Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа «Детский сад №25»
«Особенности ознакомления детей с О.В.З.(нарушение речи)с художественной литературой природоведческого содержания»
Подготовила воспитатель Скоблякова Е.А.
Орел 2017Необходимость детской природоведческой книги впервые отметил В.Г.Белинский. Делая ежегодные обзоры того, что издавалось для детей, В.Г.Белинский заметил отсутствие «толковых книг», дающих детям знание об окружающем мире. Критик не только говорил о создании научно-познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая нужным «провести ребенка по всем трем царствам природы». Он подсказал основной способ изображения природы — одушевление, антропоморфизм: надо «…одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и порхающую по цветам бабочку. Надо дать детям почувствовать, что все это бесконечное разнообразие имеет единую душу, живет единою жизнию…».Если мы проанализируем детскую литературу вообще, то заметим, что вряд ли найдется автор, у которого нет произведения, где затрагивается тема природы. Значительную часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Майков, В.Бианки, М.Пришвин, К.Паустовский, Б.Житков и многие другие. И одной из особенностей детской литературы является то, что природа отображается в ней различными художественными средствами. «Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной». Художественная литература считается одним из видов искусства, именно поэтому она позволяет воздействовать не только на сознание ребенка, но и на его чувства.Природоведческая литература развивает у ребят чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому. Образное описание пор года, пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств: сопереживание, радость, восхищение, любовь ко всему живому. Художественная литература помогает формировать у детей бережное отношение к природе и желание заботиться о ней (С.Михалков «Прогулка», Г.Ладонников «Дикарь в лесу», В. Бианки «Лесная газета», «Дотерпят ли?», «Гололед», «Под ледяной крышей» и др.) Художественное слово и художественная литература позволяют дополнить знания детей, закрепить их, уточнить. Природоведческая литература носит познавательных характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.При ознакомлении ребят с художественными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе (Н.М.Павлова «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике), П. Воронько «Вишенка», «Виноград», «Липка»). Природоведческая книга выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Книга природоведческого содержания раскрывает детям характерные особенности явлений неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут, в силу каких либо причин,непосредственно наблюдать (например, о половодье, ручье, реке, об образе жизни зверей в лесу, на лугу, водоеме, и т.д.). В этом могут помочь такие произведения, как В.Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», Е.Чарушин «Сорока», К.Д.Ушинский «Орел», «Лиса-патрикеевна», М.Пришвин «Лесной доктор», «Ребята и утята» и др. Например, «Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит… Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает» (К.Д. Ушинский «Дятел»)«Кого сорока увидит? стрекочет.Что плохо лежит - она тут как тут.Птичье гнездо приметит - яйца расклюет, птенцов нелетных съест…» (Е.Чарушин «Сорока»)«Обманчивая погода в начале марта. Не хочет зима отступать по-хорошему. То метель закружит снежные вихри, то мороз заскрипит вроде бы от злости…» (В. Приходько «Капельные часы»).Художественное слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе, дает возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью литературы дошкольники систематизируют и обобщают свои знания о природе, формируют природоведческие понятия (В.Бианки «Приключения муравьишки», «Первая охота», «Лесная газета», «Лесные домишки», Н. Сладков «Синичий запас», Н. Павлова «Зимняя пирушка» и др.)« … На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг - ёжик…» (Г. Скребицкий «На лесной полянке»)
«…такая ледяная корка на снегу - крепкая, жесткая, скользкая - ее не разобьешь не слабыми лапками, ни клювом…» (В. Бианки «Гололед» из «Лесной газеты»).В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. В процессе чтения ребенок познает также собственно книгу - как явление культуры, как средство варьирования впечатлений, разгадки тайн, поиска ответов на возникающие вопросы. Особое значение приобретают обучающие свойства книги, формирующие само мышление, демонстрирующие методику овладения знаниями, развивающие логическое мышление, познание абстрактных понятий, умение сопоставлять, оценивать, отбирать, давать характеристики предметам и явлениям. Книга способствует развитию речи ребенка, его активного словаря.Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного, включать в игру знания, полученные в процессе восприятия природоведческой книги.
