План занятия Школы совершенствования педагогического мастерства «Гуманная педагогика как путь развития и совершенствования Личности»


План занятия Школы совершенствования педагогического мастерства
«Гуманная педагогика как путь развития и совершенствования Личности»
Цель: распространение идей гуманной педагогики, изучение сути, исторических и теоретических её основ.
1. Вступительное слово. «Притча Ш.А. Амонашвили «В поисках учителя» Объявление темы занятия. Невар С.Э.
2. Определение ожиданий и опасений(игровая ситуация для учителей).
3. Письмо к коллегам (впечатления от конференции…)
4. Видеофрагмент об Амонашвили Шалве Алеександровиче.
5. Изучение сути гуманной технологии - презентация
6. Обмен мнениями
7. Работа в командах. СВОД ПРАВИЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
8.Итоги занятия. Рефлексия.
Притча от Шалвы Амонашвили
В поиске учителя
«Пора моего ангелочка определить в школу», — подумал ангел.
Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание.
«Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой ещё вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…»
Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся — тот кричал на ученика и ругал его:
— Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса!
«Жестокий… Не от Сердца он…»
В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими контрольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга.
«Ханжа… Не от Сердца она…»
В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель: «Самого главного глазами не увидишь — зорко только Сердце».
Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился:
— Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два! Ученик заплакал.
«Невежда… Не от Сердца он…»
Заглянул ангел в следующий класс — там учитель вёл урок математики.
— Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно стучит 56 раз…
Один ученик, не считая, сразу выкрикнул:
— 80 640 раз… А в неделю — 564 480 раз… А в месяц… А в год…
Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика:
— Как ты смеешь выкрикивать с места, да ещё без моего разрешения…
«Грубиян… Не от Сердца он…»
Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.
«Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением…» — подумал ангел и сказал своему ангелочку:
— Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя.
Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников».
Но ангел не знал, как это сделать.» Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождающаячеловечество, напоминает о непреложности воспитания Души иСердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов,интеллекта, его неповторимости.
Ш.А. Амонашвили                  Письмо к коллегам                                                              
       Что может быть интереснее и увлекательнее нежели учиться и развиваться: познавать окружающий мир и себя, законы природы и мироздания?…
Тогда возникает вопрос – почему же школа, мягко говоря, вызывает такое тяжёлое чувство у всех: от ученика до учителя.
Я уж не говорю о родителях…
В чём причина? Разве детям не интересно учиться?
Работая более 27 лет в школе интуитивно стараюсь идти через любовь к детям, внедряю в практику работы личностно ориентированные тенологии. Но только сейчас побывав на конференции, поняла, что дети работают вдохновенно, творчески и с полной отдачей, когда изучаемый материал становится для них жизненно важным и живым, когда они чувствуют искренность и любовь учителя.
Случай создал толчок и мне познакомиться с концепцией гуманной педагогики. Конечно, я слышала о ней и ранее. Но то, что сегодня представлена такая простая по сути и уникальная по содержанию методика, потрясло меня и заставило переосмыслить многое. Это та истина, которую чувствуешь сердцем. Поэтому я решила поделиться тем, что поняла.
Разработка идеи развивающей педагогики началась ещё в 60-70е годы прошлого века в Тбилиси. Возглавлял группу талантливых учителей,  участвующих  в эксперименте, молодой педагог Шалва Александрович Амонашвили. Интересен тот факт, что когда стало ясно, что метод развивающей педагогики выходит за рамки Грузии, Шалва Александрович начал свою педагогическую деятельность в Москве. Ему дали самую «ужасную» школу, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали, а где же недоразвитые дети. На что Шалва Александрович отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься. Тогда у них расцветают чудесные цветы талантов.
Наша жестокая техногенная цивилизация с её откровенным цинизмом воспитывает потребительское отношение к человеку, природе, да и к жизни в целом. На наших глазах рушатся духовные и моральные ценности в обществе.  
Кроме того, на смену отечественной педагогике пришли западные образовательные «технологии», и воспитание оказалось вытесненным из предметного обучения. Вот откуда исходит эта гнетущая чернота и тяжесть. А сколько изломанных судеб!
Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.  
Шалва Александрович Амонашвили пишет:«Эта педагогика принимает ребёнка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона».
Суть её заключается в том, чтобы всеми образовательными средствами способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке Благородного Человека путём выявления его личностных качеств.
 Основные постулаты гуманной педагогики
Реальность  Духовного мира, Высшего Разума – БОГА.
Реальность  бессмертия человеческого духа и его устремленность  к вечному совершенству.
Земная жизнь – это лишь отрезок нашего бытия на пути познания истинного мира — мира Духовного.
«Мы как путники во Вселенной, —  говорит Ш.А. Амонашвили, — Дух погружается в материю с помощью тела, чтобы обрести некий опыт. Нам даётся жизнь от рождения до смерти. И если человек проходит её осознанно, он обретает нужный опыт. Если же Земля втягивает его в свои заботы и ловушки, то он набирает опыт другого склада, который разрушает тот – вечный».
И если мы знаем, что реально существует Высшая Сила, путь восхождения и вечность Духа, то кем же будет тогда ребёнок для матери, отца и учителя? Отсюда вытекают три вывода.
1. Ребёнок – это новая Личность
Родился ребёнок в семье – произошло чудо. Он пришёл со своей миссией, энергией и способностями. И задача родителей и учителей – открыть ребенку главную цель его жизни – Духовное преображение.  Очень важно, как мы будем воспитывать его. Поможем ли раскрыть суть в себе, укажем ли путь к этой сути, поддержим ли его устремления.
2. Ребёнок несёт в себе особое предназначение
Никто без предназначения в этот мир не пришёл. У каждого из нас свой путь познания Духовного мира.
У Мориса Метерлинк есть замечательная сказка «Синяя птица». Примечателен эпизод, когда главный герой Тильтиль со своей сестрёнкой в поисках синей птицы попадают во Дворец нерождённых детей и встречаются с большим количеством  малышей, которые увлечённо готовятся к выполнению своей миссии на Земле. 
Кто-то показывает свои удивительные изобретения, кто-то выращенные цветы необыкновенной красоты, исполинские плоды. Другие карапузы рассказывают о своей миссии принести на Землю свет и неомраченную радость, создать Всеобщую  Конфедерацию Планет Солнечной Системы и т.д.
Но вот Тильтиль видит огромное количество детей, которые, казалось, спят на ступеньках храма. На свой вопрос он получает ответ, что дети не спят, они думают, что они будут делать, когда родятся.  Они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землю, ибо с пустыми руками туда не пускают.
То, ради чего ребёнок приходит в этот мир, и есть путь его восхождения. И если он его откроет, его Душа будет развиваться.  
«Мы рождаемся друг для друга, — говорит  Ш. А. Амонашвили, – то есть одна миссия принимает другого, чтобы открыть ему путь. Потом этот другой, создаст условия всем остальным. Все мы для прошлого и будущего родились. Человечество – единый организм, единое целое. Как бы ни был каждый из нас закрыт в себе – каждый связан со всем миром, даже с тем, который будет через 100 лет».
3. Ребёнок  несёт в себе неограниченные возможности Духа
Первое, что должна сказать мама своему новорожденному ребенку – ты можешь всё. В ребёнке эта потенциальная возможность существует. Любой ребёнок – есть носитель великой энергии Духа.
Совершить чудо: сделать, воспитать, создать из него человека – серьёзная задача для мудрых, любящих взрослых.
Конечно же, это и первоочередная задача школы.
Со временем возможности ребёнка могут закрыться. Если мы будем держать его в воспитательной клетке, он утратит те таланты, с которыми пришёл.
Гуманная педагогика ведёт ученика по пути развития и совершенствования своей Личности, осознания своего предназначения, приумножения добра и любви на Земле.
Мы сами творим и созидаем то общество, в котором живём
Поэтому сегодня каждый из нас стоит перед выбором: либо быть равнодушным, усталым от жизни «урокодателем», либо развиваться самому, учиться любить и понимать огромную ответственность перед детьми и Богом.
Помогая детям, мы помогаем сами себе, развиваемся и это настоящее счастье. Кроме того, весь мир – единый организм. И если я сегодня вкладываю душу и сердце в воспитание и обучение детей, то знаю точно, что кто – то другой поможет и защитит моего ребёнка. Ибо добро  всегда порождает добро.
  Помним, что дети – это будущее страны,
причём будущее, изменяющееся каждые двадцать пять лет
ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ ГУМАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
Законы учителя :oлюбить ребенка,
oпонимать ребенка,
oвосполняться оптимизмом к ребенку;
Руководящие принципы учителя :oпринцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
oпринцип уважения личности ребенка,
oпринцип терпения в становлении ребенка;
Заповеди учителю :oверить в безграничность ребенка,
oверить в свои педагогические способности,
oверить в силу гуманного подхода к ребенку;
Опоры в ребенке :oстремление к развитию,
oстремление к взрослению,
oстремление к свободе;
Личностные качества учителя :oдоброта,
oоткровенность и искренность,
oпреданность.
Задание: Запишите, пожалуйста, на листке бумаги педагогические правила, которые вы вынесли для себя после прослушанного
СВОД ПРАВИЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему “сорадость”, сочувствие.•Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
•Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
•Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
•Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
•Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
•Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.
•Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок Совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
•Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
•Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
•Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
•Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
•Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
•Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
•Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
•Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
•Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
•Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.•Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
•Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
•Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
•Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
•Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
•Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
•Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражений при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
•Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
•Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
•Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
•Пользуйтесь способом “допущения” ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
•Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
•Помогайте ребенку превзойти самого себя.
•Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
•Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
•Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя в отношении заданий последующих классов.
•Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.
•Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.
•Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои “пятиминутные уроки”, помогайте им в проведении таких уроков.
•Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указывать, кто их автор.
•Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.
•Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока.
•Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.
•Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал.
•Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.
•При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.•Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.
•Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.
ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ АМОНАШВИЛИ
ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКА
(презентация)
 
Хотя правила эти, уважаемый Учитель, не охватывают полной гармонии личностно-гуманного общения учителя с детьми и хотя они порой походят на описание приемов, нежели на правила в строгом смысле этого слова, тем не менее, как мне представляется, они могут оказать содействие учителю сделать первые шаги в сторону демократизации и гуманизации своего педагогического процесса. В содержании этих правил обнаруживается та же самая его связь с классической педагогикой и творческой практикой, что и в содержании предложенных мною выше основных установок учителя. Потому правила эти Вам не покажутся отдаленными от Вашего познавательного поля и практики.
 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.
Часто Ваши размышления выходили за грани педагогических суждений о начальных классах и распространялись на все ступени школы. Почему?
Авторитаризмом пронизана вся школа, все ее ступени, и потому гуманная педагогика не есть проблема только начальных классов. Именно по этой причине я давал себе волю распространять свои размышления на весь педагогический процесс. Делал это и при критической оценке сложившейся практики и научно-нормативных взглядов, и при позитивном изложении основных положений личностно-гуманной педагогики. Однако, так как я больше располагаю фактическим научно-экспериментальным материалом по начальным классам, естественно, особое внимание обращал на реализацию личностно-гуманной педагогики на этой ступени школы.
Вы говорили о том, что надо любить ребенка. Но ведь эта старая идея не опровергается никем?
Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом учителя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты учителя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить.
Для авторитарного учителя любить ребенка означает следующее: крепко держать ребенка в руках, заставлять его учиться и вести себя нравственно, требовать от него строго — и все это во имя его же будущих благ.
В классическом же понимании любить ребенка, по моему убеждению, заключает в себе суть понимания ребенка, уважение его личности. Я лично сформулировал бы классический стержень педагогики так: моя человеческая любовь к ребенку должна вызывать в нем его ответную человеческую любовь ко мне.
Любовь учителя должна сегодня же рождать ответную любовь ученика. Воспитывать и учить в таком педагогическом процессе, который полон не чувством любви и взаимности, а чувством ненависти и неприязни, означает то же самое, что и сеять в душах детей сорняки в надежде, что вырастет хлеб, насаждать озлобленность в надежде, что вырастет доброта. Януш Корчак посвятил самую душевную книгу тому, “как любить ребенка”. Проблема педагогической любви заключается именно в этом: как любить ребенка. “Атмосфера воспитания должна основываться на доверии и любви — это есть старая истина,- писал Д.Н.Узнадзе, - но ее осуществление встречает сложнейшие препятствия”.
Вам не кажется парадоксальным, что эта старая истина не имеет более или менее приемлемого методического разрешения? Вас не возмущает то обстоятельство, что школе, учителям недостает любви к детям и искусства — как любить детей, как любить каждого отдельного ребенка? В этих сферах каждый из нас мог бы стать открывателем своей методики, своей системы.
Значит, Вы против требовательности к ребенку. Но ведь эта идея противоречит положению А.С.Макаренко о максимальной требовательности к личности воспитанника.
К сожалению, Вы неправильно меня поняли. Речь идет не о том, чтобы исключить из педагогического процесса требовательность к ребенку, а о том, в каком контексте предъявлять ее ему. В авторитарном педагогическом процессе требовательность превращается чуть ли не в наказание ребенка, она как бы есть предупредительная мера к наказанию. Исполнительская тональность требования — приказная, принудительная, предупреждающая.
Чего учитель требует от ученика, какие ему предъявляет требования? Во-первых, требует, чтобы он учился прилежно, со всей ответственностью; во-вторых же, требует, чтобы тот вел себя сдержанно, дисциплинированно, соблюдал нормы нравственного поведения. Все остальные требования — скажем, обязательно выполнить на завтра домашнее задание, сейчас же извиниться перед товарищем, которого обидел, и т.д. — есть производные от этих глобальных требований.
Требование в авторитарном педагогическом процессе несет ребенку угрозу учителя, в контексте требования мыслится предупреждение — “а то будет худо”, “иначе пеняй на себя”. Мне не нравится такой педагогический инструмент, который больше решает проблемы самого учителя, нежели ребенка. И нельзя такое требование связывать с требовательностью А.С.Макаренко. Его известную формулу “как можно больше требовательности к воспитаннику и как можно больше уважения его личности” — нам следовало бы понять и осмыслить не в контексте авторитарного воспитания, а в контексте его же принципиальных положений о перспективных линиях, когда во главу угла ставится завтрашний день ребенка, к которому он стремится, и педагогическое его стимулирование тем, что вселяется в него уверенность в свои возможности, вселяется доверие к нему воспитателя, а самое главное, выражаются эмностические переживания воспитателя за будущее ребенка. В таких случаях требование воспитателя меняет свое содержание, свою тональность, экспрессивность, в нем больше звучит доверие и надежда, и оно становится понятным ребенку, оно мотивирует усиление его стараний, поощряет в нем тенденции к взрослению и развитию.
Таким образом, требование, которое напоминает ученику о его долге и обязанностях и намекает на нежелательные последствия в случае их невыполнения, и требование, которое намечает ученику перспективную линию его успехов и сообщает ему надежду, сопереживание и доверие воспитателя, — разные педагогические инструменты.
Верите ли Вы, что нынешнее поколение учителей сможет овладеть гуманной педагогикой?
В возможностях учителей овладеть гуманной педагогикой я не сомневаюсь. Подавляющее большинство учителей в состоянии это сделать, то есть отойти от авторитаризма и искать формы и способы личностно-гуманного общения с детьми. Этим я не хочу сказать, что дело это легкое. Менять привычный опыт равносильно тому, чтобы менять черты характера, сильно закрепившиеся в привычках. Все будет зависеть от силы желания, от уверенности в необходимости обновить свой педагогический процесс. Однако есть другие факторы, которые могут помешать движению учительства к обновлению. Назову несколько из этих факторов: как в дальнейшем будет гуманизироваться и демократизироваться само общество, насколько общество повысит свою ответственность за школу, за человеческое бытие учителя, как будут снабжены учителя разнообразными методическими вариантами гуманизированного педагогического процесса, по каким содержанию и системе будут готовиться будущие учителя в высших учебных педагогических заведениях и переподготавливаться в институтах усовершенствования. Иначе только одна часть учителей сможет захотеть радикального изменения своей педагогической позиции и перебороть противостоящие его стремлению силы

Приложенные файлы


Добавить комментарий