РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Хорового кружка «Казачья воля»

Краснодарский край Северский район ст.Северская муниципальное бюджетное
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 станицы Северской МО Северский район
(наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета
от 28 августа 2015 года протокол № 1
Председатель____________ Н.П.Коротаева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хорового кружка «Казачья воля»
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся – 11-13 лет

Учитель: Зиль Екатерина Алексеевна

Программа разработана на основе программы «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», Москва, Просвещение, 2011 год. Авторы: Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.
1. Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно с обучением в школе, и большое место в этом принадлежит музыкальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.
Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.
Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.
Цель программы хорового кружка «Казачья воля»– создать условия для творческого развития ребёнка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).
В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка двухголосного пения как под музыкальное сопровождение, так и без него, а так же навыкам сольного исполнения, что позволяет выделить следующие виды работ: вокально-хоровая работа, пение произведений, пение учебно-тренировочного материала, слушание музыки, постановка голоса (индивидуальные занятия), практическая работа.
Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.
Теперешнему поколению казаков, безусловно, трудно и сложно восстановить утраченные за долгие десятилетия традиции, обычаи, нравы, своих предков казаков. Необходимо восстанавливать традиции казачества, повышать роль церкви в воспитании молодежи. Целью данного кружка является изучение и пропаганда казачьего народного творчества.
Основными задачами являются:
Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение выразительному пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Средства, необходимые для реализации программы:
Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения;
10. Концертные выступления, конкурсы.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

2. Учебно - тематический план:
Первый год обучения.

№ п/п

Наименование тем
Всего
часов

Характеристика деятельности
обучающихся






1.
Пение как вид музыкальной деятельности.
3 ч.


1.1
Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.

1.2
Диагностика. Прослушивание детских голосов.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Знакомство с голосовым аппаратом.

1.3
Вокально-певческая установка.

Певческая установка. Певческое дыхание. Возможности моего голоса.

2.
Формирование детского голоса.
10 ч.


2.1
Знакомство с артикуляционным аппаратом

Слушание знаменитых исполнителей -  Л. Долина. Разучивание песни «Учителя России» муз. и сл. А. Паутова.

2.2
Звукообразование.

Развитие вокально-певческих навыков. Повторение песни «Учителя России» муз. и сл. А. Паутова.

2.3
Развитие естественной звуковой подачи

Умение владеть своим голосовым аппаратом, не форсировать звук при пении. Закрепление песни «Учителя России» муз. и сл. А. Паутова.

2.4
Певческое дыхание, опора дыхания.



2.5
Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика; Музыкальные игры: «Насос и надувная кукла», «Ежик». Разучивание песни «Скакал казак через долину».

2.6
Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания

Знакомство ребят с музыкальной терминологией. Овладеть цепным дыханием. Повторение песни «Скакал казак через долину».

2.7
Работа над дыханием во время движений в песне

Дыхательная разминка «Маятник», «Поездка на поезде». Закрепление песни «Скакал казак через долину».

2.8
Дикция и артикуляция

Артикуляционная гимнастика. Разучивание песни «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы.

2.9
Вокальные скороговорки

Артикуляционная гимнастика. Повторение песни «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы. Работа над песней.

2.10
Вокальные упражнения.

Развитие вокально-певческих навыков. Закрепление песни «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы.

3.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.
4 ч.


3.1
Народная песня.

Умение сравнивать произведения различных жанров. Разучивание рус. нар. песни «Со вьюном я хожу».

3.2
Произведениями русских композиторов-  классиков.

Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни. Повторение р. н. п. «Со вьюном я хожу», работа над песней.


3.3







Произведения современных отечественных композиторов.

Знакомство с мировыми достижениями вокального искусства, развитие художественного вкуса, умение оценивать качество исполняемых номеров. Закрепление р. н. п. «Со вьюном я хожу».

3.4
Сольное пение.

Умение владеть своим голосовым аппаратом, Развивать сценическое мастерство. Исполнение полюбившихся песен сольно.


4.
Звукообразование и звуковедение
6 ч.


4.1
Выработка высокого, головного звучания

Пение гаммы в унисон с закрытым ртом на звуки «Ли, ля, лё, ле»; Разучивание «Казачья лирическая»– работа над точностью воспроизведения звуков, зафиксировав их в памяти.

