Конспект мастер-класса по живописи «Пленэр. Техника акварели. Изображение дерева»

Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 1 Чердаклинского района







МАСТЕР-КЛАСС

«Пленэр. Техника акварели. Зарисовки растений»


Разработала:
Абрамова Елена Вениаминовна,
преподаватель художественного отделения
МУ ДО ДШИ № 1 Чердаклинского района,
высшая квалификационная категория





Андреевка
2017


Тема урока: Техника акварели. Зарисовки растений.
Учебная дисциплина: живопись (пленэр).
Класс: 1-3.
Специальность: художественное отделение.
Тип урока: урок изучения нового материала и первоначального формирования умений и навыков.
Вид урока: мастер-класс.
Методическая цель урока: модификация своего прежнего опыта.
Цели образования: Познакомить с элементарными навыками техники живописи акварелью на пленэре, усложнить представления учащихся о пространстве, детализации, разноплановости.
Материально-техническое обеспечение урока для преподавателя и обучающихся – бумага (формат произвольный), простые карандаши, краски (акварель), кисти, гелевые ручки, палитра, банка для воды.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Межпредметные связи: рисунок, станковая композиция, история изобразительного искусства, литература.
Стандарт образования: по окончании занятия учащиеся должны выполнить зарисовку растения с натуры, используя полученные знания.
Ход урока: вводная часть, объяснение и обсуждение темы – 5 мин, выполнение практической работы – 35 мин, заключительная часть – 5 мин.
Подпись преподавателя: ____________________/Е.В.Абрамова/
Тема: Техника акварели. Зарисовки растений.
Задание: Выполнить зарисовки растений с натуры.
Цель мастер-класса: 
Познакомить с элементарными навыками техники живописи акварелью на пленэре, усложнить представления учащихся о пространстве, и способах его передачи в работе, развить в детях навыки детализации и проработки переднего плана.
Задачи мастер-класса:
Повторение материала о теплохолодности красок.
Выработка навыков работы с акварелью.
Знакомство с закономерностями смешения красок, приемами получения цветовых оттенков.
Попытка передачи сходства с рисуемым объектом, цветовых, тональных и пространственных взаимоотношений.
Получение на выходе зарисовки растения с натуры.
 Хронометраж урока:
1. Организация начала занятия, повторение изученного материала «Теплые и холодные краски», обсуждение последовательности работы – 5 мин.
3. Повторение за педагогом последовательности работы – выполнение зарисовки растения с натуры – 35 мин.
5. Просмотр и обсуждение работ – 5 мин.

Конспект урока
1. Организация начала занятия.
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего мастер-класса – зарисовка растения с натуры. Работать будем акварелью. Проверьте, все ли подготовлено у нас для работы. Нам потребуется бумага (формат А4 или А5), простой карандаш и ластик, акварель и кисти, а также баночка с водой и палитра.
2. Выполнение зарисовки растений с натуры.
Сегодня наш урок посвящен зарисовкам растений с натуры. Посмотрите, сколько вокруг разных цветов – и ромашки, и клевер, и цикорий, и одуванчики они все разные, каждое растение обладает своим характером, своими особенностями. Ни одна травинка, ни один цветок и ни один лист не повторяет другой. Мы постараемся передать характер растений, которые будем рисовать. Постараемся сделать так, чтобы , глядя на рисунок, можно было ощутить аромат полевых цветов
Готовы? Начинаем работу. Акварель - сложная техника, но мы постараемся рассказать, как можно попробовать нарисовать ею цветы.
Рисуем набросок простым карандашом. Мы будем рисовать цикорий, который имеет голубой или чуть сиреневый оттенок. Обратите внимание на строение - чашечка цветка находится близко от основного стебля.
В зависимости от того, что и как вы рисуете, выбираем и формат (вертикальный или горизонтальный). Стараемся сделать так, чтобы наше растение не располагалось точно посередине листа – иначе работа будет выглядеть статичной. В нашем случае цветы растут, и находятся на фоне других растений, только то, что на заднем плане, должно быть не в фокусе. Теперь можно переходить к работе красками. Сначала надо намочить бумагу. Напитаем ее водой. Следующий этап – верх акварельного листа тонируем светло-голубой краской, создавая фон неба. Краска должна быть очень жидкой, прозрачной. Можно оставить некоторые участки белыми – это будут облака. Продолжаем рисовать цветы поэтапно. На данном этапе мы позволяем акварели красиво растекаться по влажной бумаге. Важно, чтобы краска не стекала в лужицы, поэтому не мочите бумагу чересчур. Используйте для этой работы акварельную бумагу. Если нет такой возможности, выбирайте просто толстую, плотную бумагу.
Подготовили бумагу? Молодцы! Обратите внимание на то, что мы сразу планируем, что на темном фоне внизу у нас будут светлые цветы. Когда Вы будете рисовать цикорий, помните, что он должен быть светлее фона, также, как его листья и стебельки. В крайнем случае, потом можно будет использовать белую гуашь.
Веточки на фоне неба, наоборот, темнее, чем само небо, и смотрятся почти силуэтом. То есть нижняя часть растения светлая по отношению к фону, а верхняя - темная. И при этом растение должно выглядеть единым целым. Постарайтесь подобрать наиболее подходящий цвет на палитре. Ради эксперимента, попробуйте сегодня обойтись без зелёной краски – получайте зелёный цвет смешиванием разных оттенков жёлтого и синего. Начните со светлого зеленого (лимонный + кобальт, например, или жёлтый + голубой), а для тени используйте индиго. Пусть краски смешиваются на работе, вносите краску аккуратными мазками. Кисть должна быть «полной, жирной и тяжелой», набирайте краску всей кистью, не жалейте ее.
Не забывайте, что цвета, удаляясь от нас, становятся светлее, а приближаясь к нам – более насыщенными. Острый кончик вашей рабочей кисти поможет вам создать рисунок травинок и листочков. В светлых местах используйте светлые краски, в темных темные. Трава на переднем плане еще сырая, а фон уже почти сухой, поэтому листва по краю будет четкой, но в глубине краска должна плавно смешиваться. 
Густой краской индиго по сырому рабочей кистью сделайте тени в траве, дайте краске смешаться с кроной. Постарайтесь придать участкам объём, показав тени и блики. Возьмите кисть, наполненную чистой водой и резко стряхните ее, как бы ударив воздух, чтобы капли воды сильно ударились об уже прокрашенные места (но еще влажные!). Вы заметите, что появятся светлые места на влажной краске. Постарайтесь высушить рисунок, пока капли не растеклись, и на месте светлых пятен от ударившейся воды будут ажурные подтеки похожие и на листву, или на ажурные цветы. Можно для этой цели применить соль, но тогда нужно, чтобы рисунок лежал горизонтально.
Поработайте со стебельками цветов: постарайтесь показать его фактуру, форму наиболее интересных веточек. Используйте различные оттенки жёлтого и синего, в тени добавляя более холодные оттенки. Затем можно прорисовать тонкие ветки другой кистью, подчеркнуть некоторые участки листвы, травы и цветов, выделив их ажурность. При желании для этого можно использовать гелевую ручку, но тогда это нужно делать в самом конце работы, когда краска полностью высохнет.
Теперь нужно поработать над фоном. Границы не должны быть слишком чёткими, тогда у нас в работе появится ощущение воздушности.
Поработайте и над передним планом: тонкой кистью передайте фактуру травы, возможно, вы захотите более чётко передать растения, находящиеся на переднем плане. При необходимости используйте белила.
Посмотрите на свою работу издалека и добавьте всё, что считаете нужным. Помните: это не фотография, у каждого автора получится СВОЁ растение. Наша задача: получить красивый этюд. При этом помните ещё, что этюд хорош тем, что передаёт настроение момента, настроение состояния природы; поэтому он не должен выглядеть абсолютно законченным. Этюд должен писаться быстро и с хорошим настроением.
3. Просмотр и анализ работ.
Обращается особое внимание на сходство с рисуемым объектом, цветовые, тональные и пространственные взаимоотношения. Вместе с тем, поощряется и собственная манера автора, интересное композиционное и колористическое решение этюда.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., Искусство, 1970.
Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. М., 1977.
Каталог статей по изобразительному искусству для преподавателей ДХШ и отделений изобразительного искусства школ искусств (издание 2-е, дополненное). Кострома. 1988. - 34 с.
Комплексная программа КОМПОЗИЦИЯ. РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ, ПЛЕНЭР. Примерная программа для ДХШ и изо. отделений ДШИ, Москва: 2008. – 46 с.
Лельчицкая И.Ф. Изобразительное искусство в творчестве детей. Из опыта работы преподавателя ДХШ. ООО «Издательство «Триада», Тверь: 2004. – 60 с.
Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей ДХШ и худ. отделений школ искусств. Москва: 1985. – 28 с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение, 1974.
Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
Серия «Открытый урок». Выпуск 1. «Какого цвета мир?». (Введение в искусство живописи). Учебно-методическое пособие. Санкт - Петербург: 1992. – 86 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. М., АО «Московские учебники» 1998.
Формирование эстетического отношения к природе у школьников на уроках изобразительного искусства. Методические рекомендации для преподавателей ДХШ и школ искусств (подготовительное отделение ДХШ, 1-2 классы
Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий