Методика и формы работы с любительским оркестром русских народных инструментов

Методика и формы работы с любительским оркестром русских народных инструментов
§ 1. Инструментальный состав любительского народного оркестра
Обращаясь к анализу методики и форм работы с любительским оркестром русских народных инструментов, мне пришлось использовать в данной работе, с одной стороны, опыт, накопленный предшествующей традицией, с другой - свои собственные практические навыки, приобретенные в работе с любительским оркестром “Россияне”, созданным в ДМШ г. Кингисеппа.
Моделью для инструментальных составов оркестров учебных заведений и любительских оркестров стали профессиональные оркестры. Как известно, первые оркестры народных инструментов, появившиеся в конце ХIХ столетия, обладали весьма скромным инструментарием (балалайки пикколо, примы, альты, басы и контрабасы), ограничивавшим их исполнительские возможности.
Современные профессиональные русские народные оркестры пошли по пути дальнейшего обогащения инструментария. Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова, Эстрадно-Симфонический Оркестр Всесоюзного Радио И Центрального Телевидения П/У Ю. Силантьева , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] состоят из групп трехструнных домр, балалаек, гармоник, баянов, различных духовых инструментов, гуслей и ударных. Однако любительские оркестры в большинстве своем не обладают столь широким инструментарием.
Наиболее распространены в любительстве следующие составы оркестров русских народных инструментов:
Домровый состав оркестра включает в себя четырехструнные домры различных размеров и диапазонов. Имея квинтовый строй и сравнительно большой диапазон, четырехструнные домры дают возможность исполнять без переинструментовки произведения, написанные для скрипки.
Однако этот состав оркестра имеет некоторые недостатки - довольно слабое звучание средней группы, тембровое однообразие, что снижает художественную сторону исполнения.
Значительно больший художественный эффект эти инструменты дают в соединении с балалаечной группой. Ее состав:

Состав оркестра
Количество исполнителей



I вариант
II вариант

домра пикколо
1
1

домра прима I
4
6

домра прима 11
2
4

домра альт
2
3

домра тенор
3
5

домра бас
2
3

ударные
1
1

балалайка прима
2
4

балалайка секунда
1
2

балалайка альт
1
2

балалайка бас
1
2

балалайка к. бас
1
2


Домрово-балалаечный состав оркестра - наиболее художественно ценный и практически употребительный. В него входит семейство трехструнных домр квартового строя и семейство балалаек.
В любительском оркестре могут быть использованы следующие инструменты:
Состав оркестра
Количество исполнителей

домра пикколо -
-
-
-
1
1

домра малая I
1
3
4
4
5

домра малая II
1
2
2
3
4

домра альт I
1
1
2
2
3

домра альт II
-
1
1
2
2

домра бас I
-
-
1
1
2

домра бас II
-
-
1
1
1

балалайка прима
1
1
1
2
2

балалайка секунда
1
1
1
2
2

балалайка альт
1
1
1
2
2

балалайка бас
1
1
1
2
2

балалайка к. бас
-
-
1
2
2


Большими возможностями обладает оркестр трехструнных домр и балалаек с группой баянов и ударными. Наличие трех основных групп - домр, балалаек и баянов, отличающихся своеобразным тембром, позволяет создавать многочисленные варианты созвучий. В то же время каждая группа имеет достаточно яркие средства для исполнения отдельного эпизода или даже небольшой законченной пьесы Домры при ведении мелодии дают удивительно ровное звучание во всех регистрах; в аккордовом изложении гармонические голоса также звучат ровно.
Группа балалаек, выполняющая различные мелодические и гармонические функции, совершенно незаменима в аккомпанементе. Хорошие акустические данные трехструнных инструментов позволяют достигать как нежнейшего pianissimo, так и мощного fortissimo с сохранением благородной окраски звучания.
Группа баянов контрастирует струнным, обогащая мелодические и гармонические голоса, увеличивает виртуозные возможности оркестра и усиливает его общее звучание.
Многочисленные ударные инструменты, заимствованные в основном из симфонического оркестра, составляют особую группу, выполняющую самостоятельные функции (дополнительные краски, ритмическая пульсация, звукоизобразительность и др.).
Приведем пример малого состава такого оркестра.
Состав оркестра
Количественное соотношение исполнителей

домра пикколо
-
-
1
1

малая I
2
3
3
4

малая II
1
2
2
2

альт I
1
2
2
2

альт II
1
1
1
2

бас I
1
1
1
1

бас II
1
-
1
1

баяны
1
1
2
2

ударные
1
-
1
1

балалайки примы
2
2
2
2

секунда
1
1
1
2

альт
1
1
1
2

бас
1
1
1
1

контрабас
1
1
2
2

Вместе с тем в последнее время для тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных инструментов все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты симфонического оркестра - флейту, гобой, кларнет, фагот, трубу, тромбон; народные духовые инструменты - жалейку, брелку, владимирские рожки, свирели, а также фортепиано, гитару (или электрогитару), смычковый контрабас и другие инструменты.
Обусловлено это тем, что, с одной стороны, каждый руководитель в зависимости от стоящих перед коллективом задач или от инструментария партитуры разучиваемой пьесы вынужден варьировать состав, вводить необходимые инструменты, менять их соотношение в основных группах; с другой стороны, руководителю любительского оркестра нередко приходится использовать те инструменты, которые имеются в наличии или на которых уже играют участники.
В любительской практике встречаются “неаполитанские” оркестры, состоящие из мандолин и гитар; а также ансамбли баянистов и аккордеонистов.
Наиболее “простым” составом оркестра баянистов является оркестр из готовых баянов. По количеству участников такие оркестры могут быть различными (от 12 до 20 и более человек).
В состав оркестра из готовых баянов для обогащения тембровой палитры нередко вводятся оркестровые гармоники - бас или контрабас
Состав оркестра
Количественное соотношение исполнителей

Баян I
3
4
6

Баян II
2
3
5

Баян III (альт)
1
2
3

Бас IV (тенор)
1
2
3

Бас
1
1
2

К бас
-
-
1


В тембровом отношении интересен оркестр, состоящий из оркестровых гармоник.
Состав оркестра
Количественное соотношение исполнителей

Пикколо
1
1
1

Прима I
4
5
7

Прима II
3
4
5

Альт
2
3
4

Тенор
2
3
4

Бас
1
2
2

К. бас
1
1
2

Кроме того, существуют оркестры смешанные, состав которых невозможно предугадать На мандолине, гитаре, домре, балалайке, баяне и аккордеоне играет множество любителей музыки. Объединяясь, они создают различного вида ансамбли и оркестры. Разумеется, эти оркестры неравноценны по своему звучанию.
Состав нашего любительского оркестра русских народных инструментов, созданного на базе ДМШ г Кингисеппа, входят следующие инструменты:
домры малые I, II, III - 3 пульта (2-3 чел за пультом);
домры альт I-II - 2 пульта (1-2 чел. за пультом), III пульт – обучающийся;
домра тенор - 1 пульт (1 чел );
домра бас - 1 пульт (1 чел. за пультом); II пульт – обучающийся;
блок-флейта - 1 пульт (1 чел.);
жалейки (a, g, е) – 3 чел;
гармоники I, II, III, IV - 4 пульта, IV пульт - развивающийся, за пультом 1 чел;
ударные (м.бар, ксилофон, металлофон, колокольчики, треугольник, коробочка, бубен, флажок, рубель, свисток) - 1 чел;
балалайки примы -1-2 пульта (2 чел за пультом);
балалайки секунды - 1 пульт (2 чел, за пультом);
балалайки альт - 1 пульт (1-2 чел за пультом);
балалайка бас -1 пульт (1 чел.),
балалайка к, бас -1 пульт (1 чел ), II пульт - обучающийся.
Наш любительский оркестр “Россияне” состоит в основном из детей, закончивших музыкальную школу, студии или обучавшихся в них несколько лет. Они владеют различными инструментами, знакомы с нотной грамотой, Поэтому, чтобы научиться играть на домре или балалайке, а затем в оркестре им требуется времени меньше, чем детям, не имеющим специальной подготовки.
Среди участников оркестра с самого начала работы выявляются наиболее способные. Из них после небольшой подготовки можно организовать один или несколько ансамблей Небольшие по своему составу (дуэт, трио, квартет и т.д.), они являются наиболее целесообразным способом коллективного обучения на русских народных инструментах. Такие ансамбли - основа при формировании и развитии оркестра
В то время как основная часть оркестра занята планомерной творческой работой, ансамбли уже могут вести концертную работу, они как бы заменяют на определенное время оркестр, предоставляя ему возможность хорошо подготовиться к первому выступлению. Ансамбли могут быть использованы и как аккомпанемент вокальным ансамблям, солистам-инструменталистам и певцам.
Игра в ансамблях развивает гармонический слух, воспитывает чувство ритма, умение читать ноты с листа, слышать друг друга. Все это необходимо для игры в оркестре.
В отличие от оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамблях каждый голос – солирующий. Поэтому на исполнителей в ансамбле ложится большая ответственность, чем в оркестре. Каждый промах, каждая ошибка будут заметны при исполнении.
В практике наиболее часто встречаются дуэты, трио, квартеты. Реже - квинтеты, секстеты. Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только из домр, балалаек или баянов), так и из разнородных (смешанные составы), куда могут входить баяны, домры и балалайки.
При составлении ансамблей необходимо учитывать, что каждый инструмент в ансамбле должен выполнять определенную функцию вести мелодию, аккомпанировать ей или давать басовую основу.
Приведем таблицу возможных составов различных ансамблей
Однородные составы

Балалайки
Домры
Баяны

Дуэт
Прима I
Прима II
Малая
Альтовая
(или малая II)
Баян I
Баян II

Трио
Прима
Секунда
Бас
Малая I
Малая II
Альт
Баян I
Баян II
Баян III

Квартет
Прима I
Прима II
Секунда
Бас
Малая
Альт I
Альт II
Бас
Баян I
Баян II
Баян III
Баян IV

Квинтет
Прима I
Прима II

Малая I
Малая II
Альт I
Альт II
Бас
Баян I
Баян II
Альт
Тенор
Бас

Секстет
Прима I
Прима II
Секунда
Альт
Бас
Контрабас
Малая I
Малая II
Альт I
Альт II
Бас
Контрабас
Сопрано I
Сопрано II
Альт
Тенор
Бас
Контрабас


Смешанные составы
Дуэт

Балалайка прима
Баян
Домра малая
Баян
Домра альт
Баян

Трио

Домра малая
Балалайка прима
Баян
Домра малая
Балалайка секунда
Балалайка бас
Баян

Квартет

Домра малая
Домра альт
Балалайка прима
Баян
Домра малая
Домра альт
Домра бас
Баян
Домра малая
Домра альт
Балалайка секунда
Балалайка бас

Квинтет

Домра малая
Домра альт
Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка бас
Домра малая
Домра альт
Домра бас
Балалайка прима
Баян
Домра малая
Домра альт
Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка бас

Секстет

Домра малая
Домра альт
Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка бас
Баян
Домра малая
Домра альт
Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка к.бас
Баян
Домра малая
Домра альт I
Домра альт II
Домра бас
Балалайка прима
Баян

