«Презентация для подготовки к ЕГЭ по истории «Русские земли и княжества в XII — начале XV вв.»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Подготовила: учитель истории МКОУ «Нижнеусцелемовской» СОШ Онищук Ирина Александровна Русские земли и княжества в XII-начале XV вв. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики     Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, при его правлении начинают разгораться княжеские распри, пик которых приходится на 1015–1024 гг., когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. В. О. Ключевский определял начало «удельного периода», т. е. период самостоятельности русских княжеств, с 1054 г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми. Началом периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать 1132 г., когда князья перестали считаться с великим князем Киевским как с главой Руси.    Политическая раздробленность – новая форма организации русской государственности. Причины феодальной раздробленности 1) Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей.    2) Совершенствование техники земледелия и орудий труда, что способствовало развитию хозяйства отдельных княжеств и городов.    3) Рост и усиление городов как новых политических, экономических и культурных центров. На города опирались местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Часто вече использовалось как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждая его действовать в интересах местной знати. Таким образом, города как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.    4) Необходимость сильной княжеской власти на местах для подавления социальных движений, неизбежно возникавших по мере развития феодализма. Местные бояре поэтому вынуждены были приглашать в свои земли князя с дружиной, князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, устойчивую ренту-налог. В то же время князь стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.    5) Рост боярских вотчин и числа зависимых смердов в них. В XII – начале XIII в. многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины). Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вели к усилению стремления первых к политической самостоятельности.    6) Ослабление внешней опасности со стороны половцев, разгромленных Владимиром Мономахом. Это позволяло направить основные ресурсы на решение хозяйственных проблем отдельных княжеств и также способствовало развитию центробежных сил в стране.    7) Ослабление торгового пути «из варяг в греки», перемещение торговых путей из Европы на Восток. Все это привело к потере Киевом исторической роли, упадку власти великого киевского князя, земельная вотчина которого в XII веке значительно уменьшилась.    8) Отсутствие единого правила княжеского престолонаследия. Выделяются следующие способы: наследственное правопреемство (по завещанию и лествичное право); узурпация, или силовой захват власти; переход власти к наиболее влиятельному лицу и избрание.    Раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи, хозяйственный расчет вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, внешнее вторжение. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Существование единой религии и церковной организации, единого языка, единых законов «Русской Правды» служило сплачивающим началом всех восточнославянских земель. Образование новых государственных центров Княжества и земли Руси удельного периода были вполне сложившимися государствами, сопоставимыми по территории с европейскими. Наиболее важное значение на рубеже XII–XIII вв. приобретают Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, а также Новгородская земля, ставшие политическими центрами, соответственно, Северо-Восточной, Юго-Западной и Северо-Западной Руси. В каждом из них складывается своеобразный политический строй: княжеская монархия во Владимиро-Суздальской земле, княжеско-боярская монархия в Галицко-Волынской и боярская (аристократическая) республика в Новгородской.  Владимиро(Ростово) – Суздальская земля Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества: удаленность от степных кочевников на юге; ландшафтные препятствия для легкого проникновения варягов с севера; обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; хорошие возможности для экономического развития; значительная эмиграция с юга (приток населения); развитая еще с XI в. сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.); весьма энергичные и честолюбивые князья, возглавлявшие княжество.    Земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, – в качестве его слуг. Вассально-дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско-подданническими. В результате в Северо-Восточной Руси сложилась вотчинная система власти.    Со становлением и развитием Владимиро-Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125–1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев. Он захватил Киев и стал великим князем киевским, активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1125 г. перенес столицу из Ростова в Суздаль, вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества, боролся за киевский престол и занимал его с 1149 по 1151 г. и с 1155 по 1157 г.; он считается основателем Москвы (1147). Сын и преемник Юрия – Андрей Боголюбский (1157–1174) развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества, стремился к церковной независимости от Киева, боролся за подчинение Новгорода, воевал с волжскими булгарами. Во Владимире-на-Клязьме были сооружены неприступные белокаменные ворота, возведен Успенский собор. Политика Андрея Боголюбского, его желание править единолично вошли в противоречие с вечевыми и боярскими традициями, и в 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр. Политику объединения всех русских земель под властью одного князя продолжил сводный брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо (1176–1212), прозванный так за свое большое семейство. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань, Новгород; успешно воевал с Волжской Булгарией и половцами; при нем утвердился титул великого князя Владимирского. К этому времени опорой княжеской власти все больше становится дворянство. Экономический подъем Владимиро-Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо-Восточной Руси в XIV–XV вв. стали основой формирования Московского государства. Галицко-Волынское княжество Особенности и условия развития: плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности; значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны; удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю; относительная безопасность от нападения кочевников; наличие влиятельного местного боярства, ведшего борьбу за власть не только между собой, но и с князьями. Галицкое княжество значительно усилилось в правление Ярослава Осмомысла (1153–1187). Его преемнику (волынскому князю Роману Мстиславовичу) в 1199 г. удалось объединить Волынское и Галицкое княжества. После гибели в 1205 г. Романа Мстиславовича в княжестве вспыхнула междоусобная война с участием венгров и поляков. Сын Романа, Даниил Галицкий (1221–1264), сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго-западную и Киевскую земли. Однако в том же году Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).  БИТВА НА КАЛКЕ(По Галицко-Волынской летописи)1223 г. В год 6732 (1224). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: "Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете". Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мсти-славич Галицкий - они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. Тогда же крестился великий князь половецкий Басты. Василька там не было, он по молодости остался во Владимире. Оттуда пришли они в апреле месяце и подошли к реке Днепру, к острову Варяжскому. И съехалось тут с ними все кочевье половецкое, и черниговцы приехали, киевляне и смоляне и иных земель жители. И когда переходили Днепр вброд, то от множества людей не видно было воды. Галичане и волынцы пришли каждый со своим князем. А куряне, трубчане и путивльцы, каждый со своим князем, пришли на конях. Изгнанники галицкие прошли по Днестру и вышли в море - у них была тысяча лодок, - вошли в Днепр, поднялись до порогов и стали у реки Хортицы на броде у быстрины. С ними был Юрий Домамирич и Держикрай Владисла-вич. Дошла до стана весть, что пришли татары посмотреть на русские ладьи; услышав об этом, Даниил Романович погнался, вскочив на коня, посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья поскакали смотреть на нее. Татары ушли. Юрий сказал: "Это стрелки". А другие говорили: "Это простые люди, хуже половцев". Юрий Домамирич сказал: "Это ратники и хорошие воины". Вернувшись же, Юрий все рассказал Мстиславу. Молодые князья сказали: "Мстислав и другой Мстислав, не стойте! Пойдем против них!" Все князья, Мстислав и другой Мстислав, Черниговский, перешли через реку Днепр, к ним перешли и другие князья, и все они пошли в половецкую степь. Они перешли Днепр во вторник, и встретили татары русские полки. Русские стрелки победили их, и гнали далеко в степь, избивая, и захватили их скот, и со стадами ушли, так что все воины обогатились скотом. Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда. Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василь ко Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен. Даниил крепко боролся, избивая татар. Увидел это Мстислав Немой и, подумав, что Даниил ранен, сам бросился на них, ибо был он муж сильный; он был родственником Роману от рода Владимира Мономаха. Он очень любил отца Даниила, а тот поручил ему свою волость после своей смерти, чтобы отдать ее князю Даниилу. Когда татары обратились в бегство, Даниил избивал их со своим полком, и Олег Курский крепко бился с ними, но новые полки сразились с нами. За грехи наши побеждены были русские полки. Даниил, увидев, что разгорается сражение и татарские лучники усиленно стреляют, повернул своего коня под напором противника. Пока бежал он, сильно захотел пить, а напившись, почувствовал рану на теле своем, которую не заметил во время боя из-за мужества и силы возраста своего. Ибо был он отважен и храбр, от головы до ног не было у негоизъянов. Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары, победив русских людей из-за прегрешений христиан, пришли и дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты. Ожидая покаяния христиан, бог повернул татар назад на восточную землю, и они завоевали землю Тангутскую и иные страны. Тогда же их Чингисхан был убит тангутами. Татары же обманули тангутов и впоследствии погубили обманом. И другие страны они погубили - ратью, а больше всего обманом. Памятники литературы Древней Руси. XIII век / Пер. О.П. Лихачевой. М., 1981. С. 257-261. Новгородская земля В конце XI – начале XII в. здесь сложилось своеобразное политическое образование – феодальная аристократическая (боярская) республика. Сами новгородцы именовали свое государство «Господин Великий Новгород».    Особенности развития Новгородской земли: ведущие отрасли хозяйства – торговля и ремесло; слабое развитие земледелия вследствие малого плодородия земли и суровых климатических условий; широкое развитие промыслов (солеварение, рыболовство, охота, производство железа, бортничество); исключительно выгодное географическое положение (на пересечении торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее – с Востоком и Византией); не подвергалась сильному монголо-татарскому разграблению, хотя и платила дань. Новгородская республика была близка к европейскому типу развития (аналогично городам-республикам Ганзейского союза) и городам-республикам Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать Великий путь и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть, Новгород стал боярской республикой. Фактически власть принадлежала боярству, высшему духовенству и именитому купечеству. Все высшие исполнительные органы – посадники (главы правительства), тысяцкие (главы городского ополчения и судьи по торговым делам), епископ (глава церкви, распорядитель казны, контролировал внешнюю политику Великого Новгорода) и др. – пополнялись из боярской знати. Высшие должностные лица были выборными. Во второй половине XII в. новгородцы стали избирать себе духовного пастыря – владыку (архиепископа новгородского). Князь не обладал полной государственной властью, не наследовал новгородскую землю, а приглашался лишь для исполнения представительских и военных функций. Любая попытка князя вмешаться во внутренние дела неизбежно заканчивалась его изгнанием (за 200 с небольшим лет побывало 58 князей).    Высшим органом власти являлось народное собрание – вече, обладавшее широкими полномочиями: рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики; приглашение князя и заключение с ним договора; избрание важной для Новгорода торговой политики, а также посадника, судьи по торговым делам и др. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» – крупнейшие бояре Новгорода – к XV в. они фактически узурпировали права народного вече. Киевское княжество Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением важности пути «из варяг в греки». Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, утверждая тем самым новое соотношение сил на Руси. Последствия политической раздробленности Позитивные: расцвет городов в удельных землях, складывание новых торговых путей, развитие хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель.    Негативные: дробление княжеств между наследниками; постоянные княжеские усобицы, которые истощали силы русских земель; ослабление обороноспособности страны перед лицом внешней опасности. К 1132 г. существовало около 15 обособившихся территорий, в начале XIII в. самостоятельных княжеств и уделов было уже 50, а в конце XIII в. – 250.    Процесс наступления феодальной раздробленности дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой позиции можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории в рамках развития экономики и культуры. Кроме того, данный период явился важной предпосылкой для становления единого и целостного государства. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с татаро-монгольскими завоевателями, которые владычествовали в русских землях до XV в. Прямо или косвенно монгольское нашествие способствовало падению политических институтов Киевского периода и росту абсолютизма.    В XII в. в Монголии не существовало централизованного государства, соединение племен было достигнуто в 1206 г., когда Темучин, вождь одного из родов, на общем собрании («курултае») представителей всех родов был провозглашен великим ханом с именем Чингис («Беспредельная сила»). Началась борьба за расширение территории – завоевание части Сибири, покорение Китая, захват Средней Азии, Северного Ирана, грабительский поход в Закавказье, разгром половцев. Причиной успеха были не только совершенство военной организации монголов, но и неподготовленность соперников. Просьба половцев помочь им против опасного врага была принята русскими князьями, но битва между русско-половецкими и монгольскими войсками 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье закончилась поражением русско-половецких войск. В 1227 г. великим ханом избирается Угедей, третий сын Чингис-хана. В 1235 г. было решено начать завоевание западных земель. Во главе нового похода стал племянник Угедея – Бату (Батый). В 1236 г. войска Батыя начали поход на Русские земли. Разгромив Волжскую Булгарию, они направились на завоевание Рязанского княжества (город был уничтожен), разрушили Коломну, Владимир, сожгли Суздаль. Монголы остановились лишь перед Новгородом, из-за распутицы повернув на юг. В 1240 г. монгольское наступление возобновляется – захвачены Чернигов и Киев. Отсюда монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Захватив Владимир-Волынский, Галич в 1241 г., Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, Моравию, а затем в 1242 г. дошел до Хорватии и Далмации. Результатом похода Батыя было завоевание громадной территории – южнорусские степи и леса Северной Руси, регион Нижнего Дуная (Болгария и Молдавия). В 1241 г. Батый становится главой сильнейшего регионального ханства со столицей в Сарае (к северу от Астрахани). Его власть распространялась на Казахстан, Хорезм, Западную Сибирь, Волгу, Северный Кавказ, Русь. Постепенно западная часть этого улуса стала известна как Золотая Орда. ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ1237 г. В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуни. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингва ревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давидом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать, как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что- всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: "Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей". Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: "Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Ко1да нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь". Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велся бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал. И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина; и увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии, и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича. Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое - князя Ивана Федоровича, и как услышала она эти смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превы сокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти. И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, блаженного князя Федора, и других князей, и что перебито много лучших людей, и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки. И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и мужественно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: "Избавь нас, боже, от врагов наших. И от подымавшихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых, и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок". И сковал братии своей: "О государи мои братия, если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли?! Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божий церкви, и за веру христианскую, и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича". И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы Богородицы. И плакал много перед образом пречистой Богородицы, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне, и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один ря занец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами. И видел князь великий, что убит брат его, князь Давыд Ингваревич, и воскликнул: "О братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!" И пересели с коня на конь и начали биться упорно. Через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно сражаясь, так что все полки татарские подивились крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Здесь убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Все это навел бог грехов ради наших. А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, ведя убивать, рубить и жечь без милолсти. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река обильная, грехов ради наших. И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тяжких ран, и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею. И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, Другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка по-секли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши. И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на город Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божий до основания разорить. И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловер ного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и уввдел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и уввдел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать; "Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?" Они же ответили: "Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингва ревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отця наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатье во: "о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною ri многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Бели бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им. Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове, у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского, сохранен богом от злого того отступника и врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, в свою отчину, и увидел ее пусту, и услышал, что братья его все убиты нечестивым, законопреступным царем Батыем, и пришел во град Рязань, и уввдел город разоренным, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей лежащих мертвыми, город разорен и церкви пожжены, и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято. Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как сладкий орган звучащий. И от великого того крика и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру. И с трудом ожила душа его в нем. Кто не восплачется о такой погибели, кто не возрыдает о стольких людях народа православного, кто не пожалеет стольких убитых великих государей, кто не застонет от такого пленения? Разбирая трупы убитых, князь Ингварь Ингваревич нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал своих снох, и призвал попов из сел, которых бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных: сильно кричал и рыдал. И похоронил остальные тела мертвых, и очистил город, и освятил. И собралось малое число людей, и немного утешил их. И плакал беспрестанно, поминая матерь свою, братию свою, и род свой, и все узорочье рязанское, без времени погибшее. Все то случилось по грехам нашим. Был город Рязань, и земля была Рязанская, и исчезло богатство ее, и отошла слава ее, и нельзя было увидеть в ней никаких благ ее - только дым и пепел; и церкви все погорели, и великая церковь внутри изгорела и почернела. И не только этот город пленен был, но и иные многие. Не стало в городе ни пения, ни звона; вместо радости -плач непрестанный. И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были нечестивым царем Батыем братья его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померкнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их растерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную. И увидел князь Ингварь Ингваревич великое множество мертвых тел лежащих, и воскричал горько громким голосом, как труба звучащая, и бил себя в грудь руками, и падал на землю. Слезы его из очей как поток текли, и говорил он жалостно: "О милая моя братия и воинство! Как уснули вы, жизни мои драгоценные? Меня одного оставили в такой погибели! Почему не умер я раньше вас? И куда скрылись вы из очей моих, и куда ушли вы, сокровища жизни моей? Почему ничего не промолвите мне, брату вашему, цветы прекрасные, сады мои недозрелые? Уже не подарите сладость душе моей! Почему, государи мои> не посмотрите вы на меня, брата вашего, и не поговорите со мною? Ужели забыли меня, брата вашего, от единого отца рожденного и от единой утробы матери нашей - великой княгини Агриппины Ростиславовны, и единою грудью многоплодного сада вскормленного? На кого оставили вы меня, брата своего? Солнце мое дорогое, рано заходящее, месяц мой красный! Скоро погибли вы, звезды восточные; зачем же закатились вы так рано? Лежите вы на земле пустой, никем не охраняемые; чести-славы ни от кого не получаете вы! Помрачилась слава ваша. Где власть ваша? Над многими землями государями были вы, а ныне лежите на земле пустой, лица ваши потемнели от тления. О милая моя братия и дружина ласковая, уже не повеселюся с вами! Светочи мои ясные, зачем потускнели вы? Немного порадовался с вами! Если услышит бог молитву вашу, то помолитесь обо мне, брате вашем, чтобы умер я вместе с вами. Уже ведь за веселием плач и слезы пришли ко мне, а за утехой и радостью сетование и скорбь явились мне! Почему не прежде вас умер, чтобы не видеть смерти вашей, а своей погибели? Слышите ли вы горестные слова мои, жалостно звучащие? О земля, о земля! о дубравы! Поплачьте со мною! Как опишу и как назову день тот, в который погибло столько государей и многое узорочье рязанское - удальцы храбрые? Ни один из них не вернулся, но все равно умерли, единую чашу смертную испили. От горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор темнеет, сила изнемогает". Было тогда много тоски, и скорби, и слез, и вздохов, и страха, и трепета от всех тех злых, которые напали на нас. И воздел руки к небу великий князь Ингварь Ингваревич, и воззвал со слезами, говоря: "Господи боже мой, на тебя уповаю, спаси меня и от всех гонящих избавь меня. Пречистая владычица, матерь Христа, бога нашего, не оставь меня в годину печали моей. Великие страстотерпцы и сродники наши Борис и Глеб, будьте мне, грешному, помощниками в битвах. О братия мои воинство, помогите мне во святых ваших молитвах на врагов наших - на агарян и внуков рода Измаила". И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих - великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давыда Ингвареви ча Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных - своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел нести их во град Рязань, а честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил его с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу. А братьев своих, князя Давы-да Ингваревича да князя Глеба Ингваревича, положил в одном гробу близ могилы тех. Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого чудотворца Николы Корсунского, и похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте "заразила" (разбила). Памятники литературы Древней Руси. ХШ век / Пер. Д.С. Лихачева. М.. 1981. С. 184-200. НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ НА РУСЬ1237-1240 гг. В лето 1237. Пришли безбожные измаильтяне, раньше бившиеся с русскими князьями на Калке. Это был первый приход их на землю Рязанскую. И взяли они город Рязань приступом, обманом выманив князя Юрия, и привели его к Пронску, потому что в то время была его княгиня в Пронске; обманом выманили его княгиню, убили Юрия князя и княгиню его и всю землю его разорили, не пощадили детей и до грудных младенцев. Кир Михайлович же убежал со своими людьми к Суздали) и поведал великому князю Юрию о приходе и нашествии нечестивых татар. Услыхав об этом, великий князь Юрий послал сына своего Всеволода со всеми людьми и с ними кира Михайловича. Батый же устремился на землю Суздальскую, а Всеволод встретил его на Колодне, и бились они, и пали многие с обеих сторон. Всеволод же был побежден и рассказал отцу о происшедшей битве с быстро устремившимися на землю и города его врагами. Князь же Юрий оставил сына своего во Владимире и княгиню, а сам вышел из города. Когда же он стал собирать вокруг себя воинов и не поставил сторожевых отрядов, то был захвачен беззаконным Бурувдаем, и князя Юрия убили. Батый же осадил город, но горожане сильно боролись за город; тогда татары сказали обманом горожанам: "Где князья рязанские, ваш город и ваш князь великий Юрий? Но наша ли рука схватила их и предала смерти". И услышав об этом, епископ Митрофан начал со слезами говорить всем: "Дети, не побоимся соблазна от нечестивых, не будем думать о тленной этой и скоро минующей жизни". Услышали эти слова все люди, начали крепко сражаться. Татары же разбивали городские стены стенобитными орудиями и стреляли без числа стрелами. Князь же Всеволод увидел, что надвигается еще сильнейший бой, испугался, потому что он был молод, сам вышел из города с небольшой дружиной, неся с собой многие дары, надеясь получить от татар пощады. Батый же, словно дикий зверь, не пощадил юности его, велел его перед собою зарезать и весь город разорил. Епископ же с княгиней и детьми убежали в церковь, а нечестивый Батый велел ее зажечь огнем, и так все бежавшие в церковь отдали свои души богу. Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять города. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: "Хотя наш князь и молод, положив жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и там небесные венцы от бога получим". Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили у татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии неизвестно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов. Батый же взял Козельск и пошел в землю Половецкую, оттуда же начал посылать на русские города, и взял приступом город Переяславль; перебил всех людей, разрушил церковь архангела Михаила, захватил золотые сосуды церковные, бесчисленные и драгоценные камни и епископа Симеона убил. В то же время Батый послал войска на Чернигов, обступил город с великой силой. Слышав же Мстислав Глебович' про нападение на город иноплеменников, пришел на них со всеми своими воинами; бились они, и побежден был Мстислав, и много его воинов было убито, а город татары взяли, предали огню; епископа же в живых оставили и увезли его в Глухов. Меньгухан же пришел посмотреть город Киев. Он стоял у него на противоположной стороне Днепра, около городка Песочного; видел город и дивился красоте его и величию его, прислал послов своих к Михаилу и к горожанам, желая обмануть их, но они не послушались его. В лето 1238. Михаил бежал за сыном своим перед татарами к венграм, а Ростислав Мстиславич Смоленский сел в Киеве. Даниил* же поехал против него и захватил его в плен и оставил Даниил в Киеве Дмитра и поручил ему оборонять город от иноплеменного народа, от безбожных татар. В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми. Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рассказал им про всю силу их, братьями его были большие воеводы: Урдюй, Байдар, Бирюй, Кайдан, Бечак, Меньгу и Куюк, который воротился, узнав о смерти хановой, и сделался ханом, он был не из его рода, но первым его воеводой, Себедяй бога-дур и Бурундай богадур, который завоевал Болгарскую землю и Суздальскую, и иных воевод без числа, которых мы здесь не перечислили. Поставил же Батый стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, и стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитр был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и в ту ночь. Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости. Летопись по Ипатскому списку / Пер. М.Н. Тихомирова. СПб.. 1871. С. 518-523. Последствия нашествия монголо-татар для древнерусского государства:    – установление монголо-татарского владычества (ига);    – массовое разрушение русских городов, уничтожение или увод в плен жителей;    – упадок русских городов, торговли; тяжелый удар по ремесленному производству;    – ущерб крестьянскому хозяйству;    – постоянная угроза рабства;    – искусственная задержка распространения товарно-денежных отношений, «консервация» натурального хозяйства (постоянная утечка серебра и других металлов);    – упадок русского летописания;    – разрушительный удар по культуре русских княжеств (погибли многочисленные памятники иконописи и архитектуры).  Борьба русского народа с захватчиками заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность, этому способствовало наличие на Руси и собственной администрации, и церковной организации.    Формы вассальной зависимости Руси    Политические: получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение; карательные набеги на русские земли; террор по отношению к непокорным русским князьям; контроль баскаков за деятельностью князей; служба русских в монгольском войске; поощрение усиления княжеских усобиц.    Экономические: уплата ежегодной дани («выхода»); содержание монгольских гарнизонов в русских землях; отработка повинностей в пользу завоевателей; создание выгодных условий для монгольских купцов (бесерменов). В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения («запись в число») для сбора дани, единовременных поборов в пользу хана, отчислений от торговых пошлин, налогов для «кормления» ханских чиновников и т. д. Основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды 1. Традиционная (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский): иго для Руси являлось большим бедствием, система взаимоотношений монголов и русских проявлялась в политической, даннической и военной зависимости.    2. Русь – союзная страна великого хана (Л. Н. Гумилев): отряды татаро-монгол не находились постоянно на Руси; князь Александр Невский в 1251 г. стал приемным сыном хана; в Золотой Орде было открыто православное епископство, даже после установления в Золотой Орде ислама в качестве государственной религии на Руси не наблюдалось религиозных гонений на православную церковь.    3. Период военного управления государством (А. Т. Фоменко, Г. В. Носовский): Орда являлась не иностранным образованием, захватившим Русь, а восточным русским регулярным войском, входившим в древнерусское государство, когда верховным правителем был полководец-хан, а в городах сидели гражданские князья, которые обязаны были собирать дань на содержание войска. В свете такой концепции частые татаро-монгольские набеги являлись насильственным сбором дани с тех областей, которые не хотели платить. Экспансия с Запада В первой половине XIII в. на северо-западе Руси, ослабленной монголо-татарским нашествием, большую опасность представляла агрессия немецких рыцарей Ливонского ордена. Они заключили союз со шведскими и датскими рыцарями о совместном нападении на Русь. Князь Александр Ярославич (ок. 1220–1263), русский государственный деятель, полководец, князь новгородский, великий князь владимирский с 1252 г. 21 (15 июля) 1240 года силами своей небольшой дружины и ладожского ополчения внезапной и стремительной атакой разбил шведское войско, высадившееся в устье реки Ижоры при впадении ее в Неву. За победу в Невской битве, в которой молодой князь показал себя искусным военачальником, проявил личную доблесть и геройство, он был прозван «Невским». Вскоре из-за козней новгородской знати князь Александр покинул Новгород и вернулся на княжение в Переяславль-Залесский. Еще в XII в. вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и в Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом II. Битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием «Ледовое побоище», началась утром 5 апреля 1242 г., ливонские войска потерпели в ней сокрушительное поражение. Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими рыцарями было поистине историческим: мир был заключен на условиях, продиктованных русскими, орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом, движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника – все это определило русское военное искусство как передовое в мире.    Александр Невский был крайне терпелив в отношении восточного натиска. Признание суверенитета хана освобождало руки для отражения тевтонского крестового похода. Монголы не вмешивались в религиозные дела своих подданных, в то время как немцы старались навязать завоеванным народам свою веру. Александр способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами, прилагал много усилий для укрепления великокняжеской власти в стране в ущерб влиянию бояр, в то же время решительно подавлял антифеодальные выступления (восстание в Новгороде 1259 г.). Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества К XIV в. складываются предпосылки объединения русских земель. Экономический подъем на Руси в XIV–XV вв. сыграл немалую роль в формировании централизованного государства, однако в целом это формирование происходило в отличие от Европы на чисто феодальной основе. Немаловажным фактором для этого процесса были интересы бояр, вотчины которых перерастали границы княжеств, борьба против внешней опасности. Объединительные процессы носили полицентрический характер, так как лидерами были Галицко-Волынская Русь, Великое княжество Литовское, Тверское княжество, Московское княжество. Причины возвышения Москвы  Объективные причины:    1) Выгодное географическое положение. Московское княжество занимало положение, обеспечивавшее приток населения; находилось на пересечении речных и сухопутных путей, которые можно было использовать для торговли и в военных целях; на наиболее опасных направлениях, откуда могла грозить агрессия, оно было прикрыто другими русскими землями.    2) Центр формирования древнерусской народности.    3) Земли, пригодные для земледелия.    4) Развитое феодальное землевладение (дворяне – опора князя).    5) Поддержка духовенства.     Субъективные причины:    1) Дальновидность московских князей.    2) Отсутствие распрей в московской княжеской семье.    3) Более совершенная система передачи власти (княжество не дробилось, а передавалось единому наследнику).    4) Содействие Орды и недооценка монголо-татарами потенциала Москвы. Этапы образования Московского государства I этап. Конец XIII – середина XIV в. – начальный.    Даниил Александрович (1276–1303) – первый самостоятельный московский удельный князь, родоначальник московской княжеской династии, младший сын Александра Невского. Даниил Александрович в 1301 г. отнимает у рязанского князя Коломну, расположенную в устье Москвы-реки. В 1302 г. Даниилу Московскому был завещан Переяславский удел. Юрием Даниловичем (1303–1325) присоединены к Москве Переяславль-Залесский, Можайск. Юрий вступил в борьбу за великое княжение Владимирское с тверскими князьями. Женитьба Юрия на сестре хана Узбека Кончаке (в крещении Агафия) в 1315 г. укрепила его положение. Князь Юрий добился также и ярлыка на великое княжение. В 1325 г. в ханской ставке Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием. Дмитрий был казнен, но ярлык на великое княжение был отдан тверским князьям. Политика передачи ярлыка князьям из соперничающих родов позволяла ордынским ханам препятствовать объединению усилий русских князей, давала повод для частой присылки на Русь ордынских отрядов, чтобы держать под контролем ситуацию в русских землях. Вместе с великим князем Александром Михайловичем Тверским хан Узбек послал своего племянника Чолхана (на Руси его называли Щелканом) в качестве сборщика дани для осуществления постоянного контроля за великим князем. Произвол и насилие Чолхана вызвали мощное восстание 1327 г. Татарский отряд был полностью истреблен тверичами. Московский князь Иван I Данилович Калита (1325–1340) присоединился к карательной экспедиции, организованной ордынцами. С 1328 г. ярлык на великое княжение оказался в руках московского князя. Кроме ярлыка Иван Калита получил право сбора ордынского выхода (дани), система баскачества была окончательно отменена. Союз русских княжеств, возникший первоначально как подневольный и финансовый, со временем расширил и свое политическое значение и послужил основой для объединения различных земель. Продолжалось территориальное расширение Московского княжества путем покупки князем земель в различных частях страны, приобретения в Орде ярлыков на целые удельные княжества – Углич, Галич, Белоозеро. Московский князь исправно платил выход, посылал хану, его женам и вельможам подарки, сам часто ездил в Орду. Эта политика позволила обеспечить Московскому княжеству длительную мирную передышку. Почти 40 лет оно не подвергалось нападениям. Московские князья не только могли укрепить свое княжество, но и накопить значительные силы. Иван Калита заложил основы будущего могущества Московского государства. II этап. Середина XIV – середина XV в. – утверждение Москвы как центра объединения русских земель.    Сын Ивана Калиты, Семен Гордый (1340–1353), помимо сбора дани, обладал уже и определенными судебными правами в отношении русских князей.    Иван II Иванович Красный (1326–1359) – сын Ивана I Даниловича Калиты, князь Московский и великий князь Владимирский с 1353 г. Период относительного ослабления Москвы и усиления его соседей и противников – Великого княжества Литовского и Нижегородско-Суздальского княжества; был потерян ярлык на великое княжение. Дмитрий Иванович Донской (1359–1363) при поддержке московского боярства и митрополита Алексия добился возвращения ярлыка на великое княжение, успешно укреплял могущество Московского княжества. Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 г. белокаменной крепости – Кремля. В конце 60-х гг. XIV в. начинается новый этап московско-тверской борьбы. Тверское княжество привлекло в качестве союзников Литву и Орду, но два похода на Москву литовского князя Ольгерда в 1368 г. и 1370 г. закончились безрезультатно. В 1375 г. князь Дмитрий Иванович организовал поход на Тверь, в котором принимали участие отряды суздальских, стародубских, ярославских, ростовских и других князей. С этого времени титул великого князя Владимирского становится достоянием московской династии. В 1380-х гг. Московское княжество возглавило освободительную борьбу Руси против ордынского ига, в 1378 г. московскими войсками на р. Воже был уничтожен отряд ордынцев, вторгшийся с грабительским набегом. Свидетельством возросшей роли Москвы стала победа русских войск во главе с князем Дмитрием Ивановичем над татарами на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Мамай, укрепив свою власть в Орде, собрал крупные силы для похода, привлек отряды с Северного Кавказа и Поволжья, пехоту генуэзских наемников из Крыма, заручился союзнической помощью со стороны великого Литовского князя Ягайло, рязанского князя Олега Ивановича. Московский князь Дмитрий сумел собрать силы 23 русских князей. В походе не участвовали дружины Новгородской, Нижегородской, Тверской и Смоленской земель. Сергий Радонежский благословил поход и направил с войском двух своих послушников – Ослябю и Пересвета. Победа Дмитрия Ивановича в Куликовской битве не положила конец ордынскому игу на Руси, но она стала грандиозной духовной вехой в жизни русского народа: дала импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы, складыванию предпосылок для освобождения Руси от ордынской зависимости. Москва была признана территориальным и национальным центром складывающегося Русского государства. С этого времени в его формировании прослеживаются два процесса: централизация и концентрация власти в руках великого князя внутри Московского княжества и присоединение к Москве новых земель, принявшие в скором времени характер и значение государственного объединения. Куликовская победа ослабила и русские княжества, поэтому в 1382 г. во время похода хана Тохтамыша в Москве не оказалось достаточно сил для организации сопротивления. В результате нашествия Тохтамыша была возобновлена уплата ордынского выхода, но полностью восстановить свою власть над русскими землями ордынцам не удалось. Орда была вынуждена признать и политическое главенство Москвы на Руси. При Василии I Дмитриевиче (1389–1425) продолжался дальнейший рост Московского княжества: присоединены Муромское и Нижегородское княжества, земли Коми по реке Вычегда. В 1408 г. результатом похода ордынского военачальника Едигея на Русь и осады Москвы стало примирение с Ордой и получение ярлыка на великое княжение. Несмотря на установление династических отношений с Литвой (Василий I был женат на литовской княжне Софье Витовтовне), противоречия между Москвой и Литвой из-за влияния на Новгород были сильны. Феодальная война второй четверти XV в. (1425–1453 гг.) Предпосылки: борьба семейного и родового начал в наследовании княжеского престола, противоречивый характер завещания Дмитрия Донского, личное соперничество за власть в Москве потомков князя Дмитрия Донского. После смерти Василия I Дмитриевича возник династический кризис. Претендентами на престол выступили его десятилетний сын Василий II (1425–1462), которого поддерживали московское боярство и великая княгиня Софья Витовтовна, отстаивавшие традицию передачи московского стола от отца к сыну, и князь Юрий Дмитриевич, ссылавшийся на традиционный принцип наследования старшим в роду и завещание Дмитрия Донского. После смерти Юрия борьбу за московский стол продолжили его сыновья, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, которые уже в принципе не имели никаких прав на престол. Эта борьба, по существу, была борьбой между сторонниками решительной централизации и сторонниками сохранения старой удельной системы. На стороне Василия II Темного (прозвище, полученное после ослепления князя Дмитрия Шемяки) выступило большинство духовенства, а также тверской великий князь Борис Александрович. Эта поддержка обеспечила победу Василию II. Следствием феодальной войны было окончательное утверждение принципа наследования власти по прямой нисходящей линии от отца к сыну. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город Наиболее интенсивно процесс восстановления экономики проходил в землях Владимиро-Суздальского княжества. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие шло быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда – соха с железными наконечниками и плуг. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота, расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству. Главным в социальном развитии в XIV–XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Господствующей его формой была вотчина. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. Их называли помещиками, а владения – поместьями. Денежное жалование, которое выплачивалось служилым людям, не могло их полностью обеспечить, т. к. земля давалась им на праве условного держания – именно таким образом обеспечивалась боеспособность войска, так как каждый воин, располагавший земельной собственностью, на свои средства приобретал вооружение и боевых коней. Следствием развития поместной системы становилось тяжелое положение крестьян. Помещики стали главной движущей силой развернувшегося в XVI столетии процесса наступления на крестьянство. С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Если ранее налог в пользу церкви – десятина – выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Земли монастырей не делились между наследниками. Главным занятием населения Русского государства конца XV–XVI вв. оставалось земледелие. В центральных районах (Владимирское, Суздальское, Ростовское княжества, Рязанская земля), а также на северо-западе (в районе Новгорода и Пскова) преобладало трехполье, в южных районах сохранялась переложная система, на севере страны была распространена подсечная система земледелия.    В центральных густонаселенных районах сложилось устойчивое поместно-вотчинное землевладение различных категорий светских и духовных феодалов. На обширных слабонаселенных окраинах сохранялись различные формы общинного крестьянского землевладения, постепенно включаемого в сферу усиления зависимости со стороны государства. В XIV в. появился новый термин – «крестьяне», ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.    Крестьяне делились на:    – владельческих, принадлежавших различным собственникам из числа феодалов;    – дворцовых, находившихся во владении дворцового ведомства московских царей;    – государственных («черносошных»), живших волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но обязанных выполнять определенные повинности в пользу государства. Натуральное крестьянское и феодальное хозяйства были неотделимы от домашнего крестьянского и вотчинного ремесла. Рыночные контакты крестьянского и феодального хозяйства оставались слабыми. Более прочными они были в Новгородской земле, где в ряде районов крестьяне занимались промысловой добычей соли и железной руды, а феодалы поставляли на внешний рынок продукты пушного и морского промысла.    В XIII–XV вв. появляются новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Основными направлениями внешней торговли были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия). Русские города сохраняли зависимость от феодального государства. К XVI в. в них практически исчезло вечевое право. Население города делилось на «черных ремесленников», несших «тягло», и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли «белыми»). Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединении страны.    Таким образом, восстановление подорванного нашествием завоевателей хозяйства и новый экономический подъем в русских землях происходили в направлении дальнейшего развития и укрепления феодального землевладения, крепостнического хозяйства и феодальных отношений вширь и вглубь. Этот характер экономического развития русских земель предопределил ряд особенностей объединительного процесса на Руси. Культурное развитие русских земель и княжеств С падением политического значения Киева, началом раздробленности Киевской Руси в едином историко-культурном процессе возникли самостоятельные художественные школы, связанные с региональными бытовыми и художественными традициями. Домонгольский период Литература развивалась по трем направлениям:    – летописание (приобрело местный характер): особенным богатством языка, образностью отличались Киевская и Галицкая летописи;    – «слова» (речи): наиболее известный литературный памятник Руси XII в. – «Слово о полку Игореве». Его содержание проникнуто сознанием необходимости единения Русской земли, прекращения братоубийственных распрей и междоусобиц;    – памятники дворянской общественной мысли: «Моление» Даниила Заточника.     Продолжало развиваться устное народное творчество (былины, песни).     Характерные черты:    – общая замедленность темпов развития;    – традиционализм (авторитет старины, следование образцам);    – господство в идеологии религиозного мировоззрения;    – накопление знаний;    – христианские вечные ценности, определявшие тип культуры. В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII – начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступили место фрескам. Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы, в Новгороде из известняка, в Киеве, во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси из камня. Характерные черты белокаменной архитектуры – изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий посередине здания. Зодчество отличается уменьшением объемов и упрощением конфигурации каменных зданий. Белокаменные храмы – Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова-на-Нерли, княжеский замок в Боголюбове – стали образцами для других русских земель. Золотые Ворота во Владимире-на-Клязьме Церковь Покрова на Нерли Княжеский замок в Боголюбово Изобразительное искусство. Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой, резьбой по камню и дереву. Возрастало влияние церкви, ужесточавшей контроль за соблюдением канонов (образы становились более суровыми, аскетичными); в искусство местных школ активно стали проникать элементы народной культуры. Иконы: «Боголюбская Богоматерь» (середина XI в.); «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» (конец XI в.); «Дмитрий Солунский» (конец XII в.). Боголюбская Богоматерь Богоматерь Оранта Дмитрий Солунский Период монголо-татарского ига Литература. Первым памятником художественной литературы после монголо-татарского нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». Призыв к самопожертвованию содержится в произведениях «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском». Откликом на Куликовскую битву стали «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др. В XV в. были созданы многие известные жития русских святых – Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др. Архитектура. Одним из крупнейших центров развития архитектуры к середине XIV в. стала Москва. В правление Дмитрия Донского был возведен белокаменный Кремль в Москве, в окрестностях города построены Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде. Иконопись. Период конца XIV – начала XV в. стал «золотым веком» иконописи. В это время творили выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофаном Греком созданы фресковые росписи в церкви Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде. Фреска Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. Феофан Грек. Андрей Рублев. Икона Божьей матери Андрей Рублев. Троица. Андрей Рублев. Спас в силах. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. Со второй половины XIII в. дошло незначительное по сравнению с предыдущим периодом количество летописей, причем они отличаются более кратким и сухим изложением. Активно развивается литература. Широкое распространение до Куликовской битвы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском.    Церковная («житийная») литература также пользовалась большой популярностью. «Житие» Дмитрия Донского раскрывает глубокий патриотизм и единство русского народа. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря.    С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод. В 1442 г. появился первый русский «Хронограф», составленный Пахомием Логофетом, – всемирная история, включавшая историю Руси. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных у Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Культура Владимиро-Суздальской земли В Северо-Восточной Руси было создано замечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника».    На протяжении долгих веков на Руси развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чертой древнерусского искусства.    Под Владимиром Андрей Боголюбский основал город-замок, названный Боголюбовом. В Боголюбове есть постройка, ставшая символом древнерусской архитектуры, – знаменитая церковь Покрова-на-Нерли (1165), возведенная князем в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами. Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, входили в город через Золотые ворота (1164). Новый владимирский Успенский собор (1158–1160), заложенный князем Андреем, по высоте превосходил все соборы Святой Софии, построенные на Руси. Культура Новгородской земли На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. В 1292 г. новгородцы начали возводить церковь Николы на Липне, а в XIV в. на Новгородской земле создается целый ряд храмов: церкви Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса на Ильине улице (1374).    Во второй половине XIII – середине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства: малые размеры церквей, изящество форм и оригинальность декора; фасады храмовых зданий покрыты маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича; барабаны куполов опоясаны рядами кокетливых арок и треугольников; трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, – который стал в XIV–XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства.    В Новгороде Великом развивалась и светская архитектура, яркий пример тому – каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Характерные черты новгородской школы живописи: ясность идеи, реальность изображения, доступность (иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы»). К шедеврам Новгородской земли относятся и знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.). Церковь Федора Стратилата на ручью Спас на Ильине Церковь Николы на Липне Грановитая палата в Новгороде Ангел Златые власы Спас Нерукотворный Успение Богородицы. Культура Московского княжества В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активное строительство. В центре Кремля, на Соборной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове). В 1479 г. было завершено строительство нового Успенского собора (зодчий Аристотель Фиорованти). В 1484–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства. Колокольня Ивана Великого Архангельский собор Московского Кремля Грановитая палата Живопись XIV–XV вв. поднялась на новую, высшую, ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV – начале XV в. работал художник Феофан Грек. Вместе с Симеоном Черным он трудился над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейший русский художник конца XIV – начала XV в. Андрей Рублев совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца расписал Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произведение «Троица». В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской битвой. Большого развития в XIV–XV вв. достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.    Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры. Литература: И.А. Шемаханова «Полный курс подготовки к ЕГЭ»http://historyatlas.narod.ru/russia.htmlhttp://www.hrono.ru/dokum/1000dok/povest1.phphttps://yandex.ru/images/

Приложенные файлы


Добавить комментарий