Народный эпос в праздничной деятельности дошкольника как фактор нравственно-эстетического воспитания


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 4 «Ивушка»

ТЕМА: «Народный эпос в праздничной деятельности дошкольника как фактор нравственно-эстетического воспитания».

Подготовила
музыкальный руководитель
высшей категории.
Удалова Е. Т.
2015г.
Введение
Нравственно-эстетическое воспитание детей является важнейшим направлением в системе дошкольного образования. Основой воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка. Когда человек обладает этими качествами, ему легко ориентироваться в окружающей жизни. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования, предъявляемые обществом во внутренние стимулы развития личности ребенка, воспитать в нем такие качества как честность, чуткость, долг, совесть, смелость и т.д.
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и является актуальной, так как «размыты» нравственные ориентиры. Современные дети, порой, часто бывают жестоки, агрессивны. Материальные ценности находятся в приоритете, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодое поколение не считает важным для себя вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности и т.д. А любовь к Родине, к родным людям, к родным местам зарождается, именно, с рождения.
От того, что видит и слышит ребенок в раннем детстве, юности, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру, поэтому важно, чтобы многие современные воспитательно - образовательные задачи были направлены не только на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом предусматривалось еще и формирование у ребенка чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины.Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Чтобы развивать правильное отношение у подрастающего поколения к прошлому, надо стремиться к слиянию этого прошлого с настоящим, возрождать все то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. В настоящее время в нашей стране с каждым годом повышается интерес к национальным особенностям страны, нации, к истокам культурного наследия. Современный человек должен сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. При знакомстве детей с обычаями, традициями народной культуры необходимо не забывать, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании.
Мир народной культуры яркий и выразительный. Через различные виды фольклора такие, как сказки, игры, песни, загадки, хороводы и т.д. он открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, справедливость, милосердие любовь к родной земле, к предкам, тем он и интересен для ребенка. В этом и заключается его воспитательное значение, являясь богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
1. Основные понятия нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования советских ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. И этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.(№17,с.1)
Проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую значимость. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания ребенка связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными качествами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Нравственные нормы воспитания выступают в органической взаимосвязи с эстетическими и не мыслимы вне их.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном и обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.
И одним из главных показателей становления личности является эстетическое развитие ребенка, которое включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности. Поэтому, важное значение в нравственно-эстетическом воспитании детей имеет русская народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования нравственных качеств личности.
Эстетическое воспитание заключается еще и в том, что оно оказывает влияние на весь облик человека: расширяет представления о жизни, помогает выявить его способности, развивает его творческую активность и эстетические вкусы. На всех этапах развития дошкольной педагогики проблеме нравственно - эстетического воспитания детей отводилось должное место.
Например, в работах А. В. Луначарского и Н.К. Крупской нашли отражение вопросы развития теории и практики нравственного и эстетического воспитания в детском саду. Высказывания Л. Выготского проливают некоторый свет на сущность таких процессов, как усвоение знаний и навыков, творчество. А. В. Запорожец считал, что в основе процесса формирования личности ребенка лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Н.А. Ветлугина со своими сотрудниками в своих исследованиях определили задачи, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей, модель этого процесса.
Совместные исследования психологов и педагогов показали, что в последние годы значительно повысились уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно-волевые качества детей. Это проявляется уже в раннем возрасте. Поэтому возрастают роль и значение детского сада в формировании нравственного облика ребенка.
В начальный период формирования личностных качеств, черт характера ребенка восприятие произведения искусства играет решающую роль, так как закладывает основы и эстетического отношения к окружающему миру и моральных норм поведения - это является главным направлением нравственно-эстетического воспитания. Велико культурное наследие России. Люди вкладывали в свои творения труд, душу, мечты, радости, надежды. Терялось многое, но то, что сохранилось, что дошло до нас - открывает нам лик народа-творца. Одним из средств духовно-нравственно воспитания дошкольников является устное народное творчество, в котором приоритетны, с точки зрения нравственно-эстетического воспитания, являются ценности добра, справедливости, любви, красоты, благородства и т.д. Именно эти ценности и отражены в таком виде народного творчества, как былины.
2. Былина, как средство нравственного-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В различных уголках Земли в древности люди сочиняли торжественные песнопения, рассказывающие о великих деяниях необыкновенных людей. Жители древней Руси называли эти песни былинами.
Былина - это русская народная эпическая песня, речь в ней идет о великих героях-богатырях, а слово эпическая происходит от греческого слова (epos) и означает « повествование», «рассказ».
Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв.
В словаре С.И. Ожегова о значении слова «былина» сказано кратко: «Русская народная эпическая песня о богатырях».
В Большой Советской энциклопедии (3-е издание, 1971) несколько шире даётся толкование слова «былины», - «эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 вв.».
Огромно идейное значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость ее богатством, могуществом и красотой. Былины способствовали формированию и развитию национального самосознания русского народа. Идеи единства, независимости и защиты русских земель выражены в былинах с исключительной силой. Образы богатырей в течение столетий были примером высокого патриотизма и идеальных моральных качеств. Былины обладают высокими художественными достоинствами: богатым жизненным содержанием, идейной содержательностью, эстетической яркостью, мастерством в создании картин богатырских подвигов и образов людей далекой от нас эпохи. Стройность композиции, экономность и выразительность в художественных средствах, точность определений делают былины образцами совершенства. Былины сыграли видную роль в развитии русского искусства — литературы, музыки, живописи.
Необходимость защиты Русской земли — основная идея былин
Многие века людей знакомили с песнями и сказаниями о богатырях и героях, прославивших нашу Родину своими ратными подвигами. Былины (или, как их еще называли, «старины») появились в IX—XIII веках. На протяжении многих веков и поколений былины не записывались, а  передавались из поколения в поколение, из « уст в уста» певцами-сказителями. Рифмы в былине нет, она затрудняла бы естественное течение речи, но все же певцы не отказывались совсем от созвучий. Они исполнялись речитативом, поэтому стихотворный ритм обусловлен напевом. Сказители не заучивали былину наизусть, а запоминали ее содержание и во время пения дополняли ее постоянными сравнениями, эпитетами, пользуясь оборотами былинной поэтики. Все это доставляет нам художественное наслаждение. Это дало возможность ученым говорить о большой роли самой личности сказителя и ее отражении в былине.
Их любили слушать и старые, и молодые. В селах древней Руси, превратившейся со временем в Российское государство, крестьяне, занимаясь рутинной работой (например, шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах. В семьях роль сказочников-сказителей, как правило, выполняло старшее поколение — бабушки и дедушки. Занимаясь рутинной работой (например, шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах.  Основными их слушателями были малые дети , которые еще не доросли до того, чтобы помогать родителям в их трудах. Дети учили эти напевы от родителей, затем передавали своим детям. Через сказки, предания дети впитывали историю и национальный колорит своей родной страны.
Таким образом, слава и подвиги людей, живших столетия назад, сохранялась в памяти народа.
Несомненно одно, просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают совсем древние сюжеты . Изменение условий труда и быта, приобщение к новым видам искусства, большой интерес к художественной литературе, все это способствовало понижению интереса к былинам. Их стали записывать и исполнять все реже. Также текстовое содержание былин в связи с этим иногда менялось – новое поколение добавляло что-то свое в сюжет, иногда значительно преувеличивая его.
К сожалению, многие русские былины до нас дошли только в форме литературных произведений. 
Но несмотря ни на что, мы должны быть благодарны тем, кто сумел записать былины и издать их. Они открыли и сохранили для нас драгоценное искусство, величайшее наследие народной духовной культуры.
И задача педагогов - донести былинное слово до наших современных детей.
Начинается Былина с «зачина», в котором указывается место, время действия и действующее лицо. Затем идет изложение содержания. Заканчивается повествование Былины «исходом», в нем подводится итог повествованию. Бывает, что началу Былины предшествует запев (краткий текст), который привлекает внимание слушателей и не связан с содержанием самой Былины.
Причем в отличие от сказок они не просто рассказывались, а исполнялись особым образом, т.е. произносили на распев, следуя звучанию былинного стиха.
Былины показывают, что это песня о том, что происходило на самом деле, что имело место в жизни, самым привлекало к себе внимание многие поколения, запоминалось и оставалось в народной памяти.
Ученые - фольклористы используют для таких песен термин «народный эпос».
Для народного эпоса характерны: широкий охват событий в пространстве и во времени; патриотическая направленность; героическое содержание сюжета - нередко это битва национального героя (богатыря) с врагами; отношение к изображаемым событиям как к достоверным, историческая память народа - это борьба с чудовищами, иноземными врагами, встреча и спасение близких людей и т. д. . Защитник Родины, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении Родине.
Герой всегда сражается в одиночку против вражеских сил. Но его характер в былинах оборонительный, а не наступательный. Победой заканчивается борьба богатыря в сюжетных развязках былин, в ней выражается уверенность в силе русского народа над внешними врагами.
Вера в то, что могучие богатыри жили в далеком прошлом сохранилась до недавнего времени. Слово «богатырь» вошло в нашу современную жизнь, как мера оценки людей в проявлении их возможностей и лучших качеств. Но богатыри прежде всего - главные герои былин, рассказывающие о защите Древней Руси. Свои богатырские качества они проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли.