Все составы ансамблей могут в той или иной степени варьироваться, изменяться, но структурная и функциональная основа их должна оставаться незыблемой.
Как видно из приведенных таблиц, ансамбли могут быть самые различные как по количеству, так и по инструментальному составу.
В практике определился ряд ансамблей наиболее употребительных и хорошо звучащих. Например:
дуэт балалаек - прима I и прима II;
квинтет балалаек - прима I, прима II, секунда, альт и бас;
секстет балалаек - прима I, прима II, секунда, альт, бас и контрабас,
секстет домр - домра малая I, домра малая II, альт I, альт II, бас I, бас II (может быть балалайка к.бас);
секстет четырехструнных домр - прима I, прима II, альт, тенор, бас, контрабас
Особенно хорошо звучат следующие смешанные составы ансамблей:
квинтет - домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда (или альт), контрабас,
секстет - домра малая (3-х или 4-х струнная), домра альт (3-х струнная или 4-х струнный тенор), балалайка прима, балалайка секунда (или альт), балалайка контрабас, баян.
Многие руководители создают ансамбли с участием гитары. Особенно хорошо она звучит в сопровождении баяна. На гитаре интересно звучат арпеджированные аккорды, гармонические фигурации. На их фоне тремоло, пиццикато, вибрато балалайки примы всегда колоритны и проникновенны.
Балалайка прима хорошо звучит в сопровождении баяна. Во всех случаях в струнный ансамбль (за исключением дуэта, в котором могут быть две малые домры или балалайки примы) можно ввести баян или аккордеон. Это значительно расширяет технические и художественные возможности любого ансамбля.
Отдельные ансамбли можно составить из баянов. Наиболее часто встречаются дуэты, трио и квартеты баянистов. Для придания большего тембрового разнообразия в ансамбль баянистов вводят аккордеоны или тембровые гармоники. Но многие аккордеоны имеют металлический призвук в тембре и могут нарушать общий колорит звучания баянного ансамбля. Это обстоятельство нельзя не учитывать при введении их в ансамбль.
Приведем примеры ансамблей, созданных из участников нашего любительского оркестра:
Квартет: домра малая, балалайка прима, балалайка бас и баян.
Ребята из этого ансамбля успешно выступают в дуэтах: домра малая баян; балалайка прима, баян.
Квинтет: балалайка прима I, балалайка прима II, домра альт, баян, бас.
Чем больше участников играют в ансамблях, тем успешнее деятельность коллектива в целом, прочнее внутриколлективные связи между музыкантами.
В процессе занятий в классе ансамбля, оркестра у участников коллектива развивается способность к художественному переживанию, эмоциональное и интеллектуальное начала. Понимание музыкальных взаимосвязей невозможно без развития мышления, без формирования устойчивых музыкальных представлений. В творческом процессе у оркестрантов развиваются ассоциативные связи, воображение, мышление, расширяется музыкальный кругозор, формируется находчивость, сообразительность.
Каждый из инструментов оркестра русских народных инструментов имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны. Их знание необходимо руководителю в процессе обучения оркестрантов, инструментовки пьес, подготовки репертуара. Это важно и для правильной и убедительной переориентации интересов учащихся с одного инструмента на другой, в случае их нежелания обучаться на том инструменте, который предлагается им руководителем.
2. Формирование и организация работы любительского народного оркестра
Текучесть участников в любительском оркестре - явление нежелательное, но избежать его полностью практически невозможно. Процесс этот закономерен, объективен и зачастую не зависит от руководителя. В любом самом стабильном коллективе происходит смена участников. Некоторые из них меняют место жительства, уезжают учиться, выбывают по другим причинам. Поэтому чтобы творческая судьба коллектива не зависела от этих, подчас неожиданных потерь, нужно постоянно работать над привлечением новых музыкантов, планомерно готовить их к игре в оркестре, т е. все время решать задачу “воспроизводства” оркестра, проблему ближайшего резерва. Работа эта сложная. От того, насколько своевременно она проводится, зависит дееспособность коллектива, преемственность музыкантов, а значит, плодотворность деятельности руководителя.
В нашем любительском оркестре занимаются бывшие ученики музыкальной школы, которые не продолжили свое музыкальное образование, а также дети, обучавшиеся в студиях игре на различных музыкальных инструментах.
Ближайшим резервом для оркестра являются учащиеся других отделений музыкальной школы, желающие овладеть народными инструментами и участвовать в коллективном музицировании. Это касается, прежде всего, фортепьянного отделения, где дети в силу специфики инструмента не имеют возможности заниматься подобным образом.
В нашей практике имели место случаи, когда родители учащихся, занимавшихся в школе без интереса и окончательно решивших ее бросить, просили принять своих детей в оркестр. И нужно сказать, что наш коллектив явился тем местом, где ребята смогли заинтересоваться, поверить в свои силы и в дальнейшем проявить себя.
Немаловажную роль в оркестре играет сама атмосфера, моральный климат, взаимоотношения его участников. И когда вновь пришедшие в оркестр чувствуют внимание и доброжелательное к себе отношение не только со стороны руководителя, но и со стороны сверстников, ребята “прикипают” к коллективу и с желанием занимаются в нем.
В планах руководства нашего оркестра вовлечение в коллектив всех желающих, независимо от их умения играть на каком-либо инструменте, знания нот, способностей. “Обучение на русских народных инструментах доступно всем без исключения, - пишет В. Чунин. «Степень музыкальной одаренности на первоначальном этапе также не имеет существенного значения. Практика показывает, что абсолютно неспособных к музицированию людей нет, а тех скромных задатков, которыми обычно обладают даже самые немузыкальные, на первый взгляд, люди, вполне достаточно, чтобы начать обучение».
Однако такая кампания потребует дополнительного штата педагогов, которые занимались бы с детьми без музыкальной подготовки индивидуально и небольшими группами. На данном этапе эти организационные моменты пока не решены. При формировании оркестра важным этапом является распределение участников оркестра по инструментам. От того, насколько верно это сделано, будет зависеть успех дальнейшей работы.
При выборе инструмента важное значение имеют индивидуальные особенности строения исполнительского аппарата учащегося (величина кистей рук, длина и толщина пальцев, природная их беглость), а также музыкальные данные каждого участника. Нельзя оставить без внимания и желание каждого участника играть на том инструменте, который ему больше нравится. Но часто это приводит к тому, что в момент организации коллектива большинство ребят, не владеющих каким-либо народным инструментом, изъявляют желание научиться играть на баяне или аккордеоне, Не считаться с их желанием нельзя. Вместе с тем, подобная постановка вопроса просто недопустима.
Первое, с чего мы начинаем работу в своем оркестре, - пытаемся переориентировать участников с одного инструмента на другой. Коснемся этого вопроса более подробно.
Весьма важное значение мы придаем первому занятию с вновь пришедшими в коллектив. Руководитель рассказывает ребятам о той работе, которая им предстоит. Здесь же кратко освещается деятельность основателя первого оркестра русских народных инструментов ВВ. Андреева и его последователей Будущие оркестранты узнают о возникновении русских народных инструментов, их особенностях, возможностях и достоинствах. В беседе мы намеренно заостряем внимание на тех моментах, которые могут заинтересовать ребят.
Так, в рассказе о домре вспоминаем печальную историю, связанную с ней в прошлом. О скоморохах, указе царя Алексея Михайловича о сожжении домр на берегу реки Москвы О том, что их казнили, как преступниц. Этот рассказ вызывает живейший отклик у детей. Важно обратить их внимание на яркий выразительный колорит звучания инструмента. Рассказ о семействе трехструнных домр сопровождается показом разновидностей инструментов, входящих в эту группу.
Наиболее эффективное воздействие на будущих оркестрантов оказывает непосредственное исполнение на предлагаемом инструменте. Когда вновь поступающий в оркестр видит своего сверстника, играющего на инструменте, который ему предлагается освоить, это тоже приносит свои плоды. Исполнение, конечно же, должно быть безупречным.
Поступающему говорится примерно следующее: “Этот инструмент очень подходит тебе, никто, кроме тебя не научится играть на нем лучше” и т.д. Это касается любого инструмента, который предлагается освоить детям
Начиная рассказ о группе балалаек, отмечаем, что балалайка - родственница гитары, лютни, мандолины. После сообщения о том, что, научившись играть на балалайке, легко овладеть гитарой, дети по-другому начинают воспринимать инструмент.
Продолжая рассказ, обращаем внимание на характерный звонкий солнечный голос балалайки примы, приемы звукоизвлечения. Рассказываем о том, как важна роль балалаек секунды, альта в оркестре. Показ игры на инструментах группы - непременное условие.
Самое главное в нашем оркестровом деле - заинтересовать ребят. А когда интерес появился, будет и результат.
Баян обычно не нуждается в представлении, но для расширения кругозора ребят несколько слов о нем оказываются не лишними. Вначале беседы о баяне мы спрашиваем детей, знают ли они предка современного инструмента. И коротко повествуем о хроматической гармонике, изобретенной замечательным русским мастером-самоучкой Н И. Белобородовым. О том, что баян и аккордеон наряду с тульской, саратовской, ливенской гармониками являются ее разновидностями Живейший интерес вызывает сообщение о том, что гармоника -родственница самого величественного музыкального инструмента - органа, а еще фисгармонии, в названии которой вовсе не случайно есть тот же корень. Вспоминаем древнего русского певца-сказителя Бол на, в честь которого баян в начале нашего столетия получил свое название Рассказ сопровождается показом иллюстраций и игрой на инструменте.
Многие из вновь пришедших в оркестр и не владеющих каким-либо народным инструментом, получив серьезное и правильное представление о том или ином инструменте, с удовольствием осваивают его.
На последующих занятиях происходит непосредственное изучение и освоение инструментов. Распределяя участников оркестра на ведущие струнные инструменты - домру малую, домру альтовую, балалайку приму, мы подбираем детей, имеющих подвижные пальцы, хорошо развитую кисть правой руки, чувствующих мелодию. Домра пикколо, имеющая небольшую мензуру и гриф, как правило, поручается учащимся с узкой кистью и тонкими пальцами (чаще девочкам). Но в нашем любительском оркестре этот инструмент пока не используется.
Участников, владеющих каким-либо инструментом - баяном, флейтой, аккордеоном, домрой или ранее игравших на них, оставляем на своих инструментах, учитывая при этом количественное соотношение оркестрантов в группах оркестра. Если, например, баянистов достаточное количество, предлагаем тот инструмент, который более необходим.
Инструменты, не требующие мелкой техники, - балалайка секунда и альт - обычно поручаются учащимся с менее подвижными пальцами. Эти инструменты не требуют подвижности, беглости, техника игры на них достаточно проста. На балалайку секунду и альт можно посадить участников, впервые знакомящихся с музыкальными инструментами, с игрой в оркестре. Обычно за два- три месяца обучения они играют партии аккомпанемента средней трудности.
Крупные инструменты - балалайка бас и к бас, домра басовая поручаются обычно ребятам высокого роста, физически хорошо развитым, с сильными кистями рук и хорошим чувством ритма.

Ни один из инструментов оркестра, даже контрабас, сыгравший партию неточно (мелодически, гармонически, ритмически), не оказывает такого отрицательного влияния на ритм оркестра в целом, как ударные инструменты. Поэтому если в оркестре нет участника с ярко выраженным чувством ритма, можно первое время обойтись и без ударника Иначе от различных срывов как на репетиции, так и во время концертного выступления не застрахованы ни дирижер, ни оркестр Народные духовые инструменты жалейки, а их у нас три, были введены в оркестр после того, как участники освоили основные инструменты. Жалейки применяются эпизодически, и играют на них ребята, которые уже освоили балалайки. Партии этих инструментов выучиваются предварительно, чтобы на репетиции не возникало заминок. Хорошее звучание оркестра помимо соблюдения определенных количественных пропорций, верного распределения участников по инструментам обеспечивается правильным расположением его групп Хотя твердо установленного порядка расположения групп до сих пор нет, существует общая схема расположения любых оркестров: инструменты, ведущие мелодию, находятся в первых рядах, аккомпанирующие - в середине, позади них - басы и контрабасы. С первых коллективных занятий каждого участника нужно приучать занимать определенное место в оркестре Тогда исполнители сразу привыкают слушать окружающие их инструменты и чувствуют связь своих партий с общим звучанием оркестра. Вырабатывается чувство ансамбля. Одновременно устоявшееся положение групп и отдельных музыкантов позволяет руководителю быстро ориентироваться в оркестре, не выясняя, кто какую партию играет, и т.д. Большая часть народных оркестров располагается так:
Тем не менее на репетициях и концертах руководитель должен учитывать все факторы, оказывающие влияние на звучание оркестра, и в зависимости от этого соответствующим образом располагать инструменты
Часто изменения в расположении инструментов, как и в их количественном составе, происходит во время аккомпанирования певцу, вокальной группе, солисту-инструменталисту. Но как бы ни менялось расположение инструментов, оно должно способствовать максимальному раскрытию возможностей каждого из них в отдельности и оркестра в целом.

Приведем схему расположения инструментов в нашем любительском оркестре.
Что касается ансамблей, то они, как правило, располагаются в один ряд развернутым полукругом Это дает возможность их участникам лучше видеть и слышать друг друга, а также добиться компактного, хорошо слаженного звучания.
Однородные струнные ансамбли любого состава располагаются следующим образом: слева - наиболее высокие по диапазону инструменты, за ними по порядку - более низкие. При расположении смешанных составов домры находятся слева, баян - в середине, балалайки справа. Если же ансамбль состоит из домр и балалаек, домры находятся слева, балалайки - справа. Нужно иметь в виду, что первые голоса ансамбля располагаются по краям.
Ансамбли баянистов располагаются несколько иначе В качестве примера приведем схему расположения ансамблей баянистов:

Приведенный порядок расположения баянов в ансамблях не может быть бесспорным. Каждый руководитель располагает инструменты в соответствии с тем или иным художественным замыслом.
Несколько слов о помещении, в котором лучше проводить занятия оркестрового класса.
Для групповых занятий и занятий с ансамблями можно использовать обычные классные комнаты. Для общих репетиций оркестра - большое просторное помещение. Для этих целей мы имеем специально выделенный и оборудованный оркестровый зал. Здесь есть достаточное количество жестких стульев и пультов Специальная комната выделена для хранения инструментов и папок с оркестровыми партиями, в которых раскладываются партии тех произведений, которые нужны для данной репетиции или концертных выступлений.
В учебной работе мы стремимся как можно больше использовать наглядные пособия: всевозможные плакаты, таблицы, фотографии Для удобства освоения инструментов изготовлены крупные схематические рисунки струнных инструментов с названиями их частей, а также таблицы, на которых наглядно виден строй инструментов. Есть стенд с фотографиями, отражающими концертную жизнь нашего оркестра.
Фиксация (на стенде) порядка дежурств оркестрантов со временем изжила себя. После домровой группы дежурит группа ребят, играющих на балалайках, затем баянисты. Дети хорошо это знают и сами четко следят за выполнением обязанностей, которые заключаются в подготовке зала до репетиции - расставляются пульты и стулья - и приведении в порядок зала после ее окончания.
Работа любительского оркестра русских народных инструментов будет протекать успешно при условии правильного планирования различных форм деятельности коллектива. Для этого, прежде всего, необходимо составить перспективный план работы оркестра, в котором должны быть отражены следующие направления:
Основные задачи оркестра на текущий год.
Организационная деятельность.
Учебно-творческая работа.
Воспитательная и образовательная работа
Концертная деятельность.
В первом разделе - “Основные задачи оркестра на текущий год” определяются главные направления работы оркестра, объем, содержание этой работы, ставятся задачи оркестру на планируемый период по повышению исполнительского уровня
Во втором разделе - “Организационная деятельность” перечисляются планируемые мероприятия:
комплектование и доукомплектование инструментов; подготовка передач по местному радио и телевидению об оркестре, его традициях;
приобретение нотной литературы, нотной бумаги, портретов композиторов, исполнителей на народных инструментах, организация дискотек и т.д.
В третьем разделе - “Учебно-творческая работа” определяются:
мероприятия по повышению исполнительского мастерства оркестрантов, совершенствование их технических навыков, приемов игры,
коллективные, групповые и индивидуальные занятия; изучение общих разделов теории и истории музыки и музыкальной литературы,
проведение репетиционной работы, предлагаемый к изучению репертуар.
В четвертом разделе - “Воспитательная и образовательная работа” называются планируемые мероприятия по развитию нравственной культуры участников оркестра, их эстетических вкусов:
посещение всем оркестром концертов, репетиций профессиональных коллективов,
встреча с участниками любительских коллективов города.
В пятом разделе - “Концертная деятельность” - указываются основные предполагаемые выступления оркестра.
На основе перспективного плана руководитель составляет текущий план, где расписываются все мероприятия оркестра на неделю, месяц, так как даже детально продуманный перспективный план не может предусмотреть всего многообразия вопросов, которые возникают в течение года.
Учебно-творческая и воспитательная работа - непременное условие жизни любого самодеятельного коллектива. От их качества во многом зависит исполнительский уровень, стабильность, перспективы творческого роста оркестра. Важную роль здесь играет музыкально-теоретическое образование участников, в частности знание ими нотной грамоты, основ теории и истории музыки, музыкальной литературы.
В процессе теоретической подготовки участники коллектива получают навыки элементарного анализа музыкальных произведений. Одновременно происходит формирование музыкально-эстетического воспитания, умения самостоятельно оценить и высказать свое суждение о прослушанной пьесе, песне, познать основные законы музыкального искусства.
Теоретическое обучение расширяет кругозор участников оркестра, способствует формированию музыкально-эстетического вкуса, развитию умственных способностей и других качеств, необходимых для участия в самодеятельном искусстве.
Практика показывает, что музыкально-теоретическое образование помогает исполнительской и творческой работе, поднимает общий уровень культуры музыкантов, развивая сознательное отношение к творческому процессу исполнения.
Участники нашего любительского оркестра имеют определенные знания в области элементарной теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературы, что облегчает работу руководителя, снимает с него задачу специального проведения занятий по нотной грамоте и позволяет сразу же включить частников в практические занятия.
Для более глубокого изучения истории оркестровой народной культуры с участниками любительских оркестров целесообразно проводить занятия по следующим темам:
История возникновения и развития ансамблевой инструментальной музыки.
Музыкальные инструменты и их роль в жизни древних славян Описание конструкции старинных инструментов с показом иллюстраций Их эволюция. Скоморохи на Руси - основные носители народной и профессиональной музыки. Отношение к скоморохам со стороны церкви Указ царя Алексея Михайловича, направленный на полное истребление скоморошества
Первые разновидности оркестра русских народных инструментов.
Возникновение в 60 - 80-х гг. 19 в. коллективов, послуживших своеобразным эталоном для последующих оркестров и ансамблей. Показ иллюстраций коллективов. Основные вехи их развития.
Современные профессиональные оркестры русских народных инструментов.
Репертуарная направленность коллективов. Прослушивание в записи известных произведений для оркестра русских народных инструментов. В их числе могут быть произведения Андреева, Фомина, Будашкина, обработки народных песен и т.д.
Обучение игре на русских народных инструментах по цифровой и нотной системам.
Объяснение сути цифровой системы. Апробация на практике полученных знаний.
Подобные темы имеют особое значение для любительских коллективов русских народных инструментов, поскольку принцип интереса играет немаловажную роль в организации успешного учебно-воспитательного процесса.
Хочется отметить, что для методики музыкально-теоретического образования музыкантов любительского оркестра имеет огромное значение тесная взаимосвязь изучения или повторения теории, гармонии и других теоретических дисциплин с практической деятельностью оркестра, с изучаемым репертуаром Искусственный отрыв музыкально-теоретической подготовки участников от творческой практики грозит превратить теорию в сухое зазубривание известных теоретических положений.
Только в тесной связи с изучаемым произведением, с практической работой над пьесой можно сделать занятия по музыкальной теории содержательными, увлекательными и добиться хороших результатов На художественном репертуаре руководитель может показать выразительные свойства лада, мелодии, ритма, гармонии, интонационного языка.
