«Методическая разработка «Валяние из шерсти. Особенности изготовления портретной куклы с детьми»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Золотаревская начальная школа – детский сад»
Методическая разработка
«Валяние из шерсти. Особенности изготовления портретной куклы»

Автор: Чупина Фаина Вячеславовна,
педагог дополнительного образования,
руководитель творческого объединения «Самоцветы»
Золотарево 2017 год
Пояснительная записка.
Валяние из шерсти – является одной из техник рукоделия в декоративно- прикладном творчестве. Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.
Разработка обусловлена современными потребностями, интересами и возможностями учащихся, а так же практической значимостью. Занятия фелтингом, формируют эстетический вкус у ребят, приобщают к культурным ценностям, развивает профессиональные навыки и умения, способствующие в дальнейшем профориентации учащихся. Каждый ребенок имеет возможность выступить в роли творца прекрасного.
Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития и активизации творческого мышления, несложная техника и податливость материала позволяет воплощать самые неожиданные фантазии авторов, процесс работы вызывает положительные эмоции и расслабляет, воспитывает усидчивость и упорство.
Разработка построена с учетом различных способностей учащихся, так от простого к сложному, постепенно задания усложняются и на каждом этапе обучения имеют положительный результат. Начальный уровень включает в себя изучение материалов, введение в цветоведение и колористику, валяние бус, брошей и других небольших изделий в технике мокрого валяния. Следующая серия заданий включает изготовление более крупных изделий, таких как шарф, берет, сумка. Завершающим комплексом заданий является сочетание техник мокрого и сухого валяния, сочетание различных материалов в работе, валяние на шелке, изготовление более сложных изделий.
Каждое занятие начинается с вводной лекции, постановки задач и описания методики выполнения задания, наглядного показа технических приемов и демонстрация наглядных пособий, образцов изделий. Практическая работа предполагает упражнения по выполнению приемов, комплексные работы, самостоятельные работы.
Цель методической разработки:
Создание методического пособия для педагогов дополнительного образования по технике «Валяние из шерсти», освоение изготовления портретной куклы из шерсти. Развитие творческих способностей у учащихся, формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.
Задачи методической разработки: 
1. Обучающие:  формирование специальных знаний по предмету (основы композиции, цветовые теории и т.д.); приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов; обучение технике «мокрое валяние», обучение технике «сухое валяние»;
2. Воспитывающие: воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;   развитие мелкой моторики, образного мышления, эстетического и художественного вкуса;
3. Развивающие: развитие   индивидуальных творческих способностей и мышления  учащихся;  умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе;  развитие художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию;   развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности.
Текстильная глина - так часто называют шерсть: ведь войлок получается из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей. Он годится не только для экспериментов модельеров, гораздо шире возможности этого уникального материала раскрываются в условиях самостоятельного творчества.
Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Многие работают в «горячей» технике, но самое широкое распространение получил «холодный» способ как многогранный, но доступный вид рукоделия.  В англоязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе означающем «шерсть», в немецком, более известном у нас, варианте — «фильц-надель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла» (nadel), хотя в России оба этих термина с успехом заменяет старое доброе русское слово «валяние».
Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде. Но и любители этого хобби вполне самостоятельно творят как аксессуары, так и ювелирные украшения. Они любят валять игрушки как в виде самостоятельных изделиях, так и в виде небольших украшений. Фильцеванием можно быстро украсить поднадоевшие рукавички и другие предметы гардероба или создать совершенно фантастический цветок для украшения интерьера или одежды. Одним словом — старинное рукоделие, это стильно!
История валяния из шерсти.
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже. Войлок — так назвали материал получаемый в процессе валяния шерсти. Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы - вот не полный перечень.
С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная. Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, который с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни.  
Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния. У нас валяные бурки, кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал. Но больше всего прославилась теплая и удобная русская обувь — валенки, которые изготавливают непосредственно валянием, смачивая шерсть горячим паром и натягивая на специальные колодки. В Киргизии сваляный в однородное полотно войлок называют кийиз. Для его изготовления в строго отведенное время года с овец состригают густую длинную шерсть, хорошо ее промывают, сушат и очищают. Затем раскладывают на циновку, обильно смачивают кипятком и, сворачивая циновку, сбивают шерсть ногами. Полученный войлок вынимают из циновки и еще многократно, поливая горячей водой, сбивают и скатывают локтями и ладонями. Готовое полотно расстилают на земле и высушивают на солнце. На протяжении веков такое войлочное полотно было для тюркских народов предметом первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и превосходным материалом для творчества. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Различие в цветах и оттенках шерсти тоже не осталось незамеченным. Было создано огромное множество орнаментов с характерными элементами.
Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен только благодаря особенности строения волосков шерсти. Под микроскопом хорошо видно, что волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой, налегают друг на друга на подобие черепицы. При очень большом увеличении такой волосок будет напоминать ствол пальмы. И когда в процессе валяния шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки начинают играть роль "замочков", не позволяя им высвободиться. Поэтому шерсть - единственное волокно, которое можно свалять.
Таким образом, процесс создания из шерсти и плоских, и объемных изделий подразумевает использование технологий и приёмов, которые бы позволяли должным образом смешивать и переплетать волокна шерсти. Появились большие мастерские, и валяльное производство. В середине 19-начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. При валянии объем кома значительно уменьшается (у войлока до 80%), а плотность и прочность значительно возрастают, но до определённого предела, после которого перенапряжённые волокна начинают разрываться и материал превращается в труху.
В последние десятилетия увлечение валянием (felting, filt, filc) охватило весь мир! И для этого есть веские причины. Во-первых, научиться валять — очень просто. Во-вторых, результат виден практически сразу, что очень важно для начинающих. В-третьих, для валяния обычно не нужно сложных устройств и большого пространства — достаточно столика. В-четвертых, сам процесс валяния — это отличная релаксация. И наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким и даже получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.
Существуют две основные техники валяния шерсти:
валяние «по-сухому» (сухое или холодное)
валяние «по-мокрому» (мокрое или горячее).
Для мокрого валяния (felting) понадобится шерсть, пупырчатая пленка, москитная сетка, мыло и горячая вода. Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого, в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму.
Мыльный раствор для мокрого валяния делается так: брусок мыла натирается на крупной терке и заливается двумя литрами кипятка. Затем он перемешивается, чтобы мыло полностью растворилось, настаивается около двух часов до загустения, и потом его можно использовать. Для мокрого валяния подходит и готовое жидкое мыло.
Когда раствор готов, можно приступать к мокрому валянию. Расстелите на столе подстилку (лучше использовать пупырчатую пленку, она недорогая, многоразовая, в ней не застревают волокна шерсти). Пленку кладут пупырышками вверх. Определившись с размерами будущего войлочного полотна, наметьте бумажным скотчем очертания изделия. Учтите, что при валянии шерсть дает усадку на 20%, а то и больше.
На подстилку начинайте выкладывать шерсть. Сначала кладется основной, базовый слой, затем фон, а сверху - рисунок. Шерсть нужно укладывать тонкими прядями, внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу.
Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой. Опять же, из-за усадки толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины предполагаемого полотна.
Когда шерсть разложена, аккуратно намочите ее из пульверизатора, чтобы не сдвинуть узор. Затем мокрая шерсть накрывается сеткой и смачивается мыльным раствором или жидким мылом. Промокните руками, чтобы шерсть пропиталась раствором, можете прогладить деревянной скалкой, но очень аккуратно, чтобы не сместить шерсть. Излишки воды можно промокнуть полотенцем.
Теперь можно начинать валять. Техника мокрого валяния очень проста: нужно всего лишь тереть полотно руками в разных направлениях. Если вы наденете целлофановые перчатки - руки будут легче скользить. Следите, чтобы шерсть постоянно была пропитана достаточным количеством мыльного раствора. Сколько нужно тереть? Говорят, в мокром валянии есть золотое правило ста раз - если прогладить каждый участок полотна сто раз, то шерсть сваляется. Но скрупулезно подсчитывать необязательно. Если сетка отходит от полотна, а шерсть не смещается - можете аккуратно снимать сетку, переворачивать полотно и валять его с изнаночной стороны. Если полотно было хорошо промочено, то можно продолжать валять его без сетки.
Проверить готовность войлока можно, аккуратно потянув шерсть вверх. Если изделие свалялось, то отделяться будут отдельные полоски, а не целые пряди. Когда вы закончили валять, сполосните изделие теплой водой, чтобы вымыть излишки мыльного раствора. От слишком холодной или слишком горячей воды изделие может потерять форму и дать усадку. Выкручивать готовое полотно тоже не стоит, лучше положить его на решетку и дать стечь.
Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры). Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера.
Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку.Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Он подразумевает перемещивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном прокалывании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие.  Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а так же куклы, украшения.
Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и «по-мокрому», и «по-сухому».
В процессе валянии объем комочка уменьшается в 3-5 раз, в зависимости от желаемой плотности готового изделия. При любом способе валяния нужна шерсть. Поэтому рассмотрим ее виды немного подробнее.
Виды шерсти:
Для валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего овечья разных видов и верблюжья. Так же подходит шерсть и других животных.Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Это более дешевый материал, часто используется в целях экономии шерсти. Из неё изготавливается основа, поверх которой уже выкладывается декоративный слой из цветной шерсти.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек.
Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения. Часто ее выбирают при отсутствии нужного цвета т.к. она легко окрашивается.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
Меринос: полутонкая овечья шерсть. Используется так же, как и ангора.
Советы для новичков:
Для валяния подходит шерсть без синтетических добавок. Если в ней встречаются жесткие ворсинки, то полотно из нее получится не совсем гладким. К тому же эти ворсинки сильно «лезут» из готового изделия. При выборе сырья обратите внимание на окраску шерсти. Чем меньше она окрашена, тем легче сваливается. С шерстью темных и «кислотных» цветов придется работать более тщательно, и это займет больше времени. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками. Для мягких на ощупь игрушек потребуется меньше шерсти, чем для твёрдых. К примеру, для изготовления одной игрушки высотой 25 сантиметров средней плотности, потребуется около 300 грамм шерсти сливер, которая будет использоваться, как основа, и 100 грамм полутонкой шерсти или ангоры для отделки. Придать шерсти красивую фактуру можно с помощью различных натуральных волокон, таких как бамбук, соя, лен, крапива, банан и даже морские водоросли. Очень эффектно смотрятся добавления шелковых нитей или обычного мулине.
Выше были упомянуты иглы для валяния. С ними стоит познакомиться поближе.
Иглы для фильцевания.
Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали. Поэтому они обладают достаточной упругостью и не гнутся во время работы. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, посредством чего происходит спутывание. Таким образом достигается эффект валяния. Иглы для фильцевания бывают разные и предназначены для разных этапов работы.
С удлиненным лезвием, подходят для начала: более грубые, они легко справляются даже с шерстью, содержащей остевой волос.
Более короткие и тонкие - для завершения работы: изделия становятся гладкими и приобретают законченный вид.
Начиная работать с иглой для валяния, будьте осторожны - ею можно легко поранить руки. Лучше заранее потренироваться, чтобы научиться уверенно ее держать.
Основное правило работы с иглой: выводить ее из изделия нужно под тем же углом, что и вводить. В противном случае волокна будут хуже переплетаться, а лезвие иглы может погнуться или ее острие сломается. Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от задачи. Форма сечения иголок для валяния бывает двух видов - треугольная и звёздчатая.
Разновидности иголок:
19 треугольные: для тяжелой работы с грубой шерстью и растительными волокнами.36 треугольные: для основной работы с грубой шерстью.38 звездчатые: для валяния плоских деталек (ушек, плавничков, хвостиков), создания рельефов.
40 треугольные: для тонких шерстяных волокон, мелких деталей.
36 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек, приваливания пятнышек и полосочек. 38 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек, приваливания пятнышек и полосочек, более тонкие чем 36 №, но чаще ломающиеся.
50 с длинным лезвием: используются при проработке мест излома формы: изгиба бедра, поворота шеи, сгиба локтя и т.д. Везде, где силуэт фигуры ломается или изгибается надо пройтись длинными иглами, направляя их под разными углами. Благодаря такой обработке объемные детали, например, стопы или ладошки, уплотнятся изнутри.
60 или №70 с длинным лезвием: для первоначального заваливание объёма. Когда игла в процессе работы начнет пробивать мохер с сильным напряжением, а лезвие — угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50.
На последнем этапе используется самая тонкая игла № 45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.
Номер иглы легко определить, зная толщину h лезвия иглы, а чтобы не путаться с запятыми и нулями принято толщину h умножать на 100 (h х 100). Соответственно, если лезвие иглы имеет толщину 0,6 мм, значит это игла №60.
Помимо размера иглы различаются длиной лезвия: иглы с удлиненным лезвием — №70, №50, иглы с коротким лезвием — №90, №75, №60, №45. Иглы для валяния, из-за своей остроты и наличия специальных зазубрин, дополнительно упаковываются в пластиковый контейнер. По этой же причине рекомендуется пользоваться специальными ручками для этих игл. Они бывают на одну, две, четыре и шесть игл. Чтобы использовать ручку на четыре или шесть игл, необходимо отвинтить держатель по направлению стрелки на рисунке, вставить иглы с нижней стороны держателя в отверстия и завинтить держатель обратно в ручку. Ручки для нескольких игл удобны при работе с большими поверхностями т.к. увеличивается производительность работы.
В руках комочки шерсти держать неудобно да и не безопасно. Поэтому для фильцевания хорошо использовать щетку-мат или специальный поролоновый коврик. Поролон несколько отличается от обычно встречаемого. Он скорее напоминает полиэтилен, но более плотный и часто используется при прокладке деталей при упаковке мебели.
Особенности изготовления портретной куклы
При изготовлении портретной куклы, основная роль отводится изготовлению головы и приданию ей реалистичности.
Самое главное – правильная последовательность действий.
В первую очередь на заготовке в виде шарика мы делаем подбородок. Дальше по значимости идет лоб и надбровные дуги. И только потом мы размечаем место, где будет находиться нос. Делаем губы и «набрасываем» глаза. Если говорить про пропорции куклы, то сложнее всего с глазами, т.к. степень похожести человека определяется именно по глазам.
Многие делают валяных кукол, но немногие делают им реалистичные человеческие лица, и еще более немногие делают им лица, похожие на кого-то. То есть, когда речь заходит о портретной кукле. Для того, чтобы сделать портретную куклу, совсем необязательно быть художником. Но быть внимательным человеком - необходимо, если расчитываете на успех. 
Самое главное в этом процессе - правильная последовательность действий. В конечном счете, все ошибки можно исправить, но если мы неправильно распределим силы и материалы в самом начале, голова в процессе работы начнет "расти" в разные стороны в поисках  нужного сходства.  То подбородок добавим, то лоб убежал, то нос окажется совсем не в том месте, а глаза - просто делать негде. И получается бесконечная гонка за гармонией, и уже не до сходства, а лишь бы это инопланетное существо стало походить на человека.
Итак, у нас есть заготовка головы, внутри сливер, очес, поролон, все что угодно, кто что привык использовать.
С первого взгляда кажется, что это просто шарик ( голова) на палочке ( шея). Только что это внизу шарика? А это подбородок! То, что мы делаем в первую очередь. 
Вид сбоку. Выглядит жутко, как впрочем и все, что мы валяем из шерсти по-сухому, на первых стадиях. 
"Равняем" подбородок с лицом, добавляем шерсть с боков.
А теперь делаем уже почти конечный вариант подбородка, по форме лица или нашего будущего воображаемого героя ( героини) или сверяясь с конкретным персонажем. 
Когда мы пытаемся сделать портрет человека гипотетического или портрет человека реального, мы старательно смотрим на фото человека, или мечтаем о воображаемом образе и пытаемся изобразить это на кукольном лице. Как правило, начинающие прежде всего делают нос. Потом идут попытки изобразить глаза. Потом рот, потом опускаются руки, потому что выясняется, что все остальное делать просто негде, глаза сходятся в переносице, нос свисает прямо к шее, подбородок "кончился" и так далее. Я думаю, что у начинающих кукольников есть в шкафу пара скелетов в виде недоделанных, неудачных кукольных голов, некрасивых, брошенных и несчастных...
 Отставить с глупыми попытками сделать вначале нос, потом глаза, а потом все остальное! Первое, что мы должны изобразить на кукле – это подбородок. Именно подбородок, как это ни странно, определяет все. Как у женщины, так и мужчины.
 Не случайно, первая пластическая операция, которую сделала великая Мерилин, это коррекция подбородка. Таким образом она и определила свой последующий знаменитый облик.
Таким образом, подбородок и у женщин и у мужчин является главным отличительным признаком внешности отдельного персонажа.
    У некоторых людей подбородок является самой выраженной чертой  внешности, скопировав которую, уже достигаешь невероятного  сходства. У некоторых – эта часть лица – более типична (менее характерна), тем не менее,  обратить внимание на подбородок начинающему кукольнику и, тем более - кукольнику-портретисту, следует   в первую очередь. Это то, что мы пытаемся изобразить на лице в самом  начале работы
Далее по значимости идет лоб и надбровные дуги. Да, да! Не глаза и нос, как думают многие. А именно лоб и брови. Потому что это – после подбородка второй по значимости элемент «похожести» лица куклы. "Похожести" на кого-то конкретного или вообще - "похожести" на человека реалистичного. 
И только потом мы размечаем место, где будет находится нос. Делаем губы и «набрасываем» глаза.
С носом и губами все просто, их скопировать легче всего. Особенно, если вы в принципе умеете валять. Все равно корректировать процесс вы будете позже, когда лицо уже практически готово, во всяком случае - выражение лица и пропорции, где и что расположено.
 Если говорить про портретную куклу, то сложнее всего с глазами. Сложнее, опять таки, когда не знаешь, ЧТО ИМЕННО  в глазах человека определяет степень "похожести". Не поверите!  Расположение зрачка. Он, зрачок, оказывается у всех расположен по-разному. У кого-то видна верхняя часть, а нижняя – скрыта веками почти наполовину. У кого-то наоборот. На разных фото у человека глаза выглядят не одинаково, ваша задача, если вы делаете портретку,   найти фото, где человек находится в состоянии покоя, не гримасничает, не корчит рожи.. И вы увидите, как у него расположен зрачок. Если вы это скопируете, добьетесь успеха.
Итак, последовательность действий при производстве реалистичного кукольного лица.
Подбородок.
Лоб.
Нос, рот.
Глаза.
 
Совет начинающим кукольникам-портретистам, сделайте куклу фигуры масштаба VIP, актера, президента, любого известного человека, чье фото и видео можно найти в свободном доступе в Интернете. Начните с самого простого, изобразите характерные черты какой-то знаменитости. 
Основные проблемы, с которыми встречаются начинающие кукольники.
1.     Запавший рот. Не бойтесь добавить шерсти под нос. Срезать или оторвать  лишнее вы всегда сможете. А вот явная нехватка «мяса» под носом и недостаток верхней губы сделают вашу куклу старше на много лет, что не добавит радости ни вам, ни прототипу.
2.     Недостаток переносицы или ее избыток. Избыток срезается или уваливается, недостаток  «наращивается».
3.     Овал лица и щеки. Здесь проблема возникает, когда игнорируется принцип построения человеческого черепа. Есть скулы, есть челюсти, а есть «мясо», которое у разных людей распределяется на костях по-разному. Начинающие часто игнорируют впадины под глазами. Под глазами – всегда вмятины, у любого лица. Это нужно учитывать.  
5.     Начинающие часто игнорируют носогубные складки. У начала крыльев носа (у кого выше, у кого - ниже) – всегда начинается ногосубная складка. Вопрос лишь в ее длине, глубине  и форме.
6.     Начинающие путаются в изображении щек. Щеки у любого лица  всегда «уходят» либо к  скулам ( часть черепа под глазами) либо к челюстям.
7.  Лоб. Самая большая ошибка. Ошибка большая, лоб маленький..:-)) После работы над лицом, над глазами и бровями, часто оказывается, что лба не осталось. Правило номер один в работе над лицом – ЛОБ, КАК ВТОРАЯ ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «ПОХОЖЕСТИ» ПОСЛЕ ПОДБОРОДКА, должен быть достаточным, вполне человеческим и похожим либо просто на человеческий лоб либо на лоб портретируемого субъекта.  ( Здесь, как нигде,  нужны фото в профиль). Проблемы со лбом игнорировать нельзя. Его нужно будет сделать как следует. Без лба не будет похожей куклы. Без лба - не будет реалистичного человеческого лица.  Потому что это – место роста волос, что мегаважно, прическа – тоже один из определяющих моментов.  
В этом тексте я постаралась передать самые главные моменты воспроизведения человеческого лица в кукле, если вы ее делаете из шерсти. Практически все то же самое можно сказать и про куклу из пластика, глины, пластилина.  
Это только великий Микеланджело в ответ на вопрос, как ему удается делать такие великолепные скульптуры, сказал: "Я просто беру камень  и отсекаю от него все лишнее".  А мы пока что лепим.. Кто из глины, кто из шерсти. 

Технологическая карта. Портретная кукла № 1
№ Операция Графическое изображение Инструменты, оборудование
1 Подбор материала centercenter Шерсть для валяния, иглы для валяния
2 Изготовить каркас из проволоки centercenter Проволока
3 Формирование туловища, головы, рук 421005198755034925010160 Шерсть для валяния красного и розового цветов
4 Изготовление деталей одежды, оформление

Теплая вода, мыло, шерсть
5 Формирование головы, придание лицу реалистичности
6 Демонстрация модели
Технологическая карта. Портретная кукла №2.
№ Операция Графическое изображение Инструменты, оборудование
1 Подбор материала Шерсть для валяния разных цветов, иглы для валяния, губка поролоновая
2 Изготовить каркас из проволоки Проволока
3 Формирование головы, туловища, рук
Шерсть для валяния черного и розового цветов
4 Формирование головы, придание лицу реалистичности 5 Изготовление стульчика Картон, проволока, фетр, клей
6 Изготовление балалайки

Шерсть для валяния светло-коричневого цвета, иглы
7 Демонстрация изделия Список использованной литературы.
1. Смирнова Е. Игрушки из шерсти. Пошаговый мастер-класс. - СПб.: Питер, 2013
2. Рассина Е. Валяние. Практичные и забавные вещи. Москва. Олма Медиа Групп, 2010.
3. Шинковская К.А. Вещицы из войлока. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.
4. Интернет-ресурсы.

Приложенные файлы


Добавить комментарий