«Рабочая программа кружка «Удивительный мир информатики» (2 класс)»

Пояснительная записка
В настоящее время все большее значение принимает раннее выявление и развитие способностей детей младшего школьного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем более они подготовлены к решению различных жизненных задач.
В основную образовательную программу в соответствии с ФГОС включена внеурочная деятельность, которая направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Каждый ребенок, живущий в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках, обрабатывать ее, и самое главное (требования ФГОС), использовать свои знания в жизни.
Клуб «Удивительный мир информатики» предназначен для освоения школьниками навыков пользования компьютером, развития у них логического мышления и творческих способностей. На занятиях ребята учатся общаться, высказывать свое мнение, работать в группе, получают знания о вычислительной технике, о построении простых алгоритмов и моделей, знакомятся с теорией множеств. Дети приобретают навыки работы с доступными программными средствами.
Данная программа «Удивительный мир информатики» составлена на основе программы «Мир информатики» Могилёв А.В. (2 класс).
Цели занятий: 
обучающие: развитие логического мышления, создание базы знаний связанной с информатикой, оперативное использование этих знаний для решения любых задач, развитие образного мышления;
воспитывающие: развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и уважительно оценивать и анализировать деятельность других ребят в совместном освоении курса, воспитание положительно окрашенного отношения к сверстникам и взрослым;
развивающие: раcкрытие творческих способностей и наклонностей детей, создание мотивации к использованию собственных талантов, интереса к решению учебных и жизненных задач, создание высоких стартовых возможностей для обучения в начальной и средней школе.
Задачи клуба:
обучающие: приобретение навыков работы с доступными программными средствами, навыков построения простых алгоритмов и моделей, навыков работы с множеством предметов (разбиение на группы с выделением характерных признаков предметов и закономерностей в игровой и бытовой деятельности;
воспитывающие: приобретение навыков контроля и анализа игровой и учебной деятельности, как собственной, так и других ребят, навыков дружелюбного общения со сверстниками и взрослыми;
развивающие: развитие интереса и умения использования своих способностей, умения анализировать ситуацию для построения информационной модели и изображения модели с помощью системного языка (рисунки, схемы, плана решения задачи и т.д.).
Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут. Преподавание построено в соответствии с принципом валеологии “не навреди”, поэтому примерная структура каждого занятия такова: объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (работа на печатных листах, решение конкретных логических, математических задач, задач на развитие внимания) и компьютерный практикум (10–15 минут).
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
Компьютерный практикум, направленный на получение навыков работы с клавиатурой и мышкой, предполагает знакомство с программным обеспечением в среде Windows:
программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия (2 год обучения):
клавиатура, работа на клавиатуре;
упражнения с мышью;
текстовый редактор Блокнот;
графический редактор Paint;
интегрированная среда ПервоЛого.
После компьютерного практикума следует минутка релаксации - дети выполняют гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка.
Формы контроля
Анкетирование, тестирование, конкурсы работ учащихся, выставки.
Оборудование
Проектор
Интерактивная доска.
Компьютер с операционной системой Windows 7 или XP.
Программы и приложения.
Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
Готовые файлы с заданиями

Содержание
(34 часа, 1 час в неделю)

1. Повторение изученного материала (3 часа)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Компьютер и его основные устройства. Системный блок. Клавиатура. Работа на клавиатуре.

2. Текстовый редактор Блокнот (6 часов)
Знакомство с текстовым редактором Блокнот. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.

3. Графический редактор Paint (4 часа)
Работа в графическом редакторе Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка.

4. Логика (8 часов)
Информация, виды информации, способы представления информации. Логика. Множества. Обобщение. Отношения между множествами. Модели. Алгоритм. Способы представления алгоритма. Порядок действий, запись алгоритма. Исполнитель. Система команд.

5.Интегрированная среда ПервоЛого (13 часов)
Знакомство со средой ПервоЛого. Костюмы Черепашки. Добавление, удаление Черепашки. Курс Черепашки. Команды Черепашки. Оформление программы. Датчики. Кнопки. Личная карточка. Набор инструментов. Создание рисунка с использованием инструментов. Создание рисунка с использованием форм Черепашки. Работа с фрагментами рисунка.













Планируемые результаты
Предметные: развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
Учащиеся должны иметь первоначальные представление:
о правилах безопасности в кабинете информатики,
об областях применения компьютеров,
об основных устройства компьютера, системного блока;
о способах получения информации;
о способах представления информации;
о возможностях среды ЛогоМиры;
о командах Черепашки;
о понятиях «панель инструментов», «команда», «программа», «датчик», «костюм», «анимация», «модель», «кнопка», «личная карточка».

Учащиеся должны уметь:
выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
включать и выключать компьютер;
правильно перемещать мышь по коврику;
управлять указателем мыши;
работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
загружать обучающую программу;
осуществлять выход из программы;
решать логические задачи;
получать вариативные решения;
давать полные ответы и аргументировать свои выводы;
составлять алгоритмы с условиями (ветвлением);
записывать алгоритмы;
работать с исполнителем;
сравнивать множества;
создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
создавать текстовые документы;
добавлять/удалять Черепашку;
менять «костюмы» Черепашки;
менять курс Черепашки;
работать с инструментами (ножницы, кнопка и т.д.);
делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;
использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 2 год обучения; текстовый редактор Блокнот, графический редактор Paint.
Надпредметные: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
















Формирование универсальных учебных действий
На конец 2 года обучения можно выделить следующие основные направления работы учителя по формированию универсальных учебных действий.
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению информатики;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.

Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Информационно-методическое обеспечение
Мир информатики: Базовое учебное пособие для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 80 с.
Мир информатики: Рабочая тетрадь для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 56 с.
Мир информатики: CD 1–2-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2002.
Мир информатики: CD 3- 4-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2003
CD «ПервоЛого»
Сайт «Информатика в школе»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
Календарно-тематическое планирование прохождения материала

Тема занятия
Практическое занятие
Дата

1. Повторение изученного материала (3 часа)

1
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.
«Мир информатики. 2 год обучения» «Правила поведения в кабинете информатики»
«Мир информатики. 2 класс» Работа с мышью.


2
Компьютер и его основные устройства. Системный блок.
«Компьютер и его основные устройства»
«Мир информатики. 2 год обучения»
Клавиатура, работа на клавиатуре. Задание 1-5


3
Клавиатура. Работа на клавиатуре.
«Мир информатики. 2 год обучения»
Клавиатура, работа на клавиатуре. Задание 6-9


2. Текстовый редактор Блокнот (6 часов)

4
Знакомство с текстовым редактором Блокнот.
Учимся открывать программу и осуществлять выход из нее.


5
Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту.
Учимся набирать текст с помощью клавиатуры и перемещаться по нему.


6
Создание и сохранение текстового документа.
Набрать текст любимого детского стихотворения.


7
Создание и сохранение текстового документа.
Составить небольшой рассказ о себе.


8
Создание и сохранение текстового документа.
Составить небольшой рассказ «Мой лучший друг».


9
Создание и сохранение текстового документа.
Составить небольшой рассказ «Мой любимец».


3. Графический редактор Paint (4 часа)

10
Работа в графическом редакторе Paint.
Раскрашивание компьютерных рисунков.


11
Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры.
Изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж)


12
Создание рисунка.
Графический редактор Paint. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Осень»).


13
Копирование рисунка.
Графический редактор Paint. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Моя игрушка»).


4. Логика (8 часов)

14
Информация, виды информации, способы представления информации.
Раскрашивание компьютерных рисунков.


15
Логика.
«Мир информатики. 2 год обучения»
Логика. Сопоставление. Задания 1-4


16
Множества. Обобщение. Отношения между множествами.
«Мир информатики. 2 год обучения»
Множества. Задания 1-4


17
Модели.
«Мир информатики. 2 год обучения»
Обобщение. Задания 1-7


18
Алгоритм. Способы представления алгоритма. Порядок действий, запись алгоритма.
«Мир информатики. 2 год обучения»
Отношения между множествами. Задания 1-9


19
Исполнитель. Система команд.
«Мир информатики. 2 год обучения»
Исполнитель Транспортер. Задание 1-2


20
Исполнитель. Система команд.
«Мир информатики. 2 год обучения»
Исполнитель Транспортер. Задание 3-4


21
Исполнитель. Система команд.
«Мир информатики. 2 год обучения»
Исполнитель Транспортер. Задание 5-6


5.Интегрированная среда ПервоЛого (13 часов)

22
Знакомство со средой ПервоЛого.
Учимся открывать программу и осуществлять выход из нее.


23
Костюмы Черепашки.
Учимся менять «костюмы» Черепашки.


24
Добавление, удаление Черепашки.
Учимся добавлять/удалять Черепашку.


25
Курс Черепашки. Команды Черепашки.
Учимся менять курс Черепашки


26
Оформление программы.
Учимся оформлять программу.


27
Датчики. Кнопки. Личная карточка.
Учимся работать с датчиками и кнопками.


28
Набор инструментов.
Учимся работать с инструментами (ножницы, кнопка и т.д.).


29
Набор инструментов.
Учимся работать с инструментами (ножницы, кнопка и т.д.).


30
Создание рисунка с использованием инструментов.
Создание рисунка: “Деревенский пейзаж”


31
Создание рисунка с использованием инструментов.
Создание рисунка: “Космос”.


32
Создание рисунка с использованием форм Черепашки.
Создание рисунка: “Подводный мир”.


33
Создание рисунка с использованием форм Черепашки.
Создание рисунка на свободную тему.


34
Работа с фрагментами рисунка.
Выставка рисунков.




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий