«Рабочая программа кружка «Тропинка к здоровью»



Спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направление
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 7-9 лет
Пояснительная записка
Дополнительная рабочая программа (далее – программа) «Тропинка к здоровью» предназначена для учащихся начальных классов в возрасте с 7 - 9 лет, то есть для первоклассников, по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний будет расширяться, углубляться и дополняться спортивными играми.
Данная программа реализует спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направление развития личности ребенка во внеурочной деятельности через досугово-развлекательную и игровую деятельность младших школьников.
В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: физического, нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.
Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка решают общеобразовательные задачи, способствуют игровому и нравственному воспитанию.
Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками физической культуры, музыки. В работе используются различные традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы (игры), заучивание, пение, эстафеты, соревнования, праздники).
Программа направлена на:
Создание условий для укрепления здоровья и духовно - нравственного развития детей на традициях русского народа.
Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложности.
Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств через игры русского народа и подвижные игры со спортивными снарядами (мячами, малыми мячами, скакалкой).
Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.
Формирование ценностного отношения к истории своего народа через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками и играми.
Основные задачи программы:
познакомить детей с разнообразием календарно- обрядовых игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учетом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что в программу введены такие формы организации внеурочной деятельности как спортивные праздники, которые обучающиеся проводят сами. Знакомство и проведение календарно-обрядовых праздников.
Цель этих мероприятий:
пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни,
развитие нравственных и эстетических качеств,
формирование устойчивой мотивации у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом,
рациональное использование свободного времени, активный отдых.
Принципы построения программы
Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников «Игралочка» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности.
Ожидаемый результат
Сформированное представление о необходимости игры в жизни людей и значения игры.
Приобретение практического опыта детей и знаний о разных видах игровой деятельности.
Положительное отношение к игровой деятельности, умение распределять роли в игре и соблюдать правила игры.
Умение точно выполнять команды и указания, соблюдение правил взаимодействия с игроками.
Творчество, активность, интерес ко всем видам игр.
Первоначальный практический опыт организации и проведения подвижных игр и простейших спортивных праздников и соревнований на основе полученных знаний и умений.
Планируемые результаты
Личностные:
формирование уважительного отношения к истории и культуре родного народа;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы их спорных ситуаций;
формирование установки на здоровый образ жизни.
Метапредметные:
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) в соревновательной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Содержание программы
Тематическое планирование программы (35 часов)
Раздел Тема занятия.
Содержание занятия Всего
часов Теория Прак
тика Дата
Подвижные игры Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Закрепление и совершенствование навыков бега: «Пустое место», «Белые медведи», «Перебежки», «Волк во рву» 1 0,5 0,5 2.09
Развитие скоростно-силовых способностей, способности к ориентированию в пространстве: «Космонавты», «Два мороза», «Охотники и утки». 1 1 16. 09
Закрепление и совершенствование метаний на дальность и меткость: «Точный расчет», «Метко в цель». Игры со скакалкой. 1 1 30. 09
Ловля и передача мяча на месте и в движении, в квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления. Броски в цель. «Волк во рву», «Охотники и утки», «Прыгай через ров» 1 1 14.10
Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча: «Мяч ловцу», «Снайперы», «Охотники и утки» и др. 1 1 5 0,5 4,5 Спортивные праздники-соревнования «Осенний марафон». Соревнование на свежем воздухе. 1 1 «Самый ловкий, быстрый, сильный». Правила распределения ролей в игре. Распределение своих сил для преодоления эстафеты. Этапы соревнований для девочек и мальчиков. 1 1 «Зимние забавы». Зимние игры на воздухе. Использование полученного опыта в проведение зимних соревнований. 1 1 «Рыцарский турнир». Эстафета с мячами и скакалками для мальчиков. 1 1 «Веселые старты». Планирование соревнований, определение этапов соревнования, искусство судейства. Первый социальный опыт 1 1 5 5 Поговорим о продуктах Введение. Если хочешь быть здоров.
Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование. Поговорим о пище.
Из чего состоит наша пища. Исследование.
Опыт 1 1 9.09
Полезные и вредные привычки. Беседа по теме. Самые полезные продукты. Игра. Выбор полезных продуктов 1 1 23. 09
Как правильно составить свой рацион питания. Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра. 1 1 7.10
Давайте узнаем о продуктах
Путешествие по дороге «Хлебной». Игра. Хлеб – всему голова. Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки. 1 1 21. 10
Молоко и молочные продукты. Беседа о производстве молока. Игра. 1 1 11.11
Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда. Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма. 1 1 Мясо и мясные блюда. Рассказ, беседа, игра-конкурс. 1 1 25. 11
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало. Рассказ, видеофильм, игра, анкета. Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи. Рассказ, исследование, игра. 1 1 Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов». 1 0,5 0,5 9.12
Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Рассказ, загадки, рисунки. 1 1 23. 12
Всякому овощу – своё время. Дары леса. Рассказ, загадки, рисунки. 1 1 23. 12
Где найти витамины зимой и весной. Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата. 1 0,5 0,5 30. 12
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. Как правильно есть. Режим питания. Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня» 1 1 13. 01.
Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола». 1 1 20. 01
Как правильно есть рыбу. Рассказ. Практическая работа. 1 1 10. 02
Из истории русской кухни. Щи да каша – пища наша. Рассказ. Игра. 1 1 24. 02
Что готовили наши прабабушки. Рассказ. Игра. Исследование. 1 1 10. 03
Народные праздники, их меню и здоровье. Рассказ. Исследование. Составление меню. 1 1 24. 02
Кулинары, повара – волшебники. Встреча с поварами. Исследование. 1 1 31. 03
Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение. Праздник – отчёт по теме. 2 2 14. 04
Народные и календарно-обрядовые игры. Проведение календарно-обрядовых праздников Русская народная игра. Правила игры. Способы распределение ролей для игр. Понятие обряд. 1 1 Зимние святки. Праздники, которые отмечают в дни зимних Святок (Рождество, Новый год). Игра - «Гуськи». Знакомство с рождественскими колядками. Святочный вечерок. Народные игры «Скакалка», «Прялица». Пение колядок, ряженые. 3 1 2 Масленица. Знакомство с масленичными песнями. Знакомство с особенностями празднования каждого дня масленицы. Народные игры «»Водить козла», «Летят – не летят», «Горелки». Проведение праздника «Масленица» 3 1 2 Вербное воскресенье. Празднование вербного воскресенья. Народные игры «Верба-вербочка», «Ручеек», «Заря – заряница» 2 1 1 Пасха. Знакомство с историей празднования пасхи. Пасхальные песни. Обычай обмениваться яйцами. Проведение народных игр с яйцами. Игра «Прялица». 2 1 1 Благовещенье. Проведение русских народных игр «Кораблики», «Родничок», «Гуськи», «Ручеек» 1 1 Троица. Обряды «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок». Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты». 1 1 Кузьма-Демьян. Обычаи, связанные с днем Кузьмы и Демьяна. Народные игры «Кузнецы», «Подушечка» 1 1 Всего 35 11 24

Материалы для учителя
Русские народные и обрядовые игры
«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
«Фанты»
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали сто рублей
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
"Да" и "нет" не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:
- Что продается в булочной?
- Хлеб.
- Какой?
- Мягкий.
- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
- Всякий.
- Из какой муки пекут булки?
- Из пшеничной. И т. д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
«Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
«Горелки»
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
«Пятнашки»
Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.
Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
Варианты.
Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.
Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.
Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.
Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.
Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).
Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.
«Кот и мышь»
Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
«Мячик кверху»
Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.
Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.
«Лапта2
Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. Вариант.
«Переменки»
На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.
Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.
Ляпка
Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.
Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.
«Ловишка в кругу»
На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.
«Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Игровая»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
А дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
«Почта»
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.
Коршун
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.
Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- На что тебе ямка?
- Копеечку ищу
- На что тебе копеечка?
- Иголочку куплю.
- Зачем тебе иголочка?
- Мешочек сшить. Зачем мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем тебе камешки?
- В твоих деток кидать.
- За что?
- Ко мне в огород лазят!
- Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!"
Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.
«Гуси»
На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
- Гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Вы, серые гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Где, гуси, бывали?