4.2
Связное пение (легато)

Разучивание «Казачья лирическая»– работа над интонационной слаженностью, умением чисто интонировать в унисон.


4.3
Мягкая атака звука

Закрепление песни «Казачья лирическая» – работа над началом фраз.

4.4
Пение на стаккато

Дыхательная разминка: «Маятник», «Поездка на поезде». Разучивание песни «Серебристые снежинки» муз. А. Варламова.

4.5.
«Как беречь голос?»

Беседа о гигиене голоса. Повторение песни «Серебристые снежинки» муз. А. Варламова, работа над песней.

4.6.
Строй

Развитие мелодического и гармонического слуха. Закрепление песни «Серебристые снежинки» муз. А. Варламова.

5.
Совершенствование вокальных навыков
6 ч.


5.1
Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Разучивание песни «Блины» рус. нар. песня. Попытка исполнения песни без сопровождения.

5.2
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Повторение р. н. п. «Блины», работа над интонационной слаженностью, умением чисто интонировать в унисон

5.3
Изучение фальцета по средством музыкальных игр.

Закрепление р. н. п. «Блины».

5.4
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

Грамотно исполнять музыкальные произведения, соблюдая динамические оттенки, а также «держать» партию в многоголосном произведении. Разучивание песни «Было у матушки 12 дочерей».

5.5
Интонация.

Развитие слуха, развивать умение чисто воспроизводит мелодию голосом. Повторение песни «Было у матушки 12 дочерей».

5.6
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения.

Грамотно исполнять музыкальные произведения, соблюдая динамические оттенки, а также «держать» партию в многоголосном произведении. Закрепление песни «Было у матушки 12 дочерей».

6.
Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
5 ч.


6.1
Сценическое движение и художественный образ песни.

Развивать сценическое мастерство,  уметь свободно двигаться на сцене. Разучивание песни «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова.

6.2
Виды, типы сценического движения.

Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства. Закрепление песни «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова.

6.3
Соотношение движения и пения

Уметь в движении раскрыть характер произведения. Воспитание культуры поведения во время, до и после выступления. Разучивание песни  «Люблю я казаченьку».

6.4
Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.

Научится эмоционально предавать характер произведения, уметь менять тембр голоса в зависимости от характера и жанра песни. Закрепление песни  «Люблю я казаченьку».

6.5
Формирование сценической культуры.
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.


Воспитание внутренней культуры: умение держать себя  на сцене, прилично вести себя с окружающими  проявление уважения друг к другу. Уметь грамотно показать свое творчество. Показательное концертное выступление лучших вокальных произведений.







Второй год обучения.

№ п/п

Наименование тем
Всего
часов

Характеристика деятельности
обучающихся






1.
Пение как вид музыкальной деятельности.
4 ч.


1.1
Введение. Владение голосовым аппаратом.

Закрепление основных вокально-хоровых навыков пения.

1.2
Прослушивание детских голосов.

Закрепление основных вокально-хоровых навыков пения. Знакомство с голосовым аппаратом.

1.3
Голосовой аппарат и его возможности.

Певческая установка. Певческое дыхание. Возможности моего голоса.

1.4
Дирижерские жесты.

Разъяснение основных дирижёрских жестов.

2.
Певческое дыхание.
7 ч.


2.1
Дыхательная гимнастика.

Обучение дыхательной гимнастике перед началом пения. Знакомство с песней А. Синяева «Учителям России», разучивание текста.

2.2
Типы певческого дыхания.

Обучение дыхательной гимнастике перед началом пения. Работа над песней А. Синяева «Учителям России», работа над вступлением и окончаниями.

2.3
Дыхание перед началом пения.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Закрепление песни А. Синяева «Учителям России».

2.4
Смена дыхания в процессе пения.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Исполнение песни А. Синяева «Учителям России».

2.5
Одновременный вдох и начало пения.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Знакомство с песней Г. Струве «Нотный бал», разучивание текста.

2.6
Закрепление навыков «цепного» дыхания (исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Дыхательная гимнастика. Распевание. Работа над песней Г. Струве «Нотный бал».

2.7
Работа над дыханием во время движений в песне.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Исполнение песни Г. Струве «Нотный бал».

3.
Знакомство детей с музыкальным фольклором Кубанских казаков.
8 ч.