Одним из педагогических приемов планируемого “продвижения” участников, который мы используем в учебно-творческой работе с любительским оркестром, является перемещение с партии на партию или с инструмента на инструмент. Конечно, такой переход нужно осуществлять с наименьшими потерями, учитывая сходство условий игры, например со второй партии на первую, с инструмента на инструмент одного строя
Перемещение позволяет оркестранту каждый раз пробовать свои силы в более сложных условиях, способствует развитию исполнительских и творческих способностей, активизирует интерес к процессу обучения Но эта форма обучения сталкивается с некоторыми трудностями, обусловленными отсутствием унифицированного строя инструментов оркестра. Если в группе домр все оркестровые разновидности имеют однотипный строй - d- а-е, благодаря чему освоение их упрощается, то в группе балалаек каждый инструмент имеет свою специфику и значительно отличается от основного инструмента - балалайки примы по строю, приемам игры, записи нот.
Для объединения аккомпанирующих инструментов балалаечной группы с инструментами домровой группы мы вводим следующие изменения: у балалайки секунды (строй d-a-a) изменяем на d-a-e , т. е. как у альтовой домры, что значительно облегчает перемещение участников с одного инструмента на другой.
Состав нашего любительского оркестра довольно большой, поэтому работа с ним требует занятий по оркестровым группам и партиям.
В оркестровой практике существует два способа обучения учащихся и разучивания репертуара с ним - общеоркестровый и погрупповой (по оркестровым группам). И тот и другой способы имеют свои преимущества, поэтому их следует сочетать и чередовать.
Хотя групповые занятия и занимают дополнительное время, результаты их трудно переоценить: они облегчают проведение общих репетиций, помогают быстрому освоению произведений, совершенствованию оркестровых и исполнительских навыков На групповых занятиях (по оркестровым группам и партиям) имеется возможность работать над отдельными деталями произведения: выявить каждую фразу, достичь наибольшей выразительности исполнения, чистоты интонирования, “отшлифовать” технические трудности, добиться слаженного ансамблевого звучания и т.д. Работая над партиями (наряду с достижением ансамблевой игры), легко добиться единого характера звукоизвлечения, единства штрихов, приемов игры, нужного тембрового звучания. Здесь можно работать над динамикой, фразировкой, выразительностью исполнения.
Разучивание пьес ведется в нашем любительском оркестре отдельными группами: домр, балалаек, баянов. Оркестр иногда также разбивается на две группы: из ведущих голосов (домры малые, домры альтовые, балалайки примы) и группу аккомпанемента, в которую входят все аккомпанирующие инструменты (балалайки секунды, альты, басы и к.басы); иногда полезно соединить аккомпанирующую группу с инструментами, ведущими мелодию,
Занятия по группам и голосам в нашем любительском оркестре проводятся руководителем оркестра и концертмейстером. Инструменты в группах объединяются в зависимости от исполнительских целей и задач.
Как подтвердила практика, такая система сочетания различных форм и методов обучения является наиболее правильной, дающей положительные конечные результаты.
При проведении групповых занятий нужно учитывать, что методы обучения и воспитания зависят от возрастных особенностей детей, их способностей и подготовки, от общего развития и других факторов.
Общая репетиция - основная форма занятий оркестра. К сожалению, методика репетиционной работы с любительским оркестром русских народных инструментов разработана недостаточно полно. Нет каких-либо обобщенных рекомендаций по ее организации. Скудна литература, касающаяся работы с профессиональным оркестром, не стал достоянием опыт таких русских дирижеров, как Н. Калинин, Н. Некрасов, В. Федосеев и др. В связи с этим руководитель любительского оркестра вынужден искать такие приемы и методы работы, которые позволяли бы оркестру успешно решать творческие и воспитательные задачи, стоящие перед ним в тот или иной период времени. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит ее результативность. Исходя из своего опыта хочется остановиться на некоторых важных моментах.
Прежде всего, проведение репетиции зависит от плана, составленного руководителем. Без планирования в репетиции неизбежно появляются разбросанность, стихийность. Репетиция может затянуться или, наоборот, неожиданно быстро закончиться, т.к. без планирования что-то может выпасть из поля зрения руководителя, остаться забытым. План может быть более или менее детальным, но он необходим.
Организация репетиции во многом зависит от степени сложности играемого и разучиваемого репертуара. В первый период деятельности любительского оркестра необходимо подбирать легкие пьесы, разные по характеру - медленные и быстрые, радостные и грустные и т.д.
Такой подход к выбору пьес позволяет разнообразить работу оркестра, способствует быстрому усвоению его участниками различных приемов игры, умению перестраиваться с одного темпа на другой, с одной пьесы на другую.
Не следует работать над одной пьесой в течение половины репетиции, тем более - в течение всей репетиции Дети в этом случае быстро устают, снижается внимание, занятия становятся скучными. Постоянная смена пьес по темпу, характеру, нюансировке и т.д. способствует поддержанию у музыкантов интереса к игре в оркестре.
Случается, что после проигрывания отдельных трудных мест, неоднократного повторения в медленном темпе, они все же не получаются. В таких случаях не стоит придавать каждому упущению большое значение и задерживаться долго на нескольких тактах партитуры. Многое из того, что не получается сейчас, начинает получаться позднее: оркестранты улавливают стиль пьесы, ее характерные темповые, ритмические, динамические, штриховые особенности. Это и помогает правильно сыграть не получавшиеся ранее технически трудные места
Вместе с тем, большую часть неточностей, которые допускают в игре музыканты, сами они не исправят, если дирижер не заострит на них внимания Чтобы не отвлекать весь коллектив от работы, следует или отдельно поработать с музыкантами, у которых не получается пассаж, фрагмент и т.д., или облегчить партию.
Бывает так, что оркестр с удовольствием работает над одной пьесой, а другую, казалось бы давно играемую, не может без ошибок и пропусков исполнить и двух раз. Такое произведение, вероятнее всего, “примелькалось”, оркестранты от него устали. Лучший выход “отложить” его в сторону, на время исключить из работы.
Желательно, чтобы на каждой репетиции в работе были произведения, различные по своим задачам Например:
произведения для общего знакомства (в основе - чтение с листа),
произведения на первой стадии работы (разбор); произведения на стадии художественной обработки; произведения на завершающем этапе работы (окончательная шлифовка деталей);
произведения для повторения
Спланированная подобным образом репетиция вызовет большой интерес и не будет утомительной. Правда, здесь могут быть и отступления от общего правила. Репетиция - творческий процесс, и в каждом отдельном случае план ее проведения определяется ближайшими задачами.
При подготовке какого-либо музыкального произведения перед оркестрантами всегда ставятся определенные задачи: приобретение исполнительских или оркестровых навыков, преодоление технических трудностей и т.д. В зависимости от конкретных условий и задач, возникающих в процессе работы, может измениться и сама репетиция, ее методика, характер проведения, темп. Репетиция превращается по существу в урок- репетицию, и руководитель здесь не только дирижер. Он прежде всего педагог.
Здесь не только стоят задачи овладения исполнительским мастерством, но и возникает необходимость дать учащимся те или иные теоретические, биографические и другие сведения. Так, например, при неточном подходе к кульминации, неверно сыгранной фразе дирижер вынужден не только повторить эту фразу, но и напомнить оркестрантам, что такое кульминация, как ее определить, какое выразительное значение она имеет.
В процессе репетиции мы нередко прибегаем к беседе, которая значительно активизирует восприятие ребят, помогает им глубже вникнуть в содержание изучаемого произведения, знакомит с жизнью и творчеством композиторов, историческими событиями и т.п. При этом нужно учитывать возраст детей, их музыкальную подготовку и общее развитие - т е. подход в организации процесса должен быть дифференцированным.
Так, тон и отношение, применяемые к учащимся среднего возраста, могут быть неприменимы для подростков. Нельзя предъявлять одинаковые требования к оркестранту, только овладевшему инструментом, и участнику, играющему в оркестре давно.
Руководителю необходимо учитывать и индивидуальные психологические особенности музыкантов своего коллектива. Это необходимо и в организации процесса обучения, и в концертной практике.
В процессе обучения особенно важно полноценное восприятие исполняемой музыки, поэтому мы стремимся во время репетиции давать предварительные пояснения, разбирать исполняемые произведения. В беседе с детьми, имеющими небольшую подготовку, можно ограничиться некоторыми биографическими сведениями, выяснением общего характера разучиваемой пьесы, не останавливаясь детально на выразительных средствах. Беседуя с учащимися более старшего возраста, нужно обратить внимание на особенности музыкального языка: характер музыкальных образов, выразительность мелодии и т.д. Так, при разучивании оркестром вальса В, Андреева “Грезы”, чтобы вызвать у учащихся интерес к произведению, мы рассказываем им о жизни композитора Напоминаем, что вальс - это танец, который танцуют спокойно и плавно, что он написан в трехдольном размере, и т.д.
В процессе репетиции делаем краткий обзор пьесы, показав трехчастное строение произведения, отмечаем отличие средней части от крайних. (1-я часть спокойная, плавная, воздушная; средняя - подвижнее и оживленнее, она носит более танцевальный характер, ярче в динамическом плане.) Обращаем внимание на то, что 3-я часть является повторением 1-й.
Цель, которую мы преследуем, - добиться понимания характера произведения и как следствие - выразительного и содержательного ее разучивания. Подобный разбор произведений активизирует внимание детей, вызывает интерес, делает репетицию насыщенной, познавательной, приносит удовлетворение и оркестрантам и дирижеру
Немаловажную роль для правильной организации работы оркестра имеет вовремя сделанный перерыв - примерно через 50 мин. (Всего репетиция длится 1 час 20 мин.) Как известно, работоспособность оркестрантов в первой половине репетиции выше, а к концу репетиции она постепенно угасает, внимание рассеивается. Поэтому важно верно спланировать работу по времени Первая часть репетиции должна быть более насыщенной: работа над упражнениями, трудными техническими местами, решение художественных задач и т.д. Вторая часть может быть посвящена знакомству с новыми, легкими пьесами, а также чтению с листа.
Важно подвести итог проделанной работе. Таким итогом может быть “прогон” произведений, которые были в работе на данной репетиции (темп зависит от степени подготовленности произведения), а также нескольких пьес, изучаемых ранее. Нередко оркестранты сами предлагают сыграть то или иное произведение.
Несколько слов хочется сказать о генеральной репетиции перед концертным выступлением. Генеральная репетиция как таковая является итоговой на определенном этапе деятельности коллектива. На этой репетиции окончательно проверяется программа, способность коллектива к “охвату” ее в целом, психологическая готовность участников к концерту.
В помещении, где намечается выступление оркестра, мы проводим хотя бы одну репетицию. С целью определения акустических особенностей помещения слушаем звучание оркестра с различных точек в зале, учитывая при этом, что в пустом зале оркестр звучит иначе, нежели в заполненном. Иногда на выступлении, не нарушая расположения групп, более слабых исполнителей сажаем среди сильных, в какой-то мере избавляя этим начинающих оркестрантов от волнения. Но бывает и так, что возможности “послушать” зал не представляется. Поэтому не лишним будет напомнить участникам оркестра о возможных нежелательных акустических свойствах незнакомого помещения. Нередко оркестранты в таких залах не слышат друг друга. Единственно правильный выход - быть предельно собранным и внимательно следить за дирижерским жестом руководителя.
Программу желательно исполнять в том порядке, который определен на концертном выступлении. Немаловажным является и верный порядок партий произведений, разложенных в папках оркестрантов. В противном случае неминуемы заминки и другие нежелательные явления
Прогоняя программу, не следует делать частых остановок, выясняя правильность исполнения штрихов, звучности и т.д. От этого теряется целостное представление оркестрантов о программе. Лучше после проигрывания пьесы, если это необходимо, дать несколько кратких указаний.
Нередко бывает так, что генеральная репетиция проходит в высоком эмоциональном тонусе (это состояние зависит от руководителя и мгновенно передается оркестрантам), а на концерте данный “подъем” отсутствует - оркестр “перегорел”. Поэтому на генеральной репетиции дирижер должен исполнять произведения в нужном темпе, с оттенками, чисто, но в эмоциональном плане более спокойно и сдержанно
Успех выступления зависит не только от того, насколько хорошо подготовлен к этому руководитель, как подобран и выучен репертуар, но и как отрепетирован выход участников ансамбля или оркестра на сцену и уход с нее. Внешний вид участников оркестра, организованные движения по сцене, дисциплина и порядок значительно повышают эффект выступления, создают приподнятотворческую атмосферу.
Хочется заострить внимание и на таком, на первый взгляд, малозначительном моменте, как одежда Нередко исполнители надевают на концерт новые блузки, пиджаки и во время концерта чувствуют дискомфорт - “непроверенные” вещи могут стеснять их движения, отвлекать от исполнения. Поэтому на генеральную репетицию лучше прийти в одежде, которая предназначена для концерта
Концертное выступление - ответственнейший момент в жизни каждого любительского коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах его деятельности: о технических и художественных возможностях, о репертуаре, об умении собраться при выступлении, о дисциплине, о творческом лице.
На концерте участники и руководитель переживают новое эмоционально-психологическое состояние, отличное от репетиции Слушатели оказывают на исполнителей сильное психологическое воздействие, что порождает особое творческое волнение, ответственность за исполнение Во время выступления между дирижером и оркестрантами устанавливаются особенные чуткие отношения взаимозависимости. Оркестранты мгновенно реагируют на мимику, жест, требования дирижера. Его поведение, характер обращений становятся объектом пристального внимания участников. И если дирижер способен заразить оркестрантов своими эмоциями, увлечь, ощутить оркестр как живое, близкое себе существо, имеющее уникальную душу, голос, присущий только ему характер, почувствовать его трепетное дыхание и живой внутренний голос, происходит чудо.
По словам Г Л. Ержемского, “оркестр как арифметическая система инструменталистов исчезает, и возникает удивительный творческий организм - содружество единомышленников, устремленных в совместном созидательном порыве к общему художественному идеалу и коллективному самовыражению мыслей”.
Создание на концерте той обстановки, при которой каждый участник может показать все, на что он способен как музыкант и как человек, - вот то, к чему, по нашему глубокому убеждению, должен стремиться каждый руководитель любительского оркестра русских народных инструментов.
На концертах могут возникнуть непредвиденные “накладки” - вступление оркестрантов не вовремя из-за излишнего волнения, поломка инструмента и т.п. Дирижеру здесь важно не впадать в панику, поддерживать музыкантов. Только его спокойствие и самообладание сохранит в оркестрантах уверенность в себе и состояние творческого подъема.
Чтобы выступление было удачным - а это укрепляет желание продолжать заниматься в коллективе, выступать с концертами, - необходимо тщательно к нему подготовиться, твердо выучить пьесы. И только когда нет сомнений в том, что оркестр сыграет программу верно, без остановок, планировать выступление.
Немаловажное значение для успеха на концерте имеет и правильно составленная программа выступления. Составляя программу, надо стремиться к тому, чтобы интерес к ней со стороны слушателей не угасал, а развивался: все должно быть в состоянии обновления, движения, в динамике.
Когда каждое произведение звучит по-своему ярко и свежо, вся программа слушается с неослабевающим вниманием от начала до конца. Исходя из этого принципа концертную программу графически можно представить следующим образом:

Принцип построения программы в отношении ее эмоционального воздействия, прибегая к актерскому языку, можно выразить следующими словами: вначале надо “захватить” слушателей, потом немного “отпустить”, затем - вновь “захватить”, но уже в большей степени, чем в начале программы. Следовательно, самая большая ответственность связана с отбором произведений, открывающих концертную программу и заключающий ее.
Каждое выступление коллектива обсуждается с участием оркестрантов. Отмечаются положительные стороны и недостатки, которые нужно учесть в дальнейшей работе. Но акцент мы всегда делаем на положительных моментах. Это укрепляет уверенность оркестрантов в своих силах, желание продолжать заниматься в коллективе.

Существенную пользу в музыкальном воспитании и развитии оркестрантов приносят творческие встречи участников коллектива с профессиональными коллективами русских народных инструментов, такими, как “Терем-квартет”. Ребята нашего оркестра, присутствуя на ежегодных фестивалях баянно-аккордеонной музыки в С.-Петербурге, на которых демонстрируют свое мастерство корифеи отечественного и зарубежного инструментального искусства, черпают для себя много нового и интересного.
Творческий подход к решению разнообразных педагогических задач - необходимое условие того, чтобы добиться хороших результатов в работе любительского оркестра русских народных инструментов, сделать его важным и действенным средством эстетического воспитания, духовного обогащения и развития молодежи.

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий