Межрегиональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи Тема: «Радуга красок. Изготовление красок в домашних условиях» Исследовательская работа Научное направление: химия 2 класс


Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МБОУ «Любинская СОШ №2»
XLVII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: «Радуга красок. Изготовление красок в домашних условиях»
Исследовательская работа
Научное направление: химия 2 класс
Выполнила:
ученица 2 класса
МБОУ «Любинская СОШ №2»
Калинина Яна Андреевна
Руководитель:
МБОУ «Любинская СОШ №2»
Келле Елена Анатольевна
Любино- 2015
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………….. .3
2. Цель ……………………………………………………………………. .3
3. Задачи………………………………………………………………….....3
4. Гипотеза………………………………………………………………….3
5. Методы…………………………………………………………………...3
6. Теоретическая часть………………………………………………….....4
1.2 История возникновения красок…………………………………...4
1.2 Состав красок……………………………………………………...5
1.3 Процесс приготовления красок…………………………………..8
7. Исследовательская часть……………………………………………….9
2.1 Описание экспериментов..…………………………………… …10
2.2 Результаты экспериментов………………………………………13
8. Выводы………………………………………………………………….13
9. Литература……………………………………………………………....14
10. Приложение………………………………………………...…………..15
Введение
Рисование – это не только увлекательное,
но и очень полезное занятие
Все дети любят рисовать. И я не являюсь исключением. Творчество - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения,  испытываю желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.  Это занятие позволяет мне расслабиться и отдохнуть после школьных уроков.   Я так увлекаюсь, что забываю обо всем на свете.
На уроках изобразительного искусства я очень люблю рисовать разными красками:  акварелью, гуашью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают.  
Но давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Мне стало интересно : как появились краски? Какая краска была самой первой и кто  был первым художником?  Можно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?  Я решила найти ответы на эти вопросы.   Определила   тему моего исследования: «Изготовление красок в домашних условиях»
Цель исследования:
Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки «самодельных» красок.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно-популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования;
2. Изучить из каких веществ состоят краски.
3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних
условиях.
4. Сравнить краски сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.
5. Нарисовать рисунок из полученных красок.
Гипотеза:
Я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних
условиях, но они будут отличаться от магазинных.
Методы:
- метод зрительного восприятия информации (работа с познавательной
литературой, с компьютером, наблюдение);
- метод передачи информации с помощью практической деятельности;
-метод эксперимента.
1.Теоретическая часть
1.1.История возникновения красок
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"). С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки
пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков
использовались практически одни и те же.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская

Икона, написанная более 600 лет назад Икона, написанная в наше время
Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам - Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски.
1.2.Состав красок



Мир вокруг нас разноцветен. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево - голубой или зелёный дают малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную массу - краску. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Краска-материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Краски
Пигмент Связующее вещество
• Уголь • Вода
• Глина • Клей
• Земли • Масло
• Малахит • Яйцо
• Лазурит • Мед
• Мел • Воск

Пигмент – это сухой краситель. Мир вокруг нас разноцветен. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из
красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.
Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из
химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее
вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Название
красок Масло Яйцо Вода Клей
Акварель + +
Гуашь + +
Масляная + +
Темпера + Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.



1.3. Процесс приготовления красок.
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо
промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.



2. Исследовательская часть
2.1. Описание экспериментов
Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составила план трех экспериментов.
План эксперимента 1
1. Очистить уголь от посторонних примесей.
2. Измельчить уголь в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать уголь с водой.

План эксперимента 2
1. Очистить глину от посторонних примесей.
2. Измельчить глину в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать глину с маслом
.

План эксперимента 3
1. Очистить мел от посторонних примесей.
2. Измельчить мел в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать мел с клеем.

Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски.
После проведения этих экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, так я провела еще несколько экспериментов. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом и клеем в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.
Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались зеленка, йод, морков свежая, свекла свежая. Я составила план трех экспериментов.
Приготовить:
1. Очистить свеклу, морковь.
2.Натереть на терке, выжать сок в стаканы.
3.Приготовить зеленку, йод.

План эксперимента 1
2. Смешать желток яйца: с зеленкой, с йодом,
соком моркови и свеклы.

Вывод: При смешивании получились цвета: зеленка - светло-зеленый; йод - коричневый; сок моркови - желтый; сок свеклы - темно-красный. Полученными красками было удобно рисовать, она не размазывалась и была вязкая.
План эксперимента 2
Смешать зеленку, йод, сок моркови
и свеклы с подсолнечным маслом.

Вывод: При смешивании получились цвета: зеленка - темно-зеленый; йод - оранжевый; сок моркови – желтый с оттенком оранжевого; сок свеклы - темно-бордовый. Краски растекались и оставляли за собой жирные пятна.

План эксперимента 3
Смешать зеленку, йод,
сок моркови и свеклы с клеем ПВА.

Вывод: При смешивании получились цвета: зеленка – насыщено зеленый; йод - коричневый; сок моркови – ярко оранжевый; сок свеклы - розовый. Краска ложилась плотным слоем, ровно и не растекалась
Номер
эксперимента Сырье Связующее
вещество Цвет Консистенция
1 Перманганат
калия
Вода Светло-
коричневый
Жидкая
2 Перманганат
калия
Клей Светло-
коричневый
Густая
3 Перманганат
калия
Яйцо Светло-
коричневый
Вязкая
4 Перманганат
калия Масло Светло-
коричневый Жидкая
5 Уголь Вода черный Жидкая
6 Уголь Клей черный Густая
7 Уголь Яйцо черный Вязкая
8 Уголь Масло черный Жидкая
9 Глина Вода Коричневый Жидкая
10 Глина Клей Коричневый Густая
11 Глина Яйцо Коричневый Вязкая
12 Глина Масло Коричневый Жидкая

13 Кофе Вода Коричневый жидкая
14 Кофе Клей Коричневый Густая
15 Кофе Яйцо Коричневый Вязкая
16 Кофе Масло Коричневый Жидкая
17 Раствор бриллиантовый зеленый Вода Зеленый жидкая
18 Раствор бриллиантовый зеленый Клей Зеленый Густая
19 Раствор бриллиантовый зеленый Яйцо Зеленый Вязкая
20 Раствор бриллиантовый зеленый Масло Зеленый Жидкая
21 Сок морковный Вода Желтый Жидкая
22 Сок морковный Клей Желтый Густая
23 Сок морковный Яйцо Желтый Вязкая
24 Сок морковный Масло Желтый Жидкая
25 Сок свекольный Вода Розовый Жидкая
26 Сок свекольный Клей Розовый Густая
27 Сок свекольный Яйцо Розовый Вязкая
28 Сок свекольный Масло Розовый Жидкая

2.1. Результаты экспериментов
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по консистенции и качествам:
• Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал.
• Глина с маслом дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала.
• Мел с клеем дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.
Результаты других экспериментов можно увидеть в таблице.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Кроме этого, я нарисовала красками собственного приготовления рисунки.
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину,
кофе, сок морковный и т.д.) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей).
Выводы
1. История красок началась вместе с появлением человека.
2. Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
3. Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел,
малахит, лазурит.
4. В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, клей.
5. Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических
элементов.
6. В ходе экспериментов мне удалось подтвердить гипотезу: получить
краски разных цветов и оттенков в домашних условиях, нарисовать
рисунки.
7. Своими  исследованиями я поделилась со своими одноклассниками.

Список литературы
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.
2. Орлова Н. Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004.
3. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.
4. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета.-М.: Аврора,2009
5. Петров Всеволод. Мир искусства. Художественное объединение ХХ ..
-М.: Аврора,2009
6. И. М. Титова «Вещества и материалы в руках художника», М., 2001 г.
7. Ю.Н. Кукушкин «Химия вокруг нас» Дрофа, 2003 год.

МОИ РАБОТЫ


МОИ РАБОТЫ



Приложенные файлы


Добавить комментарий