Итак, значение природоведческой литературы заключается в следующем.1. Природоведческая литература помогает обогащать знания детей: сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний.2.Книга о природе научит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе.3. Помогает детям познать природу в ее многообразии.4. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах5. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе.6. Учит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.Художественная литература помогает взрослым знакомить дошкольников с миром природы, формировать у детей осознано правильное отношение к природе.Одним из эффективных средств речевого развития детей является ознакомление с природой. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «и ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственно подлинный фундамент человеческого познания - созерцание природы». Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы и «... составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит личность, то есть истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов» Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, что есть в речи логического ... проистекает из наблюдений человека над природой...», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме» связи явлений и предметов природы.Детей дошкольного возраста часто называют «Почемучками», у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир, людей, природу.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития, и в первую очередь речевого.В логопедической группе проблема развития речи стоит наиболееостро, является для работающего в ней педагога предметом пристальноговнимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всехкомпонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Крометого, у детей с ОНР не достаточно сформированы познавательные процессы,тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление,воображение), а также моторика. Работа по ознакомлению детей с художественной литературой в группе детей с ОНР имеет свою специфику, так как  общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразованяя. Оно может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.А.В.Запорожец считал, что восприятие литературного произведения – сложная психическая деятельность, заключающаяся в единстве протекания познавательных, образных и эмоционально-волевых процессов. Между этими процессами и литературным произведением существует взаимопроникающая связь: с одной стороны психические процессы обеспечивают восприятие текста в полном объеме, с другой стороны работа над текстом позволяет развивать психические процессы. Такие как внимание, память, мышление воображение, эмоции .Они позволяют:- выслушать текст до конца;- усвоить информацию;- понять содержание текста, подтекст;- понять языковые средства, иносказания, обороты речи…- установить связи, отношения, последовательность;- оценить поступки героев;- представить «в красках» изложенное в литературном произведении.- высказать личное отношение.Проблемами восприятия детьми с О.Н.Р. художественных произведений занимались такие выдающиеся педагоги , как  Е. А. Флерина, которая провела длительную исследовательскую работу в области детской книги и выделила использование художественной литературы, как метод речевого развития. Художественное слово, по мнению Е.А.Флериной, оказывает общее развивающее воздействие на личность ребенка и дает высокие образцы художественной связной речи, является источником обогащения содержания и структуры детского языка.,  М. М. Конина, которая продолжала развивать идеи своего учителя, Е.А.Флериной, в области художественного чтения и рассказывания детям. Эта проблема была заглавной в ее исследованиях. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания, а так же Н.С. Карпинская, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования. Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра, Т. А. Репина, которая раскрыла вопросы влияние иллюстрации на понимание литературного произведения, Л.Я. Панкратова, разработавшая методику ознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен. На основе их исследований можно выделить следующие особенности восприятия детьми дошкольного возраста с О.Н.Р.:1) Могут понять не всё. Часто имеют малый жизненный и литературный опыт (знакомы с малым количеством литературных произведений).2) Не могут анализировать произведения, плохо устанавливают только прямые причинно-следственные связи.3) Не могут самостоятельно оценить мотив поступков героев, видят только действия и результат.4) Могут не уловить смысла содержания, т.к. привлекает форма, ритм произведения, мелодика речи рассказчика.5) Не могут представить изложенное в произведении (плохо развито воображение), требуется подкрепление восприятия текста в виде иллюстраций, демонстраций действий.6) Не могут выслушивать до конца объемные произведения.7) Недостаточный интерес к самому слову, больше привлекает сюжет.8) Не могут выразить вербально (словами) свои впечатления и чувства.Поэтому при работе по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста с ОНР перед нами стоят следующие задачи :- Формировать интерес к художественному слову, к книге.- Обогащать литературный опыт, знакомить с разными литературными жанрами.- Обогащать жизненный опыт детей знаниями, представлениями, расширять кругозор.- Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, помогать проникать в подтекст произведения.- Учить правильно оценивать поступки героев, подводить к пониманию мотивов. Учить видеть не только поступки и действия героев, но и мысли, и чувства.-Учить формулировать высказывания, обосновывать свое личное отношение, выражать свои впечатления. -Формировать воображение (помогая представлять персонажей и сцены художественного действа с помощью иллюстраций и игрушек) и развивать воображение (организуя рисование героев, сцен, обложек произведений)..- Воспитывать активное эмоциональное отношение к произведению, учить сопереживать героям.Одним из эффективных средств речевого развития детей является ознакомление с природой. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «и ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственно подлинный фундамент человеческого познания - созерцание природы».Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы и «... составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит личность, то есть истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов» Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, что есть в речи логического ... проистекает из наблюдений человека над природой...», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме» связи явлений и предметов природы. Мы должны сегодня защитить и сохранить естественные связи ребенка с традициями культуры слова как способами взаимодействия с природой, чтобы дети, как отмечал К.И. Чуковский, не чувствовали себя иностранцами в области родного языка, бездушно говорящими речевые штампы. Универсальность художественного языка помогает ребенку глубже почувствовать и понять традиции взаимодействия общества с Природой.Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи.Многие педагоги обращают внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, «чтобы каждый день приносил что-то новое, и чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.Своей необъятностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в логичности и самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Из всего этого можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе ознакомлению с природой с целью развития речи детей должно уделяться отдельное внимание.

Приложенные файлы


Добавить комментарий