«Научно-исследовательская работа «Как мультфильмы влияют на психику ребенка»


Городская научно-практическая конференция
«Планета эрудитов»
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Человек и его здоровье
Автор:
Каменский Сергей Дмитриевич,
4акласс, МБОУ СОШ №70.
Руководитель:
Чужайкина Ирина Николаевна,
2 категория, учитель нач. классов, МБОУ СОШ №70

г. Дзержинск
2014 г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………….3
2.Основная часть
2.1. История мультфильмов………………………………………………4
2.2.Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов .…..…….6
3. Практическая часть …………………………………………………….8
Заключение ……………………………………………………………....11
Список литературы..………………………………………………..........12
Приложение 1..…………………………………………………………....13
Приложение 2..…………………………………………………………....14
Приложение 3...……………………………………………………….......16


1.Введение.
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Все дети смотрят мультфильмы. Эти мультфильмы советского и иностранного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу пользы для нас иностранной мультипликационной продукции. В своей работе я попытался разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Задачи работы:
Изучить, как появился жанр – мультипликация;
Сравнить известные отечественные и зарубежные мультфильмы.
Изучить интересы своих одноклассников в области мультипликации.
Разработать правила просмотра мультфильмов детьми
Гипотеза – не все мультфильмы, что нравятся детям, для них полезны.
Предмет исследования – мультфильмы отечественного и иностранного производства.
Методы исследования – анализ литературы, сравнение, эксперимент, опрос, анкетирование.

2.Основная часть.
2.1.История мультфильмов
Анимация (animation) - от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").
В XV в. появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
30 августа 1877 года, в Париже был запатентован - праксиноскоп Эмиля Рейно. Именно этот день можно считать днем рождения мультипликации.
Шли годы новых поисков, годы новых открытий... Возникла фотографическая промышленность. Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры, кинопленки. Успешное развитие фотографии позволило в дальнейшем заменить в рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной целлулоидной ленты и рождение киноаппарата дали, большие перспективы по "одушевлению" рисунка на экране.
В январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея. Где рождается самый популярный рисованный персонаж в истории анимационного кино - Мышонок Микки Маус. Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав милым и добродушным (Приложение 1).
С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я. Маршака, "Улица поперек" и "Сказка про белого бычка" (реж. В. Сутеев и Л. Атаманов).В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм". Основная задача, которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм" - это обслуживание детского и юношеского зрителя.
Художники мультипликационного фильма стали глубже осваивать традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного искусства. Они обращаются к русским, зарубежным классическим и народным сказкам. Персонажи в картинах жили своей жизнью и имели не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композиторов - все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом смотреть мультфильмы от первого до последнего кадра.
Так российская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей.
В мае 2003 г. в Токио состоялся мультипликационный фестиваль «Лапута». Оргкомитет фестиваля обратился с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 мультфильмов, которые им больше всего нравятся, и на базе полученных ответов обнародовал список из 150 лучших анимационных лент.
В списке фигурирует, целый ряд мультфильмов, созданных в России и в СССР (Приложение 2).
2.2. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов.
А теперь, давайте, более подробно сравним героев и то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства.
Возьмем и рассмотрим на примере несколько отечественных и зарубежных мультфильмов.
«Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) (Приложение, рис. 1). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: "Раз тебе хочется озорничать - озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками".
Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если сделаешь доброе дело. Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце.
Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 2).
Мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят... Есть в этом мультфильме замечательный образ одного "спасателя".
В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 3).
Рассмотрим типичный американский мультик "Гуфи и его друзья". (Приложение, рис.4).
Уже из нескольких наугад просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный бездельник, сильно занятый развлечениями себя любимого. Учитывая выше приведённую завязку сюжета, конфликт разворачивается между героем - Гуфи и предметами. Так как Гуфи - герой, то, естественно, он должен победить.
В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а Гуфи показывается эдаким бравым героем, изобретательным, и выставляющим всех своих "врагов" неумехами, дураками в общем неудачниками.
Возьмем для примера еще мультфильм «Ниндзя-Черепашки». (Приложение, рис. 5). Шредер в "Ниндзя- черепашках", все эти киборги - это современное воплощение зла. Для русского ребенка это не типично, в этом мультфильме постоянно идет противостояние плохому, и герои столько убивают, что порой задумываешься, а правда они такие хорошие?
В американских сюжетах очень часто образ девушки тоже очень жестокий. Высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, бескорыстие, скромность и самое главное - материнство. Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (Приложение, рис.6 ) (когда взрывается птичка от пения трольши). Дети в этом момент всегда смеются. Именно так достигается сдвиг сознания. Таким образом, чужими людьми изменяется психика наших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это - пример смерти. Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать. Во всех мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди.
Однако, в защиту могу сказать, что и среди американских мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. (Приложение, рис. 7). Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана, как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.
3. Практическая часть.
Я решил исследовать, какие мультфильмы предпочитают мои друзья. Для этого я провел анкетирование. В нем приняли участие 10 человек.
Анализ показал, что все (100%) любят смотреть мультфильмы.
3 человека (30%) любят абсолютно все мультфильмы, будь то зарубежные или российские. 6 человек (60%) предпочитают зарубежные мультфильмы, т.к. они красочные. И 1 человек (10%) – российские мультфильмы, т.к. они веселые и добрые.
Данные результата можно представить в виде диаграммы 1.

Затем я провел опрос и узнал какие мультфильмы смотрели мои одноклассники в течении недели. В опросе приняли участие 10 человек.
И вот какие результаты я получил.
Результаты опроса.
День недели Отечественные
мультфильмы Зарубежные мультфильмы Не смотрели
мультфильмы
Понедельник 3 6 1
Вторник 3 5 2
Среда 4 4 2
Четверг 1 8 1
Пятница 3 3 4
Суббота 2 8 0
Воскресенье 5 4 1
Данные таблицы можно представить в виде диаграммы 2.

Выводы: я еще раз убедился, что мои одноклассники отдают предпочтение зарубежным мультфильмам.
А вот теперь попробуйте провести над собой небольшой эксперимент. Посмотрите, например, серию из сериала «Вуди и его друзья», который длиться 10 минут и перескажите её. Что получится? Ну, наверно, 1-2 предложения как кто-то кого-то стукнул, ударил и Вуди произнес свое знаменитое: «Та-та-та-та-та». А теперь посмотрите мультик, например, «ОХ и АХ», который тоже длиться 10-15 минут. Ответьте на вопрос : Чему учит рассказанная история? Малыш как губка впитывает то, что видит по телевизору. Он еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх. За границей на кассетах с мультфильмом “Том и Джерри” часто ставят маркировку: “Для детей старше 6 лет». Еще бы! Малыш воспринимает как должное и естественное, что с кота можно содрать шкуру, а он будет при этом не только жив, но и весел. Или мышку можно ударить по голове, взорвать, отравить, а она останется неуязвимой, продолжая строить козни несчастному Тому.
Следующее, что я сделал – обратился к работам психологов и педиатров по поводу просмотра мультфильмов и постарался разработать правила просмотра мультфильмов детьми.
Основные правила просмотра телевизионных передач детьми.
Наиболее подходящим временем для просмотра является первая половина дня. Педиатры и психологи не рекомендуют показывать мультики перед сном – особенно впечатлительным и легковозбудимым детям. Взрослые должны заранее определить, в каких местах можно сделать паузы, разбив слишком длинные мультфильмы на части. Во время просмотра малыш должен сидеть строго напротив экрана на расстоянии не менее двух метров. Родителям нужно внимательно следить – если у ребенка начали краснеть или слезиться глаза, телевизор необходимо выключить. Перед тем, как показывать детям тот или иной новый мультик, родители должны обязательно предварительно сами просмотреть его.
Заключение
Итак, подведем итог. В одном из городов несколько лет назад психологи изучали влияние различных мультфильмов на детскую психику. Выяснилось, что после «советских мультиков» дети успокаивались, становились более доброжелательными, у них улучшался сон и аппетит. После американских компьютерных мультфильмов у детей усиливались страхи и агрессивность, они начинали капризничать, драться, ломать игрушки. Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране Чебурашку или Винни Пуха, зато агрессивные мультсериалы заполонили все каналы. Конечно, нельзя однозначно делить мультфильмы на плохие и хорошие, но так как у нас совсем разная культура, российским детям лучше смотреть российские мультфильмы.
Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что нравится – для нас полезно. Гипотеза доказана.
Список литературы
1. «Планета мультфильмов», статья «Мой малыш», Москва, 2003
2. «О нашем союзмультфильме», Г.Бородин, 2005
3.Статьи в Интернете.
4.Статьи психологов: 1.Татьяна Генина.
2.Эдуард Успенский.
5.Телепередача «Московская неделя»
Приложение 1


Приложение 2




Приложение 3

Рисунок 1. («Волшебный мешочек»)

Рисунок 2 («Самый маленький гном»)

Рисунок 3 («Самый большой друг»)

Рисунок 4 («Гуфи и его друзья»)

Рисунок 5 («Черепашки ниндзя»)

Рисунок 6 («Шрек»)

Рисунок 7 («Король лев»)

Рисунок 7 («Бемби»)

Приложенные файлы


Добавить комментарий