«Рабочая программа педагога дополнительного образования «Театральный кружок на русском языке»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Обдорская гимназия»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
художественной направленности
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Возраст обучающихся – 8-17 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель: Вторушина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «Обдорская гимназия»

город Салехард, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа театрального кружка на русском языке (далее КРУЖОК) имеет художественно-эстетическую направленность.
Образовательная деятельность творческого объединения связана с поиском модели художественно-творческого развития школьников в на основе синтеза искусств (сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах художественной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество).
Психолого-педагогическую основу работы объединения составляют:
положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике художественно-творческого развития ребёнка и праве каждого ребёнка, независимо от наличного уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
идеи использования синтеза искусств в художественном образовании подрастающего поколения (В. Ванслов, Б. Неменский, С. Московская и др.);
теоретические и методические разработки в области начального литературного образования, театральной и музыкальной педагогики (К.И. Чуковский, В.И. Глоцер, В.А. Левин, О.С. Ушакова, Л.Е. Стрельцова, А.П. Ершова, Е.К. Чухман, Н.А. Опарина, Н.И. Чистякова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.);
общепедагогические принципы (последовательность, систематичность, доступность, эффективность) обучения.
Новизна данной программы состоит:
– в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном творческом объединении;
– в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр» и «музыка»;
– в использовании в качестве основных репертуарных произведений авторских пьес и текстов песен (сочиненных педагогами и студийцами).
Программа в ряде элементов перекликается с существующими в данной области (её технологической основой можно считать программу «Актерское мастерство» А.П. Ершовой и В.М. Букатова). Но все содержательные и методические аспекты настоящей программы адаптированы к занятиям разновозрастного объединения и комплекса ознакомительных, исполнительских и творческих занятий.
Цель программы – содействие личностному развитию школьников 8-17 лет средствами комплексного подхода в художественном образовании (через создание и деятельность самодеятельного театрально-музыкального коллектива).
Задачи в области театрального искусства:
– организация начального литературного образования (НЛО) и детского литературного творчества;
– закрепить знания детей о различных литературных жанрах, стилях; основах стихосложения и т.д.;
– дать основы художественного анализа литературного произведения в процессе ознакомления со спецификой и историей жанра;
– содействовать развитию поэтического слуха в процессе восприятия, игр, инсценирования, различных форм сочинительства;
– организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
– содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;
– содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);
– предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа спектакля; организации театрализованно-досуговой деятельности.
Особенности возрастной группы детей. Программа рассчитана на работу с массовой категорией детей 8-17 лет. Предполагаемое количество обучающихся – 10-15 человек. Состав группы – постоянный. Особенности набора детей – свободный.
Режим занятий. Программа предполагает 2 года обучения на основе усложнения программного материала и технологий педагогической работы с детьми. Продолжительность занятия составляет 40 минут (однако, может колебаться в зависимости от возраста детей, уровня и направленности программы работы, конкретных образовательных и творческих задач и т.д.). Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 2 часа. Общее количество часов в год – 68 часов.
Занятия носят открытый характер, что обусловлено, в том числе, репетиционными мероприятиями.
Предполагается активное включение родителей в образовательный процесс и организацию досуговой деятельности объединения. Коллектив объединения может участвовать в организации и проведении массовых мероприятий гимназии; творческих конкурсах самодеятельных объединений.
Ожидаемые результаты
активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности;
развитая эмоциональная сфера личности;
гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании;
развитие творческого потенциала личности;
развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности;
формирование технических умений в определённой деятельностной сфере;
развитие исполнительских способностей.
Способы проверки результатов обучения
Организации НЛО и детского литературного творчества. Диагностика по методике О.С. Ушаковой (знания о жанровых и стилистических особенностях произведений литературы, уровень начитанности и способности в области словесного творчества, авторские сочинительские произведения или сочинительство в соавторстве).
Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности. Диагностика:
техники речи (артикуляция, дикция, орфоэпия, тембр, темп и т.д.);
интонационной выразительности речи (способность к интонированию по образцу, по заданию, на основе образа);
уровня развития исполнительских умений (на основе исполнения ребёнком художественного произведения);
уровня моторно-двигательного развития (чувство ритма, пластика, координация движений);
уровня коммуникативного и рефлексивного развития (в процессе беседы с ребёнком).
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие достижения каждого обучающегося.
Основы сценического движения и сценического танца. Диагностика:
физического и соматического здоровья ребёнка;
уровня развития двигательной координации и чувства ритма;
готовности и умения воспроизвести танцевальные движения на предложенную музыку.
В качестве промежуточных результатов работы могут рассматриваться: подготовка сольных исполнительских номеров (чтецких, вокальных) или отдельных групповых композиций (сценок, ансамблей); постановка музыкально-драматических спектаклей, подготовленных участниками объединения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название разделов и тем Количество часов
Теория
1год/2год Практика
1год/2год Всего
1год/2год
1 Организация НЛО и детского литературного творчества 1/1 4/4 5/5
1.1. Жанр, стиль, характер литературного произведения.
Вводная беседа. Игры по развитию внимания «Эхо», «Чепуха или нелепица» 1 1 2
1.2. Сочинение сказки
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» - 1 1
1.3. Сочинение загадки - 1 1
1.4. Игры в рифмы и основы стихосложения - 1 1
2 Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности 3/3 22/22 25/25
2.1. Техника и интонационная выразительность речи
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). 1/1 1/1 2/2
2.2. Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. 2/2 2/2 4/4
2.3. Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения
- Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).
- Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. - 3/3 3/3
2.4. Исполнение диалоговых текстов - 1/1 1/1
2.5. Работа над концертной сценической программой - 2/2 2/2
2.6. Работа по постановке спектакля
- Знакомство со сценарием
- Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.).
- Отчитка отдельных сцен спектакля. Шумное оформление по текстам, деление на группы. Оговаривание сценических движений
- Сценическая работа. Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения
- Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
- Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением - 12/12 12/12
3 Основы импровизационного чтения 2/2 2/2 4/4
3.1. Упражнения на развитие чувства ритма строки, интонирования, голосовых данных, дыхания при чтении 1/1 1/1 38
3.2. Развитие навыков импровизированного исполнительства любых видов текста (научных, литературных, философские рассуждения) 1/1 1/1 38
Итого: 6/6 28/28 34/34
Итого: 68
Примечание: данный учебно-тематический план составлен на два года обучения и включает расчёт учебных часов на одну подгруппу учащихся творческого объединения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация НЛО и детского литературного творчества
Тема 1.1. Жанр, стиль, характер литературного произведения. Знакомство с основами структурного и содержательного анализа литературного произведения. Виды жанров. Стилевые особенности различных жанров. Характер литературного произведения и его проявление в стилевых особенностях.
Тема 1.2. Сочинение сказки. Сказка как жанр литературы. Виды сказок. Особенности композиции и языка сказки. Сочинение сказок на заданные сюжеты и в заданном стиле.
Тема 1.3. Сочинение загадки. Жанр загадок, отражение в них традиционных народных представлений. Композиция загадки, особенности её языка. Сочинение загадок на заданные сюжеты.
Тема 1.4. Игра в рифмы и стихосложение. Рифма, её ключевая роль в построении поэтического произведения. Виды рифм, особенности их построения. Смысл стихотворение и рифма. Рифма как инструмент поэтической выразительности. Сочинение небольших стихотворений на заданные рифмы.
Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности.
Тема 2.1. Техника и интонационная выразительность речи. Понятие о технике и интонационной выразительности. Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитии речевой выразительности (скороговорки, чистоговорки, «лепка фраз» заданной интонации и т.д.).
Тема 2.2. Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца. Индивидуальное и коллективное выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие навыков и приёмов сценической пластики: Волшебная булавка» (на воображение), «Переход в Зазеркалье» (на внимание, воображение и быстроту реакции), «Два кота» (на память и воображение), «Перетягивание верёвки» (на воображение и раскрепощение), «Падающие мячи» (на воображение и раскрепощение), «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпоритма), «Спасатели» (на быстроту реакции и мобилизацию), «Тир» ( на внимание и быстроту реакции), «Каша в кастрюле» (на раскрепощение и воображение), «Ямы в воде» (на быстроту реакции и воображение), «Слепой ловит невидимку» (на воображение и быстроту реакции), «Неприятные ощущения» (на память и воображение), «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и раскрепощение), «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление энергетического баланса малой группы),
Тема 2.3. Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения. Тренинг чтения различных по жанру литературных произведений. Отработка дикции, выразительности, интонации.
