Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе по программе Литература: 5—11 классы. (Базовый уровень) под ред. В. Я. Коровиной


Календарно – тематическое планирование курса литературы
№ п/п Тема курса
(раздел программы) Количество часов Тема урока (практическая часть) Содержание урока Виды и средства контроля Планируемые (предметные) результаты освоения обучающимися
раздела (темы) программы Домашнее задание Дата проведения урока
10 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа)
1 Введение. 1 Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Литература XIX века
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя 2 Литература первой половины XIX века 10 Обзор русской литературы первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя. 3 Художественные открытия лирики А. С. Пушкина.
Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные факты жизненного и творческого пути Пушкина; особенности романтической лирики Пушкина.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы, соотнося стихотворения с литературным направлением; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему. 4 Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему. 5 Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина. Стихотворения: «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «...Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,
«Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления; сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 6 «Великое» и «малое» в поэме А С. Пушкина «Медный всадник». Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать идейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека»; каково значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника»; сравнивать пушкинский «Медный всадник» и знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа. 7 Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца.
.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные факты жизненного и творческого пути Лермонтова; адресатов любовной лирики М. Ю. Лермонтова; основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; сравнивать художественные произведения Пушкина и Лермонтова о любви; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на литературную тему. 8
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», «Мой демон», «Нет, я не Байрон, я другой...» Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чём заключается своеобразие его художественного мира, как соотносятся в нём романтические и
реалистические традиции.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 9 Вн/чт Н. В. Гоголь. Повесть «Портрет». Тема творчества в повести. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Повесть «Портрет». Тема творчества в повести
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные факты жизненного и творческого пути Гоголя; содержание повести «Портрет»; позицию Гоголя, что истинный талант – это Божий дар,
растрачивать его понапрасну ради наживы художник просто не имеет права; в чём своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира.
Уметь владеть навыками краткого пересказа; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции 10 Воплощение в повести эстетического и нравственного идеала автора. Повесть «Портрет». Воплощение в повести эстетического и нравственного идеала автора. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, как воплощается в повести эстетический и нравственный идеал автора; осмыслить одну из центральных для Гоголя тем: содержание и назначение искусства
Уметь сравнивать произведения русской и зарубежной литературы («Портрет Дориана Грея" (О. Уальд) и "Шагреневую кожу" (О. Де Бальзак); А. С. Пушкин “Пиковая дама” и “Моцарт и Сальери”); размышлять над проблемными вопросами (Что важнее: истинное искусство или лёгкая нажива?) 11 Рр. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX в. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX в. Подготовка к сочинению Уметь определить основную мысль сочинения в соответствии с темой; составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения по произведениям русской литературы первой половины XIX в. 12 Литература второй половины XIX века 82 Обзор русской литературы второй половины XIX века. Герой времени в литературе 1850-60 гг. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1850-60 гг. XIX века; особенности русской литературной критики данного периода; связь процесса демократизации художественной литературы и культуры в целом с событиями эпохи.
Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу 13 Выбор пути. Обзор литературы 1870-1890 гг. XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Обзор литературы 1870-1890 гг. XIX века. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 1870-1890 гг. XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными движениями эпохи.
Уметь составлять синхронную таблицу 14 А. Н. Островский – первооткрыватель пласта русской жизни. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные этапы творческого пути А. Н. Островского, роль драматурга в создании русского национального театра.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на литературную тему; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями других видов искусства (театр, кино) 15 Город Калинов и его обитатели. Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме.
Уметь владеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать и интерпретировать текст пьесы, выявляя способы выражения авторской позиции 16 Катерина как трагический характер. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно -поэтическое и религиозное в образе Катерины. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народно - поэтическое и религиозное, что позволяет рассматривать образ Катерины как трагический характер; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы».
Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера. 17 «Гроза» в оценке русской критики.
(Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы») А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать содержание критических статей Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»
Уметь составлять план и конспект критических статей; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера. 18 Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы развития внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их.
Уметь читать по ролям эпизоды пьесы; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на литературную тему. 19 Драматургическое мастерство Островского. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Драматургическое мастерство Островского. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать особенности символики пьесы, жанровое своеобразие; в чём заключается мастерство речевой характеристики в пьесах Островского.
Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему. 20-21 Рр. Классное сочинение-рассуждение по драме А. Н. Островского “Гроза”. Классное сочинение-рассуждение по драме
А. Н. Островского “Гроза”. Сочинение-рассуждение Знать особенности сочинений-рассуждений.
Уметь определить основную мысль сочинения-рассуждения в соответствии с темой; составить тезисный план сочинения-рассуждения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения-рассуждения. 22 Мир природы в поэзии Ф.И. Тютчева. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор).
Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией).
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы творческой биографии Ф.И. Тютчева, мотивы его лирики; особенности изображения поэтом мира природы
Уметь анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 23 Два лика России в лирике Тютчева. Два лика России в лирике Тютчева.
Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие лика России в лирике Тютчева
Уметь сравнивать стихотворения Тютчева и Лермонтова, посвящённые теме Родины, отмечая их сходства и различия; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 24 «Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Тютчева тема любви, почему она предстаёт как «Роковой поединок» любящих сердец
Уметь сравнивать стихотворения Тютчева, Пушкина и Лермонтова, посвящённые теме любви, отмечая их идейно – тематическое и жанровое сходство и различие; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 25 Поэзия и судьба А.А. Фета. А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы творческой биографии А.А. Фета, мотивы его лирики; почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «служение чистой красоте».
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…». Сравнивать оригинальный текст с пародией Д. Минаева; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 26 Природа, любовь и красота в лирике А.А. Фета Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Чтение и анализ стихотворений «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии; в чём заключается художественное своеобразие лирики А.А. Фета
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения А. Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка;
выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 27 «Музыкальность» стихов А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие художественных приёмов, присущих лирике и музыке
Уметь осуществлять интеграцию литературы и музыки в ходе анализа стихотворений-романсов, используя терминологию, общую для этих видов искусства (мелодика, ритм, метрический репертуар, повторы, анафора и эпифора, звукопись, своеобразие композиции и др.) 28-29 Рр. Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Самостоятельный анализ одного из стихотворений. Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Самостоятельный анализ одного из стихотворений. Сочинение- анализ стихотворения Уметь самостоятельно анализировать лирические стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. 30 И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные этапы творческой биографии И. А. Гончарова
Уметь использовать для решения задач различные источники информации; подбирать и систематизировать материал, отражая в устной речи результаты своей творческой деятельности 31 Один день из жизни Обломова. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать содержание первой части романа и «Сна Обломова»; особенности проблематики романа И.А. Гончарова
Уметь отбирать материал для краткого пересказа, выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями других видов искусства (театр, кино) 32 Обломов и Штольц. Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.
Два типа любви в романе индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; способы выражения авторской позиции, позволяющие судить об отношении Гончарова к Обломову и Штольцу; оценку главного героя романа русской критикой; понимать, почему Обломов стал одним из типических героев русской литературы; как сочетается в данном образе общее и индивидуальное. Знать, какое отражение получили в романе И.А. Гончарова «Обломов» «рациональный» и «сердечный» типы любви.
Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа; составлять конспект лекции учителя; устанавливать ассоциативные связи романа с произведениями изобразительного искусства. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа; устанавливать ассоциативные связи романа с арией Беллини, усматривая в данном музыкальном произведении аналог чувств Обломова 33 Художественное своеобразие стиля романа И.А. Гончарова «Обломов». Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать особенности стиля романа И.А. Гончарова «Обломов»; какое место занимает Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет)
Уметь объяснять роль художественных деталей и стилевых особенностей в контексте всего романа 34-35 Рр. Сочинение – сравнительная характеристика по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Сочинение – сравнительная характеристика по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Сочинение-сравнительная характеристика Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с темой; отбирать материал для сравнительного анализа, составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения; использовать в сочинении необходимые для раскрытия его основной мысли тропы и фигуры речи 36 Урок-заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. Жизнь и творчество (Обзор.)
