«Рабочая программа кружка «Удивительный мир информатики» (1 класс)»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района Рассветовская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Рассветовская СОШ)



































Составитель: Герман Елена Вячеславовна








Пояснительная записка
В настоящее время все большее значение принимает раннее выявление и развитие способностей детей младшего школьного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем более они подготовлены к решению различных жизненных задач.
В основную образовательную программу в соответствии с ФГОС включена внеурочная деятельность, которая направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Каждый ребенок, живущий в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках, обрабатывать ее, и самое главное (требования ФГОС), использовать свои знания в жизни.
Клуб «Удивительный мир информатики» предназначен для освоения школьниками навыков пользования компьютером, развития у них логического мышления и творческих способностей. На занятиях ребята учатся общаться, высказывать свое мнение, работать в группе, получают знания о вычислительной технике, о построении простых алгоритмов и моделей, знакомятся с теорией множеств. Дети приобретают навыки работы с доступными программными средствами.
Данная программа «Удивительный мир информатики» составлена на основе программы «Мир информатики» Могилёв А.В. (1 класс).
Цели занятий: 
обучающие: развитие логического мышления, создание базы знаний связанной с информатикой, оперативное использование этих знаний для решения любых задач, развитие образного мышления;
воспитывающие: развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и уважительно оценивать и анализировать деятельность других ребят в совместном освоении курса, воспитание положительно окрашенного отношения к сверстникам и взрослым;
развивающие: раcкрытие творческих способностей и наклонностей детей, создание мотивации к использованию собственных талантов, интереса к решению учебных и жизненных задач, создание высоких стартовых возможностей для обучения в начальной и средней школе.
Задачи клуба:
обучающие: приобретение навыков работы с доступными программными средствами, навыков построения простых алгоритмов и моделей, навыков работы с множеством предметов (разбиение на группы с выделением характерных признаков предметов и закономерностей в игровой и бытовой деятельности;
воспитывающие: приобретение навыков контроля и анализа игровой и учебной деятельности, как собственной, так и других ребят, навыков дружелюбного общения со сверстниками и взрослыми;
развивающие: развитие интереса и умения использования своих способностей, умения анализировать ситуацию для построения информационной модели и изображения модели с помощью системного языка (рисунки, схемы, плана решения задачи и т.д.).
Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут. Преподавание построено в соответствии с принципом валеологии “не навреди”, поэтому примерная структура каждого занятия такова: объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (работа на печатных листах, решение конкретных логических, математических задач, задач на развитие внимания) и компьютерный практикум (10–15 минут).
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
Компьютерный практикум, направленный на получение навыков работы с клавиатурой и мышкой, предполагает знакомство с программным обеспечением как в среде Windows, так и в Alt Linux 5.1 и построен на использовании:
программы «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия (1 год обучения):
клавиатура, работа на клавиатуре;
упражнения с мышью;
образовательной программы для детей GCompris (ОС Linux):
изучение компьютера: мышка;
изучение компьютера: клавиатура;
CD «Учимся пользоваться мышкой»;
CD «Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».
После компьютерного практикума следует минутка релаксации - дети выполняют гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка.











Содержание

Первый год обучения (33 ч)

Наш компьютер – верный друг (9 ч)
Здравствуй, класс компьютерный. Правила поведения в кабинете информатики. Наш компьютер – верный друг. Основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь.

Информационные технологии (14 ч)
Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков. Конструирование. Графический редактор Tux Paint: применение инструментов штамп, заливка, магия, ластик, кисть, палитра. Графический редактор Paint: запуск программы, основные элементы окна. Использование графических примитивов. Применение инструментов карандаш, ластик, кисть, палитра, линия. Создание, сохранение рисунка.

Введение в логику (10 ч)
Информация вокруг нас. Виды информации. Способы представления и передачи информации. Элементы логики: суждение истинное и ложное, сопоставление. Множества и его элементы. Сравнение множеств. План и правила. Исполнитель. Исполнитель Транспортер.























Планируемые результаты
Предметные: развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

Учащиеся должны иметь первоначальные представление:
о правилах поведения в компьютерном классе;
об основных сферах применения компьютеров;
о понятие существенный признак предмета;
о понятие множество;
о различных формах курсора;
о назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;

Учащиеся должны уметь:

выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
включать и выключать компьютер;
правильно перемещать мышь по коврику;
управлять указателем мыши;
работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
открывать обучающую программу;
осуществлять выход из программы
точно выполнять действия под диктовку учителя;
проводить анализ при решении логических задач;
приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
находить общий признак для группы предметов;
выделять существенный признак предмета и группы предметов;
выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
предлагать несколько вариантов “лишнего предмета” в группе однородных предметов;
конструировать фигуру из ее частей по представлению;
разделять фигуру на заданные части по преставлению;
использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
рисовать в графическом редакторе Tux Paint;
рисовать в графическом редакторе Paint;
Метапредметные: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Формирование универсальных учебных действий

На конец 1 года обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения материала клуб «Удивительный мир информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению информатики;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.

Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.














Информационно-методическое обеспечение
Мир информатики: Базовое учебное пособие для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 80 с.
Мир информатики: Рабочая тетрадь для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 56 с.
Мир информатики: CD 1–2-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2002.
Мир информатики: CD 2-3-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2003
Обучающие и развивающие игры для малышей. Часть 1. «Учимся пользоваться мышкой»: Издатель «Бука» , 2008г.
Обучающие и развивающие игры для малышей. Часть 2. «Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой»: Издатель «Бука» , 2008г.
С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Развивающие задания для малышей»: тетрадь с заданиями для развития детей, (2 части), г. Киров
С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Окружающий мир. Природа»: тетрадь с заданиями для развития детей, (2 части), г. Киров
У. Д. Ушакова «22 занятия по математике для освоения учебной программы», 1 класс, Издательство «Литера», г. Санкт-Петербург, 2011г.
Л. Ю. Татаринкова «Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам». – Издательство «Литера», г. Санкт-Петербург, 2010 г.
Е. В. Языканова «развивающие задания: тесты, игры, упражнения».- Издательство «Экзамен», 2010г.




















Гимнастика для глаз
«Весёлая неделька»
- Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

«Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

«Вверх-вниз, влево-вправо»
Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
«Круг»
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

«Покорчим рожи»
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

«Рисование носом»
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.


Гимнастика для пальцев
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать).
((((
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать, Все такие нужные, Крепкие и дружные. (Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.)

((((
Этот пальчик – маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Ни за что его не бросит. Ну а этот – средний, длинный. Он как раз посередине. Этот указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссорятся Вместе дело спорится. (На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.)
((((

Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок. (Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)


Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.

((((

Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
((((

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
((((

Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Вместе с детьми в классе декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Релаксационные упражнения
 
Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Штанга Ралли
По команде “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления  Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой. Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.


Маятник
Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются
Неваляшка.
В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.
Все релаксационные упражнения носят игровой характер, каждому из них даётся образное название.
 
Календарно-тематическое планирование прохождения материала


Тема занятия
Практическое занятие
Дата

Наш компьютер – верный друг (9 ч)

1
Здравствуй, класс компьютерный. Правила поведения в кабинете информатики.
«Мир информатики. 1 класс»
«Правила поведения в кабинете информатики»


2
Наш компьютер – верный друг.
«Мир информатики. 1 класс»
Применение компьютера


3
Основные устройства компьютера: клавиатура.
«Мир информатики. 1 класс»
Клавиатура, работа на клавиатуре. Задание 1-4


4
Основные устройства компьютера: клавиатура.
«Мир информатики. 1 класс»
Клавиатура, работа на клавиатуре». Задание 5-9


5
Основные устройства компьютера: мышь.
«Компьютер и его основные устройства»
«Мышь. Пиктограммы» задания 1 – 4 в программе «Мир информатики. 1 класс»


6
Основные устройства компьютера: мышь.
«Компьютер и его основные устройства»
«Мышь. Пиктограммы» задания 5 – 7 в программе «Мир информатики. 1 класс»


7
Основные устройства компьютера: мышь.
ОС Linux образовательная программа для детей GCompris «Изучение компьютера. Мышка».


8
Основные устройства компьютера: мышь.
CD «Учимся пользоваться мышкой»


9
Основные устройства компьютера: монитор, системный блок.
ОС Linux образовательная программа для детей GCompris «Изучение компьютера. Клавиатура».


Информационные технологии (14 ч)

10
Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Мир Информатики 1 класс»
Собери картинку


11
Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков.
«Мир Информатики 1 класс» Раскрашивание компьютерных рисунков. Задание 1-4


12
Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков.
«Мир Информатики 1 класс» Раскрашивание компьютерных рисунков. Задание 5-8


13
Конструирование.
Конструирование объектов на бумаге из геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.


14
Конструирование.
«Мир Информатики 1 класс» Конструирование. Задание 1-4


15
Графический редактор Tux Paint: применение инструментов штамп, заливка, магия, ластик, кисть, палитра.
ОС Linux Рисование в графическом редакторе Tux Paint с помощью штампов.



16
Графический редактор Tux Paint: применение инструментов штамп, заливка, магия, ластик, кисть, палитра.
ОС Linux Рисование в графическом редакторе Tux Paint. (Рисунок «Кораблик»).



17
Графический редактор Paint: запуск программы, основные элементы окна.
Графический редактор Paint. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Снеговик»).


18
Использование графических примитивов.
Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Слоник»).


19
Применение инструментов карандаш, ластик, кисть, палитра, линия.
Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цветы»).


20
Создание, сохранение рисунка.
Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цыплёнок»).


21
Создание, сохранение рисунка.
Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Машина»)


22
Создание, сохранение рисунка.
Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Бабочка»)


23
Проект «Фантастический зверь»
Изображение фантастического животного.


Введение в логику (10 ч)

24
Информация вокруг нас. Виды информации.
ОС Linux образовательная программа для детей GCompris «Исследования. Мышка».


25
Способы представления и передачи информации.
«Мир Информатики. 1 класс». Способы представления и передачи информации. Задания 1-4


26
Элементы логики: суждение истинное и ложное.
«Мир Информатики. 1 класс». Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Задания 1-3


27
Элементы логики: сопоставление.
«Мир Информатики. 1 класс». Элементы логики. Сопоставление. Задания 1-4


28
Множества и его элементы.
«Мир Информатики 1 класс». Множества. Задания 1-3


29
Сравнение множеств.
«Мир Информатики 1 класс». Множества. Задания 4-5


30
План и правила.
ОС Linux образовательная программа для детей GCompris «Головоломка»


31
Исполнитель. Исполнитель Транспортер.
«Мир Информатики. 1 класс». Исполнитель Транспортер. Задание 1-2


32
Исполнитель. Исполнитель Транспортер.
«Мир Информатики. 1 класс». Исполнитель Транспортер. Задание 3-4


33
Исполнитель. Исполнитель Транспортер.
«Мир Информатики. 1 класс». Исполнитель Транспортер. Задание 5-6



хђ Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий