«Презентация для подготовки к ЕГЭ по истории «Древность и Средневековье»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Подготовка к ЕГЭ Подготовила: учитель истории МКОУ «Нижнеусцелемовской» СОШ Онищук Ирина Александровна Народы и древнейшие государства на территории России. 1. Первые свидетельства о славянах Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян) была территория к востоку от земель, занимаемых германцами, – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. первые письменные свидетельства о славянах (греческие, римские, арабские, византийские) относятся к началу I тысячелетия н. э. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).   В эпоху Великого переселения народов (III–VI вв. н. э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Славяне жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов в своем продвижении на запад увлекли часть славян.    В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали Аварский каганат (был разбит Византией в 625 г.). Крупнейшими политическими образованиями VII–VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат. В результате распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами. Другая часть болгар-тюрок пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Болгария (Булгария). Хазарский каганат, занимавший с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.    На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье в конце V–VI вв. н. э. 2. Территория восточных славян (VI–IX вв.).Соседи восточных славян. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными автохтонными (финно-угорскими и балтийскими) племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские (жмудь, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь, мурома, весь, меря) племена. Южнорусские степи в VIII–IX вв. занимали мадьяры (венгры) – финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя. 3. Занятия, общественный строй, верования восточных славян. В VI–IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян. Археологические раскопки XIX в. (обряды погребения, женские украшения – височные кольца и т. п., характерные для каждого племенного союза) подтверждают летописные указания мест расселения племенных союзов. Хозяйство восточных славян: Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, серп, зернотерки и ручные жернова. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, здесь применяли соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледелием было тесно связано скотоводство. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Общественный строй: Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда и коллективной деятельности, поэтому большое значение в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Все ее владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Основу социальной организации восточных славян в начале I тысячелетия составлял род, живший родовой общиной. Существование рода базировалось на принципах «первобытной демократии» («первобытного коммунизма»). Род возглавлял старейшина – наиболее опытный член рода, как правило, из пожилых мужчин.     Характерные черты первобытного рода:    – происхождение членов рода от общего мифического прародителя, которого они считали тотемом, охраняющим род;    – наличие территории, которую члены рода считали своей и защищали от чужаков;    – совместное владение и пользование членов рода землей, скотом и совместное ведение хозяйства;    – переход имущества умершего члена рода другим членам рода;    – обязанность членов рода оказывать друг другу помощь и защиту, содействие при мщении за обиду или ущерб, нанесенные чужаками;    – наличие у рода своих имен, пользоваться которыми могли только члены рода;    – запрет на брак внутри рода;    – наличие у рода своего места погребения и родовых святынь (особо оберегались, их осквернение считалось тягчайшим преступлением), своих религиозных церемоний и празднеств;    – право рода принимать в члены рода посторонних. Верования: Славянское язычество за время своего существования проходит ряд ступеней:    1) непосредственное поклонение природе и стихиям (анимизм – от лат. anima – «душа»);    2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;    3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.            Анимистические культы. Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и земли. Воде и огню приписывались очищающие и охранные функции, земле – функции животворящие и охранные. Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, сакральный костер). Это проявлялось в почитании солнца и солнечных богов – Ярило (Яровит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог). Тотемизм. Славяне поклонялись и животным. Следы этого культа можно обнаружить в позднем орнаменте на предметах быта, в росписях на стенах христианских (особенно древнерусских) соборов, в книжных заставках, в фольклоре, особенно в волшебных сказках и сказках о животных, в изображении некоторых славянских богов, в святочных вечерах.    В период энеолита складывается и расцветает культ Рода и Рожаниц, порожденный верой в души мертвых, а также культом предков. Почитание Рода и Рожаниц возникло, вероятно, в связи с усилением родовой организации. Политеизм: в VIII–X вв. происходит возвышение культа Перуна и оформление других антропоморфных богов. Каждый из богов пантеона был главным богом одного из восточнославянских племен: Перун – полян, Хорс – древлян, Даждьбог – северян, Стрибог – новгородских словен, Симаргл – дреговичей, Мокошь – кривичей. Сложившийся пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени, свидетельствует об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства. В эпоху неолита началось складывание племен. Высшим органом власти восточнославянского племени было вече. Для управления повседневными делами на вече избирался вождь племени – князь.    Распад родоплеменного строя у восточных славян приходится на вторую половину I тысячелетия.    Причины распада родоплеменного строя у восточных славян:    – развитие производительных сил (в первую очередь совершенствование металлических орудий труда);    – появление имущественного неравенства;    – расселение восточнославянских племен по Восточно-Европейской равнине;    – военные походы.  Признаки распада родоплеменного строя у восточных славян:    – возникновение имущественного неравенства (сосредоточение богатств в руках родоплеменной верхушки);    – вооруженные столкновения между племенами с целью захвата добычи;    – обращение пленных в рабов;    – превращение родовой общины в территориальную (соседскую);    – появление больших патриархальных семей;    – попытки родоплеменной знати передавать свою власть по наследству. Концепции Происхождение термина Русь 1. Отечественная    1.1. Днепрово-Киевская (М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков – от названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева).    1.2. Южнобалтийская (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. Н. Сахаров – от названия реки Неман – Руса).    1.3. Азово-Причерноморская (Г. А. Вернадский, А. Г. Кузьмин – от аланских кланов – русхахам – Причерноморская Русия).    2. Зарубежная 2.1. Скандинавская (норманнская) (А. Л. Шлецер, Г. Ф. Миллер – от финского ruotsi – Швеция; от древнеисландского rohts – гребцы, мореходы).    2.2. Южногерманская (А. В. Назаренко – от древненемецкого ruzzia – заимствовано из славянских языков). Литература: И.А. Шемаханова «Полный курс подготовки к ЕГЭ»https://yandex.ru/images/

Приложенные файлы


Добавить комментарий