Тема 2.4. Исполнение диалоговых текстов. Тренинг сценического исполнения диалоговых текстов. Отработка умения взаимодействовать с партнёром в ходе диалога, используя различные выразительные средства.
Тема 2.5. Работа над концертной сценической программой. Знакомство с концертной программой, определение структурных частей и исполнителей. Содержание отдельных номеров концертной программы. Тренинг индивидуальных и коллективных номеров. Репетиции на сцене: индивидуальные и коллективные. Репетиция сводного варианта сценической программы. Генеральная репетиция.
Тема 2.6. Работа по постановке спектакля. Знакомство с пьесой, читка пьесы, разбор по ролям. Тренинг: творческие этюды, индивидуальная работа с исполнителями ролей, работа над коллективными мизансценами. Построение мизансцен, работа с подгруппами и индивидуальная работа с исполнителями ролей. Отработка мизансцен, работа над пластической и интонационной выразительностью. Работа над выразительностью целостного художественного образа спектакля. Репетиция в условиях, приближенных с сценическим. Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций и реквизитом и т.д.). Сводная репетиция на сцене – соединение всех видов сценической работы. Индивидуальная работа. Генеральная репетиция – прогон спектакля, просмотр композиции и анализ результата работы с детьми. Индивидуальная работа Показ сценического представления. Анализ работы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий.
Используются следующие формы занятий:
– ознакомительное (беседа, показ, просмотр, встреча или интервью с деятелем искусства и т.д.);
– исполнительское (тематическое или предметное);
– творческое (импровизационное, сочинительское, игровое);
– комбинированное или комплексное.
В ходе ознакомительного занятия дети знакомятся с различными аспектами той или иной области, направления, вида искусства, являющегося предметом образовательной и творческой деятельности объединения. Например, с творчеством конкретного деятеля искусств, с направлением в искусстве (жанром, видом театрального, музыкального, изобразительного искусства), с особенностями конкретной исторической эпохи, отразившимися в истории искусства и т.д.
Показ (демонстрация, исполнение произведений искусства, сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным или театральным репертуаром. При просмотре в роли исполнителя выступает другой профессиональный исполнитель или коллектив, педагог в таком случае выполняет роль комментатора в начале или после просмотра.
Наиболее часто используемой в ознакомительном занятии формой является беседа – целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог с ведущей ролью педагога на заранее запланированную тему (показ или просмотр могут стать составной частью беседы). Методика проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы, то есть на полилог, а не на диалог с одним-двумя наиболее активными и заинтересованными детьми. Также в ходе беседы важно создать определенный «эмоциональный накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и эмоциональной позицией педагога. Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации по данной теме.
В ходе исполнительского занятия главной решаемой задачей является развитие технических навыков и художественных способностей детей в исполнительской деятельности на разных ее этапах. Оно занимает центральное место в деятельности театрально-музыкального творческого объединения.
Подобные занятия могут быть тематическими или предметными, проводиться в коллективной или индивидуальной форме. Методические приёмы, используемые педагогом, должны обеспечить соблюдение пропорций технической, тренинговой и исполнительски-творческой деятельности детей в ходе занятия, создать эмоционально-образный настрой всех участников на совместную деятельность, обеспечить включение всех детей группы в процесс занятия на каждом отрезке времени в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Важно, чтобы в ходе занятия и после него педагог мог оценить деятельность детей с точки зрения динамики изменения их исполнительского роста, а также, чтобы и сами дети приобретали в ходе таких занятий навыки самооценки.
Предметное исполнительское занятие имеет достаточно чёткую внутреннюю структуру (разминка, тренинг, работа над закреплением старого материала, разучивание нового, оценка проведённой работы). Тематическое исполнительское занятие может иметь более свободную структуру, в нём комбинируются разные виды деятельности детей, оно (особенно при работе с младшими школьниками) имеет, чаще всего, игровую форму («Путешествие в сказку», «Синяя страна» и т.п.).
В творческом занятии создаются условия для развития общих и специальных творческих способностей детей на основе создания конкретных продуктов детского творчества (материального или духовного характера).
В подготовке такого занятия необходим творческий подход; типовой структуры здесь не предполагается (независимо от возраста детей). Условно можно охарактеризовать занятия этого вида по преимущественно используемым приёмам и видам организации деятельности: импровизация, сочинительство, поисковая или творческая игра и т.д. (хотя они могут сочетаться и на одном занятии). Творческое занятие может проводиться как самостоятельное или как вторая часть комплексного занятия (например, предваряться ознакомительной беседой или показом).
При импровизационной форме педагог направляет деятельность детей на ту или иную интерпретацию существующего произведения (исполнение его в определённом стиле, пародирование произведения и т.д.), чтобы выявить и развить способность ребёнка к импровизации. В другом случае перед детьми ставится задача сочинить или «досочинить» какое-либо произведение на определённую тему, сюжет, по опорным сигналам (рисунки, музыкальный размер, пиктограмма и т.п.). Такая работа может носить индивидуальный и коллективный характер.
Сходными по решаемым задачам являются игровые творческие занятия, где задаётся направленность игры («Звук превратился в жест», «Сказка наизнанку», «Колобок и Царевна-Лягушка», «Буратино подружился с Карабасом», «Скрипичный и басовый ключи поменялись местами», «Эхо», «Обезьяна и ее тень» и т.д.).
Комбинированные и комплексные занятия решают задачи художественно-эстетического развития личности ребёнка в разных направлениях (музыка + театр, театр + изобразительная деятельность, музыка + литературное творчество и т.д.), являясь технологическим воплощением идеи синтеза искусств и артпедагогического подхода в образовании. Такое занятие сочетает элементы разных форм и позволяет развивать разные личностные стороны участников театрально-музыкального творческого объединения «Аладдин».
Кроме этого, в работе объединения используются и другие формы.
Экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. Такая форма внеаудиторной работы обеспечивает наглядность обучения.
Важное место в методах работы объединения имеет совместное проведение досуга.
Досуговая работа способствует развитию интереса детей к занятиям, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию своего единства, развитию эмоциональной и познавательной сферы и т.д.
Ведущей в досуговой работе является игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.
Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досугов:
– досуг, подготовленный детьми творческого объединения под руководством педагогического коллектива;
– досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов;
– досуг, подготовленный педагогами объединения для детей;
– досуг, проводящийся силами приглашённых лиц (актёров, массовиков, психологов и т.д.)
В подготовке любого досуга очень важен нестандартный творческий подход и продуманность всех деталей в составлении сценария. Например, при составлении сценария концерта можно просто определить последовательность номеров и подготовить конферансье, объявляющего их в традиционной торжественной манере, а можно придумать нетрадиционный вариант конферанса (например, конферанс-интервью, конферанс-театрализация, конферанс-шоу и т.д.).
В работе объединения широко применяются игровые методы, поскольку игра может использоваться:
– как средство обучения (учить, играя);
– как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя);
– как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя);
– как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре);
– как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре);
– как средство диагностики (раскрываемся в игре).
Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.
Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.
В последнем случае тренинг используется в целях совершенствования разных сторон личностного развития и в целях коррекции и преодоления проблем личностного развития.
Формы проведения тренингов могут быть различны (индивидуальные, парные, малыми группами и целыми группами объединения).
По ведущему способу (виду) деятельности тренинги можно подразделить на
– технические (используемые для отработки определенных движений, быстроты реакции, навыков, операций исполнительского мастерства и т.п.)
– игровые (используемые преимущественно в психотренингах – ролевые игры, психодрама, психогимнастика; либо сходные по задачам с техническими, но решающие их в игровой форме – особенно часто это необходимо в работе с детьми младшего возраста)
– контактные (связанные с отработкой умений обучающихся работать в паре или в ансамбле; в психотренингах – для решения задач коммуникативного развития и проблем в общении)
В работе с детьми младшего возраста, при проведении комбинированных, комплексных и тематических занятий необходимый детям «содержательный отдых», смена видов деятельности, движение, релаксация могут быть уже включены в содержание (как правило, между технической и творческой частями или между повторением старого и разучиванием нового репертуара).
Требования к организации работы на перемене:
– сменность видов деятельности;
– учёт гигиенической и эстетической обстановки в помещении;
– обеспечение безопасности и охраны здоровья детей (во время перемены все дети должны быть в поле внимания педагога);
– соотнесённость содержания работы на перемене с содержанием занятия или другой формы работы;
– свободный развивающий характер деятельности детей на перемене;
– учёт индивидуальных особенностей детей;
– активная позиция руководителя.
Перемена используется и для подготовки к следующей части занятия совместными усилиями педагога и детей, которые получают различные посильные поручения (разложить бумагу для записей, принести магнитофон, достать из шкафа реквизит, убрать на место уже не нужную атрибутику и т.д.).
Наконец, необходимым средством методического обеспечения деятельности объединения является и работа с родителями.
Используются такие основные формы:
– проведение родительских собраний;
– анкетирование;
– концерты и открытые занятия для родителей;
– совместные праздники (просмотры, экскурсии);
– непосредственное участие родителей в деятельности творческого объединения.
Условиями успешности этой работы являются:
– точная и корректная диагностика статуса ребёнка в семье и стиля семейного воспитания;
– создание заинтересованности родителей не только в продуктивном, но и в развивающем результате занятий ребёнка в творческом объединении;
– информированность родителей о процессе работы объединения, в котором занимается ребёнок;
– установление традиций проведения совместных с родителями мероприятий;
– умение педагога «говорить на языке» и детей, и родителей (что в каждом конкретном случае весьма индивидуально).
– чёткая принципиальная позиция педагога по всем вопросам деятельности объединения и работы каждого ребенка в нем
Специфика работы театрально-музыкального творческого объединения также предполагает определённую форму построения занятий.
Каждое занятие целесообразно начинать с «технической части» – наработки навыков актёрской игры, сценического мастерства и вокальной техники (распевания). Продолжительность разминки от 2 до 4 минут, в зависимости от задач этапа работы коллектива и временных возможностей.
Структура и наполнение разминки
Часть разминки Упражнения
Моторная - Для головы и шеи: наклоны, вращение, вытягивание
- Плечи и руки: пожимание, вращение, торсии, вытяжки
- Корпус: вращение, вытягивание, торсии с руками, вес
- Ноги: вращение, прыжки, приседания.
- Ритмические упражнения (эхо, пулеметная очередь…)
- Упражнения на внимание (ловля хлопка, мяу-пшшш…)
Артикуляционная - Разминка для губ и челюстей: вращение, растягивание
- Для языка: уколы, вытягивание, болтушки
- Вибрации с постукиванием кончиками пальцев и кулаками.
Дикционная - А-о-у-и-ы + слоги
- Контрастные гласные + скороговорки
- Чистоговорки с напрашивающимися рифмами
- Скороговорки с ритмическими рисунками
Интонационная - Скороговорки с заданной интонацией
- «Лепка фразы» с заданными интонациями – 2 команды
- Одна интонация (на имя, на счет)
- Пулеметная очередь интонаций
Пластическая - Разделение на группы
- Этюды по темам
- Этюды по картинам
- Игры (ниточка, шар, канат, зеркало, тень, кошки, лепка)
С самого начала обучения актёрскому мастерству необходимо развивать у учащихся «чувство локтя». Театр – искусство коллективное. Поэтому данные упражнения целесообразны не только на начальном этапе, но и на протяжении всего периода обучения как средство собрать внимание, мобилизовать, разделить на творческие команды группу перед началом занятия, репетиции.
Групповые упражнения вырабатывают умение чувствовать своих партнёров. Используется комплекс упражнений такого рода: «встать по пальцам», «собрать разобранные предметы», «собрать радугу», «собрать одноцветные цветки из лепестков», «собрать разрезанные картинки», «поменяться местами», «японская машинка», «третий лишний» и др. При выполнении упражнений поощряется импровизационность, умение обучающихся придумать как можно больше разных этюдов в рамках заданного упражнения.
Специальные упражнения посвящены отработке техники бессловесного действия как основы физического действия на сцене. Отрабатываются такие элементы этой техники, как:
– вход, то есть любое движение к объекту (реальному – видимому или невидимому зрителю, воображаемому; одушевлённому или неодушевлённому; материальному или нематериальному). Виды входа (этюды и упражнения): «к цели, к делу, думая, ища, уходя»;
– оценка (первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель его только возникает в сознании);
– мобилизация (та или иная концентрация внимания человека на цели). Ей предшествует «мобилизованность» – степень готовности человека к деятельности до уяснения цели (до оценки). После оценки мобилизованность переходит в ту или иную мобилизацию. Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании, в общей подтянутости мускулатуры тела и, в частности, позвоночника. Это – рабочее состояние тела, его приспособленность к затрате усилий и относительно широкому выбору действий;
– пристройка, которая начинается немедленно после оценки, когда в сознании возникает конкретная, предметная цель; это – преодоление физических преград, препятствий на пути к цели. Пристройка бывает двух видов: для воздействия на неодушевленные предметы и для воздействия на партнера. Большое внимание при тренинге пристройки уделяется выработке умения подсознательно ощущать свой вес как вид изменения в бессловесном действии (три вида веса – тяжёлый, лёгкий, «с достоинством»);
– воздействие (непосредственное воздействие на партнёров в той или иной форме). Объектом словесного воздействия является сознание человека; воздействие на сознание партнера производится с целью переделать его, перестроить, приспособить к интересам действующего. Имеется шесть «адресов» воздействия на сознание – внимание, чувство, воображение, память, мышление и воля .
При словесном воздействии особое значение имеет лепка фразы.
Действовать словами – это значит рисовать ими картину не для слуха, а для глаза партнёра, внедрять в его сознание свои видения. Чтобы действовать словами, нужно, прежде всего, видеть, отчётливо представлять себе то, о чём говоришь. Средство такого рисования – использование всего диапазона голоса. Рисуемая словами картина в зависимости от её содержания состоит из более крупных и более мелких частей – элементов и их связей (в том числе, из общих логических и интонационных конструкций). Внутренняя психологическая сторона «лепки фразы» заключается в умении видеть не только присутствующие в ней элементы, а цельную картину, состоящую из отдельных частей:
Субординация ударных слов в различных фразах при рисовании одной картины создаёт перспективу речи, увлекающую слушателей.
Средства словесной живописи – паузы, повышения, повышения, усиление, ослабление звука и темп. Этими средствами выделяются ударные слова.
Упражнения по «лепке фразы», используемые в объединении: медленное чтение, выделение ударных слов, словесный рисунок, наблюдение, цифры или «тарабарский язык» и др.
Значительное место в методике развития сценических способностей учащихся занимает тренинг пластики.
Пластика (пластичность) в искусстве – художественная выразительность объёмной формы, достигаемая за счет эмоциональности, образной убедительности, внутренней смысловой наполненности скульптурной формы, а в театральной педагогике:
– средство физического совершенствования организма ребёнка;
– раздел основ актерского мастерства;
– одно из выразительных средств сценического действия.
Основная задача занятий пластикой в театральной педагогике – гармонизация взаимодействия тела, разума и эмоций человека и его взаимодействий с миром.
Упражнения и игры на развитие пластических способностей очень нравятся детям, несут необходимую для них эмоциональную и образно-смысловую нагрузку (дают возможность то отдохнуть, то сосредоточиться, то подвигаться). Их можно весьма органично и продуктивно сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой, этюдами на бессловесное действие; они дают детям возможность творчески, выразительно проявить себя и увидеть другого; наконец, в них решается множество специальных задач развития сценических способностей детей (кинестатических ощущений, чувства ритма, контакта с партнером, чувства меры и т.д.).
В работе с детьми могут использоваться как подвижные игры с постепенно усложняющимся пластическим компонентом правил («Море», «Испорченный телефон» и т.д.), так и специальные упражнения и этюды.
В занятиях по пластике решаются задачи:
– физический и эмоциональный разогрев;
– концентрация внимания;
– релаксация, расслабление;
– координация движений и равновесие;
– освоение пространства;
– создание образа.
Для тренировки пластики используется целый комплекс специальных пластических упражнений: «Волшебная булавка» (на воображение), «Переход в Зазеркалье» (на внимание, воображение и быстроту реакции), «Два кота» (на память и воображение), «Перетягивание верёвки» (на воображение и раскрепощение), «Падающие мячи» (на воображение и раскрепощение), «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпоритма), «Спасатели» (на быстроту реакции и мобилизацию), «Тир» (на внимание и быстроту реакции), «Каша в кастрюле» (на раскрепощение и воображение), «Ямы в воде» (на быстроту реакции и воображение), «Слепой ловит невидимку» (на воображение и быстроту реакции), «Неприятные ощущения» (на память и воображение), «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и раскрепощение), «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление энергетического баланса малой группы),
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ Тема занятий Кол-во часов
Теория/практика Содержание Дата
Организация начального литературного и детского литературного образования творчества
1 Вводная беседа. Игры по развитию внимания «Эхо», «Чепуха или нелепица» 1 Знакомство с понятиями: «Жанр, стиль, характер литературного произведения»  18.09
Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности
4 Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. 1 Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца.
Подготовка номеров к концертной программе, посвященной Дню учителя 25.09
5 Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). 1 Техника и интонационная выразительность речи. Отработка речевых пауз, логических ударений, дыхания и голосового тембра  02.10
6 Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» 1 Сочинение сказки. Разбивка на ролевое исполнение сказки. Умение давать речевую характеристику образа и характера героя  09.10
7 Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. 1 Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца.
Подбор грима и соответствие грима сценическому образу 16.10
8 Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). 1 Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения 
Ролевое чтение сказки с учетом характера героев и интонационных норм 23.10
9 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. 1 Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения 
Работа с образом литературного героя сказки, описание грима и костюма героя – соответствие описания реалиям сказки  30.10
10 Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения 
1 Отработка дикции, выразительности, интонации. Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 06.11
11 Жанр, стиль, характер литературного произведения (практика) 2 Отработка постановки на сцене. Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. 18.09
13.11
12 Техника и интонационная выразительность речи (практика)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. 2 Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций 02.10
20.11
13 Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца (практика)
4 Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. Работа над мимикой при диалоге, движениями по сцене, взаимодействие героев  27.11
04.12
14 Исполнение диалоговых текстов (практика) 2 Работа над сценическим этюдом «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». 11.12
16 Работа над концертной сценической программой «Новогоднее чудо» 4 Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
Анализ программы (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, коллективное планирование следующего дела).  18.12
25.12
17 Сочинение загадки. Связь этики с общей культурой человека 2 Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).   08.01
18 Игры в рифмы и основы стихосложения 2 Развитие наблюдательности. Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. 15.01
19 Работа по постановке спектакля «Спроси когда-нибудь у трав»
- Знакомство со сценарием. Просмотр эпизодов худ. фильма
- Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Отчитка.
- Отчитка отдельных сцен спектакля. Шумное оформление по текстам, деление на группы. Оговаривание сценических движений
- Сценическая работа. Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения
- Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
- Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением 2
2
6
4
4
4
Тренировка ритмичности движений. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
Обыгрывание элементов костюмов. 22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
04.03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
22.04
20 Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания 2 Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. 15.04
21 Развитие навыков исполнительства в ансамбле 2 Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).  22.04
22 Показ спектакля «Спроси когда-нибудь у трав» 2 29.04
23 Упражнения на развитие слуха. Анализ спектакля 2 Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор 06.05
24 Просмотр видеозаписи спектакля. Разбор сцен, музыкальных композиций 2 Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии 13.05
25 Подведение итогов. Анализ работы за год. Выбор репертуара на новый учебный год 2 20.05
26 Экскурсия в КДЦ. Литературно-музыкальный спектакль 2 27.05
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. – М., 1997.
Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. – М., 1998.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Богданова Р.У. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. – СПб., 1995.
Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования). – М., 1999.
Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. – Шадринск, 1997.
Искусство и дети. – М., 1983.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
Лук А. Психология творчества. – М., 1982.
Музыка и движение. Вып. 2. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М., 1983.

Приложенные файлы


Добавить комментарий