3.1
Народы, языки и культуры Кубани.

Знакомство с казачьей песней «Едут мазурики».

3.2
Традиционный костюм кубанских казаков.

Показ видеоматериалов о традиционном костюме кубанских казаков. Разучивание песни «Едут мазурики».

3.3
Дети в традиционной культуре кубанских казаков.

Работа над казачьей песней «Едут мазурики», работа над дикцией и интонацией.

3.4
Особенности музыкального творчества кубанских казаков.

Соединение казачьей песни «Едут мазурики» с хореографическими элементами.

3.5
Строевые походные песни казаков.

Прослушивание строевых походных песен кубанских казаков: «А служба матушка тебе ли надоела», «Не для меня», «Чёрный ворон», «Пора в дорогу старина» и т. д.

3.6
Плясовые песни казаков.

Прослушивание плясовых песен кубанских казаков: «Ойся, ты ойся», «Полюбила Пэтруся», «Шапки по кругу», «Ой при лужке, при лужке» и т. д.

3.7
Лирические, исторические песни.

Прослушивание лирических, исторических песен кубанских казаков: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Д[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «Спать менi не хочеться» и т.д.

3.8
Праздники и обряды кубанских казаков.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Повторение песни «Едут мазурики».

4.
Звукообразование и звуковедение
8 ч.


4.1
Определение примарной зоны звучания.


Разучивание песни Ю. Чичкова «Дружат дети на планете»– работа над точностью воспроизведения звуков, зафиксировав их в памяти.

4.2
Работа над чистым унисоном.

Разучивание «Казачья лирическая»– работа над интонационной слаженностью, умением чисто интонировать в унисон.


4.3
Работа над ритмическим слухом.

Закрепление песни Ю. Чичкова «Дружат дети на планете»– работа над началом фраз.

4.4
Развитие гармонического слуха.

Работа над гармоническим слухом.

4.5
Работа над мелодическим слухом.

Развитие мелодического и гармонического слуха.

4.6
Теоретические основы.

Основные правила укрепления детского голоса.

4.7
Гигиена певческого голоса.

Беседа о гигиене голоса. Повторение песни Ю. Чичкова «Дружат дети на планете», работа над песней.

4.8
Строй

Развитие мелодического и гармонического слуха. Закрепление песни Ю. Чичкова «Дружат дети на планете».

5.
Совершенствование вокальных навыков
7 ч.


5.1
Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы.

Разучивание песни «Полети, мой соловейко» ст. И. Вараввы, муз. В. Чернявского. Попытка исполнения песни без сопровождения.

5.2
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Разучивание песни «Полети, мой соловейко» ст. И. Вараввы, муз. В. Чернявского, работа над интонационной слаженностью, умением чисто интонировать в унисон.

5.3
Изучение фальцета по средством музыкальных игр.

Закрепление песни «Полети, мой соловейко» ст. И. Вараввы, муз. В. Чернявского.

5.4
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса.

Грамотно исполнять музыкальные произведения, соблюдая динамические оттенки.

5.5
Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий.

Повторение песни «Полети, мой соловейко» ст. И. Вараввы, муз. В. Чернявского.

5.6
Работа над художественным исполнением произведений.


Грамотно исполнять музыкальные произведения, соблюдая динамические оттенки, а также «держать» партию в многоголосном произведении. Работа над песенным репертуаром.

5.7
Формирование сценической культуры. Работа над художественным исполнением репертуара.


Воспитание внутренней культуры: умение держать себя  на сцене, прилично вести себя с окружающими  проявление уважения друг к другу. Уметь грамотно показать свое творчество. Повторение и закрепление репертуара.





Третий год обучения.

№ п/п

Наименование тем
Всего
часов

Характеристика деятельности
обучающихся






1.
Пение как вид музыкальной деятельности.
4 ч.


1.1
Введение, владение голосовым аппаратом. 

Закрепление основных вокально-хоровых навыков пения.

1.2
Использование  певческих навыков. 

Закрепление основных вокально-хоровых навыков пения.

1.3
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. 

Прослушивание выдающихся русских исполнителей.

1.4
Собственная манера исполнения вокального произведения.

Возможности моего голоса.

2.
Певческое дыхание.
7 ч.


2.1
Дыхательная гимнастика.

Обучение дыхательной гимнастике перед началом пения. Знакомство с песней на слова Л. Дербенёва, муз. А. Зацепина «Этот мир придуман не нами», разучивание текста.

2.2
Дыхание. Певческая позиция. 

Обучение дыхательной гимнастике перед началом пения. Работа над песней «Этот мир придуман не нами», работа над вступлением и окончаниями.

2.3
Отработка полученных вокальных навыков. 

Дыхательная гимнастика. Распевание. Закрепление «Этот мир придуман не нами».

2.4
Знакомство с многоголосным пением.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Исполнение песни «Этот мир придуман не нами».

2.5
Работа над песенным репертуаром. 

Дыхательная гимнастика. Распевание. Знакомство с песней на слова М. Танич, муз. Э. Колмановский «Черное и белое», разучивание текста.

2.6
Нотная грамота.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Работа над песней Г. Струве «Черное и белое».

2.7
Работа над дыханием во время движений в песне.

Дыхательная гимнастика. Распевание. Исполнение песни «Черное и белое».

3.
Артикуляционный аппарат.
5 ч.


3.1
Дикция и артикуляция. 

Знакомство с песней «Я буду ждать» И. и Е. Челноковы, разучивание текста.

3.2
Работа над согласными и гласными.

Разучивание песни «Я буду ждать», работа над текстом.

3.3
Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

Работа над песней «Я буду ждать», работа над дикцией и интонацией.

3.4
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов.

Работа над динамическими оттенками в песни «Я буду ждать».

3.5
 Формирование навыков твердой и мягкой атаки.

Исполнение-закрепление песен «Этот мир придуман не нами», «Черное и белое», «Я буду ждать».

4.
Ритм и ритмический рисунок.
7 ч.


4.1
Игры на ритмическое моделирование.

Разучивание песни «Не повторяется такое никогда» сл. М. Пляцковский, муз. С. Туликов – работа над точностью воспроизведения звуков, зафиксировав их в памяти.

4.2
Осознание длительностей и пауз.

Разучивание песни «Не повторяется такое никогда» - работа над мелкими длительностями и паузами.


4.3
Работа над ритмическим слухом.

Разучивание песни «Не повторяется такое никогда» – работа над началом фраз, работа над сложными ритмическими рисунками.

4.4
Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии.

Работа над песней «Не повторяется такое никогда» a ccapella.

4.5
Игра «Музыкальные прятки».

Развитие ритмического, мелодического и гармонического слуха.

4.6
Музыкально – ритмические скороговорки.

Исполнение песни «Не повторяется такое никогда», работа над сценическим образом.

4.7
Гигиена певческого голоса.

Основные правила укрепления детского голоса.

5.
Казачьи обряды и традиции.
5 ч.


5.1
Достопримечательности родного города.

Прослушивание песен «Ой при лужке, при лужке», «Русь» В. Захарченко, «За Кубанью, за рекой, казаки сражались» В. Захарченко и т. д.

5.2
Казачьи посиделки.

Разучивание песен «Пчёлочка златая», «Молодая молода».

5.3
Казачьи игры и хороводы.

Соединение хореографических элементов, текста и мелодии в песнях «Пчелочка златая», «Молодая молода».

5.4
Масляничные гулянья на Кубани.

Знакомство с масляничными песнями. Разучивание песни «Масленица годовая».

5.5
Один день в казачьей станице.

Закрепление и исполнение песен «Масленица годовая», «Пчёлочка златая», «Молодая молода».

6.
Вокально-хоровая работа.
6 ч.


6.1
Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы.

Разучивание песни «В некоторой школе, в некотором классе» А. Журбин, заучивание текста.

6.2
Строй.

Работа над двухголосием в песне «В некоторой школе, в некотором классе».

6.3
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Разучивание песни «В некоторой школе, в некотором классе», работа над интонационной слаженностью, умением чисто интонировать в унисон.

6.4
Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий.

Повторение песни «В некоторой школе, в некотором классе».

6.5
Формирование сценической культуры.


Грамотно исполнять музыкальные произведения, соблюдая динамические оттенки, а также «держать» партию в многоголосном произведении. Работа над изученным песенным репертуаром.

6.6
Работа над художественным исполнением репертуара.


Воспитание внутренней культуры: умение держать себя  на сцене, прилично вести себя с окружающими  проявление уважения друг к другу. Уметь грамотно показать свое творчество. Повторение и закрепление репертуара.



3. Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
9. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.


4. Планируемые результаты освоения программы.
Выпускник научится:
соблюдать певческую установку;
жанры вокальной музыки;
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
Выпускник получит возможность научиться:

понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).


5. Формы и виды контроля.
самостоятельное исполнение разученных песен;
использование полученных вокальных навыков при работе с новым репертуаром;
развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене;
конкурсы на лучшее исполнение внутри коллектива;
участие в календарных и тематических школьных праздниках, районных мероприятиях;
отчетный концерт.

6. Методические рекомендации.
В программе выделены следующие направления:
голосовые возможности детей
вокально-певческие навыки.
работа над певческим репертуаром
работа с солистами
элементы хореографии
музыкально-теоретическая подготовка.
теоретико-аналитическая работа.
концертно-исполнительская деятельность.
Голосовые возможности детей.
Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее.
Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме.
В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.
Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.
При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.
Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.
Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.
В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.
В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:
1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»);
2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;
3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.
По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:
1) с чисто грудным звучанием;
2) микст, близкий к грудному типу;
3) микст, близкий к фальцетному типу;
4) чистый фальцет.
Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.
Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.
Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.
Настройка певческих голосов детей.
При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсирования и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого.
Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато.
Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи.
Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.
Методы работы над певческим дыханием.
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.
Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.
Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.
Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Развитие артикуляционного аппарата.
Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.
Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.
Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.
Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.
Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.
Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.
Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.
В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.
Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).
Распевание.
Занятия обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звукообразования.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Их легкость и занимательность таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и жестами, они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие методов и приемов, применяемых в работе с одной моделью, даёт возможность каждый раз по-новому взглянуть на неё.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.
Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.
Методика разучивания песен.
Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.
При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.
Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.
Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.
Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».
Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.
Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.
Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.
Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.
Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.
Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.
Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.
Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.
Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.

Материально-техническое обеспечение
фортепиано;
фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
компьютер;
музыкальные колонки;
мультимедийный проектор (необходим для просмотра видеоматериалов);
экран или интерактивная доска.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения.
Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

1


Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2002

1


Аникин В., Круглова Ю. Русское народное творчество. Л., 1983
1

4.
Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: «Советская Россия», 1988.
1
1

5.
Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн. 1. Иркутск, 1930.
1

6.
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970

1

7.
Огороднов, Д., «Музыкально-певческое воспитание детей».
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г
1

8.
Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966
1

9.
Миловский, С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г
1

10.
Никифоров, Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
1

11.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. Сбор. М. Забылин. М, 1990
1

12.
Струве, Г. «Школьный хор М.1981г
1

13.
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004, №5
1

14.
Школяр, Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей».
1

15.
Яковлев, А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959
1

Оборудование класса.

1.
Интерактивная доска.
1

2.
Фортепиано
1


3.
Компьютер
1

4.
Фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи)
1

5.
Музыкальные колонки
2

6.
Мультимедийный проектор (необходим для просмотра видеоматериалов)
1



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей художественного цикла Гунько Н. В.
от 26 августа 2015 года № 1 27 августа 2015 года
Дятченко С. Н.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №45 ст.Северской
Гунько Н. В.
29 августа 2016 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45
СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Казачья воля»
Класс: 7 «К»
Учитель: Зиль Екатерина Алексеевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.


Планирование составлено на основе рабочей программы Зиль Екатерины Алексеевны протокол пед. совета №1 от 30 августа 2017 г.


№ занятия
Содержание
(разделы, темы)
Всего часов

Дата
проведения
Материально-техническое оснащение
Универсальные учебные действия (УУД),
проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия


Третий год обучения





1.
Пение как вид музыкальной деятельности.
4 ч




1.
Введение, владение голосовым аппаратом. 

1.09.-3.09
Презентация на тему «Хоровое искусство».
Личностные: сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
Регулятивные: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме. Познавательные:

2.
Использование  певческих навыков. 

5.09-10.09
Фортепиано.


3.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. 
1ч.
12.09-17.09
Фортепиано.


4.
Собственная манера исполнения вокального произведения.







1 ч
19.09-24.09
Теоретическое занятие.









умение проводить простые сравнения
между музыкальными произведениями и вокальными исполнителями.
Коммуникативные: реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности. Развивать слушательскую и исполнительскую культуру Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся.

2.
Певческое дыхание.
7 ч.




5.
Дыхательная гимнастика.

26.09-1.10
Презентация на тему «Дыхательные упражнения».
Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Регулятивные: осуществление элементов синтеза как составление целого из частей. Познавательные: участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении
проблем. Развить
интонационно-слуховой опыт.

6.
Дыхание. Певческая позиция. 

3.10-8.10
Видео материалы на тему «Типы дыхания в хоровом искусстве».


7.
Отработка полученных вокальных навыков. 
1ч.
10.10-15.10
Фортепиано.


8.
Знакомство с многоголосным пением.
1ч.
17.10-22.10
Компьютер, музыкальные колонки.


9.
Работа над песенным репертуаром. 
1ч.
24.10-29.10
Фортепиано.


10.
Нотная грамота.
1ч.
7.11-12.11
Фортепиано.


11.
Работа над дыханием во время движений в песне.
1ч.
14.11-19.11
Компьютер, музыкальные колонки.


3.
Артикуляционный аппарат.
5 ч.




12.
Дикция и артикуляция. 
1ч.
21.11-26.11
Презентация «Артикуляционная гимнастика для детей в картинках».
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. Развитие звуковысотного и динамического диапазона детей. Коммуникативные: умение применять знания о музыке вне учебного процесса.


13.
Работа над согласными и гласными.
1ч.
28.11-3.12
Тексты со скороговорками для работы над согласными и гласными.


14.
Развитие звуковысотного и динамического диапазона.
1 ч.
5.12-10.12
Компьютер, музыкальные колонки.


15.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов.
1ч.
12.12-17.12
Фортепиано.


16.
 Формирование навыков твердой и мягкой атаки.
1ч.
19.12-24.12
Компьютер, музыкальные колонки.


4.
Ритм и ритмический рисунок.
7 ч.




17.
Игры на ритмическое моделирование.
1ч.
30.01-4.02
Компьютер, музыкальные колонки.
Личностные: смыслообразование, самоопределение. Регулятивные: умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства. Познавательные: формирование
целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства. Коммуникативные: умение применять знания о музыке вне учебного процесса

18.
Осознание длительностей и пауз.
1ч.
6.02-11.02
Фортепиано.


19.
Работа над ритмическим слухом.
1ч.
13.02-18.02
Компьютер, музыкальные колонки.


20.
Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии.
1ч.
20.02-25.02
Компьютер, музыкальные колонки.


21.
Игра «Музыкальные прятки».
1ч.
27.02-4.03
Фортепиано.


22.
Музыкально – ритмические скороговорки.
1ч.
13.03-18.03
Тексты со скороговорками.


23.
Гигиена певческого голоса.
1ч.
27.03-1.04
Презентация на тему «Правила и советы по гигиене голоса».


5.
Казачьи обряды и традиции.
5 ч.




24.
Достопримечательности родного города.
1ч.
10.04-15.04
Презентация на тему «Кубань – родимая земля».
Личностные: позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные: умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные: формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные: анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов.

25.
Казачьи посиделки.
1ч.
17.04-22.04
Видео материал по казачьему фольклору с музыкальными примерами.


26.
Казачьи игры и хороводы.
1ч.
24.04-29.04
Компьютер, музыкальные колонки, хореографическая обувь.


27.
Масляничные гулянья на Кубани.
1 ч.
1.05-6.05
Презентация на тему «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани».



28.
Один день в казачьей станице.
1 ч.

Компьютер, музыкальные колонки.





6.
Вокально-хоровая работа.
6 ч.




29.
Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы.
1 ч.

Фортепиано.
Личностные: позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей. Регулятивные: умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства. Познавательные: формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные: анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов.


30.
Строй.
1 ч.

Фортепиано.


31.
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
1 ч.

Компьютер, музыкальные колонки.


32.
Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий.
1 ч.

Фортепиано.


33.
Формирование сценической культуры.
1 ч.

Компьютер, музыкальные колонки, микрофон.


34.
Работа над художественным исполнением репертуара.

1 ч.

Компьютер, музыкальные колонки, микрофон.




Итого 34 часа.


Заголовок 1 Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий