«Рабочая программа кружка по технологии «Джутовая филигрань»





Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует,
создает что- либо новое".
Л.С. Выготский.

Пояснительная записка

Как известно, творчество не появляется на пустом месте. Чтобы им заниматься, ребнок должен получить определнные знания, приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что-то новое.

каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, создать благоприятную психологическую обстановку, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, деле. Увлечённый человек способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих.

Дополнительная образовательная программа «Джутовая филигрань» является программой художественно-эстетической направленности.

Приоритетным курсом данной программы является изучение и освоение техники джутовой филиграни, е разновидностей, создание на е основе предметов быта, украшений, панно, открыток, сувениров.

Актуальность программы «Джутовая филигрань».

Проблема развития творческой активности учащихся приобретает доминирующее значение в современном образовательном учреждении. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?

Филигрань, объединяя в себе характерные черты художественного конструирования, пластики джутовой нити, приобщает детей к общечеловеческим ценностям, создаёт особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности. Формирование такой личности является результатом участия ребнка в творческом процессе, в совместном поиске новых решений, форм и способов деятельности.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется также запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетической направленности.

Педагогическая целесообразность

Программа «Джутовая филигрань» основана на использовании традиционных материалов (веревочный шпагат – джут, картон, клей, ДВП, проволоку и др.) в сочетании с новыми технологиями.

Ориентированная на углублённое изучение одного вида творчества (филиграни) на протяжении длительного времени, программа способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к предмету, к конкретной выполняемой работе, к развитию творческого потенциала.

Основным на всех этапах обучения является содействие развитию инициативы, выдумки в атмосфере увлечённости совместного творчества взрослого и ребёнка.

Процесс обучения строится на поэтапном усложнении предлагаемой творческой задачи. Первый этап - это период вовлечения детей в творческую деятельность, рождения интереса к джутовой филиграни, накопления необходимых знаний по предмету, формирования умений.

На втором этапе происходит накопление опыта. Развивается способность
анализировать, обобщать, комбинировать, находить зависимости.
Третий этап характеризуется стремлением утвердить свою самостоятельность,

независимость, понять себя, проявить свои способности. Это период творческого самовыражения. Воображение - важнейшая составляющая творческого развития. Для успешного решения этой задачи выявляется уровень развития творческого воображения каждого ребнка и группы через творческие занятия по экспериментированию с различными материалами, занятия свободного творчества на заданную тему, занятия фантазирования и др. Изучение результатов данной работы помогает планировать темы занятий, искать методы и примы работы с детьми конкретной группы.

2
Творческая активность успешно развивает познавательные способности, воспитывает стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели.

процессе обучения дети учатся чувству формы, сочетанию цветов, композиции. Занятия по программе способствуют развитию пространственного мышления, умения

наблюдать, анализировать, запоминать. Пробуждают интерес к искусству, развивают художественный вкус.

Любопытство и эмоциональное состояние имеют непосредственное отношение к способности человека учиться. Вот почему так важно, чтобы задачи, которые ставят перед ребнком взрослые, были трудными, но разрешимыми.

Тематика занятий строится с учтом интересов и возможностей учащихся, учитывается темп формирования специальных умений и навыков, степень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа предусматривает различные варианты выполнения работ при освоении одной технологии. Вариативность достигается путм упрощения или усложнения заданий. Это гарантирует успех каждому ребнку, воспитывает уверенность в себе.

Работа над созданием коллективных тематических композиций, проектно-исследовательская деятельность способствует развитию умения налаживать партнерские отношения, взаимодействуя в паре, группе; умения планировать совместную деятельность.

Участие в выставках, конкурсах формируют личностные качества способность к рефлексии, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Учащимся важно видеть свои работы на выставке, чтобы оценить результаты своей деятельности, чтобы его оценили другие, сравнить свои работы с работами других детей, приобрести уверенность для продвижения вперд.

Принципы обучения, лежащие в основе программы

Принцип доступности. Содержание процесса обучения строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, учащийся должен иметь соответствующие базовые знания.

Принцип наглядности. Использование наглядного материала открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Программа

предусматривает использование на занятиях демонстрационного и раздаточного материала: инструкционных и технологических карт, таблиц, схем, шаблонов, иллюстраций, открыток и т. д.; использование аудиовизуальных средств обучения.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, в которой они чувствуют себя "как дома". Занятия организуются в соответствии со следующими правилами:


· Создание благоприятного социально-психологического климата отличающегося психологической безопасностью, принятием других, взаимным доверием;

Проявление симпатии и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям учащихся;
обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;

предоставление возможности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предполагает обучение и усвоение знаний в определенном порядке, строгой системе. Это относится как

к содержанию, так и к процессу обучения. Обучение разделено на 2 этапа:

репродуктивный и творческий. Освоив элементарные умения и навыки, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.


3
Принцип активности и сознательности. Обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что дети осознают цели обучения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Активность и сознательность развивается с опорой на интересы учащихся, формируя мотивы учения, среди которых на первом месте познавательные интересы, развитие творческих навыков. Включенность детей в процесс решения проблемных ситуаций способствует развитию творческого потенциала.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

Формирование всестороннего развития личности и индивидуальности учащегося. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания форм и методов обучения, но вместе с тем осуществляется и посредством общения педагога с учащимися. Программа построена с учтом возрастных особенностей детей.

Цель программы - Развитие личности ребнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами джутовой филиграни.

Задачи программы:
Обучающие
Сформировать систему технических знаний, умений, навыков.

Формировать умение работать с различными материалами, навыки работы с инструментами.

Обучить различным техникам и примам филиграни.
Сформировать умение грамотно строить композицию.
Обучить основам формообразования, колористического видения.

Развивающие

Развивать аналитические способности, конструктивное мышление, внимание, память, фантазию, творческое воображение.

Развивать познавательные умения и навыки.
Развить пространственное воображение.

Способствовать развитию художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное.

Способствовать развитию моторики и точности глазомера.

Формировать организационно-управленческие умения и навыки: планировать свою деятельность, определять е проблемы и их причины, находить адекватные средства для исполнения создаваемого образа.

Развивать самостоятельность и творческую инициативу.

Стимулировать интерес к экспериментированию как средству развития самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные

Способствовать развитию коммуникативной культуры, обеспечивающей совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.

Воспитывать терпение, упорство, трудолюбие.
Содействовать формированию умения и желания преодолевать трудности.
Воспитывать чувство ответственности.
Формировать навыки культуры труда.


Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на углублнное изучение одного вида творчества (джутовой филиграни). Данная программа является программой одной тематической направленности.


4
Автор осознанно уходит от популярного сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе как можно больше направлений. Внешне привлекателен на первый взгляд, такой подход формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях.

Многолетний опыт педагогической деятельности показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время е выполнения, но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведт к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности.

Данная программа использует методы проблемного обучения, которые учили бы

самостоятельно исследовать, находить решения, направлять обучающихся на продуктивную изобразительную деятельность. Развивать свободу мышления.

Знания, сообщаемые в готовом виде, притупляют творческие способности.
Предварительная подготовка детей к занятиям не требуется.

Структура занятий выстроена с учтом здоровьесберегающих технологий - занятия проводится при постоянной смене деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 9-14 лет. Исходный опыт не предусматривается. В одной группе могут обучаться разновозрастные дети. Допускается дополнительный набор детей на вакантные места в коллектив.

Сроки и этапы реализации программы.
Программа «Джутовая филигрань» рассчитана на 1 год обучения 34 часа.

Данный этап это период вовлечения детей в творческую деятельность, формирования интереса к филиграни, накопления необходимых знаний по предмету, формирования умений.

Работа направлена на ознакомление с искусством филиграни, его особенностями, историей, способов создания базовых элементов. Учащиеся знакомятся с историей возникновения веревочного шпагата, его свойствами, видами. На данном этапе происходит приобретение необходимых навыков работы с инструментами и материалами. Особое внимание уделяется организации рабочего места.

Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. Основная часть времени посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции, основам формообразования, пропорции, основным принципам построения орнамента и осваивают базовую систему понятий и определений. Приобретают навыки экспериментирования с разными видами вервочных материалов в процессе работы над изделием.

Большое внимание в программе уделено созданию индивидуальных и коллективных тематических композиций из базовых элементов, созданию изделий несложной конструкции.

Во время работы происходит обучение пониманию специфики средств

выразительности, способам передачи своего ощущения с помощью оттенков цвета вервочных материалов.

Упражнения в скручивании базовых форм, создание из них аппликационных орнаментов, проведение творческих игр и упражнений развивает воображение, приучает детей видеть необычное в обычных предметах.

Дети учатся анализировать образец, выделяя форму, определяя способ создания фигурки, е части, детали. Учатся планировать процесс создания поделки, контролировать свою деятельность на основе анализа.



5
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 час 1 раз в неделю всего в течение учебного года 34 часа.
Учебная группа состоит из 8 человек.

Формы проведения занятий: практическое занятие; лекция; семинар; конкурс; презентация; творческая мастерская; дискуссия; учебная игра.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу обучения учащиеся:

Будут знать правила техники безопасности, как организовать рабочее место, материалы и инструменты.

Будут знать историю филиграни, его особенности. Термины и базовые формы. Виды филиграни. Примы работы.

Овладеют навыками изготовления и преобразования базовых форм, из различных видов веревочных материалов.
Научатся создавать композиции, используя графические схемы.

Научатся основным правилам композиционного построения.

Познакомятся с понятиями: цветовой круг, ахроматические и хроматические цвета, тплые и холодные оттенки.
Овладеют умением подбирать цветовой фон.

Ознакомятся с основными принципами построения орнамента: повтор, чередование, инверсия, симметрия.
Овладеют примами составления орнамента в полосе, круге.

Ознакомятся с понятием пропорции (соотношение частей по величине).

Научатся использовать различные технические примы для придания объмной фигурке лгкости, динамичности.
Овладеют примами сочетания гармоничных и контрастных цветов.

Научаться примам конструирования цветов простой односложной конструкции и бахромчатых цветов (сгибание, надрезание, скручивание), способам создания композиций

использованием элементов аппликации (стебли, листья и т. д.).

Освоят законы композиции: композиционный центр, равновесие, закон целостности композиции. Научатся применять приобретнные знания для создания индивидуальных и коллективных тематических композиций.

Список литературы
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль, 1998.
Бреслав Г.Э. Психология и цветолечение для всех.- СПб: Б.& К.,2000.
Быстрицкая А. Бумажная филигрань. – Москва: Просвещение, 1982.
4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. - Москва: Просвещение, 1982.

Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. – Москва: ИздДом МСП, 2006.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.Москва:Просвещение, 1991
Глазычев В.Л. О дизайне. - Москва: Искусство, 1971.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта. Москва: Просвещение, 1991.

Гориянова О.В., О.П. Медведева. Школа юного дизайнера.– Ростов-на-Дону Феникс, 2005.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. В мире детских эмоций.- Москва: Айрис Пресс, 2004.
Дьяченко О.М. Развиваем воображение. – Москва: Просвещение, 1992.

Копцев В.П. Основы объмного конструирования.- Ярославль: Академия развития, 2001.
13. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать.- Чебоксары: Клио, 1994.
Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству.- Москва: Искусство в школе, 1995.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия 1996.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - Москва: Просвещение, 1985.



6
Тематический план образовательной программы «Джутовая филигрань».







Количество часов














3 часа в неделю



п/
Тема





п.









Всего
Теория

Практика










1
Вводное занятие

1

________










2
Материалы и инструменты
1
1

________










3
Азбука джутовой филиграни.
3
1

4



Цветоведение.







Основы формообразования.














4
Формы базовых элементов.
6
1

10



Орнамент.














5
Джутовая филигрань.
5
1

8



Пропорции.














6
Изготовление панно в технике
7
1

12



«Джутовая филигрань».














7
Объмная филигрань.
7
1

12










8
Изготовление шкатулки.
6
1

10










9
Итоговое занятие
1
1

1











Итого:


































7
Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Презентация «Филигрань: рождение промысла и его место в культуре». Виды филиграни, применение на занятиях декоративно-прикладного творчества. Знакомство с программой. Показ образцов изделий в технике джутовая филигрань, рассматривание иллюстраций, фотографий, книг и журналов. Рассказ о работе объединения. План работы на учебный год.

Материалы и инструменты. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами.

3.Азбука джутовой филиграни. Цветоведение. Основы формообразования.

История филиграни, его особенности. Секреты мастерства. Термины и базовые формы: ролл, свободный ролл, спираль, замкнутая спираль, конус, капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга и т. д. Плоская и объмная формы. Преобразование одной формы в другую: свободный ролл в каплю, глаз, овал; лист в дугу, изогнутый лист ит. д. Примы работы. Цвет как средство выразительности. Цветовой круг. Ахроматические, хроматические цвета. Тплые и холодные цвета. Цветовой фон в художественном конструировании. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений: гроза, снегопад, северное сияние, извержение вулкана и т. д.

Практическая часть: Упражнение в скручивании базовых форм.

4. Формы базовых элементов. Орнамент. Создание аппликаций из базовых элементов филиграни. Использование графических схем. Понятие орнамента. Виды орнаментов, их характерные признаки. Основные принципы построения орнамента: повтор, чередование, инверсия, симметрия. Цвет в орнаменте. Выражение замысла путм выбора материала.

Практическая часть. Примерные задания: Упражнение в составлении орнаментов в полосе, круге.
Творческие работы: «Бабочка», «Птицы».

Джутовая филигрань. Пропорции. Знакомство с техникой создания объмных фигурок. Мультимедийная презентация «Филигрань». Понятие пропорции (соотношение частей по величине). Характер фигурки, средство выражения образа через детали.

Практическая часть: Игра «Настроение?!» Конструирование по замыслу детей.

Изготовление панно в технике «Джутовая филигрань»

Знакомство с изделием. Выбор схемы для панно. Изготовление основания для панно. Скручивание часто повторяющихся орнаментов из джута, склеивание на каркас.
Сборка панно. Окончательная сборка и отделка изделия.

Объмная филигрань. Объмное изображение предметов в филиграни. Использование джута как базового материала при создании объмных фигурок в технике филиграни. Способы скручивания фигурок, придания им формы способом выдавливания, вытягивания. Пропорция, силуэт. Пластичность, лгкость, динамичность фигурки. Цветовое сочетание. Красота в простоте.

Практическая часть. Примерные задания: вазы, шкатулки, чашки с блюдцем, птицы.
Изготовление шкатулки. Тематические композиции.

Создание индивидуальных и коллективных тематических композиций. Решение композиционных задач. Пространственное расположение предметов на плоскости. Использование примов аппликации, при оформлении работ. Экспериментирование в подборе формы и пропорции предметов. Сочетаемость фона и деталей по цвету. Симметрия и асимметрия в природе.

Практическая часть Примерные задания: Упражнения на составление композиций из геометрических фигур. Тематические композиции в оформлении шкатулки: «Бабочки на лугу», «Зимний лес», «Лето», «Осенний букет».

9. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выявление освоения знаний, умений и навыков с помощью выполнения практической
работы и тестирования. Отбор работ для выставки.





8
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.


тема
Форма
Дидактический материал,
Формы и методы

п/

проведения
технические средства
подведения

п

занятий


итогов







1.
Вводное
Лекция,
Образцы работ, журналы, книги по
Устный опрос,


занятие.
презентация
филиграни, иллюстрации, фотографии
наблюдение.



предмета.
работ. Мультиме-дийная установка,





экран, компьютер. Презентация «Фи-





лигрань: рождение промысла и его





место в культуре».









2.
Материалы и
Лекция.
Инструменты, материалы для занятий
Устный опрос,


инструменты.

джутовой филигранью: Джут, клей,
наблюдение.




ножницы, пинцеты. Таблицы





«Правила ТБ».









3.
Азбука джу-
Лекция,
Таблицы «Базовые элементы
Устный опрос,


товой фили-
практическое
филиграни». Примеры творческих
наблюдение,


грани. Цвето-
занятие,
работ с джутовой филигранью. Джут,
самостоятельная


ведение. Ос-
учебная игра.
ножницы, клей ПВА, кисти для клея,
практическая


новы формо-

зубочистки, простые карандаши.
работа.


образования.











4.
Формы базовых
Лекция,
Графические схемы, таблицы
Устный опрос,


элементов.
практическое
«Орнамент и его виды». Иллюстрации
наблюдение,


Орнамент.
занятие,
орнаментов. Заготовки, джут, клей,
самостоятельная



учебная игра.
пинцет, ножницы, карандаши,
практическая




ластики.

работа.







5.
Джутовая
Лекция,
Образцы работ, иллюстрации,
Устный опрос,


филигрань.
практическое
фотографии изделий в технике
самостоятельная


Пропорции.
занятие,
филигрань. Джут, клей, зубочистки,
практическая



учебная игра.
ножницы.

работа.







6.
Изготовление
Лекция,
Образцы работ, иллюстрации,
Устный опрос,


панно в технике
практическое
фотографии, с изображением изделий
наблюдение,


«Джутовая
занятие.
в технике филигрань. Джут, клей
самостоятельная


филигрань»
Самостоятельна
ПВА, пинцет, ножницы, клеевой
практическая работа



я работа.
пистолет.









7.
Объмная
Лекция,
Образцы работ. Таблица «Цветовое
Устный опрос,


филигрань.
практическое
сочетание». Иллюстрации,
наблюдение,



занятие.
фотографии : вазы, чашки с блюдцем.
самостоятельная




Джут, клей , пинцет,
ножницы.
практическая






работа.








8.
Изготовление
Лекция,
Образцы работ. Джут,
клей ПВА,
Наблюдение,


шкатулки.
практическое
пинцет, проволока, ножницы. Краска
самостоят. практич.



занятие.
аэрозоль.

работа







9.
Итоговое
Лекция,
Готовые работы учащихся. Ручка,
Контрольное


занятие.
практическое
лист бумаги.

занятие, выставка.



занятие.















9


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА


СОДЕРЖАНИЕ
Общее
Кол-во
Форма
Дата




кол-во
часов
занятия





часов
по







теме




1.
Вводное занятие. Знакомство с искусством джутовой


Введение




филиграни. История развития макета. Ознакомление с
1
1
новых







знаний




программой и режимом работы кружка. Правила















техники безопасности.






2.
Материалы и инструменты. Правила
1
1
Комб.




техники безопасности. Организация рабочего


занятие




места. Знакомство с материалами и инструментами.


П.Р.



3.
3.1. Азбука джутовой филиграни.
3
1
Комб.




3.2. Цветоведение.

1
занятие




3.3. Основы формообразования.

1
П.Р.



4.
4.1. Формы базовых элементов. Орнамент.
6
1
Комб.




4.2. Выражение замысла путм выбора материала.

2
занятие




4.3. Составление орнаментов в полосе, круге.

3
практич.




Творческие работы: «Бабочка», «Птицы».


работа



5.
5.1. Джутовая филигрань. Пропорции.
5
1
Комб.




5.2. Техника создания объмных работ.

1
занятие




5.3. Понятие пропорции.

1
практич.




5.4. Конструирование по замыслу детей

2
Работа



6.
6.1. Изготовление панно в технике «Джутовая
7
1
Комб.




филигрань». Знакомство с изделием.


занятие




6.2. Выбор схемы для панно.

1
практич.




6.3. Изготовление основания для панно.

1
Работа




6.4. Скручивание орнаментов из джута.

1





6.5. Склеивание на каркас.

1





6.6. Сборка панно.

1





6.7. Окончательная сборка и отделка изделия.

1




7.
7.1. Объмная филигрань.
7
1
Комб.




7.2.Объмное изображение предметов в филиграни.

1
занятие




7.3. Способы скручивания фигурок.

1
практич.




7.4. Пропорция, силуэт. Пластичность, лгкость

1
Работа




7.5. Цветовое сочетание. Красота в простоте.

1





7.6. Сборка изделия.

1





7.7. Окончательная отделка и доделка изделия.

1




8.
8.1.Изготовление шкатулки. Тематические композиции
6
1
Комб.




8.2.Создание индивидуальных композиций.

1
занятие




8.3. Решение композиционных задач.

1
практич.




8.4.Пространственное расположение джута на плоскости.

1
Работа




8.5.Использование примов аппликации при оформлении.

1





8.6.Подбор формы и пропорции предметов.

1




9
Итоговое занятие. Подведение итогов. Отбор работ для
1
1





выставки.







Итого:
36
36









план кружка джутовая филигрань15

Приложенные файлы


Добавить комментарий