Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе по программе Литература: 5—11 классы. (Базовый уровень) под ред. В. Я. Коровиной


11 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа)
1 Введение. 2 Введение. Русская литература конца XIX – начала XX веков. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XX века.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя 2 Развитие реалистической литературы на рубеже веков. Основные темы, проблемы, идеи. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства.
Тезисный план или конспект лекции учителя
Ответить на вопрос «Каким образом общественные движения эпохи повлияли на развитие русской культуры начала 20 столетия?» Знать основные закономерности историко-литературного процесса рубежа веков.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя 3
 Литература начала XX века Писатели-реалисты начала XX века  
  14 А.И. Куприн. Биография писателя. «Гранатовый браслет». Тема любви в произведении. Жизнь и творчество (обзор).
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Гранатовый браслет». Тема любви в произведении. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные факты жизни и творчества А. Куприна, историю создания рассказа «Гранатовый браслет» 
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; давать комментарий к эпизодам рассказа, отражающим споры героев о сущности любви и её роли в жизни человека; самостоятельно находить ответ на вопрос о своеобразии сюжета и фабулы рассказа «Гранатовый браслет»  4 А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Тема любви в произведении. Тема любви в произведении. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать особенности проблематики и поэтики рассказа «Гранатовый браслет» 
Уметь анализировать текст, обращая внимание на реализацию традиций русской психологической прозы в творчестве Куприна и новаторство писателя в изображении «маленького человека» 5 И. А. Бунин. Жизнь и творчество писателя. Традиционные образы и мотивы русской поэзии в лирике Бунина. Чтение стихотворений. Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен выбор других стихотворений).  
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Чтение и осмысление стихотворений «Вечер», «не устану воспевать вас, звезды!..», «последний шмель», «За все тебя, Господь, благодарю!..», «Одиночество», «настанет день – исчезну я…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Сириус», «Ночь». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные факты жизненного и творческого пути И.А. Бунина.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; сравнивать произведения разных авторов. 6 «Антоновские яблоки» как лирическая проза. Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается художественное своеобразие рассказа «Антоновские яблоки», какое развитие в нём получили традиции русской классики.
Уметь осуществлять устное словесное рисование; объяснять роль средств выражения авторской позиции; анализировать текст, обращая внимание на традиции и новаторство Бунина в воссоздании увядающего быта русского дворянства. 7 Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Символика бунинской прозы. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Символика бунинской прозы. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать творческую историю и содержание рассказа «Господин из Сан-Франциско».
Уметь объяснять символику; самостоятельно анализировать и интерпретировать текст рассказа, обращая внимание на символы и средства создания образа главного героя. 8 Рр Анализ рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Лёгкое дыханье» Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Анализ рассказов Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Знать особенности проблематики и поэтики рассказов Бунина о любви.
Уметь анализировать и интерпретировать рассказы Бунина. 9 Рр Анализ
самостоятельно прочитанного рассказа
И. А. Бунина
Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина «Холодная осень», «Темные аллеи», «Солнечный удар» и др. Анализ рассказов Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Знать особенности проблематики и поэтики рассказов Бунина
Уметь анализировать и интерпретировать самостоятельно прочитанные рассказы И. А. Бунина
10 Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. А. Бунина и А.И. Куприна. Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения-рассуждения на заданную тему Сочинение-рассуждение
Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Знать особенности сочинений разных типов речи.
Уметь определить основную мысль сочинения в соответствии с темой; составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения. 11 Жизнь и судьба М. Горького.  Жизнь и творчество (обзор).
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы творческого пути Максима Горького.
Уметь отбирать из разных источников материал для литературной композиции, систематизировать его и презентовать в ходе урока. 12 Романтический идеал М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие романтизма ранних рассказов М. Горького.
Уметь сравнивать героев-антогонистов 13 «Свинцовые мерзости» русской жизни в пьесе М. Горького «На дне».    «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Своеобразие художественного конфликта в драме. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать содержание пьесы «На дне». Историю её создания; причины социального конфликта
Уметь выступать с сообщением на заданную тему; отбирать материал для краткого пересказа; проводить сравнительный анализ образов героев 14 Спор о правде в пьесе М.Горького «На дне» «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать причины философского спора о человеке, отношение самого Горького к вопросу о том, что лучше: истина или сострадание
Уметь выразительно читать монологи героев, сравнивать героев-антогонистов 15 Новаторство Горького-драматурга. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается новаторство Горького-драматурга.
Уметь различные сценические интерпретации пьесы 16 Рр Сочинение-рассуждение по творчеству М. Горького Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения-рассуждения на заданную тему Сочинение-рассуждение Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Знать особенности сочинений-рассуждений.
Уметь определить основную мысль сочинения-рассуждения в соответствии с темой; составить тезисный план сочинения-рассуждения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения-рассуждения. Инд. сообщ. о жизни и тв-ве англ. драматурга
17 Из зарубежной литературы. 1 Парадоксальное преобразование античного мифа в пьесе Б. Шоу «Пигмалион»    «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается идейно-художественное своеобразие пьесы Б. Шоу «Пигмалион», какое парадоксальное преломление нашёл в ней античный миф о Пигмалионе.
Уметь анализировать драматическое произведение 18 Серебряный век русской поэзии 22 Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Символизм. Символизм как новый способ постижения мира. Истоки русского символизма. Манифесты символистов. Идеи двойственности и двуединства мироздания: реальный и истинный миры. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: 
А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Символизм в других видах искусства. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать понятие Серебряный век русской поэзии; истоки русского символизма и основные черты данного направления, его проявления в различных видах искусства
Уметь конспектировать лекционный материал; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением 19 Из зарубежной литературы. 1 Вн/чт Поэзия французского символизма. Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство французских символистов. Углубление понятия о символе как основном средстве поэтического самовыражения, его трактовка французскими символистами: спонтанность появления, непрояснённость и многозначность, «подсказывание» смыслов и пространство для отгадывания. Внушение как важный художественный приём символистской поэзии. Снятие информационно-повествовательной функции поэтического языка. Музыкальность как важный признак стихов французских символистов, средство прямого выражения интуитивно-эмоционального, бессознательного. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.
Поль Верлен
«Так тихо сердце плачет».
«Поэтическое искусство»
Артюр Рембо
«Чувство»,
«Пьяный корабль» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается поэтическое новаторство П. Верлена и А. Рембо; каковы основные эстетические принципы французского символизма и какое влияние они оказали на творчество русских поэтов.
Уметь выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; сравнивать произведения разных авторов; анализировать стихотворения, приводя примеры использования символов 20 Художественный мир В. Брюсова. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ас-саргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», (стихотворения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути В.Я. Брюсова, мотивы и темы его творчества
Уметь выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; анализировать стихотворения, обращая внимание на своеобразие поэтического мастерства Брюсова-символиста 21 Западно - европейские и отечественные истоки акмеизма. Истоки акмеизма. Влияние литературно-теоретического художественного творчества Вяч. Иванова, И. Анненского на формирование нового поэтического мировоззрения. От «Поэтической академии» к «Цеху поэтов». Преодоление крайностей символизма, отказ от заигрывания с потусторонним, «принятие мира во всей совокупности красот и безобразий» (С.Городецкий). Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать истоки русского акмеизма и основные черты данного направления
Уметь составлять тезисный план статьи и конспект лекции учителя 22 Романтический герой лирики Н. Гумилёва. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие художественного мира Н.С. Гумилёва
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; сравнивать произведения разных авторов-акмеистов 23 Поэтические эксперименты русских футуристов. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика (Ф. Маринетти, «Пощёчина общественному вкусу»). Поэт как миссионер «нового искусства». Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж, звуковые и графические эксперименты. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и другие), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга»
 (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Футуризм в живописи и графике. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать историю футуризма, основные черты этого течения, суть поэтических экспериментов русских футуристов.
Уметь конспектировать лекцию учителя 24 «Король поэтов» Игорь Северянин. Слово о поэте. Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать этапы творческой биографии Игоря Северянина, основные мотивы его лирики.
Уметь объяснять символику, анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; сравнивать произведения разных авторов-футуристов 25 Поэтические индивидуальности в лирике конца XIX – начала XX вв. Слово о жизни и творчестве: И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт. А. Белый, М. А. Волошин, Ф. К. Сологуб. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи их жизненного и творческого пути, мотивы и темы их творчества
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; сравнивать произведения разных авторов 26 Рр Сочинение. Самостоятельный анализ одного из стихотворений поэтов Серебряного века. Сочинение. Самостоятельный анализ одного из стихотворений поэтов Серебряного века. Сочинение анализ стихотворений Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать стихотворения поэтов Серебряного века. 27 А. Блок. Жизнь и творчество поэта. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Когда вы стоите на моем пути...», «Скифы». (Возможен выбор других стихотворений.)
   Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути Блока, мотивы и темы его творчества
Уметь конспектировать лекцию учителя 28 Лирика любви А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм..

индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается художественное своеобразие лирики любви А. Блока, какое развитие получили в ней традиции русской классики.
Уметь анализировать поэтику и проблематику стихотворений, выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; сравнивать произведения разных авторов 29 Образ «страшного мира» в лирике А. Блока. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, каким предстаёт в стихотворениях А. Блока «страшный мир», символ пошлости, бездуховности, мещанства
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения. 30 Поэма «Двенадцать»: «благословение революции или сомнение в ней?» Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать содержание поэмы Блока «Двенадцать», особенности её сюжета и композиции
Уметь анализировать поэтику и проблематику поэмы 31 Символическое и конкретно – реалистическое в поэме А. Блока «Двенадцать» Символическое и конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.  Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, как взаимодействуют реальный и символический миры в поэме Блока «Двенадцать»
Уметь самостоятельно комментировать последнюю главу поэмы и отвечать на проблемные вопросы, касающиеся соотношения конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме 32 Образ Родины в лирике А. Блока. Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается уникальность России Блока
Уметь целостно анализировать стихотворения, обращая внимание на традиции и новаторство Блока в осмыслении патриотической темы 33 Рр Подготовка к сочинению по творчеству А. Блока. Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения-рассуждения на заданную тему Подготовка к сочинению Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь самостоятельно анализировать стихотворения Блока и отвечать на проблемные вопросы 34 Жизнь и творчество Н.А. Клюева.   Жизнь и творчество (обзор).
  Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А. Майкова, Л. Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Группа «Краса» (Рерих, Ремизов, Городецкий и др.). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути Н.А. Клюева, мотивы и темы его творчества
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения. 35 С. Есенин. Жизнь и творчество. Мир природы в лирике С. Есенина. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
 (Возможен выбор 3 других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути С. Есенина, мотивы и темы его творчества; как соотносятся в лирике С. Есенина мир природы и мир человеческих
чувств
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения. 36 Эволюция темы Родины в творчестве С. Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева.
Есенинская «теория органического образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какую эволюцию претерпел облик Руси-России в лирике С. Есенина
Уметь сравнивать стихотворения С. Есенина и других авторов, посвящённые теме Родины; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения. 37 Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, почему в творчестве Есенина возникает тема обретений и утрат на дороге жизни, в чём истоки трагического одиночества поэта
Уметь выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; анализировать философские стихотворения, соотнося их с пушкинскими и лермонтовскими раздумьями о кратковременности человеческого бытия. 38 Тема любви в творчестве С. Есенина. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
   Есенин и и мажинизм. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Есенина тема любви.
Уметь анализировать стихотворения, посвящённые любовной тематике, отмечая их идейно-тематическое и жанровое своеобразие 39-40 Рр Сочинение по лирике С. Есенина. Самостоятельный анализ стихотворения. Сочинение по лирике С. Есенина. Самостоятельный анализ стихотворения. Сочинение анализ стихотворения Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь самостоятельно анализировать стихотворения в единстве формы и содержания 41 Литература
20-х годов XX века  7 Что это было: «молодость мира» или «окаянные дни»? Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения
 («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», «конструктивисты», ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
   Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
   Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
   Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
   Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое отражение нашли в исторических источниках, мемуаристике и художественной литературе события Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны в России
Уметь, участвуя в дискуссии, аргументированно доказывать свою точку зрения; отвечая на вопросы, оптимально использовать как исторический, так и литературный материал 42 Вн/чт Жизнь и смерть человека в сборнике рассказов И. Бабеля «Конармия» Литературная и человеческая судьба И. Бабеля (обзор). Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Проблема нравственных ориентиров нового человека в новой эпохе. Причины трагической неслиянности интеллигенции и революции. Автобиографичность образа Лютова. Смешное и возвышенное, жестокое и прекрасное, грубое и поэтичное в цикле рассказов И.Бабеля «Конармия». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём видел Бабель причины жестокости и насилия, царивших в годы гражданской войны в России; почему он считал невозможным достижение «Интернационала добрых людей» и слияния интеллигенции и революции в единый «победоносный коллектив».
Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать и интерпретировать текст рассказов; сопоставлять художественный текст и произведения изобразительного искусства, обращая внимание на способы передачи авторского отношения к предмету изображения 43 Жизнь и творчество В. Маяковского. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Жизнь и творчество (обзор).
    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути В. Маяковского, оценку его личности и вклада в отечественную литературу критиками разных поколений; в чём заключается поэтическое новаторство раннего Маяковского, какое отражение в его лирике получили принципы отечественных и зарубежных футуристов
Уметь выразить собственное отношение к творческому наследию поэта; анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 44 Своеобразие жанра и композиции поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» Своеобразие любовной лирики поэта. Своеобразие жанра и композиции поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать особенности жанра и композиции поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»
Уметь анализировать и интерпретировать текст поэмы, обращая внимание на способы создания образа лирического героя данного произведения 45 Пафос революционного переустройства мира в лирике В. Маяковского. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).   
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, каким предстаёт в произведениях Маяковского образ «страны-подростка», почему он считал необходимым прибегнуть к оружию сатиры для утверждения социалистического идеала
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Маяковского, обращая внимание на сатирические приёмы создания образов-символов; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 46 Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое развитие получила в творчестве Маяковского тема поэта и поэзии
Уметь сравнивать стихотворения, объединённые одной темой, обращая внимание на способы выражения авторской позиции и их роль в контексте произведения 47 Рр Анализ лирического стихотворения. Выполнение заданий С3-С4 ЕГЭ по литературе. План анализа лирического стихотворения. Критерии оценки заданий С3-С4 ЕГЭ по литературе. Анализ лирического стихотворения Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь давать письменный краткий ответ на вопрос, учитывая критерии оценки заданий С3-С4 ЕГЭ по литературе 48 Литература 30-х годов XX века (Обзор) 26 Обзор литературы 30-х годов XX века. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
   Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
   Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов.«Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
   Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского,  В. Луговского и др. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в литературе 30-х годов XX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи
Уметь конспектировать лекцию учителя; определять, какое отражение получили каноны соцреализма в произведениях различных видов искусства 49 «Рукописи не горят»: Мастер и его «закатный роман» Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Мастер и Маргарита»
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы творческого пути М.А. Булгакова, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита», прототипов героев романа.
Уметь конспектировать лекцию учителя; находить нужную информацию в источниках разного типа 50 Образ Москвы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. Эпическая широта и сатирическое начало в «московских» главах. «Квартирный вопрос» и его решение. Собирательный образ литературно-театральной богемы. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её, уметь выступить с сообщением на заданную тему 51 Иешуа и Понтий Пилат. Своеобразие жанра и композиции. Москва и Ершалаим. Библейские мотивы и образы. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Проблема предательства (Иуда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в романе. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, как композиционно соотносятся в художественном целом романа «Мастер и Маргарита» московские и ершалаимские главы; какое воплощение в романе получили библейские мотивы и образы
Уметь сравнивать образы героев-антогонистов, обращая внимание на способы выражения авторской позиции и их роль в контексте произведения; выбирать определённый вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи 52 Проблема творческой свободы на страницах романа «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. Образы Воланда и его свиты. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Булгаков в трактовке современного театра (анализ театральных постановок по произведениям писателя). Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете. Э.-Т.-А. Гофман, Н. В. Гоголь). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие проблематики «Мастера и Маргариты»; какое решение на страницах романа нашёл вопрос о творческой свободе художника; какое развитие получили в творчестве традиции отечественной и европейской литературы.
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; выбирать определённый вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; анализировать эпизоды романа 53 «Настоящая, верная, вечная любовь» в произведении М.А. Булгакова Изображение как высшей духовной ценности. Роман Булгакова и его киноверсии. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое отражение на страницах произведения Булгакова получила «Настоящая, верная, вечная любовь»
Уметь устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями киноискусства 54-55 Рр Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные признаки текста. Использование цепной и параллельной связи в предложениях. Особенности абзацного членения текста. Письменный ответ на вопрос проблемного характера Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь давать ответ на проблемный вопрос, учитывая требования части С5 ЕГЭ по литературе; оценивать письменную работу, руководствуясь предложенными критериями 56 Вн/чт Роман-антиутопия Е.И. Замятина «Мы» Противоположность искусственного мира законам природы – источник веры писателя в его обречённость. Ситуация «испытания любовью» и её решение в романе «Мы». Женские образы в антиутопии Е. Замятина. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, по каким законам живёт Единое Государство, как соотносятся в нём индивидуальное и коллективное начала
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; выбирать определённый вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; анализировать эпизоды романа 57 Из зарубежной литературы. 1 Вн/чт Дж. Оруэлл «Скотский уголок»: сатирическая притча или ещё один вариант антиутопии? Жизнь и творчество. «Скотский уголок». Сатирическая притча Дж. Оруэлла как вариант антиутопии. Зарождение, расцвет и крах тоталитарной системы в гротескном изображении Оруэлла. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается идейно-художественное своеобразие сказки-притчи Дж. Оруэлла, можно ли отнести данное произведение к жанру антиутопии
Уметь анализировать текст сказки, обращая внимание на традиции и новаторство английского писателя в использовании сатирических приёмов 58 Сомнения бедного Макара.  Жизнь и творчество (обзор).Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы  
Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается идейно-художественное своеобразие прозы А. Платонова
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; выбирать определённый вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; анализировать эпизоды романа 59 Лирика любви Анны Ахматовой.    Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор 2-ух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, при помощи каких художественных приёмов воспроизводится психологическое состояние лирической героини любовной лирики Анны Ахматовой.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; отвечать на вопросы проблемного характера; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; сравнивать стихотворения, объединённые одной темой, обращая внимание на способы выражения авторской позиции и их роль в контексте произведения; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями живописи. 60 Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
  индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, каким предстаёт в исповедальной лирике Ахматовой процесс поэтического творчества, в чём заключаются «тайны ремесла» и неповторимость её Музы
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Ахматовой, обращая внимание на то, какое развитие получила в её лирике традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 61 Тема личной и исторической памяти в поэме А. Ахматовой «Реквием». Поэма «Реквием». Неразделенность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать содержание поэмы А. Ахматовой «Реквием», особенности её жанра и композиции
Уметь анализировать поэтику и проблематику поэмы, обращая внимание на способы выражения авторской позиции и их роль в контексте произведения 62 Рр Анализ лирического стихотворения. Выполнение заданий С3-С4 ЕГЭ по литературе. План анализа лирического стихотворения. Критерии оценки заданий С3-С4 ЕГЭ по литературе. Анализ лирического стихотворения Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь давать письменный краткий ответ на вопрос, учитывая критерии оценки заданий С3-С4 ЕГЭ по литературе 63 Жизнь и судьба О.Э. Мандельштама. Жизнь и творчество (обзор).
   Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Айя-София», «Silentium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны...». ( Возможен выбор 3—4 других стихотворений.)
   Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути О.Э. Мандельштама.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; отвечать на вопросы проблемного характера; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 64 Образ эпохи в стихотворениях О.Э. Мандельштама. Образ эпохи в стихотворениях О.Э. Мандельштама. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, каким образом складывались отношения поэта и власти, чем было вызвано решение Мандельштама бросить вызов «кремлёвскому горцу», отчего не сбылись надежды поэта на «отделение церкви-культуры от государства»
Уметь сравнивать тематически близкие стихотворения одного автора, определяя значение художественных деталей, роль символики в лирике Мандельштама; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 65 Жизнь и творчество М. Цветаевой.     Жизнь и творчество (обзор).
    Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 2—3 других стихотворений.)
   Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога — исповеди. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути М. Цветаевой.
Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации; подбирать и систематизировать материал, отражая в устной речи результаты своей творческой деятельности 66 Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём видит Цветаева миссию поэта, кто из собратьев по творческому цеху наиболее близок её внутреннему миру
Уметь анализировать поэтику и проблематику стихотворений Цветаевой, обращая внимание на способы выражения авторской позиции и их роль в контексте произведения; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 67 Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие лика России в творчестве М. Цветаевой
Уметь сравнивать стихотворения М. Цветаевой и других авторов, посвящённые теме Родины; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения. 68 Жизнь и судьба М.А. Шолохова. Жизнь. Творчество. Личность (обзор). «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа..
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации; подбирать и систематизировать материал, отражая в устной речи результаты своей творческой деятельности 69 Изображение быта и нравов донского казачества в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Семейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, с какой целью Шолохов даёт развёрнутую экспозицию жизни и быта казачьей станицы, как это соотносится с его замыслом «Донщины»
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа и аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера 70 Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какова роль любовной коллизии в романе Шолохова, почему так трагически складываются судьбы героинь «Тихого Дона».
Уметь отбирать материал для краткого пересказа и аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера 71 Трагическая хроника Вёшенского восстания. Трагическая хроника Вёшенского восстания. Гражданская война на Дону. Причины Верхне-Донского восстания (март-июнь 1919 г.) ломка старых традиций, не только отрицающая внешние законы жизни, но и поднимающая со дна человека самые страшные животные инстинкты. Разрыв семейных и дружеских связей. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое отражение нашли в исторических источниках и романе-эпопее события Верхне-Донского восстания (март-июнь 1919 г.) и гражданской войны на Дону
Уметь, участвуя в дискуссии, аргументированно доказывать свою точку зрения; отвечая на вопросы, оптимально использовать как исторический, так и литературный материал 72-73 Судьба Григория Мелехова. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается смысл духовных исканий Григория Мелехова, какова мотивация его действий; почему главный герой романа-эпопеи так и не смог осуществить свою мечту – заниматься мирным трудом и жить вне политической смуты
Уметь отбирать материал для краткого пересказа и аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера 74 Рр Анализ фрагмента эпического произведения. Выполнение заданий С1-С2 ЕГЭ по литературе. План анализа эпизода эпического произведения. Критерии оценки заданий С1-С2 ЕГЭ по литературе. Анализ фрагмента эпического произведения Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь давать письменный краткий ответ на вопрос, учитывая критерии оценки заданий С1-С2 ЕГЭ по литературе 75-76 Литература периода  
Великой Отечественной войны.
(Обзор.) 3 Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор). Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского,
А. Суркова,
А. Прокофьева,
К. Симонова,
О. Берггольц,
Дм. Кедрина и др.; песни 
А. Фатьянова; 
поэмы «Зоя» 
М. Алигер, «Февральский дневник» 
О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» 
П. Антокольского, 
«Россия» 
А. Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.  Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого,
М. Шолохова,
К. Паустовского, Б. Горбатова, В.П.Кондратьева, А. Платонова,
В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка 
Е. Шварца «Дракон»,
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в поэзии, прозе и драматургии периода Великой Отечественной войны; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи
Уметь составлять конспект лекции учителя; определяя, какое отражение получили события Великой Отечественной войны в произведениях различных видов искусства 77 Вн/чт Анализ повести В.П. Кондратьева «Сашка». Изображение суровых будней войны в произведениях современных писателей. Исследование писателями истоков мужества русских людей. Тема сохранения человечности вопреки жестокости войны. Проблема цены, заплаченной народом за победу. Столкновение романтических идеалов с жестоким временем и его суровыми законами. Нравственный выбор героев. Русская классическая традиция и её реализация в прозе последних лет. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое развитие в повести В.П. Кондратьева «Сашка» получили традиции русской военной прозы
Уметь в процессе решения познавательных и коммуникативных задач подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной речи результаты собственных наблюдений над текстом
рассказа; излагать собственную позицию, соблюдая культуру дискуссии 78-79 Литература 50—90-х годов. (Обзор) 16 Литература 1950-90 гг.: основные темы, идеи и образы (обзор). Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г.Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
   «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Виктор Петрович Астафьев Жизнь и творчество (обзор).«Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в «Царь-рыбе». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова(«Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
  Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность,  искренность,  внимание к личности;  методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в литературе 1950-90 гг.; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи
Уметь составлять конспект лекции учителя 80 Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского. Жизнь и творчество. Личность и творчество(обзор).
   Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери»,   «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательные  для изучения).
  «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 2-3 других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Тема памяти в лирике
А.Т. Твардовского. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое место в творчестве Твардовского занимает тема памяти, почему поэт стремится понять истоки побед и трагедий советского народа
Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации; подбирать и систематизировать материал, отражая в устной речи результаты своей творческой деятельности; самостоятельно давать целостный анализ лирического стихотворения 81 Поэтические заветы А.Т. Твардовского. Поэтические заветы А.Т. Твардовского. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, что нового привнёс А.Т. Твардовский в осмысление темы поэта и поэзии, в чём он видел предназначение художника слова, следовал ли сам своим «поэтическим заветам»
Уметь выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; анализировать стихотворения, обращая внимание на своеобразие поэтического мастерства А. Твардовского. 82 Стихия жизни и стихия творчества в лирике Б.Л. Пастернака. Жизнь и творчество (обзор).
   Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
  «Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор 2 других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия.    Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути Б.Л. Пастернака, темы и мотивы его лирики
Уметь анализировать стихотворения Пастернака, посвящённые теме творчества; определять, в чём заключается новаторство поэта в разработке данной темы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 83 Судьба Юрия Живаго как отражение времени.    Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские Образы в романе. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать содержание романа «Доктор Живаго», историю его создания и публикации.
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа и индивидуального сообщения; выбирать определённый вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; анализировать эпизоды романа; отвечать на вопросы проблемного характера 84 Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, как связаны «Стихотворения Юрия Живаго» с проблематикой и поэтикой романа
Уметь выборочно пересказывать отдельные эпизоды романа, устанавливая их взаимосвязь с творчеством Юрия Живаго; самостоятельно отвечать на вопросы проблемного характера; анализировать и интерпретировать стихотворения, обращая внимание на особенности их поэтической символики; читать наизусть лирические произведения, соблюдая нормы литературного произношения 85 А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Жизнь. Творчество. Личность (обзор).  Роман "Архипелаг ГУЛАГ" (фрагменты). Замысел «коллективного подвига советской интеллигенции» (Л.К. Чуковская). Воспоминания Л.К. Чуковской, Е.Г. Эткинда о помощи Солженицыну в работе над книгой. «Документализм повествования. Технология ареста, допроса, тюрьмы и лагеря: «всеобщая невиновность порождает и всеобщее бездействие» (А.Солженицын). Образ «власти соловецкой» и приезд М.Горького. Жизнь «туземцев Архипелага». Вина партии коммунистов в терроре и насилии над человеческой личностью. Порочность идеи «перековки человека трудом». Трагические судьбы русской интеллигенции. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи жизненного и творческого пути А.И. Солженицына; историю создания, проблематику и поэтику его «опыта художественного исследования» -«Архипелага ГУЛАГ»
Уметь отбирать материал для литературного монтажа, систематизировать его и презентовать в ходе урока 86 Изображение русского характера в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Уметь отбирать материал для краткого пересказа повести; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера («Можно ли назвать день, описанный в повести счастливым?» и др.) 87 Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор 2—3 других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать факты творческой биографии Шаламова; проблематику и поэтику «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова.
Уметь конспектировать лекцию учителя; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера в процессе сравнительного анализа произведений разных авторов 88 Основные мотивы лирики Н.М. Рубцова.  Жизнь и творчество (обзор).
   Стихотворения «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Звезда полей», «В горнице». (Возможен выбор других стихотворений.)
   Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия лирики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова.
Уметь анализировать стихотворения Н.М. Рубцова, воссоздающие образ «тихой Родины», определять, в чём заключается новаторство поэта в разработке данной темы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения. 89 Вн/чт Рассказы В. Шукшина. Жизнь и творчество (обзор). Изображение жизни крестьянства, глубина и цельность духовного мира человека, связанного с землёй, в рассказах М.Шукшина. Драма шукшинских героев – «чудиков». Тревога писателя о нравственных основах русской жизни, отвергнутым самодовольным советским мещанством. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Шукшин – актёр и режиссёр. Изображение народного характера в кинофильмах В.М. Шукшина. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём состоит новаторство В.М. Шукшина в изображении народного характера и картин народной жизни
Уметь анализировать поэтику и проблематику произведений В.М. Шукшина, обращая внимание на способы выражения авторской позиции, в частности на изображение речежестового поведения персонажей; устанавливать ассоциативные связи между художественными произведениями и фильмами, снятыми по рассказам В.М. Шукшина 90 Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой».    Жизнь и творчество (обзор).
  «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем «Живи и помни» с традициями русской классики. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие проблематики повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».
Уметь в процессе решения познавательных и коммуникативных задач подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной речи результаты собственных наблюдений над текстом рассказа; излагать собственную позицию, соблюдая культуру дискуссии 91 Из зарубежной литературы. 1 Единение человека и природы в повести Э. Хемингуэя «Старик и море».    Слово о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
   Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старик Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать факты жизни и творчества Э. Хемингуэя, содержание повести «Старик и море», способы создания образа главного героя.
Уметь структурировать материал для индивидуального сообщения, выступать с его презентацией в ходе урока; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера в процессе анализа произведения 92 «Герой времени» в пьесе А. Вампилова «Утиная охота». Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключаются причины трагедии Зилова, приводящей его к духовному опустошению; почему А. Вампилов причисляет своего героя к «потерянному поколению»
Уметь сравнивать представителей разных поколений, отмечая сходство и различие их характеров, своеобразие авторского отношения к «героям времени» 93 Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. Жизнь и творчество (обзор).
   Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Как жаль, что тем, чем стало для меня...). (Возможен выбор 3 других стихотворений.)
  Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключаются особенности проблематики и поэтики стихотворений И. Бродского, какое отражение в его творчестве нашли традиции русской классики (творчество Г.Р. Державина, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой, В.В. Маяковского и др.)
Уметь структурировать материал для индивидуального сообщения, выступать с его презентацией в ходе урока; выразительно читать и самостоятельно интерпретировать стихотворения И. Бродского 94 Развитие романтических традиций в поэзии Б. Окуджавы.     Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
   Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается развитие романтических традиций в поэзии Б. Окуджавы, своеобразие бардовской песни, каково её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны
Уметь структурировать материал для индивидуального сообщения о феномене авторской песни; выступать с его презентацией в ходе урока; выразительно читать и самостоятельно интерпретировать стихотворения Б. Окуджавы. 95-96 Литература конца XX – начала
XXI века. 4 Литература конца XX – начала XXI века (обзор).    Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, Б.Екимов, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные тенденции современного литературного процесса, перспективы развития мировой и отечественной литературы
Уметь составлять план лекции учителя 97 Интеллектуальные игры русского постмодернизма. Характеристика постмодернизма. Зарождение направления. «Смерть автора», интертекст, цитирование. Постмодернистская игра. Многоуровневая организация текста. Нелинейная проза. Псевдофактографичность и мистификация. Дискуссия о русском постмодернизме и его месте в современном литературном процессе (Т.Толстая, В.Пелевин, А.Битов, Саша Соколов и др.). Постмодернистские тенденции в драматургии (нина Садур, Л. Петрушевская). Творчество современных поэтов-постмодернистов. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать признаки постмодернизма (осмысление мира как хаоса, мира как текста, осознание разорванности, фрагментарности бытия, интертекстуальность) и особенности нового типа взаимоотношений между читателем и писателем
Уметь давать собственную интерпретацию произведений современной постмодернистской литературы 98 Вн/чт Герой нашего времени в повести Б. Екимова «Пиночет». Образ родного края и проблемы современной деревни в творчестве Б. Екимова. Концепция народного характера, «необычность судьбы обычного человека» в очерках и рассказах писателя («Наш старый дом», «Последний рубеж», «Надейся лишь на себя», «Холюшино подворье», «Тарасов», «Солонич», «Пастушья звезда» и др.) Ситуация нравственного выбора в повести «Пиночет». Углублённый психологизм, драматизм сюжетных ситуаций, мастерство речевой характеристики, лирические финалы как черты творческого почерка Б. Екимова. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, каким предстаёт герой времени в произведениях Б. Екимова, каково авторское отношение к жизненной позиции Корытина-младшего; в чём заключается своеобразие писательского «почерка» Б. Екимова; какое развитие в его произведении получили традиции русской реалистической прозы
Уметь в процессе решения познавательных и коммуникативных задач подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной речи результаты собственных наблюдений над текстом романа; излагать собственную позицию, соблюдая культуру дискуссии 99 Литература народов России. 1 Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга М. Карима. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор).
Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать факты жизни и творчества Мустая Карима, основные мотивы его лирики
Уметь анализировать стихотворения, обращая внимание на своеобразие мастерства башкирского поэта; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 100-102 Итоговые уроки 3 Защита проектов по произведениям русской литературы второй половины XX – начала XXI вв. Защита проектов: «Ситуация «испытания любовью» в произведениях писателей XX века», «Пейзаж (портрет) в русской живописи и в лирике XX столетия», «Проблема «человек и среда» и её отражение в произведениях художественной литературы XX века», «Отцы и дети» в произведениях художественной литературы XX века»; «Герой времени» в киноискусстве и произведениях художественной литературы XX века»; «Образ ребёнка и тема детства в отечественной литературе в XX века» и др. Защита проектов Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов.

Приложенные файлы


Добавить комментарий