Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 города Ейска города Ейска
муниципального образования Ейский район
ОТЧЕТ
«Развитие творческой речевой активности и способности развития устойчивого интереса и любви к художественному слову в средней группе №6».

Подготовила: Гомзикова А.Е.
г.Ейск
2017г.
Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно — техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Середина дошкольного детства классифицируется, как оптимальный период для воспитания и обучения ребёнка. Четырёх - пятилетний ребёнок не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий. Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом. Между тем в последнее время можно отметить ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать устойчивый интерес и любовь к художественному слову— вот в чём задача педагогов». Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме.
Свою работу я начала с изучения образовательной программы МБДОУ, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения. Подобрала комплект методического обеспечения к данной программе. Дети самостоятельно «общаются» с книгами в книжном уголке. Дети внимательно и с интересом слушают чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просят взрослого прочитать новое литературное произведение. Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает своё отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, отвечают на вопросы по содержанию, устанавливают причинные связи, представляют героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, даёт им элементарную оценку. Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение.
Развиты умения художественно–речевой деятельности на основе литературных текстов: дети пересказывают знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывают наизусть стихи и поэтические сказки, короткие описательные загадки, охотно участвуют в играх со звукоподражаниями и рифмами. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисуют иллюстрации, лепят и конструирует фигурки для театрализованных игр, участвуют в театрализованных играх, создавая образы героев. Я, как воспитатель группы определила цель образовательной деятельности: способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы. Поставила перед собой задачи:
1.      Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. 2.      Способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на основе фольклорных и литературных произведений.
3.      Воспитывать ценностные качества через художественное слово. Планирование моей образовательной работы включало: -        мотивацию, (сознательный настрой на предстоящую деятельность) -        цель, -        подбор средств, способов организации образовательной деятельности (индивидуальная, групповая, подгрупповая формы работы; НОД, чтение, рассказывание, последующая беседа, обсуждение, ситуативный разговор, моделирование, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, режиссёрские игры, совместная деятельность воспитателя с детьми, практические и игровые ситуации). Создала предметно-развивающую игровую среду. Для формирования у детей пятого года жизни интереса к произведениям художественной литературы жизни оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с комплексно-тематическим планированием, примерным календарём праздников, сезонностью научно-популярные книги для детей, , книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора. В уголке присутствуют разные типы книг. Для развлечения и забавы детей — книжки-игрушки, книжки-картинки. Для знакомства дошкольников с книгой как самоценным видом искусства — классический тип книги.
Помогала детям пятого года жизни овладеть первоначальной читательской культурой. Научить детей различать литературные жанры мне помогли дидактические игры: «Сочиняем загадки», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», «Спрячем сказку в геометрические фигуры» лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений. Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется музыкальный центр с различными музыкальными дисками; в музыкальном уголке имеется детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон и другие, что помогало мне привлечь детей к участию в играх- драматизациях, инсценировках, музыкальных и литературных концертах.
Для реализации поставленных задач я использовала следующие методы и приёмы: -        чтение. В начале года, когда дети стали воспитанниками средней группы, я заметила, что они по-прежнему любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Каждую из песенок, подобных «Жили у бабуси», «Как у нашего кота», «Киска, киска» старалась сделать для ребят спектаклем, в котором они слушатели, зрители, чтецы, актёры. Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, Зубки белые. Благодаря малым формам фольклора, дети усваивали национальный колорит русской поэзии, отчего литература стала поистине родной для них. Продолжая знакомить ребят с малыми фольклорными формами, учила детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Что это за зверь лесной встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы- Уши больше головы. Старалась научить чётко произносить скороговорки в медленном и ускоренном темпе: «У нас на дворе — подворье погода размокропогодилась». Наблюдая с детьми за изменениями, происходящими в природе осенью, познакомила ребят со стихотворением: Что ни день — то резче ветер Рвёт в лесу листву с ветвей… Что ни день- то раньше вечер, А светает всё поздней, Медлит солнышко, как будто Подниматься силы нет… Потому и всходит утро Над землёй почти в обед. И. Мазнин. Во втором квартале, знакомя детей со стихотворениями о зиме, учила детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. И от дедушки в испуге, На поля умчались вьюги, И метели налетели, Застонали, засвистели, Хлопотали до утра: Всё убрали со двора, Все царапины земли Белым снегом замели. В третьем квартале средствами художественной литературы развивала у детей интерес, доброжелательное отношение друг к другу, познакомила ребят с особенностями внешности сверстников (черты волос, звучание голоса, рост, одежда, обувь), некоторыми чертами характера (добрый, весёлый, смелый и пр.), назвала любимые занятия (любит строить, ухаживать за растениями, любоваться красотой природы) Боря лучше всех танцует, Боря лучше всех рисует Лошадей, ворон и коз… Знает сказок целый воз. Произведения художественной литературы помогли мне начать знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа, способствовали формированию у ребят первых представлений о том, что такое родина. Мы спросили журавля: —Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: —Лучше нет родного края!
С самого начала своей работы по формированию интереса к художественной литературе у детей пятого года жизни я осознавала, что художественное слово ребята воспринимают через моё чтение и рассказывание. Поэтому для меня была важна выразительная подача произведения. Для этого я использовала приёмы художественного чтения: Основной тон. В зависимости от темы, идейного содержания, языкового стиля произведения намечала его основное исполнительское звучание. Интонации. В ходе чтения произведений разнообразные оттенки голоса помогли мне нарисовать в воображении детей героев, характеры, настроения, поступки, показать своё отношение к изображаемым героям. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, во время чтения художественной литературы использовала такие элементы, как: ударение, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр (качественная окраска голоса).           
Также в ходе чтения произведений использовала мимику, периодически смотрела на детей, чтобы иметь хороший контакт с ними, но не делала замечаний, т. к. это нарушает целостность восприятия. Во втором квартале я стала включать в непрерывной-образовательной деятельности по произведениям художественной литературы вводную беседу, которая готовила их к предстоящей встрече с произведением, вызывала активный интерес к нему, помогала войти в мир, созданный писателем. Для этого я использовала загадки, чтение отрывков из знакомых детям произведений, близких по жанру и идее к тому, с которым предполагала их познакомить.
Пояснениями настраивала дошкольников на восприятие определённого содержания. Подготовив детей к восприятию, я выразительно читала или рассказывала текст произведения. Следующий этап — беседа о прочитанном произведении. В качестве средств активизации познавательной деятельности использовала произведения искусства. Например, в ходе беседы по стихотворению С. Маршака «Усатый-полосатый» показала детям репродукции картин В. Ефимова «Кошка с шаром», В. Домогацкого «Кошка». Особое внимание уделяла подборке вопросов, так как они помогали детям правильно построить предложение при ответе. Вопросы, заданные мной детям в ходе беседы по тексту произведений показывали отношение дошкольников к событиям и героям, стимулировали проявление нравственных и эстетических чувств. К проблеме формирования у детей среднего дошкольного возраста интереса к художественной литературе старалась найти интегративный подход. Три образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» решали одни задачи.
Другим эффективным средством, облегчающим усвоение литературного произведения, рисование отдельных фрагментов сюжета, предметов, упоминаемых в произведении), считаю разные виды художественной деятельности (изготовление поделок, конструирование предметов, рисование предметов, отдельных фрагментов сюжета, упоминаемых в произведении). С помощью д/и «Придумай рифму», «Доскажи словечко» развивала умения художественно — речевой деятельности детей на основе литературного текста: придумывание поэтических рифм.
Ведущим для меня стало развитие у детей способности самостоятельно организовывать режиссёрскую игру. Поэтапно развивала у детей умение воспроизводить сюжеты знакомых сказок, привносить в них изменения, возникающие при осуществлении игровой деятельности, выбирать необходимые материалы и игрушки для создания обстановки режиссёрской игры, использовать предметы- заместители, самостоятельно передвигать игрушки по игровому полю, озвучивать события, происходящие в игре. Ребята подбирали необходимые материалы, игрушки, предметы в соответствии с хорошо знакомыми детям сюжетами, например «Три медведя», «Колобок», «Как собака друга искала», «Жихарка», также использовали в игре предметы- заместители. Затем вместе с детьми припоминали сюжеты произведений, развивала у малышей умения: -        представлять целостную картину происходящего; -        предлагать свои варианты развязки сюжета; -        включать в игру персонажей различных произведений. Старалась включить детей в сотрудничество друг с другом в режиссёрской игре. Учила детей придумывать завязку и окончание истории. Для игры-импровизации я использовала текст народных прибауток «Алёнка-малёнка», «Загорелся Кошкин дом», «Наша-то хозяюшка», а также следующих произведений Г. Бойко «Встретил ёжика бычок», Е. Благинина, «Не мешайте мне трудиться», Е. Чарушин «Утка с утятами». Стимулировала стремление детей додумать ситуацию для её оригинального воплощения в игре, учитывать предметы, обозначающие возможных участников событий: бусы для мамы, косынка для бабушки, лёгкий обруч с «ушками», «хвост» на ремешке для какого-либо животного, и т. п.; возраст, внешний вид, эмоциональное состояние, характер персонажа, место, где могла произойти подобная ситуация. Работа по организации с детьми 4–5 лет игр- импровизаций создала основу для освоения инсценирования литературных произведений.
Я способствовала освоению детьми игровых позиций «зрителя», «артиста», «режиссёра кукольного спектакля». Старалась переориентировать детей с процесса игры на её результат. Собственным примером, оценкой деятельности детей показывала, как важно сделать представление интересным для зрителей, выразительно исполняя роль. Это стало мотивом для освоения детьми способов воплощения целостного образа литературного героя с помощью комплекса средств речевой и невербальной выразительности. Сначала в этих целях подбирала более знакомые ребятам сказки о животных, волшебные сказки «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка», сказка Ш. Перро «Красная шапочка», сказки К. Чуковского. Затем дети инсценировали рассказы, например, такие: Б. Житков «Храбрый утёнок», Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», М. Зощенко «Глупая история» и др. В результате у детей накапливался опыт для драматизации литературного произведения.
В ходе своей работы по развитию у детей интереса к произведениям художественной литературы использовала дифференцированный подход к детям. Я предложила часто болеющим детям вместе с родителями придумать описательные загадки о животных и птицах, героях любимых книг воспитанников моей группы. Взаимодействие с семьёй является составной частью работы по формированию у детей пятого года жизни интереса к художественной литературе. Использовала эффективные формы: -        Анкетирование помогло мне сплотить родительский коллектив группы, вызвать у родителей желание общаться. Актуальными стали темы: «Воспитание у малыша бережного отношения к к книге», «Как научить ребёнка любить книги, «Что делать, если ребёнок не хочет слушать чтение книг?». -        информирование родителей о ходе образовательного процесса. -        Индивидуальные и групповые консультации «Приобщаем ребёнка к миру художественной литературы», «Как научить ребёнка бережному обращению с книгой». -        Родительские собрания: «Воспитание у детей любви к художественной литературы с помощью семейного театра», «Воспитываем будущего читателя». -        Оформление информационных стендов: «Читаем дома», «Книга на выходные». Создание памяток: «Как организовать семейное чтение», «Читайте вместе с детьми», «Если вы решили купить ребёнку новую книгу», «Учите вместе с нами».
Положительных результатов удалось достигнуть за счёт: -        личной мотивации в данной работе, подбора и использования эффективных форм, средств, методов и приёмов по формированию интереса к художественной литературе у детей пятого года жизни. -        обогащения предметно — развивающей среды; -        интеграции с другими образовательными областями; -        использование эффективных форм работ с семьями воспитанников. Проведённая работа дала положительные результаты: уровень развития интереса к художественной литературе позитивно менялся в течении года. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.
Вся система работы способствовала развитию у детей пятого года жизни формированию интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно освоили программный материал, полученные знания, умения и навыки использовали в непрерывной- образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности. В дальнейшей работе по формированию у дошкольников пятого года жизни интереса к художественной литературе с помощью эффективных методов и приёмов планирую: -        обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки); -        обеспечивать совершенствование умений художественно — речевой деятельности на основе литературных текстов: сочинять загадки, сказки по аналогии со знакомыми текстами; -        способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии; развивать творческую речевую активность, способствовать развитию устойчивого интереса и любовь к художественному слову.

Приложенные файлы


Добавить комментарий