬНЫЙ РИСУНОК
Я наткнулась на психологическую практику, которую авторы назвали "Фрактальный рисунок".
Что интересно, из области психотерапевтической эта практика со временем начала переходить в искусство. Люди начинали рисовать в этой технике и художественные произведения.
Она достаточна, интересна и занимательна. На своих уроках часто использую в конце четверти. Поэтому я хочу познакомить вас с ней.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Авторы  метода - психологи Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов. Они широко известны своими работами в области оздоровительных систем. Их методу фрактального рисунка уже более 20 лет. За это время с методом познакомились тысячи людей. Существует целая плеяда психологов, работающих в этом направлении.
В чем же суть фрактального рисунка? Цитирую по книге авторов:
"Особенно значимым был день 14 июля 1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисунка как теста. 
Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4). Размер был выбран не случайно, он диктовался пропорциями будущего рисунка. 
Чтобы исключить влияние сознания на рисунок, в момент выполнения всем тестируемым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 4560 секунд водить шариковой ручкой по листу, стараясь заполнить большую его часть. Этого времени было вполне достаточно для выполнения первого задания. 

На занятии присутствовало сорок девять человек взрослые и дети. Было очень интересно, какими будут рисунки у детей, что будет на рисунке у молодого человека, что у зрелых людей. Самому старшему слушателю семинара было 56 лет, самому молодому 6 лет. 

Процесс выполнения рисунка с закрытыми глазами походил на удивительное таинство. Было любопытно наблюдать за тем, как все происходит. 
Наконец положенные 60 секунд окончились. Все открыли глаза, посмотрели на свои рисунки, и в зале раздался дружный хохот. С тех пор такая реакция тестируемых повторяется уже в течение десяти лет. 

То, что было изображено у каждого на листе, действительно вызывало смех. У всех рисунки были разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треугольные, у кого-то линии плавные, а у кого-то угловатые, иногда сплошные петли и круги. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что некоторые рисунки совпадают по каким-то определенным закономерностям и признакам. 

Затем слушателям предложили раскрасить полученный рисунок. Чтобы исключить осознанное влияние на выбор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами. 

Когда все рисунки были закончены, участники семинара увидели целую галерею состояний человека. Особенности авторов рисунков ярко проявлялись в характерных моментах пластики линий, геометрии ячеек и цветовой гамме. 

И тогда, на этом семинаре, впервые был применен первый вариант "ключа" расшифровки полученных фрактальных рисунков. Забегая вперед, можно сказать, что "ключ" был очень точно разработан. Это подтвердили дальнейшие десять лет работы, поскольку за это время он практически не претерпел серьезных изменений."

Основа метода - принцип фракталов и фрактальности как таковой. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. И эта малая часть отражает большое целое - человека. Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора. 

Что замечательно, этому нашлось и научное подтверждение. 
На начальном периоде исследований в работе с энергетическими функциями цвета использовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека. Совершенно четко было видно, что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы. Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую информацию о человеке. 
Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы, были теми же цветами, что доминировали в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме его ауры, отраженной в трипризме! 
Думаю, вам уже не терпится проверить этот метод на себе. Давайте приступим!


Технология выполнения тестового рисунка
Для того чтобы выполнить тестовый рисунок, необходима более или менее спокойная обстановка и немного свободного времени (около 1 часа). Необходимые инструменты:
· набор цветных карандашей, фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков;
· лист ватмана формата А4;
· шариковая ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае черный тонкий фломастер. Как рисовать: 1. Лист перед собой расположить по горизонтали. 2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа. 3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 4560 секунд. 4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная. 5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков. 6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов: круговых форм; петлеобразных форм; 8-образных форм; геометрических форм. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.
ВНИМАНИЕ! Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами. Несколько необходимых советов:
· Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем не резко, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука должна двигаться свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.)
· Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.
· Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке изображено большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.
· При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.
· Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.
· Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек, но не более 1015. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо, после чего карандаш возвращается в общий набор.
· Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и цветные шариковые и гелиевые ручки. Чтобы тест был объективным, не пишу сразу расшифровки того, что получилось.
Ключ к рисункам для их расшифровки дать позже.





Ключ к тесту "Фрактальный рисунок"


Внимательно изучите "ключ". Старайтесь быть объективным при оценке результата. Используйте знание значений теста, чтобы создать серию новых фрактальных рисунков, на этот раз с целью коррекции. 

РАСШИФРОВКА ФРАКТАЛЬНОГО РИСУНКА

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества, особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам: 
- характер линии; 
- размер и конфигурация рисунка; 
- размер и конфигурация ячеек; 
- цветовая гамма рисунка, 
отдельные доминирующие цвета и оттенки. 

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 6075% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. 
Особенности, занимающие 3035% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.
Четко прочерченная линия уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.
Нажим при проведении линии не везде одинаковый чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.
Слабо прочерченные линии болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.
Резкие, угловато прочерченные линии эмоциональное напряжение, стрессовое состояние. 
Линии с плавными переходами гармоничное, стабильное состояние.
Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой склонность к эгоцентризму.
Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка чаще всего это показатель уравновешенного характера.
Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания. Прямоугольная форма периметра рисунка прямолинейный, зачастую сложный характер.
Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера. 

3. Ячейки. Конфигурация и размеры.

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности. 

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.
Большое количество крупных ячеек добрая открытая натура.
Большое количество средних ячеек исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.
Большое количество мелких ячеек закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.
Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.
Большое количество геометрических форм ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.
Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание. 
Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:
а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;
б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.


4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).
Любое небольшое черное пятно свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.
Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).
Большое локальное темное пятно острая проблема личного характера.

5. Характерные цветовые акценты

Большие ячейки красного цвета предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность. 
Заметное количество красных пятен среднего размера напряженность, неустойчивые эмоции.
Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета долго не решаемые проблемы межличностных отношений.
Большое количество оттенков зеленого цвета природная способность организма к саморегуляции.
Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.
Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее.
- Лимонно-желтый цвет педагога, учителя.
- Цыпляче-желтый цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора.
- Зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.
- Синий цвет:
Голубой цвет спокойной энергии.
Синий и темно-синий цвет холодной равнодушной энергии.
Сиреневый цвет сильной энергии.
Фиолетовый цвет фонтанирующей энергии.
Лиловый цвет мощной, неуправляемой энергии.
- Красный цвет:
Розовый цвет теплой энергии.
Алый, малиновый цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.
Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.
- Оранжевый цвет цвет жизненной, сексуальной энергии.
- Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета цвет чистой энергии, святой энергии.
- Коричневый цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).
- Темно-коричневый цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).
- Серый цвет цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
- Черный цвет цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание. 
В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:
а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;
б) средняя насыщенность цвета оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;
в) светлые, прозрачные тона каждого цвета резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.


Это краткое описание расшифровки фрактального рисунка. Для объективной оценки своего тестового рисунка выпишите его характерные особенности на лист, определите наиболее часто встречающиеся параметры. Строго следуйте инструкции ключа при трактовке результата. 

В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов. Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.


Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий