«Презентация к уроку «Эволюция образа маленького человека в русской литературе» 9 класс»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Эволюция образа маленького человекаО Впервые выражение «маленький человек» употребил В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. Маленький человек – тип герояНизкое положение в социальной иерархииБедность НезащищённостьЭто обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Маленький человекТрагичная судьбаСтрах перед жизньюПриниженностьКротостьУязвленная гордостьКратковременный бунт Тема «маленького человека»Тема “маленького человека” — это “сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой. Пушкин «Станционный смотритель». Самсон Вырин.Реализм. Социальный конфликт. Труженик. Слабый человек. Теряет дочь – её увозит богатый гусар Минский. Унижен. Не может постоять за себя. Спился. Из бодрого мужчины превратился в хилого старика. Самсон потерялся в жизни. Нет дочери – нет счастья. Смирение. Одинокая старость. Смерть.Не нужно денег – нужно сочувствие.Сочувствие автора. «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее". ПушкинЖизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека». Пушкин «Медный всадник» ЕвгенийГород сыграл роковую роль в судьбе. Во время наводнения теряет невесту. Не нужно славы, богатства – нужна обычная жизнь с любимой.Все его мечты и надежды на счастье погибли. Утратил рассудок. В больном безумии бросает вызов "кумиру на бронзовом коне"Протест Евгения – мгновенный порыв, но более сильный, чем у Самсона Вырина. Пушкин «Медный всадник» ЕвгенийВ образе Евгения воплощена идея противостояния простого человека и государства. Гоголь «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин«Вечный титулярный советник». Безропотно сносит насмешки сослуживцев, робок и одинок. Скудная духовная жизнь. Ирония и сострадание автора. Образ города, который страшен для героя. Социальный конфликт: «маленький человек» и бездушный представитель власти «значительное лицо». Элемент фантастики (приведение) – мотив бунта и возмездия. Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести. Н.В. Гоголь впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

Приложенные файлы


Добавить комментарий