- Га-га-га, га-га-га!
- Кого, гуси, видали?
- Га-га-га, га-га-га!
С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
Мы видели волка,
Унес волк гусенка,
Самого лучшего.
Самого большого
Далее следует перекличка хоровода и гусей:
- А, гуси, вы гуси!
- Га-га га, га га га!
- Щиплите-ка волка,
Выручайте гусенка!
Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.
Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.
Правила игры. Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка
«Большой мяч»
Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч Игра повторяется.
Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.
«Верба – вербочка»
(Игры на вербное воскресенье)
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, - скажет, - милый мой.»
«Солнышко – ведерышко»
(игры в пасху)
Гори солнце ярче, летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!
На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.
«Пчелки и ласточки»
(Игры на благовещение)
Играющие дети – цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.
«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме.
Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.
«Венок»
(Игры на троицу)
Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:
Березка девочек кричала, к себе призывала.
- Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.
- Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.
- Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.
- Завьете венки зеленые – станете весь год веселые.
Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.
«Бабушка Пыхтеиха»
(Игры в Рождество)
Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие – ребята обступают ее и спрашивают:
- Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?
- К обедне.
- Возьми нас с собой.
- Идите, да не свистите.
Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.
«Бабка – Ежка»
Рисуют круг, в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:
Бабка-Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала,
а потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу – раздавила курицу,
пошла на базар – раздавила самовар.
Пошла на лужайку – испугала зайку.
Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает.
«Скакалка»
Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,
Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!
Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.
«Обыкновенные жмурки»
Водящему – «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».
«Арина»
По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!
Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:
Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чьё имя - укажи.
Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает - того должна узнать.
«Огородник и воробей»
По считалке выбирается воробей.
Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?
Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.
Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи!
Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг).
Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.
Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель
Ни своих, ни чужих, ни соседовых.
Русская народная игра «Просо».
Дети становятся в круг и поют следующие слова:
А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали,
А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли,
А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили,
А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили,
А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.
(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова.
Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между со¬бой, во всех отношениях - по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй - зверя; один - земли, другой - воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят пооче¬редно к той или другой матке и спрашивают: "Матка, Матка! Чего тебе надо? это или то?" - причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.
"Двойные горелки"
Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 - 12 метров, но также па¬рами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.
"Бабки"
Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов - по¬беждает.
"Заинька"
Играющие становятся в круг, а один – «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.
Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,
Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути
Заинька, серенький, поскачи! 3аинька, серенький, попляши!
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!
«Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой – либо предмет.
Повернувшись к водящему, спрашивают его:
- Сплели лапти?
Водящий отвечает – нет!
- Сплели лапти?
- Да.
Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.
«Салки на одной ноге»
Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.
Правила: 1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Салка тоже прыгает на одной ноге.
«Гуськи»
Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:
Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки,
стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,
дай нам платочек, денег мешочек».
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.
«Горячее место»
На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.
Игра «Плетень»
Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В пое, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Игра «В холсты»
Двое играющих ребят становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы жгут (веревку, палку). С возгласами: «Тяни холст, будет толст!»-тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок.
Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.
Игра «Первоцвет»
Играющие ставят на землю сосуд (кувшин, горшок и т.д.). Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Он ходит позади сидящих детей с цветами. Все поют:
Цвет-цвет, первоцвет,
Собирается букет.
Людочка несет незабудочку,
Филимончик - колокольчик,
Игорек - василек,
Наташка - ромашку,
Макарчик - одуванчик.
Ни говори ни "да" ни "нет",
А неси цветы в букет!
Во время исполнения песенного припева садовник кладет в руки нескольким детям по одному цветку. Потом командует: "Раз, два, забегай! Букет собирай!" Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладет цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.
Литература
Аникин В.П., Гусев В.Е., Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. М.,1991.
Брудная Л.И, Энциклопедия обычаев и обрядов. СПб, 1996.
Князева О.Л., Маханева М.Д., приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Коринфский А.А., Народная русь. М., 1995.
Рыженков Г.Д.Народный месяцеслов. М., 1991.
Шангина И.И.. Русские традиционные праздники. СПб., 1997

Приложенные файлы


Добавить комментарий