3.Использование народного эпоса в праздничной деятельности дошкольника.
Цель: Способствовать развитию нравственно-эстетических качеств ребенка посредством использования былин в праздничной деятельности дошкольника.
Задачи:
Обучающие: формировать у детей представление:
- о былине, как жанре устного народного творчества
- о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках Земли русской;
Развивающие:
- развивать умение творчески отражать полученные знания в музыкальной, театрализованной, изобразительной и др. деятельности;
- Развивать эмоционально-образное логическое мышление детей на праздничном материале.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам;
-воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству;
-поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.
Основной целью использования народного эпоса в праздничной деятельности детей является воспитание нравственных и эстетических качеств – это гордость за Россию, желание подражать героям былин, любви к родителям, к родной земле, защите слабых и т.д. Эти сильные, смелые, любящие свою землю люди, защищали и освобождали русский народ от унижения и разорения, от врагов. Народ в их честь слагал сказки, былины; художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, песни.
С целью ознакомления детей с былинами и формирования образа богатырей, как защитников русской земли, в ДОУ проводятся праздники, развлечения, досуги.
Основная цель проведения таких праздников, заключается в самом празднике: формирование у детей желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним. Например, проведение таких праздничных мероприятий, как праздник «Иван – герой», музыкально-литературный досуг «Мир русской былины», или «Былинные богатыри- славные защитники родной земли», музыкально-литературная викторина «Былина в гости к нам пришла» для детей старшего дошкольного возраста, является несомненно ценным дидактическим материалом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Это наиболее яркое, интересное, красивое, артистично, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Успех проведения праздника в детском саду зависит от того, насколько подготовлены к нему не только дети, но и взрослые.
Необходимо самому педагогу "услышать музыку стиха" народного эпоса, понять и творчески переосмыслить глубокий смысл и мудрость, заложенную в его содержании. Только тогда педагог сможет стать не просто связующим звеном между объектами и явлениями истории, культуры и ребёнком, а соавтором , творческим вдохновителем в мир культуры, в мир обыкновенных и необыкновенных вещей, сказок, мифов, преданий, былин, музыки и многого другого. Также проходит совместная работа педагогов и родителей, которые участвуют в подготовке к проведению праздника – это помощь в изготовлении костюмов, атрибутов, оформление зала и т. д.). Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию красочного мероприятия, возможно, на долгие года.
При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.
Во время участия в праздниках, ребенок знакомится с окружающим миром, который внушает ему нравственные правила, нормы поведения, причем все это происходит в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Обыгрывая какой –либо фрагмент по ролям, дети проявляют повышенный интерес к языку былин, сказаний, песен, - непривычные для них древнерусские слова, которые отличаются торжественностью тона, величавостью, грандиозностью рассказывания, например: «А и сильные, богатыри на Славной Руси! Не скакать врагу по нашей земле-матушке! и т.д. или спокойные ,напевные: «Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие. Давно я вас ждал-поджидал. Знаю ваше горе-беду.» Дети знакомятся с загадками, пословицами, поговорками русского народа. В их содержании заключена вся сила, храбрость, смелость русских богатырей, подводит их к пониманию того, что в них заложена народная мудрость.
Также происходит уникальное воздействие литературы, устного народного творчества, произведений искусства, театрализации на развитие образов-представлений, воображения, фантазии, одновременно со звучанием на празднике классических музыкальных произведений русских композиторов: Римского – Корсакова, М. Глинки, А. Бородина, Гречанинова и др. Слушая муз. отрывок из 2-ой симфонии «Богатырская» композитора А. Бородина , мы учим детей мысленно представлять образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы - весь образ далёких веков. А в пьесе М. Мусоргского «Богатырские ворота» - мы помогаем мысленно представить широту русских полей, образ и мощь богатырей, и всю силу духа их характера. Под музыку М. Глинки «Марш Черномора» дети могут изобразить образ богатырей, которые садятся на коней и выезжают на защиту земли Русской и т.д.
Все это в совокупности воздействует эмоционально на ребенка, способствует умению на чувственной основе размышлять, переживать, обогащать свой жизненный опыт историческими событиями и одновременно у него формируются знания, умения и навыки творческой деятельности, которые закладываются именно в дошкольном возрасте .Во время слушания в грамзаписи звучание народных инструментов, сопровождающих театрализованное действо, дети получают представления о таких русских народных инструментах, как гусли, гудок, волынка, Например, гусли звучали на протяжении всего повествования Былины, Обладая насыщенным звоном, на них играли русские богатыри, певцы-сказители. Волынку также брали в походы древнерусские воины. Знакомясь с ними на празднике, дети узнают о строении, звучании этих инструментов, постепенно обучаются простейшим навыкам техники игры . В музыкально-литературной викторине «Былина в гости к нам пришла» была использована игра «Гусли» муз. В. Витлина. Каждый ребенок мог рассмотреть и поиграть на этом народном инструменте. Также они учатся различать голоса народных инструментов, учатся слушать и понимать народную музыку, что создает эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора.
Влияние народного эпоса мы находим в творениях изобразительного и прикладного искусства. Во время проведения праздников, различных досуговых мероприятий ,например, красочно-оформленный зал, костюмы богатырей, сказителей –все это пробуждает в детях любознательность в области народного, декоративно- прикладного искусства, способствуют развитию чувства прекрасного, что вызывает у них эмоционально-положительный настрой. Дети понимают свою сопричастность ко всему происходящему. Еще они узнают, что одежда для богатырей богатая, яркая ,нарядная, расшитая всевозможными узорами, что такие украшения делались не только для красоты. Вышитые рубахи служили богатырям «оберегом», т.е. оберегали их от вражеского меча. Узоры в вышитых изделиях тоже имели свой смысл.
Узнают о разных видах оружия эпохи Древней Руси, например, как выглядит булава, копье или палица, что шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов. Его украшали орнаментом, узором, позолотой. А меч был главным оружием богатырей в ту пору. Рукоятка меча и ножны тоже украшалась орнаментом и узором. На музыкально - литературном досуге «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» можно рассмотреть иллюстрации репродукции картины А. Васнецова «Три богатыря». с изображением вооружения (шлем-шишак, меч и ножны, зерцала, палица, щит, колчан и стрелы, лук, копье, кольчуга
На праздничном мероприятии они с большим удовольствием участвуют в игре "Собери богатыря в дорогу", где усваивают знания об элементах костюма русского богатыря, тем самым мы продолжаем воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Надевая костюмы на праздник, и обыгрывая сцену борьбы богатыря со Змеем Горынычем или Соловьем-разбойником, ребята ощущают себя главными героями сюжета. Все это способствует воспитанию чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к могучим, мудрым, русским воинам, которые бескорыстно служили народным интересам. Самое главное, что у детей формируется желание подражать им: быть смелыми, храбрыми, сильными, ответственными, способными преодолевать любые трудности и преграды на своем пути, развивается чувство взаимовыручки, постепенно воспитывается устойчивый интерес и уважение к истории Руси.

Вывод
Новый подход к использованию эпоса даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к устному народному творчеству и истории России. Былины можно и нужно использовать в праздничной деятельности с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Разыгрывая былины в театрализованных постановках у детей развивается положительная тенденция в знаниях и умения. Появляется заинтересованность к познанию искусства и в участии в творческом процессе. Многие из них легко могут ориентироваться в содержании знакомых былин, назвать героев и правильно оценивать их поступки. В последствие, дети легко используют в разговорной речи слова и обороты старославянского происхождения, а малые фольклорные жанры применяют в музыкальных и дидактических играх и в общении друг с другом. У большинства детей сформированы представления о быте, основных занятиях людей в Древней Руси: дети называют ремёсла, предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни древних славян.
Всё это способствуют повышению уровня положительно-эмоционального воздействия на внутренний мир каждого ребенка, развитию большого любопытства к историческому прошлому России и устному народному творчеству, возникшем у детей в результате проведённых праздников, досугов, развлечений на основе былинного материала.
Список литературы
1.Арчажникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки» М., Просвещение,1984г.
2.Бойчук И.Г. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», изд. «Детство- Пресс, 2013 г.
3.«Былины» М.,-Просвещение,1993 г.
4.Буре Р.С., Година Г.Н., Виноградова А.М. « Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»,2-е изд. и доп., М.,- Просвещение, 1989 г.
5.Гайворовская Г.А. «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности», Методическое пособие , цент. пед. обр.,
М., -2007г.
6.Зацепина М.Б., Антонова Т.Б. « Народные праздники в детском саду» М.,-Мозаика-Синтез,2006 г.
7. Зацепина М.Б. Журнал «Современное дошкольное образование»,
Рубрика « Скоро праздники».
8.Здравомыслов А.П. «Потребности, интересы, ценности», М., -Политиздат, 1986г.
9. Лармин О.В. « О взаимодействии нравственного и эстетического в воспитании».
10.Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» изд. Просвещение, М., -1987 г.
11.Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» т.10, М.,-1994 г.
12.Полунина В.Н. « Искусство и дети» М., Просвещение, 1982 г.
13.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт- Петербург, из. «Детство-Пресс»,2010 г.
14.Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» М.,- Гум. изд. центр Владос ,2001 г.

Приложенные файлы


Добавить комментарий