Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2005 ГОД
10 - 11 класс
I вариант (общеобразовательные школы)

1. Подчеркните прилагательные, в сочетании с которыми нельзя употреблять слово ЯЗЫК.
Абхазский, австрийский, аджарский, бельгийский, бразильский, голландский, датский, канадский, португальский, шведский, швейцарский, шотландский, югославский.

2. Морозом выпитые лужи
Хрустят и хрупки, как хрусталь.

1) С какой целью поэт использует повтор выделенных звуков?
2) Как называется этот прием?
3) Кто автор этих строк?

3. Подчеркните слова, содержащие в корне чередующееся полногласное или неполногласное сочетание.
Трава, плен, среда, сладкий, колодец, мрак, правда, борода, план, след, шлем, власть, град, страна, слава.

4. Приведенные ниже слова разделите на 2 группы: первая группа – слова с формообразующими аффиксами, вторая группа – слова со словообразующими аффиксами.
ИграЮЩий, играЯ, скупЩИК, НАрисовать, красивЕЙШий, думаЛ, хлебОпашец, думаЮТ.

5. Подчеркните слова, обладающие грамматической категорией одушевленности. Аргументируйте выбор.
Кукла, туз( карточный), покойник, персонаж, народ, труп, тело.

6. Найдите этимологически родственные слова, объедините их в группы: 1) 2) и т.д.
Образец: глаз – глазница – сглазить.
Волоколамск, влажный, иметь, привратник, воротник, вратарь, вращать, взимать, влечь, воротило, волочь, подворотня.

7. В роли какой части речи выступают выделенные слова в следующих предложениях?
1). И стоит СЕБЕ лес улыбается.
2). Он предложил СЕБЯ в проводники.
3). В ЛИЦЕ директора мы обрели настоящего друга.

8. 1). Разберите слово по составу.
Замоскворечье
2). Назовите способ образования.

9. Подчеркните придаточные предложения. Определите тип придаточных предложений.
1) Чем на мост идти, поищем лучше броду.
2) Было ли так на самом деле, я больше этим не интересовался.
3) Бэла сидела бледненькая, такая печальная, что я испугался. (М.Ю.Лермонтов)

10. Назовите источники приведенных ниже выражений.
1). Покой нам только снится.
2). Смешенье французского с нижегородским.
3). Не мечите бисера перед свиньями.

11. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:
банан, грузин, дно, носок, чулок, ясли.

12. Вставьте в текст пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Зацелова..а околдова..а
С ветром в поле когда-то обвенч..(н,нн)а
Вся ты словно в оковы закова(н,нн)а
Драгоце(н,нн)ная моя жен..щина!

(Не) веселая (не) печальная
Словно с темного неба сошедшая
Ты и песнь моя обручальная
И звезда моя сума..шедшая.

Я скл..нюсь над твоими коленями
Обниму их с (не) истовой силою
И слезами и стихотвореньями
Обо(ж,жж)гу тебя горькую милую.

Отвори мне лицо (полу) ноч..ное
Дай войти в эти очи тяж..лые
В эти черные брови восточ..ные
В эти руки твои (полу) голые.

Что прибавит..ся не убавит..ся
Что не сбудет..ся позабудет..ся
(От) чего же ты плачеш.. красав..ца?
Или это мне только чуд..тся?
13. Анализ текста.

ПУШКИН: ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Существующая биографическая литература знает два основных подхода к соотношению Пушкина-поэта и Пушкина-человека. Согласно одному из них, поэт в своем творчестве предельно искренен и, следовательно, поэзия, раскрывая глубины его личности, является идеальным биографическим источником. Согласно другому – поэт в минуту творчества преображается, становясь как бы другим человеком, и, соответственно, у поэта две биографии: житейская и поэтическая. «У Пушкина прямо поражает бьющее в глаза несоответствие между его жизненными переживаниями и отражениями их в поэзии», - утверждал В.Вересаев.
Современная психология отвергает и то и другое истолкование творческой личности как прощающие ее природу. Личность поэта, конечно, едина и, бесспорно, связана с широким кругом впечатлений, поступающих из внешнего мира. Однако, будучи включена в различные общественные связи, она говорит с миром на многих языках, и мир отвечает ей различными голосами. В результате один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах. Особенно это относится к художнику, чьи реакции на внешний мир отличаются сложностью и разнообразием. Вместо концепций «Поэт – пассивный фотографический аппарат, фиксирующий внешние впечатления», и «Поэт – противоречивая смесь прошлого и великого» возникает представление о творческой личности как сложном сочетании социопсихологических механизмов, обеспечивающих такие реакции, которые характеризуются не только зависимостью от внешних условий, но и свободой, активным преображением мира в сознании поэта.
Чем бы ни занимался, что бы ни делал Пушкин в годы своей зрелости, он был, в первую очередь и прежде всего, Поэт. Именно это он считал основным и определяющим в своей личности, именно так его воспринимали окружающие. Отныне ему приходилось думать о том, что такое поэт, каким он должен быть в творчестве и жизни, и считаться (или бороться) с тем, что от него ждут его читатели, какие представления связываются в окружающем его обществе с этим понятием. Трудно найти художника, который бы так много думал и столь широко высказывался на тему «Какова сущность поэта, каким должно быть его отношение к миру».
Сознавая себя поэтом, Пушкин тем самым оказывался включенным по крайней мере в три специфические ситуации: 1) Поэт и литература; 2) Поэт и политическая жизнь (); 3) Поэт и каждодневная обыденность, мир ежедневного быта. Конечно, везде он выступает как поэт, и поэт этот – Александр Пушкин – имеет вполне индивидуальное лицо. И все же в каждой из этих ситуаций поэтическое и индивидуальное реализуется каким-то особым, специфическим образом. И лишь из их совокупности возникает подлинное лицо Пушкина в жизни.

(Ю.М.Лотман)
Определить тему и основную мысль текста.
Указать тип речи, привести доказательства.
Определить стиль, аргументируя свой ответ.
Выписать синонимы, антонимы из текста.
Привести примеры типов связи между предложениями, указав средства связи.

































ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2005 ГОД
10 - 11 класс
II вариант (лицеи, гимназии)

1. Какие из перечисленных языков не входят в индоевропейскую семью языков. Подчеркните их.
Немецкий, английский, литовский, русский, эстонский, армянский, азербайджанский, шведский, сербский, финский, румынский, итальянский.

2. Все письменности делятся на 3 типа:
рисуночный, или пиктографический;
символический, или идеографический;
буквенный, или звуковой, тип.
Распределите по этим трем типам письменности следующие знаковые системы:
азбука Морзе, азбука дорожного движения, турецкий язык, наскальная живопись, корейский язык, китайский язык, английский язык.

3. Затранскрибируйте следующие слова:
термин, декольте, шинель, кортеж, корнет, дециметр.

4. Каким способом образовано слово ПЕРЕПИСЬ?
безаффиксным
префиксальным
суффиксальным
суффиксально-префиксальным

5. Найдите этимологически родственные слова, объедините их в группы.
Образец: глаз – глазной – глазница.
Долото, лото, дятел, еда, яд, яства, дядя, ясный, дол.

6. Подчеркните слова, обладающие грамматической категорией одушевленности. Аргументируйте свой ответ.
Кукла, туз (карточный), покойник, персонаж, народ, труп, тело.

7. Какой частью речи являются выделенные слова в составе следующих предложений?
1). На СЕБЯ сначала посмотри.
2). И стоит СЕБЕ лес улыбается.
3). В ЛИЦЕ учителя мы обрели настоящего друга.

8. Сколько членов предложения в следующих высказываниях?
1) Сад был невдалеке.
2) Невдалеке был сад.
3) Был невдалеке сад.

9. Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Выполняют ли в этом тексте синтаксическую функцию личные местоимения и если выполняют, то какую?

10. Объясните значение выделенных выражений в приведенных ниже примерах из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
1) Как давно вы изволили подавать РЕВИЗСКУЮ СКАЗКУ?
2) Губернатор держал в одной руке КОНФЕКТНЫЙ БИЛЕТ, а в другой болонку.
3) Они приносили частые ЖЕРТВЫ ВАКХУ.

11. Раскройте скобки.
1) К аэропорту можно проехать по улице (Советская).
2) Электричка отошла от станции (Батарейная).
3) Прекрасны памятники архитектуры в городе (Новгород).

12. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания в следующем тексте.

Зацелова..а околдова..а
С ветром в поле когда-то обвенч..(н,нн)а
Вся ты словно в оковы закова(н,нн)а
Драгоце(н,нн)ная моя жен..щина!

(Не) веселая (не) печальная
Словно с темного неба сошедшая
Ты и песнь моя обручальная
И звезда моя сума..шедшая.

Я скл..нюсь над твоими коленями
Обниму их с (не) истовой силою
И слезами и стихотвореньями
Обо(ж,жж)гу тебя горькую милую.

Отвори мне лицо (полу) ноч..ное
Дай войти в эти очи тяж..лые
В эти черные брови восточ..ные
В эти руки твои (полу) голые.

Что прибавит..ся не убавит..ся
Что не сбудет..ся позабудет..ся
(От) чего же ты плачеш.. красав..ца?
Или это мне только чуд..тся?
13. Анализ текста.

ПУШКИН: ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Существующая биографическая литература знает два основных подхода к соотношению Пушкина-поэта и Пушкина-человека. Согласно одному из них, поэт в своем творчестве предельно искренен и, следовательно, поэзия, раскрывая глубины его личности, является идеальным биографическим источником. Согласно другому – поэт в минуту творчества преображается, становясь как бы другим человеком, и, соответственно, у поэта две биографии: житейская и поэтическая. «У Пушкина прямо поражает бьющее в глаза несоответствие между его жизненными переживаниями и отражениями их в поэзии», - утверждал В.Вересаев.
Современная психология отвергает и то и другое истолкование творческой личности как прощающие ее природу. Личность поэта, конечно, едина и, бесспорно, связана с широким кругом впечатлений, поступающих из внешнего мира. Однако, будучи включена в различные общественные связи, она говорит с миром на многих языках, и мир отвечает ей различными голосами. В результате один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах. Особенно это относится к художнику, чьи реакции на внешний мир отличаются сложностью и разнообразием. Вместо концепций «Поэт – пассивный фотографический аппарат, фиксирующий внешние впечатления», и «Поэт – противоречивая смесь прошлого и великого» возникает представление о творческой личности как сложном сочетании социопсихологических механизмов, обеспечивающих такие реакции, которые характеризуются не только зависимостью от внешних условий, но и свободой, активным преображением мира в сознании поэта.
Чем бы ни занимался, что бы ни делал Пушкин в годы своей зрелости, он был, в первую очередь и прежде всего, Поэт. Именно это он считал основным и определяющим в своей личности, именно так его воспринимали окружающие. Отныне ему приходилось думать о том, что такое поэт, каким он должен быть в творчестве и жизни, и считаться (или бороться) с тем, что от него ждут его читатели, какие представления связываются в окружающем его обществе с этим понятием. Трудно найти художника, который бы так много думал и столь широко высказывался на тему «Какова сущность поэта, каким должно быть его отношение к миру».
Сознавая себя поэтом, Пушкин тем самым оказывался включенным по крайней мере в три специфические ситуации: 1) Поэт и литература; 2) Поэт и политическая жизнь (); 3) Поэт и каждодневная обыденность, мир ежедневного быта. Конечно, везде он выступает как поэт, и поэт этот – Александр Пушкин – имеет вполне индивидуальное лицо. И все же в каждой из этих ситуаций поэтическое и индивидуальное реализуется каким-то особым, специфическим образом. И лишь из их совокупности возникает подлинное лицо Пушкина в жизни.

(Ю.М.Лотман)
Определить тему и основную мысль текста.
Указать тип речи, привести доказательства.
Определить стиль, аргументируя свой ответ.
Выписать синонимы, антонимы из текста.
Привести примеры типов связи между предложениями, указав средства связи.


: Заголовок 1B Заголовок 2@@ Заголовок 3@ Заголовок 4> Заголовок 5B Заголовок 6Ў: 15^ Основной текст с отступомd Основной текст с отступом 2d Основной текст с отступом 3> Основной текстU^E:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия 10-11 кл.asdU"A:\2005\русский язык\10-11 кл..docU"A:\2005\русский язык\10-11 кл..docU^E:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия 10-11 кл.asdU"A:\2005\русский язык\10-11 кл..docU^E:\Documents and Settings\Администратор\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия 10-11 кл.asdU"A:\2005\русский язык\10-11 кл..docU"A:\2005\русский язык\10-11 кл..docU"A:\2005\русский язык\10-11 кл..docUZE:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\В помощь учителю\7\10-11 кл 2005.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·z z

Приложенные файлы


Добавить комментарий