Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждени3


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с. Весёлое» Красногвардейский район Белгородская областьИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (статья)
Подготовила воспитатель: Лукьянова Раиса Максимовна
Весёлое 2014г
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была
одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных
условиях она приобретает особое значение. Происходящие в современной
России изменения и преобразования затрагивают все сферы общественной
жизни, вызывают разрушение прежних ценностей и формирование новых.
События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных
ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения
страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры,
искусства и образования как важнейших факторов духовно-нравственного
воспитания. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в
процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность
поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в
прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто
пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь,
подавая нам яркий пример. Видимо, именно поэтому, современная
социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе,
характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется каккризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты
духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание в узком смысле слова это
воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле
слова - эстетическое, нравственное становление личности человека,
воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д. Слово
«фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная
мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенныечерты русского характера, присущие ему нравственные качества,
представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и
т.д. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детскогофольклора заключается в том, что они создают особый вид общения
взрослого и ребёнка. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми,
смешными, занимательными, игровыми произведения малого фольклора
внедряют в детское сознание важнейшие и вечные духовные ценности -
любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие.
Наиболее распространенный вид устного народного творчества - сказки.
Сказка - это одно из основных произведений народного фольклора, которая
раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности,
мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому
себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и
другое. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской
аудитории, что усиливает ее воспитательное влияние. Сказка разговаривает
с детьми языком искусства - светлого, бодрого, понятного и убедительного.
Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность,
реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной
жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такимисложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и
независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.
Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию
ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными
«взрослыми». Те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и дляБольших, и для маленьких. Для детей это не с чем несравнимые уроки
духовной нравственности, для взрослых это уроки в которых сказка
обнаруживает свое порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.
Использование сказки как жанра фольклора в духовно-нравственномвоспитании дошкольников будет эффективным, если: педагог будет
систематически и целенаправленно использовать произведения устного
народного творчества нравственного содержания; если произведения
нравственного содержания будут интересны и понятны детям и если педагог
будет осуществлять тесное сотрудничество с семьей по вопросам духовно-
нравственного воспитания детей.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
воспитание у детей духовно-нравственных понятий;
воспитание нравственных чувств и привычек;
воспитание нравственного поведения по отношению к окружающим;
духовно-нравственное самовоспитание детей дошкольного возраста.
Важными моментами в работе является:
1) позитивный настрой со стороны педагогов;
2) личный пример взрослых (педагоги, родители);
3) связь с семьей.
С целью духовно-нравственного воспитания в работе с детьми важно
провести цикл бесед по произведениям устного народного творчества,
используя универсальную схему Л.Б. Фесюковой, опираясь на которую
работать со сказкой следует строго по следующим разделам:
1. Чтение художественного произведения.
2. Нравственный урок.
3. Воспитание добрых чувств.
Раздел «Нравственный урок» направлен на то, чтобы дать сказке
непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, начто нацеливает она дошкольника, какие моральные установки закладывает вего душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да вней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую
сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок - вот
главная задача педагога. Нетрадиционный подход позволяет помочь уяснить
ребенку, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новуюситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было
наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Главная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова главная установка.
Раздел «Воспитание добрых чувств» предполагает что чувство доброты
составляет основу нравственной целостности личности. Обращаясь к сказке,
важно обратить внимание лишь на отдельные компоненты целой гаммы
добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой
связи следует обращать внимание детей на значимые в нравственном плане моменты, а именно:
- учить детей сравнивать, сопоставлять;
- формировать привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем
самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;
- упражнять детей в синхронном выражении нравственных чувств
обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и
поступкам героев.
К примеру:
- «Докажи, что Аленушка лучше всех»;
- «Кого тебе жалко в этой сказке»;
- «Как бы ты поступил на месте...»;
Как правило в рамках этого раздела используется тризовскую игра (Г.
Альгшуллер, М. Шустерман и др.) - «Хорошо - плохо». Детям предлагается
развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - сделать еще один
шаг в формирование доброты, пусть пока на уровне представлений.
Примерная схема работы по русской народной сказке.
1. Чтение русской народной сказки «Кривая уточка».
2. Нравственный урок - Учись на добро отвечать добром.
3. Воспитание добрых чувств - Мне очень жаль деда с бабой. А вам? Как их
можно пожалеть, чем утешить? Как понимать выражение «Поплакали, да
ничего не выплакали? У вас так бывает? Как с помощью волшебства
изменить конец сказки, сделать счастливыми деда и бабу? Может быть
уточка простит их, а возможно, останется навсегда девушкой, как вы
думаете?
Таким образом, сказка как каждый жанр русского народного
творчества – кладезь народной мудрости. И в каждой сказке - огромный
запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на
разрушение.
Использование сказки позволяет детям сравнить «как было» и «как есть»,
«как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях, помогая
приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей,
зафиксированных в фольклорных жанрах.Литература:
Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения
детей к чтению. - М. : Линка-Пресс. 2003.
Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. - 2002. –
№ 5. - с. 73.

Приложенные файлы


Добавить комментарий