Методические разработки по региональному компоненту по русскому языку

МКОУ «СОШ № 19 пос. Нижнезольского»
Георгиевского района





Методические рекомендации по использованию регионального компонента на уроках русского языка





Фомина Анна Викторовна,
учитель русского языка и литературы























ТЕМА1. История и духовная культура казачества.
Цели: - знакомство с историей казачества, духовной культурой;
- формирование знаний духовной основы одного из социальных пластов,
- воспитание уважения к истории народа.


СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, ЧТО МЫ КАЗАКИ


Великий Пушкин сказал: «Без прошлого нет настоящего».
Не будем и мы с вами Иванами, не помнящими родства.
Предлагаю познакомиться с историей казачества. Наши историки собрали очень интересный материал.
СООБЩЕНИЕ 1. История происхождения казачества по времени составляет один из спорных вопросов.
Казачество возникло вне пределов России, на достаточном удалении от ее рубежей, на свободной земле – точнее относительно свободной - на просторах Дикого поля - в лесостепной и степной частях Восточно- Европейской равнины на берегах Дона, Волги, в причерноморских и приазовских степях.
« Гребенская летопись» упоминает , что перед Куликовской битвой в 1380 году донские казаки поднесли Дмитрию икону- хоругвь Донской Богородицы. Там в верховьях Дона, народ християнский воинского чина, зовоми казаци , в радости сретающи ( встречая) его (Димитрия), со святыми иконами и с кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и приносящи ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих.»
Великий князь, воинство (донцов) велми тъелесные дары, обогатив и почтив , и по все лето уставя им, казакам свое жалованье» 1471год.
Казаки прежних веков, как это не странно звучит, не считали себя русскими , а казаками –отдельным народом, хотя и родственным по вере, языку русским, населяющим Россию потому что отношения с казаками устанавливались на уровне посольств.
У казаков создано свое собственное государство, составлена демократическая и сильная, свободолюбивая и религиозно- идейная община, с особыми воинскими приемами, с особым говором, другими нравами и обычаями, де нет старшего , а младший равен всем, а главное, с готовностью лечь костьми за обиженных и угнетенных, за свою землю, православную веру.
Пример тому казаки – некрасовцы, ушедшие от гнева Петра1, в числе 600 семей с атаманом Игнатием Некрасовым в 1708 году на Кубань, а потом в Турцию, в течение 200 лет сохраняют и по сей древний общинно - казацкий строй, старинный казачий говор, нравы, обычаи; выбирают атаманов и есаулов, решают все свои общественные дела казачьим кругом. Ныне они живут в одном из районов Ставропольского края. Не страх же руководит потомками казаков – некрасовцев, а нечто большее - казачья идея и дух ,даже в современном мире. Значит, казачий род берет исток не от беглых , не от преступников.
По утверждению Сухарева, казаки произошли от варягов_- руссов, господствовавших на Балтике, именно из них в 862 году призвали новгородцы князя Рюрика с братьями. Трубор и Самбор - имена славянские. Греки называли народы, живущие по Днепру и Дону, коссахи, а позже касакос, кос- сахи (саки) по – скифски означает Белые олени.
Кос- саки (ка-саки) племена скифского народа.
Первая печать донских казаков передавала изображение белого оленя, пронзенного стрелой. Откуда сюжет?
Предание гласит: в древности богиней Приазовья была Диана , богиня целомудрия. Некто Актион (сын Аристея) охотник-иностранец, случайно увидел наготу Дианы во время купания. За это Диана превратила его в оленя и пустила стрелу в него смертоносную. Интересная связка: кос-саки- скифы- белые олени - славяне Приазовья- легенда о Диане - печать донских казаков. У скифов прически, одежда, оружие, тактика ведения боя похожи на казачьи. Что интересно, в древности территория от Дона до Кавказа называлась «АЗЪ»- священная.
Предполагают, что, по другой версии: казаки произошли от воинов славянского победителя татар Косака, чье воинство жило между Доном и Днепром.
Шло время. Казачество ширилось, развивалось, в казачьи поселения притекали люди разные, привнося новые слова, обычаи, обряды, но основа казачества – славянский вольный дух, православие составляли стержень казачества. Сущность воспитания казачества выражена в предании.

ВОСПИТАНИЕ НЕБОМ.

Мать выводила ночью трехлетнего сына в степь и, указывая дланью (ладонью) вверх говорила: «Звезды- глаза твоих предков. Они следят, как ты защищаешь свой род».
Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь погибнув в бою с врагами своего рода, он попадает в «Ирий» (рай) на радость дедов своих.
Во время походов Чингисхана два его тулона (20 тыс.) в междуречье Волги и Дона наткнулись на неведомый народ – воины их шли в бой на конях, обнаженные по пояс с двумя мечами в руках; многие воины эти могли поймать на лету пущенную в них стрелу у своей груди или уклониться. Монгольские тумены были вырублены, Чингиз обошел это проклятое место.

СООБЩЕНИЕ 2
КАЗАЧЕСТВО НА КАВКАЗЕ.
В 1517 году князь Московский Василий III путем хитрости пригласил в Москву князя Рязанского - Иоанна, не желающего подчиниться Москве, заточил Иоанна в тюрьму, а тем временем подошел к Москве крымский хан Магмет – Гирей, Василий сбежал в Литву, а в Рязани стали наместники московского князя.
На Дону, в волости, Червленный Яр, сидели казаки, охранявшие Рязань от татар, между делом хаживавшие на Волгу, на синее море на казачий промысел.
Когда казакам московские наместники объявили, что им надо выселяться в земли Суздальские и «служить по стрелецкому уряду, Червленный Яр взволновался и на круге принял свое решение. Ранней весной, взяв семьи,4000 человек на стругах пошли Доном за Переволоки, перетянулись на Волгу и ушли в море Хвалынское, до Терека. Жившие здесь татары встретили их дружественно, но казаки поднялись Тереком выше, осели на пустых землях по правому берегу Сунжи, возле нынешнего Грозного. Тут они поставили свои городки: Червленный, Шадринский, Старогладковский. По гористому местоположению получили название Гребенских казаков. (Гребень - высшая линия водораздела двух рек и балок) В старину на Дону был казачий городок Гребни, возможно, название пошло и оттуда.
Казаки скоро вошли в дружбу с соседними горскими народами: чеченцами и кабардинцами, от которых получили на первое время хлеб, скот, коней; горцы видели в казаках своих защитников и союзников при нападении татар.
В 1560 году 150 лучших людей Кабарды, или как их тогда называли « Пятигорских Черкас» явились в Москву просить царя Ивана Васильевича( Грозного) « взять под свою державу» вольную Кабардинскую землю; с кабардинцами прибыла и станица Гребенских казаков с той же просьбой. Всех государь принял ласково. Пожаловал гребенцев вольною рекою Тереком с его притоками и велел им службу служить да беречь землю Кабардинскую. В 1561году овдовевший Иван Василевич взял в жены дочь кабардинского князя, и земля эта стала ему еще дороже и ближе. По просьбе кабардинцев посланы на Терек воеводы «с огненными боем и многими людьми, которые построили на левом берегу реки крупный город, названный Терком. Эта первая русская крепость на Кавказе сразу не полюбилась ни туркам, ни крымцам. Стояла она на пути из Крыма в Дербент и Шемаху.
Год основания крепости Терка-1573.
Данную им царем территорию казаки крепко охраняли. В Терке позже остались Гребенские казаки, а стрельцы ушли строить новый город в устье Терека. Новые Терки(1583 год)
Многое пришлось пережить терским и гребенским казакам: расцвет Новых Терков, создание казачьих отрядов из горцев под командованием сунчалея Муцала, поход на Тарку, столицу владения шамхала Тарковского, поражение в бою султана Мутта, мучительную смерть казаков в Тарках, нападение на Новые Терки. К 1711 году в Новых Терках осталось только 1000 казаков.
Астраханский губернатор уговорил гребенских казаков переселиться из-за Сунжи на левый берег Терека. Повыше устья Сунжи гребенцы поставили Червленный городок и еще 4 вниз по Тереку на расстоянии 80 верст, таким образом ,образовали правильную кордонную линию, которая развернется в Кавказскую линию.
В1722 году царь Петр увидел Терки во время похода в Дагестан, крепость еще была хороша , а городок пришел в упадок: население поредело, местность заболоченная.
В 1724 заложили новую крепость Святой крест. Весной 1735 была построена вместо Терка новая крепость КИЗЛЯР, где издавна шла меновая торговля с затеречными народами.
Для укрепления Кавказских позиций решено было перевести хоперских и волжских казаков на Терек и поселить между Моздоком и Азовом. Это переселение было еще и наказанием казакам за Пугачевский бунт.
Потемкин предложил в 1777 году построить линию из 10 крепостей от Азова до Моздока; на реке Малке заложили станицу Екатерининскую.

Сентябрь1777 года - заложена вторая крепость Павловская на реке Куре, в октябре 1777 года - Марьинская . На Подкумке – Георгиевская, на реке Томузловке - Александровская. 22 октября 1777 г. на возвышенности - крепость Ставрополь (Город Креста)


СООБЩЕНИЕ 3 . ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА


Суровый полувоенный уклад жизни обусловил появление своеобразной культуры данного социального пласта. Казаки выработали свои законы и обычаи.
Они глубоко преданы православной христианской вере и в то же время отличались веротерпимостью. В старину, возвращаясь из походов, отдавали трофейные пушки на колокола, часть военной добычи: серебряные церковные сосуды, иконы, Евангелие- в церковь. Церкви в казачьих станицах были очень богатыми. Уходя в поход, казак просил благословение матери, так как с ним в огне не сгоришь и в воде не утонешь. Вошли в жизнь казаков и другие воинские правила:
-перед походом служили молебен;
-долю погибшего отдавали семье;
-о вдовах и сиротах заботились всей общиной: на них выделялась доля в посевной площади, сирот воспитывал крестный отец, учиться отправляли за казенный счет;
Было развито алтычество ( воспитание детей казаков в семье горца и наоборот) и
куначество (особый вид гостеприимства, это не просто дружба, а побратимство). Кунака принято защищать ценой жизни.
Казаки смолоду и до гробовой доски берегли воинские традиции. Из уст дедов и седых бандуристов слышали они предания о воинских подвигах казаков и передавали своим детям. Казаки с гордостью носили форму. Славу казачью берегли во все времена. Дисциплина была суровая, уважение к старшим обязательно, верность воинской присяге неукоснительна, казак и его семья были на виду у всей станицы и берегли честь семьи, отца, деда; замечание священника, члена правления, атамана считалось серьезным предупреждением, За проступки сына или дочери отец нес ответственность перед правлением.
Крайняя мера наказания - порка или исключение из казаков за дезертирство, убийство, грабеж, воровство.

Тема 2. История и быт казачьей станицы

Цели : знакомство с историей станицы;
использование знаний по истории казачества в урочной деятельности;
воспитание любви к родному краю.

Сообщение 1. Этапы становления казачьего поселения.

Самый решительный шаг по реформированию кавказского казачества был сделан в 1832 году, когда по высочайшему указу 31 казенное селение Кавказской области преобразо-валось в казачьи станицы и присоединялось к уже существующим линейным полкам.
Долгая Кавказская война выработала совершенно новый тип линейного казака, отличный от других войск; казак владел искусством верховой езды, мастерски обращался с оружием, был прекрасным следопытом и разведчиком, плюс высокая дисциплина и почтительное отношение к командирам. Так как казаки постоянно находились на службе, участвуя в боях с горцами, то станица в те далекие годы обустраивалась определенным образом: каждая из них была обнесена рвом и земляным валом, на котором рос кустарник. Для въезда и выезда – крепкие ворота, рядом сторожевая башня и сторожевая изба, где дежурили сутками казаки.

Между станицами сторожевые посты со сторожевыми вышками и сигнальным шестом.
В станице возвещали тревогу частым колокольным звоном в церкви и выстрелами. Церковь служила знаменем, вокруг которого собирались казаки, отстаивая свою станицу. Церковь старались обнести каменным забором, эта ограда иногда играла роль крепости, поэтому устраивалась с амбразурами. Во время тревоги под кров церкви собирались старики, дети, женщины, сюда сносили все ценное, сюда же приносили известия о вражеских действиях.
Красота Божьего храма – гордость для казаков. Даже в трудные времена становления казачества казак, делая свою хату из глиняных саманов или из дерева и покрывая соломой или камышом, не жалел ни денег, ни трудов на то, чтобы построить церковь покрасивее и покрыть железной крышей.

Сообщение 2. РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОГРАФОВ.


Линейные казаки от казаков других войск отличались одеждой. Они полностью переняли горский костюм и вооружение: черкеска с газырями, папаха, бурка, башлык и мягкие сапоги; вооружение: легкая шашка, кинжал и пистолет.
Линейные казаки занимались скотоводством, земледелием, виноградарством, садоводством, огородничеством. Кстати, они были освобождены от налогов на землю. При вспашке земли использовали легкий кабардинский плуг, ездили на двухколесной арбе, в которую запрягали быков. Ремесла в станицах были развиты слабо, так как мужчины занимались военным делом. Женщины занимались тканием холста, вышиванием, вязанием.
Семьи у казаков были большие. Особую роль играл глава рода. Строго соблюдались старинные традиции, обычаи. Старшие всегда окружались почетом и уважением.
Изба строилась по-русски, она была окружена забором. Внутреннее убранство избы походило на жилье кабардинцев: в одном углу висело оружие, в другом стояла постель, а на самом видном месте на полочке блестела нарядная посуда. В красном углу висел киот с образами. Если к казаку приходили кумыки или кабардинцы, образа закрывали занавеской. На протяжении веков у казаков выработались свои законы, в которых много народной мудрости. У них не было тюрем - за проступки секли. Почитание старших требовало от людей старшего поколения мудрости и достойного примера. Наказанного казака никто не мог упрекнуть в проступке.
Самым ценным подарком для казака была шашка. Если на рукоятке написаны изречения, то дарили старикам, если изображен лев или сокол, - вручали проявившему храбрость в боях. А если выбита фамилия, шашку вручали сыну, уходившему на службу, чтобы не уронил честь рода.
С детских лет казак через игры, рассказы, культуру, быт, обычаи обучался военному делу - обхождению с лошадью, владению оружием, ориентированию, скрадыванию, неприхотливости, умению заманить врага и перехитрить, выжить в любых климатических условиях. Казаки поголовно несли военную службу с 18 до 38 лет.
Девочек с детства приучали к нелегкой жизни казачки. Они в детстве убирали дом, нянчили младших. В юности пекли хлеб, стирали, шили, пряли, ткали холсты .Ухаживали за скотиной, могли управлять быками.
Топили казачьи избы кизяками. На зиму делали заготовки из овощей и фруктов. Много работали в поле: жали, молотили. Но находили время и на песни, и на гулянье.
Став женой, казачка становилась помощницей мужу во всем: сражалась с неприятелем, могла стрелять, скакать на лошади верхом. Вошла в историю оборона Наура 11июня 1774 года, когда бок о бок с мужчинами казачки отстаивали свою станицу.

Вывод: особенность суровой станичной жизни казаков определила уклад, занятия, особенности труда.

Тема 3. Обрядовая культура Ставрополья.

Цели: - знакомство с обрядами, культурой родного края,
- использование во внеурочной деятельности
- воспитание уважения к делам предков.

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
«Если бы молодость знала» – нередко восклицаем мы, подразумевая под этим : знать бы нам в молодые годы то, что сейчас ведомо, может, и не натворили бы столько глупостей. Как часто нам не хватает знаний из кладези народной мудрости. А если прислушаться к ней, если с толком вдуматься, то станет ясно: мудрый наш народ все предусмотрел, все по местам расставил, на все случаи жизни создал обряды и обычаи. Другое дело, что мы их забыли или вовсе не знали.
Надеюсь, что это занятие станет еще одним шагом к возрождению и становлению русской культуры.
СООБЩЕНИЕ. «Обрядовая культура».
Своеобразие уклада казачьей семьи породило множество обрядов.
С раннего детства казака сопровождали обычаи и традиции, которые трепетно передавались от старших поколений к младшим и неукоснительно выполнялись. Уже к шести годам казачата должны были знать представителей своего рода до 5-го колена.
Мальчика с ранних лет готовили к воинской службе. Поэтому в три года его сажали на коня и подстригали ему чуб. Этот обряд называли ПОСТРИГИ.
ОБЫЧАЙ. В некоторых станицах нагайку носил только женатый казак. Дарил нагайку зятю тесть на свадьбе. В курене она висела на левом косяке двери. Существовал и такой обычай: в знак полной покорности и уважения бросать ногайку к ногам уважаемого гостя или старика, который должен был вернуть ее, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку перешагивал, это означало, что покорность ему не угодна и провинившийся не прощен.
ОБРЯД СВАДЬБЫ. Церковный брак на Руси принят в 1561 году, а в казачьих краях прижился гораздо позже. До царствования Петра брак у казаков совершался на майдане. Казак приводил туда понравившуюся женщину и перед всей честной станицей на Кругу говорил: « Ты, Анна, будь мне жена» а она в ответ: «Ты, Иван Петрович, будь мне мужем»Казак накрывал полой кафтана избранницу и уводил к себе. Развод тоже происходил на майдане по словесному отказу. Оставленную жену тут же мог взять в жены другой казак.
Стройность обряд приобрел в начале 19 века и состоял из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба ( с выкупом косы и венчанием, гулянием у невесты и жениха.)
Свадьбы во время поста не проводились.
Смотрины проводились невесте , а у жениха - подворью.
На пропое поются песни, угощают вином, спрашивают у молодых людей: согласны ли они жениться. Ответ молодых: « Из родительской воли не выйдем». Сваты бьют по рукам.. и договариваются о свадьбе.
На вечеринках собирались девушки и юноши, пели песни, играли в игры.

На свадьбе невеста в платье светлых тонов, на нем прикалывали искусственные цветы, на голове венок, казак был в военной форме, которая подчеркивала достоинство, способность стать на защиту семьи, Родины.
В день бракосочетания невеста прощалась с родным подворьем. После венчания ехали в дом к невесте, где их все поздравляли: тем, кто поздравил, подносили спиртное и «шишку» или таратушку. Могли дать подарки с прибаутками : дарю вам серебро, чтоб было в доме добро, дарю вам ложки, чтоб рождались Сережки, дарю вам чашки, чтоб рождались Наташки. Дарю вам «рупь », чтоб купили тулуп. Перед отъездом невесты в дом жениха мать давала ей икону, с которой сама выходила замуж, и свое родительское благословение.
В доме жениха их встречали иконой, хлебом солью, осыпали хмелем, серебряными монетками, конфетами. В дом заходили, не наступая на порог, а наступали на овчинную шубу, чтоб водилось богатство. У казаков Терека был обычай: молодые проходили под скрещенными шашками, что защищало от нечистой силы. На следующее утро невеста
приносила из колодца воду, бросив туда монету, умывала (сливала воду на руки) родителей мужа.

СООБЩЕНИЕ 2. «ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ КАЗАЧАТ»

Детей в семье было по 9-8 человек. Казаки в течение многих веков создали своеобразную школу воспитания, которая сводилась к следующим правилам:
1. Не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в делах, искоренять зло и ненависть.
2.Быть правдивым.
3.Жить только за счет своего труда, избавляться от жадности, зависти.
4.Соблюдать воздержание и умеренность во всем.
5. Настоящий казак приобретает только те вещи, которые необходимы
Семейное воспитание казаков проходило по таким направлениям:
1. Воспитание трудолюбия, преданности воинской службе, порядочности.
2.Учение добру, благожелательности.
3.Выработка умения правильно оценивать жизненную ситуацию.
4.Учение послушанию.
5.Учение жить своим трудом, сочувствовать боли близких, рядом идущих.
6.Привитие детям навыков почитания корней родства.
Обряд крещения
Детей до крещения называли Богдан, то есть Богом данный. Крестины –это духов- ное рождение, и оно считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался в тени. А день ангела или именины во всю жизнь праздновался каждым, кому позволяло состояние.
А теперь проведем пресс-конференцию, на которой вы сможете задать любой вопрос по поводу крещения.
1. Что такое крещение?
Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещеному нельзя принимать св. Причастие и другое таинства. При крещении человек отрекается от дьявола и при троекратном погружении в освященную воду очищается от грехов.
2.Почему сразу старались окрестить ребенка ?
1.На некрещеного сглаз и порча легче находили.
2.Некрещенного хоронят за оградой кладбища.
3.Грех родственникам за некрещеного.
4. Некрещеному грех умирать.
3. Как называли людей, которые крестили младенца?
Для ребенка они становились крестным батюшкой и крестной матушкой, они становились близкими родными.
4.Каких людей подбирали в кумовья?
а) родных или чужих;
б) людей с легкой рукой, считалось, что дитя, принятое человеком с легкой рукой, долго живет;
в) человека легкого , неглазливого.
5.Какую ответственность берут на себя крестные?
Они несут ответственность за воспитание и содержание крестника, если родители умрут.
6.Когда давали имя новорожденному ребенку?
Раньше имя новорожденному давали в церкви, когда крестили. Старались так, чтобы именины справлялись недалеко от дня рождения.
7.Почему дается имя святого?
Святое имя есть первая и самая главная собственность младенца и дается затем, чтобы пришел в сознание, изучил жизнь своего святого, подражал его добродетелям, призывал его в ежедневных молитвах, А СВЯТОЙ БЫЛ БЫ ЕМУ НЕБЕСНЫМ ПОКРОВИТЕЛЕМИ ХОДАТАЕМ ПЕРЕД Богом. Тут же ребенку приобретают икону святого и со временем учат его молитве. « Святой угодниче Боже, (имя) моли Бога о мне»
Знание обрядов, обычаев своего народа давало опору в жизни, рождало желание их продолжать, быть верным своей родословной.

ТЕМА 4. «ФОЛЬКЛОР И РОДНОЕ СЛОВО ЖИТЕЛЕЙ СТАВРОПОЛЬЯ».

Цели: - знакомство с произведениями устного народного творчества,
- обогащение представлений о творчестве предков,
- воспитание патриотизма.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Общественная жизнь в ставропольских селах происходила по установленному годами порядку. Формы проведения свободного времени, развлечения были определены традицией, обычаями, переходя из поколения в поколение. Для любых форм труда и отдыха было характерно сопровождение пением. На Ставрополье распространены как русские, так и украинские песни, особенно хоровые. «Здесь поют все,- писал современник, -начиная с малолетка до седого старика; и мужчины ,и женщины, за делом и на досуге, в радости и в горе. Песнями здесь встречают весну, песнями сопровождают работы в поле, в саду, в лесу и дома, коротая долгие зимние вечера.

СООБЩЕНИЕ 1. ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ.

1. На второй день после крестин – похмелины - приходили гости, бабка –повитуха выносила угощение и ей пели:
Вчера бабка – кулябка
на крестьбинах была
На хмелины пришла.
Бабку обвивают в холст и поют:
Ты хороша, бабка, ты хороша , стряпка,
Приходила к внучке своей,
Ходила-то часто ,
Приносила сладко
На хмелины внучке своей.

ПЕСНЯ НЕВЕСТЫ В ДЕНЬ БРАКОСОЧЕТАНИЯ:
девушка до восхода солнца встает, обходит свой двор, мысленно прощаясь со всем, что ей дорого, затем идет в сад и начинает голосить (причитать):
Вставайте, мои любимые подруженьки,
Что ни свет белая зорюшка занимается,
Из- под гор крутых красно солнце выкатывается,
Все пташки - соловушки слетаются,
Все мои разлучницы съезжаются.
Я думаю, мои разлучницы среди дороженьки,
А они среди батюшки двора-
Хотят меня с батюшкой, с матушкой разлучить
Со своею любимой семьей, ближними соседушками.

Не только мирная жизнь казаков, но и военные походы нашли отражение в фольклоре.
О походах против неприятеля, жизни на линии, о своих атаманах казаки складывали песни.


ПЕСНЯ-ВОСПОМИНАНИЕ О СЛЕПЦОВЕ.

Дружно грянем про Слепцова,
Память храброго почтим.
И минуты наслажденья
Хоть на миг мы возвратим.
Как с ним жили и служили,
Веселились в добрый час,
Неприятеля как били
И как жаловал он нас.
Бывало, праздничек подходит,
С нетерпеньем каждый ждет
И на площадь к его дому
Погулять тогда идет.
Он выходит с ясным взором ,
Светлым, радостным челом
И везде между народа
Пролетает соколом.
Аль , бывало, месяц ясный
Только на небо взойдет,
Он воздушною тропинкой
Смело нас в набег ведет.

Все знают песню « Ой да не вечер». Эту песню пели в Гребенских станицах еще в 16 веке. Певали терские казаки и песню «Пчелочка златая».

СООБЩЕНИЕ 2. «КАК РОЖДАЛИСЬ ПОСЛОВИЦЫ».

В 19 веке родители мало считались с желанием своих детей, особенно дочерей при выборе супруга. Бывало, сын узнавал о своей свадьбе, когда невеста уже была сосватана. « Без меня меня женили, когда я на мельнице был», - говаривали казаки.
На красоту жениха родители невесты обращали внимание в последнюю очередь. Отказ дочери выходить замуж за некрасивого родители не принимали во внимание: « С лица воды не пить, лишь бы хозяин был»-, гласит поговорка.
Народная мудрость видна и в следующих пословицах:
Грозен сон, да милостив Бог.
Хорош казак на гумне, хорош и на войне.
Земля да воля - казаку нет горя.
Гладь коня не рукой, а мукой.
С чужого коня – среди грязи долой.
Хлеб- соль и разбойника смиряют.
Слава казачья , а жизнь собачья.
Поживи подольше - увидишь побольше.

ИГРЫ ПРЕДКОВ.

Казаки.
Мальчики из своей среды избирают начальника, который приказывает им становиться в шеренгу, поворачиваться вправо, влево, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-то приз. Наиболее отличившиеся повышаются в чине.

ВОЛК, ОВЦЫ, СОБАКИ.

Играющие снимают с себя шапки: это овцы, их пускают пастись; пастух и собаки стерегут их, а 2 волка крадут. Волк наскакивает на овцу, схватывает одну, собаки бегут за ними отбивают, а если не догонят, то волк уносит овцу.

СООБЩЕНИЕ 3. «ПРИРОДА В КАЗАЧЬИХ ПОВЕРЬЯХ»

Исстари казаки считали ковыль- траву травой мертвых, растущую на костях павших в бою казаков. Казаки никогда не рвали ее и не вносили в дом.

ЦВЕТОК ЛАЗОРЕВЫЙ.
Особое место в казачьих легендах занимает « цветок лазоревый»- дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет весенний ветер - это души казаков, погибших в боях, походах и на чужбине, на несколько дней распускаются в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. Выйди в степь весной, оглянись вокруг и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окроплены каплями-тюльпанами. Поэтому казаки называют степь лазоревой. Не рви и ты этот цветок.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПЕДАГОГА.

Знание фольклора, традиций, обычаев наших предков обязывает нас к бережному отношению к культуре, создаваемой веками, к ее сохранению и воспроизведению.
Основа фольклора и народной мудрости – родное слово, сопровождающее нас от рождения до смерти. Значение его велико. Велико потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Родное слово предков - завет служения только любви и добру.

ТЕМА 5 . ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДА.

Цели: - знать значение и предназначение имен;
- уметь соотносить имена и исторические факты;
- воспитать чувство уважения традиций предков.

Самым красивым словом для каждого человека является его имя. Попробуем разобраться, какую роль в истории любого народа играют имена. Какой-то умный человек подсчитал, что в святцах, по которым принято при крещении давать имена, 900 мужских имен и 250 женских и за каждым судьба, история.
Историю любого народа творят люди. Своим незаметным каждодневным трудом, своими героическими делами созидают, вершат жизнь своего поколения, оставляя после себя память, добрый след, добрый свет для потомков.
В начале своего жизненного пути, до крещения, младенец обоего пола назывался Богдан, т.е. Богом данный. Существовала особая обрядовая культура наречения только родившегося человека. Младенца нарекали по святцам на 8-й день после рождения в день крещения. Считалось, что имя преподобного принесет ребенку счастье, потому что святой был младенцу покровителем небесным.
На Руси считались духовными такие имена: Тимофей - почитающий Бога ,Федор – божий дар, Даниил- божий суд, Илья –крепость Господня.
Были у славян и пожелательные имена: Рада, Забава, Услада.
Некоторые имена отражали отношение родителей к появлению ребенка: Ждан, Неждан, Нечай , Любим, Божан.
Для нас, наверное, может стать открытием имена, в которых отражены явления природы и обстоятельства рождения: Вешняк, Ярец (рожденный весной), Жар ,рожденный летом; Постник , рожденный в пост; Метелица, Гроза.
Вы знаете, что есть парные имена: Август- Августина; Валентин- Валентина. Всего парных имен 150.
Интересно вам будет узнать и то, что сейчас на планете самые употребительные имена Анна и Мария.
Земледельческий календарь напрямую связан с именами: сей морковь и свеклу на Кузьму – 1мая; на Луку высаживают на грядки лук- 5 мая; сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь- 6 мая; на Арину (Ирину) высаживают на огороде капустную рассаду -18 мая.
А много ли вы знаете пословицу об имени:
-по имени и житье; человек имя свое знает;
-человек дается имени, не имя человеку;
-богатого по отчеству, а убогого по прозвищу;
-с именем Иван, а без имени болван.
9.И еще один интересный факт:
в летний день преподобного Серафима Саровского русские вышли к границам Восточной Пруссии;
именно в день Святого Георгия Победоносца глава германского государства гросс адмирал Дениц дал согласие на капитуляцию вермахта, и Германия признала себя побежденной.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ
Жизнь человека – нерукотворный памятник, который он возводит себе сам.
-Вспомните, что обозначают ваши имена?
-Назовите знаменитых соотечественников, тезками которых вы являетесь?
Какие страницы истории нашего государства связаны с именами этих людей?

АЛЕКСАНДР- защитник людей.

Какие страницы истории связаны с этим именем?
Святой благоверный великий князь А. Невский родился в Новгороде Великом 3мая 1219 года . С малых лет любимым занятием было чтение святых книг , дела милосердные и благодетельные. В 1240 году немцы овладели Псковом, шведы нацелились на Великий Новгород, где княжил Александр. Перед походом он зашел в Софийский собор, тем самым вдохновил воинов и пробудил в них надежду на одоление врага. 14июля 1240 года Александр с малочисленной ратью разбил шведов. Победа в этой битве на Неве закрепила за ним звание «Невский». Одержал он победу в битве на льду Чудского озера в 1242г. Битва вошла в историю как Ледовое побоище. 11 лет княжил во Владимире А. Невский. 11 лет мирил русских князей и выступал их представителем в Орде. Он был щитом всего русского народа. В 1725 г. был учрежден орден Святого Александра Невского, кавалерами которого стали выдающиеся русские военачальники: А. Суворов, М. Кутузов. За мужество и героизм, проявленные во время Вов, более 40 тыс. генералов и офицеров награждены этим орденом.
Некоторые ученые склонны утверждать, что полученное имя определяет судьбу человека.
А. Матросов Александр Матвеевич(1924-1943), Герой Советского Союза (1943 посмертно) рядовой, гвардии стрелкового полка. 23.02.1943года. в бою за деревню Чернушки (Псковская область) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота, препятствовавшего продвижению роты вперед для захвата высоты.
Еще одно имя, еще одна героическая страница
Русско-турецкая войнаМужество солдат и офицеровСмерть, кровь А рядом красивая, нежная, заботливая, облегчающая страдания, может, и последние часы жизни.
Это была Юлия Вревская. Она выросла в Ставрополе. Совсем молодой вышла замуж за офицера русской армии, который вскоре погиб. Молодая вдова отдала свою жизнь служению людям. Несмотря на то, что Юлию взяли в царский дворец фрейлиной, она не погнушалась самой тяжелой работы, уйдя на фронт в период Русско-турецкой войны. И там она шла на самые трудные участки, перевязывала раненых, ухаживала за ними. Во время эпидемии тифа ухаживала за больными, но к несчастью, заразилась сама и умерла.
Имя другой сестры милосердия освещает время Первой мировой войны.
Римма Иванова посмертно награждена за свой беспримерный подвиг офицерским орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия 4 степени.
Уроженка гор. Ставрополя, Римма Иванова окончила Ольгинскую гимназию и работала учительницей в Александровском уезде. Семья была небогатая, но очень дружная .Отец служил казначеем в Духовной консистории. Брат Володя был врачом.
Летом 1914 года Римма приехала на каникулы домой, а в июле началась Первая мировая война. Володя с амурским полком уходил на фронт. Римма поняла, что долг обязывает, и окончила краткосрочные курсы медсестер милосердия. На фронт она ушла вместе с братом.
Рукописный журнал военных действий 105 пехотного полка за период с 1-го сентября по 31 октября 1915 года констатирует: « Противник отчаянно защищал свои позиции. Полк героически занимал одну позицию за другой. Римма все время находилась в передовых ротах, самоотверженно и неустрашимо работая под огнем, за что была награждена тремя Георгиевскими медалями».
9 сентября 1915 года, в день тяжелого боя, сестра Иванова под ураганным огнем противника бесстрашно выполняла свои обязанности сестры. Были убиты командир роты и младший офицер. Тогда сестра Иванова возглавила роту и повела ее в атаку. В бою она была тяжело ранена и скончалась на передовой линии. Одиннадцать ранений насчитали на теле погибшей.
Узнав подробности гибели сестры милосердия Ивановой, император Николай Второй был поражен мужеством и самоотверженностью молодой женщины. Впервые с момента учреждения Екатериной второй боевого ордена Святого Георгия Победоносца 4 степени им была награждена женщина, сестра милосердия. Похоронена Р. Иванова в Ставрополе на территории Андреевского собора при огромном стечении жителей города.
Заметные в русской литературе имена могут тоже стать памятником, определяющим исторические вехи.
Анна АхматоваАнна – благодать. Благодать (по словарю Даля)- наитие свыше, любовь, милость, благодеяние, благотворение.
Ахматова – поэт удивительной судьбы, которая научила свое поколение переплавлять горе в радость, суроветь, но не отчаиваться, сжимать зубы, но не ломаться. У А. Ахматовой было 20 портретов, которые написаны Модильяни, знаменитым итальянским художником, остался один, потому что остальные проданы. Один из портретов был продан, чтобы спасти в голодные годы заболевшую дочь Корнея Чуковского, другой , чтобы материально помочь жившему в ссылке в Воронеже Осипу Мандельштаму. Друг в беде, а она может помочь, значит должна. Трагедия самой поэтессы, пережитая в годы репрессий, легла в основу поэмы «Реквием».Она творила благо, давая потомкам возможность узнать правду, осмыслить ее, воспитать в себе умение сопереживать, сострадать, хранить память о страшных временах.

Если задаться целью, то можно составить не только земледельческий календарь имен, но и исторический календарь, который расскажет о героических или трагических страницах истории нашей страны.


















стр15

Приложенные файлы


Добавить комментарий