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её, выстраивать зрительный ряд и выступать с сообщением на заданную тему 37 Русские дворяне Кирсановы. «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать историю создания романа «Отцы и дети», прототипов главных героев произведения; в чём заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; осуществлять устное словесное рисование; ориентируясь на художественные детали текста, создавать эскизы гербов литературных героев; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. 38 Сила и слабость нигилизма Евгения Базарова. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается сила и слабость нигилизма Евгения Базарова; как герои романа проходят испытание любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбе
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. 39 Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова. Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать причины и сущность конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, способы выражения авторской позиции и уметь объяснять их роль в произведении Тургенева
Уметь сравнивать героев – антагонистов; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. 40 «Накипь нигилизма» и её изображение в романе. «Накипь нигилизма» и её изображение в романе. Базаров и Аркадий у Кукшиной индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, как развиваются отношения Базарова с его мнимыми последователями, почему в итоге главный герой обречён на трагическое одиночество
Уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказа; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера 41 Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети». Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смертью, в чём заключается смысл финальной сцены; причины полемики, возникшей вокруг романа, мнения критиков и автора о фигуре главного героя
Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; сравнивать различные точки зрения на образ главного героя. 42 Художественное мастерство Тургенева-романиста. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие проблематики и поэтики романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Уметь в процессе решения познавательных и коммуникативных задач подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной речи результаты своей исследовательской деятельности; излагать собственную позицию, соблюдая культуру дискуссии 43 Рр. Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Письменный ответ на вопрос проблемного характера Уметь давать ответ на проблемный вопрос, учитывая требования части С5 ЕГЭ по литературе; оценивать письменную работу, руководствуясь предложенными критериями 44 Художественный мир А. К. Толстого. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом
взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба-
тюшка...» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи биографии А. К. Толстого, темы, мотивы и образы его лирики; в чём заключается художественное своеобразие любовной лирики поэта.
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения А. К. Толстого, обращая внимание на особенности их поэтической символики; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 45 Вн/чт «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…» (Особенности сатиры А. К. Толстого) Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Особенности сатиры
А. К. Толстого. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать идейно-художественные особенности сатирических произведений А. К. Толстого
Уметь составлять исторический комментарий к тексту поэмы; анализировать и интерпретировать сатирическую поэму А. К. Толстого как пародию на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина 46 Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи биографии Н.С. Лескова; в чём заключается своеобразие характеров лесковских героев
Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа по заданной теме, анализировать и интерпретировать текст повести, связывая этапы развития сюжета с духовной эволюцией Ивана Флягина 47 Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое воплощение в произведениях Лескова нашёл образ праведника; какое отражение в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» нашли былинные и житийные традиции; в чём заключаются особенности языка произведений Лескова; почему автор прибегает к форме сказа
Уметь анализировать и интерпретировать текст повести, рассматривая образы Левши и Ивана Флягина как воплощение русского национального характера 48 Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается идейная направленность «Истории одного города», понимать актуальность для современного читателя данного произведения, повествующего о механизме деспотической власти
Уметь составлять исторический комментарий к тексту романа; анализировать и интерпретировать текст; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями других видов искусства 49 Особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какие сатирические приёмы использовал Салтыков-Щедрин в процессе создания образов градоначальников и народа; почему «История одного города» может быть названа сатирическим гротесковым романом
Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст с учётом своеобразия его сатирической природы 50 Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные вехи биографии Н.А. Некрасова.
Уметь отбирать материал по заданной теме, систематизировать его и представить в ходе урока 51 Художественное своеобразие любовной лирики Н.А. Некрасова. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Художественное своеобразие Стихотворения: «Мы с тобой бестолковые люди..», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...»
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается художественное своеобразие любовной лирики Н.А. Некрасова
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Н.А. Некрасова, обращая внимание на особенности их поэтической символики; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 52 «Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова. «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое воплощение в произведениях Н.А. Некрасова нашёл собирательный образ русского народа, какие художественные приёмы использовал поэт, воссоздавая картины народной жизни
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Н.А. Некрасова, обращая внимание на реализацию в них приёма антитезы; выразительно читать художественные тексты, соблюдая нормы литературного произношения 53 Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе» Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, почему был неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «искусства для искусства» о роли поэта и назначении поэзии; какой предстаёт в стихах поэта его Муза, почему Некрасов называл её «сестрой народа»
Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения Н.А. Некрасова, обращая внимание на своеобразие их жанра и композиции; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения 54 Проблематика и жанр поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика и жанр поэмы Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать историю создания поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; понимать, в чём заключается своеобразие её жанра (поэма-эпопея), проблематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в Прологе поэмы
Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 55 Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какие сатирические краски использовал поэт, создавая образы помещиков и их верных слуг
Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 56 Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо»
Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование; анализировать и комментировать текст поэмы 57 Рр. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству
Н. А. Некрасова. Подготовка к сочинению Уметь определить основную мысль сочинения в соответствии с темой; составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения 58 Из литературы народов России. 1 «Осетинская лира» К. Хетагурова. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные мотивы творчества осетинского поэта К. Хетагурова (гражданская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика)
Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать стихотворения Хетагурова, обращая внимание на близость его творчества поэзии Некрасова; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения 59 Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы творческого пути Ф. М. Достоевского; историю создания его романа «Преступление и наказание»
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; формулировать вопросы и писать сочинения 60-61 В Петербурге Достоевского. «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какие художественные средства использует Достоевский, создавая образ Петербурга
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа на заданную тему; самостоятельно анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на традиции и новаторство писателя в создании образа города на Неве; сопоставлять художественный текст и иллюстрации к произведению, обращая внимание на способы передачи авторского отношения к предмету изображения 62 «Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание» «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя, духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое влияние на формирование теории Раскольникова оказали его наблюдения над жизнью «униженных и оскорблённых»
Уметь отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему; самостоятельно анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на приёмы создания образов «униженных и оскорблённых» в романе 63 Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, каковы истоки возникновения и основное содержание теории Раскольникова; какую роль в романе играет система авторских опровержений теории «двух разрядов»
Уметь отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему; самостоятельно анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на способы передачи авторского отношения к предмету изображения 64 «Демоны» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». «Демоны» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие их теоретических посылок 65 «Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. «Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое место в «Преступлении и наказании» Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; для сравнительного анализа героев, обращая внимание на сходство и различие их судеб и мировоззрений; анализировать конкретный эпизод, определяя его роль в контексте всего романа 66 «Три встречи – три поединка» Родиона Раскольникова и Порфирия Петровича. «Три встречи – три поединка» Родиона Раскольникова и Порфирия Петровича. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какова роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; сравнивать героев романа Достоевского, отмечая их сходства и различия 67 Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев «Преступления и наказания» помогают понять состояние души Родиона Раскольникова
Уметь выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи 68 Художественное мастерство Ф.М. Достоевского Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие творческой манеры писателя, какое отражение в тексте нашли различные «точки зрения», чем обусловлен полифонизм романа
Уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания, уделяя внимание особенностям жанра и композиции романа, символике заглавия 69 Рр. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Подготовка к сочинению Уметь определить основную мысль сочинения в соответствии с темой; составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения 70-71 Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
  индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя 72 История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать историю создания романа-эпопеи «Война и мир»; эволюцию замысла произведения
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя 73 Наташа Ростова на пути к счастью. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, как в женских образах романа реализовались философские, нравственные и эстетические искания Л. Н. Толстого; при помощи каких художественных средств (портрет, описание поступков, внутренние монологи и речевая характеристика в целом и др.) автор демонстрирует своё отношение к Наташе Ростовой, княжне Марье. Элен и Соне.
Уметь отбирать материал в соответствии с видом (краткий, выборочный) и целями пересказа; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с изобразительным искусством; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений, манеры поведения 74 «Дорога чести» князя Андрея Болконского. Духовные искания Андрея Болконского. Рационализм Андрея Болконского индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается смысл духовных исканий Андрея Болконского; каковы способы выражения авторской позиции, позволяющие читателю судить об отношении автора «Войны и мира» к князю Андрею; понимать, что, по мнению Толстого, индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности, только в единении с другими, с «жизнью общей» он может развивать и совершенствовать себя
Уметь отбирать материал в соответствии с видом (краткий, выборочный) и целями пересказа; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с изобразительным искусством; анализировать мотивы действий литературного героя, давать оценку его поступкам, учитывая толстовский приём «диалектики души»; анализировать и интерпретировать текст Толстого, обращая внимание на способы выражения авторской позиции 75 «Взлёты и падения» Пьера Безухова. Духовные искания Пьера Безухова. Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается смысл поиска Пьером Безуховым нравственной правды; какое влияние оказало на мировосприятие Пьера его общение с Платоном Каратаевым, как изменилось отношение героя романа к «каратаевщине» на протяжении романного времени; понимать, что , по мнению Толстого, лучшие представители дворянского общества должны пройти через искание смысла жизни, дать оценку своим поступкам и окружающему миру с позиции законов совести, чтобы прийти к нравственному идеалу «простоты, добра и правды»
Уметь отбирать материал в соответствии с видом (краткий, выборочный) и целями пересказа; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений, манеры поведения 76 Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, каковы были политические причины, побудившие Россию поддержать союзников и выступить против войск Наполеона; что, по мнению Толстого, является главной причиной военных побед и поражений, какую оценку писатель даёт действиям и устремлений «военных трутней» и истинных героев Отечества; что Шенграбен стал победой русских потому, что нравственная идея защиты своих собратьев воодушевляла воинов и воля полководцев не препятствовала героическому порыву; Аустерлиц же превратился в катастрофу, ибо не может быть подвига вне истины, нет героизма без всеобщей веры в справедливость того дела, которое защищают, невозможна самоотверженность без свободы и самостоятельности действий
Уметь выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений, манеры поведения, и событий, подчёркивая, какую роль в романе-эпопее «Война и мир» писатель отводит приёму антитезы 77-78 «Гроза двенадцатого года». Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какое отражение нашли в исторических источниках, мемуарных произведениях и художественной литературе события Отечественной войны 1812 года; понимать специфику документальной и художественной литературы, отмечая в ней сочетание вымысла и исторического факта
Уметь, участвуя в дискуссии, аргументированно доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов; отвечая на вопросы, рационально и оптимально использовать как исторический, так и литературный материал 79 Рр Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова». Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова». Анализ эпизода эпического произведения Знать, какова роль эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова» в общей концепции романа Л.Н. Толстого; понимать, что гибель Пети не только результат героического порыва юного патриота, но и наглядное свидетельство той цены, которую русскому народу пришлось заплатить за победу в Отечественной войне 1812 года
Уметь анализировать эпизод в единстве формы и содержания, устанавливая его связь с общей композицией и идеей произведения; проводить сравнительный анализ эпизода романа и отрывка из воспоминаний с учётом жанровой специфики каждого из произведений 80-81 Рр Сочинение. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир». Сочинение. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир». сочинение Самостоятельный анализ эпизода Уметь анализировать эпизод в единстве формы и содержания, устанавливая его связь с общей композицией и идеей произведения; составлять план анализа и следовать логике данного плана при написании работы 82 Художественное мастерство Л.Н. Толстого. Своеобразие жанра и композиции романа-эпопеи «Война и мир». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие жанра и композиции романа-эпопеи «Война и мир»; какова роль автора в произведении, какое отражение в тексте нашли философско-публицистические и исторические рассуждения Толстого; какое влияние оказали произведения Толстого на развитие русской и мировой литературы; понимать, что слово «мир» в названии романа символизирует и отсутствие войны и вражды, и весь свет (мироздание), и человечество, и национальный мир, и крестьянскую общину, и единение людей всех сословий («Миром Господу помолимся»), и внутреннее состояние отдельного человека
Уметь, участвуя в дискуссии, аргументированно доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов 83 Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. П. Чехова; в чём заключается жанровое своеобразие его произведений; какую эволюцию претерпевает образ «маленького человека» в произведениях А. П. Чехова
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя 84 Проблематика рассказа «Человек в футляре».
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается проблематика рассказов А. П. Чехова; как сочетается в его рассказах социальная сатира и вечные, общефилософские темы; понимать, что центральное место в творчестве Чехова занимает проблема свободы и достоинства личности, способность человека противостоять грубой власти обстоятельств жизни
Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство писателя в создании образа человека, «проглядевшего жизнь» 85 Тема любви в рассказе «Дама с собачкой».
Тема любви в рассказе «Дама с собачкой».
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается художественное своеобразие темы любви в рассказе «Дама с собачкой»; какова роль художественной детали
Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на способы выражения в них авторской позиции, на своеобразие стиля 86 «Вечные истины» и их отражение в рассказе «Студент» «Вечные истины» и их отражение в рассказе «Студент» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, какие художественные средства помогают писателю на малом пространстве рассказа «Студент» создать ёмкую картину мира; в чём заключается своеобразие композиции и языка произведения Чехова
Уметь выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; самостоятельно анализировать и интерпретировать проблематику и поэтику рассказа, обращая внимание на способы выражения в них авторской позиции, на своеобразие стиля 87 Рр Сочинение - отзыв о рассказе А. П. Чехова. Сочинение - отзыв о рассказе А. П. Чехова. Сочинение - отзыв Уметь определить основную мысль сочинения-отзыва; составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор цитат; сформулировать вывод, соответствующий теме и содержанию сочинения-отзыва 88 Пьеса «Вишневый сад». Основные образы и мотивы комедии. «Вишневый сад». Основные образы и мотивы комедии.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать историю создания пьесы «Вишневый сад» и его первой постановки; какие рекомендации давал Чехов актёрам и режиссёрам Художественного театра, первым постановщикам пьесы, в чём заключается своеобразие предложенной им трактовки роли; понимать, в чём причина трагедии бывших хозяев сада, почему они не способны найти своё место в изменившейся действительности; основные образы и мотивы комедии.
Уметь отбирать материал в соответствии с видом (краткий, выборочный) и целями пересказа; читать по ролям, передавая при помощи интонации настроение и состояние души каждого из персонажей пьесы; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера 89 Судьбы и характеры героев «Вишневого сада». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Своеобразие конфликта в пьесе. Жанровое своеобразие пьесы.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад» (видимая противоположность при скрытом сходстве), как сочетаются в ней внешнее и внутреннее действие; судьбы и характеры героев «Вишневого сада»; какие художественные приёмы использует Чехов, создавая образы Нади Шуминой и Ани Раневской, в чём сходство и различие этих персонажей; понимать истоки противоречивости образа Лопахина, причины его неудовлетворённости «дурацкой», нескладной жизнью; почему покупка вишневого сада обернулась для Ермолая Лопахина окончательным разрывом с тем миром, к которому он так и не смог приблизиться
Уметь проводить сравнительный анализ, отмечая различия и сходства героев; отбирать материал в соответствии с видом (краткий, выборочный) и целями пересказа; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера 90 В чём заключается новаторство Чехова-драматурга? Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, почему автор определил жанр «Вишнёвого сада» как лирическую комедию; в чём заключается новаторство Чехова-драматурга; понимать, что в произведениях Чехова, в отличие от предшествующей драматургии, не злая воля другого и не сам человек являются виновниками неудач, «источником печального уродства и горькой неудовлетворённости является само сложение жизни»; что творчество Чехова представляет собой итог русской литературы 19 века и программу развития искусства в 20 столетии.
Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера о новаторстве Чехова-драматурга; сравнивать различные интерпретации чеховских пьес в современных театрах 91-92 Читательская конференция по произведениям А. П. Чехова. Читательская конференция по произведениям А. П. Чехова. «Дом с мезонином»,
«Случай из практики», «Черный монах» индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать, в чём заключается проблематика самостоятельно прочитанных рассказов А. П. Чехова; как сочетается в его рассказах социальная сатира и вечные, общефилософские темы
Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на способы выражения в них авторской позиции, на своеобразие стиля; участвуя в дискуссии, аргументированно доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов; отвечая на вопросы, рационально и оптимально использовать как исторический, так и литературный материал 93-94 Рр. Письменный ответ на вопрос проблемного характера по творчеству А. П. Чехова. Письменный ответ на вопрос проблемного характера по творчеству А. П. Чехова. Письменный ответ на вопрос проблемного характера Уметь давать ответ на проблемный вопрос, учитывая требования части С5 ЕГЭ по литературе; оценивать письменную работу, руководствуясь предложенными критериями 95 Из зарубежной литературы 4 Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. Тезисный план или конспект лекции учителя Знать основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя 96 Психологическая новелла Г. де Мопассана «Ожерелье» Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные факты жизни и творчества писателя; в чём заключается своеобразие сюжета и композиции новеллы «Ожерелье»
Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать новеллу «Ожерелье», обращая внимание на то, какую роль Г. де Мопассан отводит психологическому анализу внутреннего мира героев 97 Г. Ибсен «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные факты жизни и творчества писателя; в чём заключается своеобразие сюжета и композиции; как решается в произведении проблема социального неравенства и права женщины
Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать драму Г. Ибсена «Кукольный дом», обращая внимание на то, какую роль Г. Ибсен отводит психологическому анализу внутреннего мира героев 98 А. Рембо «Пьяный корабль». Своеобразие поэтического языка. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
индивидуальный и фронтальный опрос Работа с текстами
Практикум Знать основные факты жизни и творчества писателя; в чём заключается своеобразие поэтического языка А. Рембо
Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать стихотворение А. Рембо «Пьяный корабль», обращая внимание на особенности поэтического языка;
выразительно читать художественный текст, соблюдая нормы литературного произношения 99-100 Итоговые уроки 4 Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века Защита проектов Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов. 101-102 Итоговые занятия по курсу «Русская литература XIX века» Итоговые занятия по курсу «Русская литература XIX века» Защита проектов Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов.

Приложенные файлы


Добавить комментарий