«Рабочая программа кружка «Удивительный мир информатики» (3 класс)»

Пояснительная записка
В настоящее время все большее значение принимает раннее выявление и развитие способностей детей младшего школьного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем более они подготовлены к решению различных жизненных задач.
В основную образовательную программу в соответствии с ФГОС включена внеурочная деятельность, которая направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Каждый ребенок, живущий в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках, обрабатывать ее, и самое главное (требования ФГОС), использовать свои знания в жизни.
Программа клуба «Удивительный мир информатики» составлена на основе программы А.В. Могилёва «Мир информатики» (3 год обучения) и позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.
Главная цель программы: развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основные задачи программы:
развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин. Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки.
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п.
Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Компьютерный практикум, направленный на получение навыков работы с клавиатурой и мышкой, предполагает знакомство с программным обеспечением в среде Windows:
программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия (3 год обучения):
клавиатура, работа на клавиатуре;
упражнения с мышью;
текстовый редактор WordPad;
графический редактор Paint;
интегрированная среда ЛогоМиры.
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Оборудование
Проектор
Интерактивная доска.
Компьютер с операционной системой Windows 7 или XP.
Программы и приложения.
Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)


Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны иметь первоначальные представление:
о правилах безопасности в кабинете информатики,
об областях применения компьютеров,
об элементах текстового и графического редакторов;
о разных информационных объектах;
об основных элементах текстового документа;
о назначение среды ЛогоМиры;
об основных объектах графического интерфейса среды ЛогоМиры;
о технологии организации движения Черепашки;
Обучающийся научится:
соблюдать правила безопасной работы за компьютером;
пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;
различать устройства компьютера;
правильно перемещать мышь по коврику;
наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
пользоваться калькулятором;
создавать, изменять и сохранять рисунки (Paint);
создавать, изменять и сохранять текстовые документы (WordPad);
набирать простой текст;
выделять и копировать текст или часть текста;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать по назначению основные устройства компьютера;
понимать информацию в различных формах;
переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
создавать простейшие информационные объекты;
планировать последовательность действий для достижения какой - либо цели, а также решения широкого класса задач, описание последовательности действий
управлять движением Черепашки;
переодевать Черепашку в разные формы.

Надпредметные:
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие объекты, как числа, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).













Содержание
(34 часа, 1 час в неделю)

1. Повторение изученного материала (3 часа)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Компьютер и его основные устройства. Работа с мышью. Клавиатура, работа на клавиатуре.
2. Информационные технологии (4 часа)
Хранение информации на компьютере. Файлы и папки. Пиктограммы. Компьютерные программы. Обучающие и игровые программы.
3. Текстовый редактор WordPad (5 часов)
Знакомство с текстовым редактором WordPad. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.
4. Графический редактор Paint (4 часа)
Работа в графическом редакторе Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка.
5.Калькулятор (2 часа)
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.
6. Информация (8 часов)
Информация и органы чувств. Общение как информационный процесс. Элементы логики. Слова – кванторы. Отношения между множествами. Объединение множеств. Модель и её виды. Моделирование. Алгоритм. Свойства алгоритмов. Координаты. Линейный и разветвленный алгоритмы. Составление разветвленных алгоритмов.
5.Интегрированная среда ЛогоМиры (8 часов)
Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Графический редактор: инструменты и палитра. Выделение рисунка, перемещение, удаление и копирование. Черепашка, формы, Штамп. Черепашки и команды для них. Создание и редактирование кнопок. Текстовый редактор. Создание и редактирование текстового окна. Создание мультфильма.





















Календарно-тематическое планирование прохождения материала

Тема занятия
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности учащихся
Дата

1. Повторение изученного материала (3 часа)

1
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Компьютер и его основные устройства. Работа с мышью.
«Мир информатики. 3 год обучения» Правила поведения в кабинете информатики, Компьютер и его основные устройства
«Мир информатики. 3 год обучения»
Работа с мышью.


2
Клавиатура, работа на клавиатуре.


«Мир информатики. 3 год обучения»
Клавиатура, работа на клавиатуре Задание 1-5


3
Клавиатура, работа на клавиатуре.


«Мир информатики. 3 год обучения»
Клавиатура, работа на клавиатуре Задание 6-9


2. Информационные технологии (4 часа)

4
Хранение информации на компьютере.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Хранение информации на компьютере
Выполнение заданий в тетради.



5
Файлы и папки. Пиктограммы.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Файлы и папки. Пиктограммы
«Мир информатики. 3 год обучения»
Пиктограммы


6
Компьютерные программы.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Компьютерные программы
«Мир информатики. 3 год обучения»
Работа с компьютерными программами


7
Обучающие и игровые программы.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Обучающие и игровые программы
«Мир информатики. 3 год обучения»
Обучающие и игровые программы


3. Текстовый редактор WordPad (5 часов)

8
Знакомство с текстовым редактором WordPad.

Учимся открывать программу и осуществлять выход из нее.


9
Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту.

Учимся набирать текст с помощью клавиатуры и перемещаться по нему. Набрать текст детского стихотворения.


10
Создание и сохранение текстового документа.

Составить небольшой рассказ "Сочиняем небылицы"


11
Создание и сохранение текстового документа.

Составить и написать рецепт любимого блюда.


12
Создание и сохранение текстового документа.

Составить небольшой рассказ «Моя любимая книга».


4. Графический редактор Paint (4 часа)

13
Работа в графическом редакторе Paint.

Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Дорога от школы до дома»).


14
Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры.

Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Правила дорожного движения»).


15
Создание рисунка.

Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Природа родного края»).


16
Создание рисунка. Копирование рисунка.

Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Орнаменты»).


5.Калькулятор (2 часа)

17
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы.

Настройка рабочей среды программы.


18
Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.

Выполнение простейших вычислений.


6. Информация (8 часов)

19
Информация и органы чувств. Общение как информационный процесс.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Информация и органы чувств. Общение как информационный процесс




20
Элементы логики. Слова – кванторы.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Элементы логики. Слова – кванторы
«Мир информатики. 3 год обучения»
Слова – кванторы


21
Отношения между множествами. Объединение множеств.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Отношения между множествами. Объединение множеств
«Мир информатики. 3 год обучения»
Множества


22
Модель и её виды. Моделирование.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Модель и её виды. Моделирование
«Мир информатики. 3 год обучения»
Моделирование


23
Алгоритм. Свойства алгоритмов.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Алгоритм. Свойства алгоритмов
Поиск алгоритмов в художественных произведениях, кулинарных рецептах, повседневной жизни.


24
Координаты.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Координаты
«Мир информатики. 3 год обучения»
Координаты


25
Линейный и разветвленный алгоритмы.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Линейный и разветвленный алгоритмы
Выполнение заданий в тетради.



26
Составление разветвленных алгоритмов.
«Мир информатики. 3 год обучения»
Составление разветвленных алгоритмов
«Мир информатики. 3 год обучения»
Исполнитель»


5.Интегрированная среда ЛогоМиры (8 часов)

27
Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Учимся открывать программу и осуществлять выход из нее. Изучаем интерфейс программы ЛогоМиры.


28
Графический редактор: инструменты и палитра.

Учимся работать с инструментами (ножницы, кнопка и т.д.).


29
Выделение рисунка, перемещение, удаление и копирование.

Учимся добавлять/удалять Черепашку.


30
Черепашка, формы, Штамп.

Учимся менять «костюмы» Черепашки.Учимся менять курс Черепашки


31
Черепашки и команды для них.

Учим команды для Черепашки.


32
Создание и редактирование кнопок.

Создание и редактирование кнопок.


33
Текстовый редактор. Создание и редактирование текстового окна.

Создание и редактирование текстового окна.


34
Создание мультфильма.

Создание мультфильма «Зоопарк».



15

Приложенные файлы


Добавить комментарий