Фамилии обучающихся Аганской школы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Учебное исследование по теме:
«Фамилии обучающихся Аганской школы»
Авторы:
Калиновская Анна, 13 лет, 7 класс
Малькова Виктория, 14 лет, 7 класс
Руководители:
Гукова А.В. – учитель истории,
п. Аган 2016 год
Содержание.
Введение. Актуальность. Цель, задачи. Значимость…………………….3
Основная часть. Проблема. Гипотеза. Объект. Предмет……………......3

Исследование происхождения фамилий ……………………………….3-6
Исследование социальной судьбы представителей фамилий…………7-9
Заключительная часть. Выводы.………………………………………...9-10
Библиография ……………………………………………………………...10
Приложение 2………………………………………………………………11
Приложение 3……………………………………………………………12-13
Введение.
Актуальность: Людям всегда важно знать свое прошлое, жизнь своих предков. Фамилии, «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени», ценный материал для изучения истории своей Родины. По фамилиям устанавливают связи между городами и поселками, составляют родословные, находят потерянных родственников. Фамилия делает человека сильнее, благодаря фамилии, за его спиной стоит история семей, сила всех родственников.
Цель: провести исследование фамилий обучающихся Аганской школы.
Задачи:
выявить распространенные фамилии обучающихся школы;
выявить, насколько обучающихся знают о происхождении своих фамилий;
найти и изучить документы о фамилиях;
проследить социальную судьбу некоторых представителей фамилий
Значимость: В школе и в поселке нет полной и систематизированной информации о происхождении местных фамилий, данное исследование частично восполнит этот пробел.
Методы исследования: теоретические (изучение литературных источников и документов, анализ, обобщение); практические (статистический анализ, опрос, анкетирование). Основная часть.
Объект исследования: фамилии обучающихся.
Предмет исследования: происхождение фамилий, история родов и социальной судьбы их представителей.
Гипотеза: возможно, что происхождение фамилий связано с названиями рек, озер, тех мест, где жили предки наших учеников.
Поселок Аган расположен на правом берегу реки Аган, в 170 километрах от города Нижневартовска. Это современный национальный поселок, в нем проживает 595 жителей.
Мы проанализировали списочный состав обучающихся школы и выявили наиболее распространённые фамилии. Это Айпины, их 4, Казамкины – 3, Покачевы – 10, Сопочины – 6. Провели анкетирование ребят, чтобы выяснить знают ли они о происхождении своих фамилий, выяснилось, что из 23 ребят немного слышали о происхождении своей фамилии только 4 человека. Знают ли своих родственников, родной язык, обычаи? Анкетирование показало, что знают немногие. Так мы утвердились во мнении, что наше исследование просто необходимо, чтобы рассказать ребятам их же историю.
Старожилы поселка Белкина (Покачева) Апполинария Григорьевна, Сверлова (Айваседа) Мария Паповна, рассказали нам о происхождении своих родов и тотемных животных, но о фамилиях у них нет информации. Никто из коренных жителей не смог объяснить происхождения своей фамилии.
Методист Центра ремёсел Айпина Марина Михайловна предоставила документы Покачева Михаила Еремеевича и своей семьи.
Мы неоднократно посещали Карамкинское стойбище, родовое имение семьи Казамкиных, жителей посёлка Аган. В настоящее время владелица стойбища, Казанжи (Казамкина) Любовь Васильевна, занимается туристическим бизнесом. Приезжая в посёлок Аган зимой, Любовь Васильевна катает всех желающих детей на оленях. На стойбище мы познакомились с жизненным укладом современной хантыйской семьи, живущей в лесу: увидели избушки и другие постройки, пробовали пищу, пили хантыйский чай с травами, собирали ягоды, наблюдали за кормлением оленей. Слушали рассказы хозяев о повседневной жизни, о том, как они жили в детстве и что помнят из рассказов родителей, бабушек и дедушек. Но как произошла фамилия Казамкины нам выяснить не удалось.
Директор этнографического музея и районного межпоселенческого центра ремёсел Бондаренко (Покачева) Фекла Семеновна рассказала об истории своего рода Покачевых, предоставила документы семьи: родовое древо, архивные документы деда Галактиона и свои воспоминания. Но объяснения, как произошла фамилия Покачевы, мы не получили.
Фекла Семеновна пояснила, что историей фамилий в поселке специально никто не занимался, таких исследований в музее нет.
Мы обратились к архивным материалам, из которых узнали о происхождении фамилии Покачевых.
Изучили книги из сельской библиотеки «Река Аган и ее обитатели», «Путешествие к хантам», «Хозяйка Агана», нашли в Интернете материалы Г. Д. Вербова, В. И. Сподиной, из этих литературных источников мы узнали о происхождении остальных фамилий.
Происхождение фамилий.
Из бесед со старожилами и из литературных источников мы узнали, что Айпины - верхнеаганские ханты. По легенде Айпины приплыли на лиственничных плотах с Оби и поселились на реке Аган, спасаясь от огненного потопа (цек (чек) най). Всего их было семь братьев и сестра. Они основали святилище Хозяйки реки Аган Охен ими (Оҳtн-ими). В переводе - Великая женщина, её изображали в виде лягушки. Рассказывают, что она была спущена с неба великим богом Торумом, чтобы защищать всех обитателей реки. В переводе с хантыйского фамилия Айпины означает «маленькая ложка» или «маленький народ». Их родоначальником, священным животным, является Бобер. Айпинский род выделялся тем, что среди них встречались люди как с темными, так и с рыжими волосами, с карими и голубыми глазами. Мужчины были высокого роста и обладали большой физической силой (один задушил медведя руками). Были они «уравновешенны, степенны и даже меланхоличны». Речь имели протяжную, «цокающую». Род Айпиных разросся, они разошлись по Агану. В 1930 - 50- е годы Айпины подверглись репрессиям со стороны советской власти. По словам хантов, после «казымского восстания забрали почти всех мужчин, из Айпиных вернулся только старик Ефим, которому было уже около 80 лет». Занятия Айпиных были традиционными для лесных ханты: оленеводство, рыболовство, ремесло.
Покачевы – нижнеаганские ханты. В старые времена их род называли летты явен ях, что означает «лиственничной реки народ» или «чебачьей реки народ». Это река Летта-еган, левый приток Тромагана, позднее их потомки переселились на Вач урие (Старый Аган). Родоначальником, священным животным Покачевых является Лось. О Покачевых говорят, что они «шустрый (подвижный) и даже резкий, но удачливый народ». Современные Покачевы проживают на территории всего Ханты – Мансийского автономного округа.
Сопочины ведут свой род от Сопоч ики с р. Тромъегана; фамилия произошла от хантыйского слова Сопоч ики. Ики в переводе с хантыйского означает «мужчина»; проживали в устье старицы Килсен ури (Чебачья).
Епаркины жили в низовьях реки, относились к тромъеганским хантам. Их духом - покровителем была Йимен упри ави (Священной старицы дочь), чье капище находилось при впадении священной старицы в р. Аган. Фамилия произошла от имени духа-покровительницы Йимен упри ави. Фамилия Еприн числилась среди населения Больше-Юганской волости. Своим родоначальником Епаркины считали медведя.
Тырлины разделялись на две ветви: явер явен ях - «Реки Ягуръяха народ» и карамкин ях (от слов «короста» или «кора»). Тырлиным принадлежали юрты Варсо-пугол; переселенцы с Казыма или Оби. Аганские Тырлины могли прийти и с Югана. В конце 18 –в середине 19 в. Фамилия Тырлин значится среди остяцкого населения Подгородной Юганской волости. Тырлины считаются хранителями родившихся от тромъеганского богарыря и аганской богини духов.
Вонт-лукнк-ими и Вонт-лукнк-ики, обитавших на Йимен ури и охранявших низовья Агана.
Тылчины проживали в устье и низовьях реки Ватъёган, в верховьях который живут ненцы. «У Тылчиных род короткий» говорили ханты. Фамилия происходит от выражения нок тылча, что передает «звук чавкающей по ногами жидкости».Лейковых в начале 20 века были отмечены на большом Югане и Агане. Юганских Лейковых (нёхес явен ях) называли - «соболиной речки народ». От мальчика Люёк–ики и ведет свое происхождение Аганский род Лейковых. Они выделялись «токающим говором».
Сардаковы кроме Айпинх и Лейковых к «потопом принесённому народу» (цек най ноптем ях) относят себя и Сардаковы. Имена первых жителей старики не помнят, но через пару столетий у них родился сын Атыка. От его пятерых детей (Прохора, Андрея, Петра, Пропа и Ивана) ведут своё происхождение Сардаковы. Их называют явэр(ав-вур)ях - «Крученой реки народ» или нёрэм ях – «болотные люди». Род Сардаковых славился множеством сильных шаманов.
Казамкины занимали верховья Агана, переселившись с реки Казым. Среди Казамкиных выделяются: артны (ларекни) ях - «ершовой речки народ», кавахэн явэн ях – «плывуна речки народ» (ампутинские), а так же сап ури ях – «старицы с ручьём (от сап – ручей, соединяющий старицу с рекой) народ». Отличительной чертой «породы Казамкиных» считались темные волосы и глаза, а также «шоканье». Остальные представителями фамилии Казамкиных «пошли от пяти братьев и приходились друг другу близкими родственниками». Главным духом - лунком Казамкиных считался хозяин верховий Агана и «оленный человек Тункер-ури-ики».
Айваседа – род лесных ненцев. Род Щуки (Пытля), живут по р. Варьѐган. К ним примыкают роды Тѐтт и Вэлла. Исключение составляет Ю. К. Айваседа (Вэлла), который в поисках места под родовое угодье основался на р. Тюй-тяха (граница Сургутского и Нижневартовского районов). У Айваседа традиция – с родственниками близко не селиться, чего нельзя сказать о Тѐтт и Вэлла, которые имеют привычку «наступать на земли своих соседей». Род Айваседа состоит из трѐх корней (подразделений): 1. нойсама (от ной «сукно»), это слово определяет красный цвет, а значит, власть; 2. тянlюша – (от тянlѐш «дрожит», «мерзнет» (в значении «страх»); 3. hайвашата «безголовые». «Безголовыми» Айваседа прозвали богатые ненцы за бедность «такие бедные, что своей головы не имели», но есть еще одно значение – «без главы семьи», «живущие каждый сам по себе».
Мы изучили документы этнографического и школьного музеев, личных архивов Бондаренко Ф. С., Айпиной М. М., посетили Карамкинское стойбище Аганских ханты, собрали и систематизировали материал о некоторых носителях фамилий.
Исследование социальной судьбы представителей фамилий.
В роду Айпиных есть знаменитый писатель Айпин Е. Д., который родился в посёлке Варьёган, но некоторое время жил и обучался в Агане. В школьном музее, созданном при поддержке Еремея Даниловича, имеются его биография многочисленные фотографии, награды, поощрения и книги. В настоящее время Еремей Данилович проживает в городе Ханты-Мансийск, является членом Союза писателей, депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа, был президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с 1993 по 1997 годы.
Все дела и заботы Айпина Е. Д. связаны с сохранением языка и культуры ханты, в этом он поддерживает школы, музеи округа, отдельных энтузиастов и представителей коренного населения. Еремей Данилович пишет о сородичах, о народе ханты, о его земле на русском и хантыйском языках. Он автор многочисленных литературных произведений. Его произведения печатали журналы «Октябрь», «Юность», «Наш современник», «Советская литература», «Мир Севера», «Урал», «Сибирские огни», «Полярная звезда». Он лауреат премии «Звезда Утренней Зари».
Айпин Е. Д., создатель фундамента литературы ханты.
В 1987 году Еремей Данилович вместе с литератором Б. Зуйковым разобрал деревянные постройки в своём родовом селении на Агане, возведённые его отцом и дедом, перевёз в Ханты-Мансийск и собственноручно собрал их на Семи Холмах. Так родился окружной этнографический музей «Торум МАА».
Айпин Е. Д. оказал серьёзную поддержку Аганской школе в создании школьного музея.
Истории рода Айпиных Еремей Данилович посвятил очерк «И уходит мой род», который входит в сборник материалов фольклорно – этнографической экспедиции «Путём Хозяйки Агана».
Бондаренко (Покачева) Фёкла Семёновна родилась в семье потомственных рыбаков, оленеводов и охотников в летних юртах Нань – Ёганских Сургутского района, на реке Аган в 1945 году в семье Покачевых Семёна Галактионовича 1915 г.р. и Марины Антоновны 1911 г.р. Её семья по отцу принадлежала роду Инклетовых, их чумы в древние времена стояли на берегу реки Аган. В 1947 году отца Покачева Семёна Галактионовича арестовали и обвинили в антисоветской деятельности. Раннее детство Фёкла провела в юртах с родителями. В 1960 году окончила Аганскую восьмилетнюю школу, в 1972 году, после окончания торгово-кооперативного училища в Ханты-Мансийске и работы в Сургуте, вернулась в Аган. Работала бухгалтером на рыбоучастке, председателем Аганского сельского совета. В 1989 году с помощью своих односельчан Покачевых Михаила Ивановича, Иосифа Ивановича, Архипа Николаевича Фёкла Семёновна заложила небольшое национальное летнее стойбище. На его базе построили Аганский этнографический музей-театр. В 2010 году по инициативе и под руководством Бондаренко (Покачевой) Ф. С. был открыт межпоселенческий центр ремёсел Нижневартовского района. Работники этнографического музея, центра ремёсел служат сохранению культуры народов ханты, манси, ненцы.
За свою деятельность Фёкла Семёновна имеет многочисленные грамоты, благодарности; является лауреатом премии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За развитие культуры малочисленных народов Севера», постановление Губернатора Ханты – Мансийского автономного округа-Югры А.В. Филипенко от 31 мая 2007 № 95 г.; присвоены звания:
«Почётный гражданин Нижневартовского района» за многолетний труд, значительный вклад в развитие и укрепление экономики и социальной сферы Нижневартовского района. Постановление главы администрации Б.С. Хохрякова от 20.07.1998 № 225;
«Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Постановление Губернатора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Н.В. Комаровой от 07.12. 2011 № 172.
Музей и центр ремёсел сплотили вокруг себя коренных жителей села, стали национальным и культурным центром. Благодаря Бондаренко Ф. С. представители коренного населения получили постоянную работу.
Покачева Галина Котевна родилась на стойбище (река Айкаеган) в семье оленеводов. Окончила Аганскую восьмилетнюю школу, родила и вырастила 5 – х детей, двое из них проживают в Агане. Покачева Г. К. занимается традиционными видами ремесел, проводит мастер – классы для молодого поколения по бисероплетению, выделке шкур, плетению циновок из камыша, плетению корневатиков; участвует в выставках; конкурсах, в том числе в I Всероссийском конкурсе мастеров декоративно-прикладного творчества и традиционных ремесел «Урал мастеровой» в городе Челябинске в номинации «Художественная обработка бересты», где стала дипломантом. В 2008 году комиссией Всероссийского творческого объединения «Союз художников России» Галине Котевне присвоено звание Народного мастера России. Покачева Г. К. сделала большой вклад в развитие Аганского этнографического музея-театра и районного межпоселенческого Центра ремесел.
Покачев Максим Еремеевич составил сборник хантыйских сказок «Сказки дедушки Максима», сказки записал на магнитофон.
Покачева Варвара Степановна была исполнительницей многочисленных хантыйских песен.
В районном межпоселенческом Центре ремёсел работает методистом Айпина Марина Михайловна (Покачева) занимается историей и культурой народов Севера. Муж Марины Михайловны Евгений работает на Карамкинском стойбище, где знакомит туристов с бытом народа ханты. У Евгения и Марины четверо детей. Двое из них дочки Анастасия и Раиса - талантливые исполнительницы мелодий на хайнтыйском музыкальном инструменте «Наркас-юх», так же активные участницы районных и окружных мероприятий, призёры спортивных соревнований на подволоках, на обласе. Вся их семья чтит традиции народов севера и следует им.
Казанжи (Казамкина) Любовь Васильевна организовала туристический бизнес на Карамкинском стойбище.
В нашей школе есть ученики, которые знают родной язык, интересуются родной культурой, участвуют в соревнованиях по национальным видам спорта, конкурсах этнокультурной направленности, среди них Яскевич Валентина, ученица 8 класса и Сопочина Росана, ученица 6 класса. Росана хорошо знает хантыйский язык и свободно на нем разговаривает, поет хантыйские песни, танцует национальные танцы; делает украшения из бисера и даже умеет управлять оленями. Росана очень интересная и добрая девочка, мы любим с ней общаться.
Валя и Росана являются участницами проекта «Создание мультимедийного электронного пособия по курсу «Материальная культура народов ханты и манси».
Среди представителей фамилий в поселке есть мастера хантыйских традиционных ремесел, учителя, работники жилищно – коммунального хозяйства, уборщицы, сторожа, предприниматели.
Заключительная часть. Выводы.
В процессе исследования «Фамилии обучающихся Аганской школы» мы:
провели статистический анализ списочного состава обучающихся школы;
провели анкетирование и выяснили, знают ли ребята историю своих семей и фамилий;
изучили документы этнографического и школьного музеев, личных архивов жителей;
изучили литературные источники, связанные с происхождением Аганских фамилий;
узнали, с чем связано происхождение фамилий: из 8 фамилий только 3 связаны с названиями рек, а это значит, что наша гипотеза «возможно, что происхождение фамилий связано с названиями рек, озер, тех мест, где жили предки наших учеников» подтвердилась частично.
Представителей распространенных фамилий объединяет то, что все они связаны с национальной культурой и сделали немалый вклад в ее сохранение и развитие. Ребятам нашей школы есть чем гордиться, в одном маленьком поселке столько замечательных людей!
Материал о нашем исследовании мы предоставим в этнографические музеи поселка Аган и города Лангепаса. Результаты исследовательской работы будут храниться в школьном музее и могут быть использованы на классных часах.
В данной работе мы написали только о выдающихся жителях нашего посёлка, но нам не менее интересны судьбы и простых жителей, трудовых семей. Мы уже собираем материал и следующую работу посвятим нашим незнаменитым односельчанам.
Библиография
Е. В. Перевалова, К. Г. Карачаров Река Аган и ее обитатели. //Екатеринбург; Нижневартовск УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006
У. Т. Сирелиус Путешествие к хантам//Издательство Томского университета, 2001
Ю. Вэлла Река Аган с притоками. Опыт топонимистического словаря. Бассейн реки Аган//г. Ханты – Мансийск, 2010
Автры – составители О. Г. Корниенко, Ю. К. Айваседа. Сборник материалов фольклорно – этнографической экспедиции// Нижневартовск: издательство «Приобье», 1999
http://wwwold.ugrasu.ru/science/journal/12/5/documents/Spodina_V_I.pdfhttp://viperson.ru/data/201012/spodina118143152.pdfhttp://www.оуипиир.рф/sites/default/files/vu/vu-2-2011-140-145-opt.pdfhttp://ethnobs.ru/file/Perevalova_Severnye_hanty_2.pdfПриложение 2
Воспоминания,
записанные со слов Бондаренко (Покачевой) Ф. С.
Имя Фёкла мне дала моя бабушка по отцовской линии, а дома меня родители и родные звали Чокыли. Мои сестра и брат родились позже, с разрывом на 12 лет. Моя тётя, которая сейчас живёт в с. Варьёган, Казамкина Анна Галактионовна, в детстве была моей няней.
В моей коллекции игрушек есть моя детская сумочка, подаренная мне моей бабушкой по материнской линии. В этой сумочке хранились мои детские немудрёные куклы и игрушки. Когда я росла, время было тяжёлое, послевоенное, питания не хватало, хлеб давали по карточкам. Как и всех детей, меня забрали в школу-интернат с 7 лет. Хоть я и была ребёнкм стеснительным, учёба давалась мне легко, училась на «4» и «5». По профессии я бухгалтер, более 25 лет отработала по специальности. В 1989 году, работая председателем Аганского сельсовета, с помощью своих односельчан Покачева Михаила Ивановича, Покачева Иосифа Ивановича, Покачева Архипа Николаевича я заложила небольшое национальное летнее стойбище. На его базе построили Аганский этнографический музей-театр, директором которого я работаю, уйдя на пенсию в 1994 году. Мой отец, Покачев Семён Галактионович, всегда мечтал о том, чтобы след национальной культуры не затерялся. А он мог один за несколько дней и ночей полностью провести «Медвежий обряд». Судьбе было угодно проложить мой путь к своей родной культуре.
Изготовлением кукол и игрушек я занялась не сразу, хотя сбором материала занималась постоянно. С коллективом работников музея изготовлены и описаны наши некоторые игры. Куклы сшиты по моему воображению. Таких кукол раньше могло и не быть. Они передают культуру хантов Агана по стилю одежды.
Коллекция будет расти и дальше. Игры и игрушки народа ханты собраны не до конца.
Приложение 3
Записаны со слов старейшины рода - Покачева Максима ЕремеевичаСказки дедушки Максима.
Со стороны Тромъегана в давние времена приехала одинокая женщина с двумя сыновьями из рода Лятты-ях – это слово произошло от названия реки Лятты-явын в верховых р. Тромъеган и поселилась у р.Аган недалеко от притока р.Аган-это Вачь¹-урий². На р. Вачь-урий есть и досих пор древнее городище. Там было большое поселение рода. Затем оттуда постепенно все расселились по родам по руслу р.Аган4. Так образовались юрты Нань-Еган³. Дальше стал размножаться род Покачевых и стали себя называть Наньеганский род от названия реки, где они поселились (Нань-Еган). Позже род Наньеганский увеличился и мест для промысла охоты и рыбалки стало не хватать. Они вынуждены были делать вылазки на чужие родовые угодья, что было запрещено по негласному закону предков. Поэтому Наньеганских называли («голыни»), что в переводе означает «хватун». Так иногда называли их и в шутку.
¹«Вачь» - урий – городской урий²Урий – маленькая, узенькая речушка, протока
³«Нань - Ёган» - лиственная речка
4Аган – в переводе с хант. «ёхан» - речка.
Глупая мышка
Встретились как-то осенью в Покачёвском бору мышка и бурундук. Вышел у них спор: кто из них лучше запасы на зиму спрячет. Спорят, каждый свою правоту доказывает. Вот спорили они, спорили и решили, что надо каждому спрятать припасы в надёжное место, а зимой встретиться и разрешить спор. Думал бурундук, думал и не придумал ничего более надёжного, чем дупло дерева. Мышка же была горделива и очень хотела выиграть спор. Долго она размышляла. А потом взглянула на небо и, увидев маленькую тучку, решила: «Закопаю в норку под этой тучкой!»
Прошла осень, задули холодные зимние ветра – пора доставать съестные запасы. Встретились два спорщика на том же месте. Бурундук достал орешки из дупла. Мышка же решила удивить бурундука. Она сделала таинственное лицо и сказала: «А я спрятала свои зёрнышки вот под этой тучкой». Мышка и бурундук подняли головы вверх, но небо над ними было голубое без единой тучки. Так глупая мышка поплатилась своими припасами за горделивость и хвастливость.

Приложенные файлы


Добавить комментарий