План-конспект занятия по сценическому движению. Пантомима


План - конспект занятия
«Сценическое движение. Пантомима»
Цель: создать условия для личностного развития ребенка, через сценическоедвижение.
Задачи: - познакомить с понятиями сценическое движение и пантомима;
- развивать мимику и пластику;
- воспитывать сценическую культуру.
Ход занятия.
I часть – разучивание упражнений;
II часть – повторение пройденного материала, знакомство с жанром
«Пантомима» (творческие задания на сценической площадке)
III часть – подведение итогов, анализ занятия.I Упражнения на разогрев мышц.
Упражнение 1
Исходное положение – стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо,
дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте
положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите
с левым плечом. Повторяйте Упражнение до тех пор, пока не появится
ощущение тяжести в плечах.Упражнение 2
Исходное положение – стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе
ладони в кулаки – как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед
как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки.
В пальцах должны появиться теплота и покалывание.
Упражнение 3
Исходное положение: стоя. Стопы чуть вывернуты носками внутрь,
расстояние между ними – 45–50 см. Согните колени, поставьте кулаки напоясницу и как можно сильнее прогнитесь назад. В этом состоянии
постарайтесь максимально расслабиться. Посчитайте вдохи и выдохи
(дыхание брюшное). Стойте так, пока не появится дрожь в ногах. Вернитесь
в исходное положение, расслабьтесь.
Упражнение 4
Исходное положение: стоя. Стопы повернуты внутрь, расстояние междуногами – 25–30 см. Наклонитесь вперед и коснитесь руками пола, но только
коснитесь – опираться на руки нельзя. Встаньте на цыпочки. Удерживайте
это положение до тех пор, пока ноги не начнут дрожать. Медленно
поднимитесь, вернитесь в исходное положение, расслабьтесь.
Упражнение 5
Из положения стоя наклонитесь назад, прогнувшись, и обопритесь руками
на стоящий позади стол. Колени разведите. Удерживайте позу в течение 2–3
минут. Это упражнение снимает мышечные зажимы в паховой области.Упражнение 6
Исходное положение – сидя или стоя. Спину держать как можно более
прямо. Наклоните голову вперед, подбородок прижат к груди. Медленно
поднимайте голову, ощущая, как напрягаются задние мышцы шеи. Плавно
поднимайте голову и так же плавно опустите ее назад. Расслабьтесь,
сосчитайте до 10. Затем вернитесь в исходное положение. Наклоните голову
влево и медленно поднимайте ее, переводя подъем головы в наклон в правую
сторону. Старайтесь фиксировать сознанием напряжение и расслабление вразных частях шеи. Повторяйте это Упражнение по 10–12 наклонов вперед-
назад и по сторонам.
Упражнение 7
Исходное положение – стоя. Ноги на ширине плеч. Согните правую ногу вколене и поднимите ее перед собой под углом 90 градусов. Теперь
разверните ногу вправо, так, чтобы она была в одной плоскости с туловищем.
Зафиксируйте это положение. Почувствуйте напряжение в мышцах бедер,
ягодиц, в пояснице и левой ноге. Сосчитайте до 10 и сбросьте напряжение.
Нога идет в исходное положение. То же самое повторите с левой ногой.
Всего – по 10–12 раз на каждую ногу
II Слово «пантомима» греческого происхождения, переводится как «всё
воспроизводящий подражанием».
Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов
или один артист.
Из чего же складывается пантомима? Это и мимика, и жесты, и осанка, и
походка.
Давайте вспомним, что такое мимика?
Мимика – это движение лицевых мышц, изменение выражения
лица.
А что такое жест?
Жест – движения рук, сопровождающие речь актёра или
заменяющие её.
А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов,
показать предложенные выражения:
1. Вот такой арбузище купила.
2. Малюсенький такой пузырёчек.
3. Фи, какой противный!
4. Ну, я не знаю!
5. Всё в порядке!
Сценическое движение – важнейшая составляющая
внешней техники актёра. Целью развития этого навыка является выработка Фреакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела.
Кто скажет, что это за кукла-марионетка?
Марионетка – напольная кукла, которой управляет кукловод спомощью веревочек, привязанных к рукам и ногам куклы.
Педагог: Отсюда и пошло выражение «дёргать за веревки».
Упражнение называется «Ожившая кукла».
Дети куклы-марионетки, лежат в комнате на полках. Вот
кукловод заходит в комнату и куклы оживают, расправляют плечи, руки,
ноги. Но не забывайте, что к рукам и ногам тянутся нити. Ваши куклы
оживают по моим хлопкам, до счёта 15.
Да, и не забудьте, что каждая кукла имеет свой характер, свою внешность.
Внимание! Приготовились, начали.
(Педагог хлопает, считает, ученики выполняют задание).
Педагог: Какие разные куклы у нас получились! Попробуем угадать кто изних кто. Уважаемые гости, узнали ли вы кого-то из кукол?
(Ответы гостей).
Педагог: Продолжим выполнение заданий в парах.
(Педагог разбивает детей на пары).
Упражнение называется «Разговор через стекло». Одному из участников
пары даётся карточка, на которой написано предложение, которое участник
должен передать своему напарнику.Представьте, что между вами звуконепроницаемое стекло. И одному нужно
передать информацию другому. А тот, в свою очередь, должен постараться
понять и ответить партнёру. Задание понятно? Тогда приступим.
(Выполняется задание).
Педагог: Хорошо, в основном, все друг друга поняли. Теперь поменяйтесь
парами. (Выполнение задания)
Следующее задание – «Надувной мячик». Один из вас в паре будет
изображать насос, другой – мячик. Как работает насос, знаете? Мячи должны
быть готовы на счёт 10. Задача мячей ровно распределить движения, чтобы
мяч был хорошо надут, но не лопнул. Задание понятно? Приступаем.
(Педагог ведёт счёт, учащиеся выполняют задание).
Педагог: Какие красивые мячи получились! Меняемся местами в парах.
Насосы – мячи;
Мячи – насосы. (Повторение задания).
Педагог: Молодцы! Следующее творческое задание для всего коллектива.
Оно называется «Пристройка». Один игрок загадывает любое
действие: Играю в шахматы, поливаю цветы, мою полы и т.д.
Все остальные стараются понять, какое действие загадал ведущий,
если догадался, встаёт где-то рядом «пристраивается» и делает действие,
которое может быть выполнено вместе с этим. Должна получиться общая
композиция. Не забывайте о том, что располагаться нужно по всей сцене,
занимая всю сценическую площадку. У кого есть желание быть первым?
Пожалуйста. (Выполняется задание)
Педагог: Задание удачно выполнено. И последнее задание называется
«Зоопарк». Это как раз этюдное задание по пантомиме. Итак, вы когда-
нибудь были в зоопарке? (Да).
Тогда вы видели, что все животные находятся в своих вальерах.
Сейчас вы загадаете животного или птицу, выберете себе место на сцене и
попробуйте их изобразить. А мы постараемся узнать, кого вы нам
показываете. Приготовились, расположились. Мы в зоопарке.(Выполняется задание. Педагог отгадывает животных). III Педагог: Интересная экскурсия получилась. Очень яркие и удивительные
обитатели зоопарка. Творческие задания закончились, прошу всех занять
свои места.
А мы подводим итог нашему занятию. Сегодня мы продолжили знакомство
со сценическим движением, в частности с пантомимой. Как вы думаете
трудно показывать пантомиму? Почему?
Какое задание вам больше всего понравилось? (Ответы).
Какое задание показалось трудным? (Ответы).
Предлагаю вам расшифровать слово «Пантомима» называя на каждую букву
слово, связанное с театром. Например,
П – пародия, партер
А – аншлаг, аплодисменты
Н – номер.
Т – театр, трагедия
О – образ, оперетта
М – мимика, марионетка
И – идея, инсценировка
М – миниатюра, маска
А – антракт, актер...Педагог: Я очень рада, что у всех (или почти у всех) замечательное
настроение. До свидания, до следующего занятия.

Приложенные файлы


Добавить комментарий